Принципы построения судебной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения судебной системы



Судебная система – совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории гос-ва и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями. Это закрепленная в законе сов-сть взаимосвяз-х между собой судов, организованных и действующих на общих констит. принципах с учетом сущ-го админ.-терр. устройства.

Суд. система состоит из отд. ступеней, которые образуют звенья суд. системы. Звено суд. системы – суд (суды), занимающий опред. положение в суд. системе и наделенный предусмотренной зак-м компет-й. Суды, наделенные одинаковой компет-ей, равным объемом прав и полномочий, относятся к одному звену суд. системы. В нашей стране 3 звена – республика, область, район (город). Однако суды не находятся в админ. подчинении др.др.

Суд. инстанция – суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной офрме по конкретному делу. Суд. инстанции занимаются определенном видом суд. деят-ти. Звено суд. системы – понятие судоустройственное, а инстанция - процессуальное. По объему компетенции выделяют суды первой второй (кассац.), надзорной инстанции. Суд. инстанция не является звеном, т.к. она отражает не место суда в суд. системе, а стадию прохождения дела в суде.

Суды первой инст. рассматривают отнесенные к их компетенции дела по существу, непосредственно. Суды кассац. инстанции проверяют законность и обоснованность не вступ. в силу решений судов первой инстанции. Суды надз. инстанции проверяют правильность рассмотренных в судах 1 и 2 инстанций дел и вступивший в силу решений.

Судебную систему РБ составляют: 1) Конституционный Суд РБ - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства; 2) суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. С 2014 г. экономические суды входят в систему судов общей юрисдикции, Высший хоз. суд упразднен. Таким обр., в рамках системы судов общей юрисд. сущ-т система общих и экономических судов.

Действующая судебная система РБ является трехзвенной. Ее образуют
1) Верховный Суд РБ; 2) областные, Минский гор. общие суды; эконом. суды обл-й и г.Минска; 3) районные (городские) суды. Особую роль выполняет Конституционный Суд.

Организация суд. систем строится с учетом историко-культ., правовых и национальных традиций, гос. устройства, админ.-терр. деления, некоторых др. юрид. требований. Состав и устройство суда, его организация зависят от уровня развития экономики, демократии и гражд. общества. Должна учитываться специфика судебной деят-ти, строгое соблюдение процедуры суд. рассмотрения дел, прав и законных инт. участников процесса.

Существует три наиб. известных модели суд. систем:

- централизованная: наличествует единая строго центр. система судов во главе с высшим судом, как пр. Верховным;

- децентрализованная: состоит из параллельно действующих двух и более подсистем, как пр., со своими высшими судами;

- смешанная – наиб. распростр., наряду с высшим (Верховным) есть и автономные подсистемы суд. учреждений.

Выбор конкретной системы зависит от условий конкр. страны. Представляется, что наиболее эффективна смешанная система и децентрализованная. В них проводится узкая специализация судов и судей, обеспечивается более качеств. и оперативное осущ-ние правосудия. Такая модель более качественно обеспечивает независимость судей и суд. власти.

Единство суд. системы выражается в единстве задач судов, принципов их орг-ции и деят-ти; применении единого зак-ва; общеобязат. вступивших в силу суд. актов; единстве статуса судей; финансирования судов из средств гос. бюджета. Централизация суд. системы предполагает наличие единого суд. центра, высшего суда для всех судов гос-ва, отсутствие автономных образований. Судебная система м.б. единой, но не централизованной.

Единство судебной системы явл. основным принципом СС. Он обеспечивается путем:

- установления судебной системы на всей терр. страны Конституцией др. актами высших органов гос. власти и управления;

- соблюдения всеми судами и судьями установленных правил судопроизводства;

- признания обязательности исполнения на всей территории гос-ва судебных решений и постановлений, вступивших в зак. силу;

- законодат. закрепления единства статуса судей; - финансир-я судов из гос. бюджета.

Общая характеристика действующей судебной системы в РБ

Судебная система – это совокупность судов – органов судебной власти, действующих на территории государства и построенных в соответствии с выполняемыми задачами и полномочиями. Это закрепленная в законе совокупность взаимосвяз-х между собой судов, организованных и действующих на общих констит. принципах с учетом сущ-го админ.-терр. устройства.

Суд. система состоит из отд. ступеней, которые образуют звенья суд. системы. Звено суд. системы – это суд (суды), занимающий опред. положение в суд. системе и наделенный предусмотренной законом компет-й. В нашей стране 3 звена – республика, область, район (город). Однако суды не находятся в админ. подчинении др.др.

Суд. инстанция – суд, который осуществляет правосудие в предусмотренной законом процессуальной офрме по конкретному делу. Суд. инстанции занимаются определенном видом суд. деят-ти. По объему компетенции выделяют суды первой второй (кассационной), надзорной инстанции. Суды первой инст. рассматривают отнесенные к их компетенции дела по существу, непосредственно. Суды кассац. инстанции проверяют законность и обоснованность не вступ. в силу решений судов первой инстанции. Суды надзорной инстанции проверяют правильность рассмотренных в судах первой и второй инстанций дел и вступивший в силу решений.

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

1) Конституционный Суд РБ - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

Суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства. С 2014 г. экономические суды входят в систему судов общей юрисдикции, Высший хозяйственный суд упразднен. Таким образом, в рамках системы судов общей юрисд. сущ-т система общих и экономических судов.

Действующая судебная система РБ является трехзвенной. Ее образуют 1) Верховный Суд РБ; 2) областные, Минский гор. общие суды; эконом. суды обл-й и г.Минска;
3) районные (городские) суды. Особую роль выполняет Конституционный Суд.

Конституционный Суд РБ призван обеспечивать верх-во Конституциии ее непосредств. действие на территории РБ, соответствие НПА гос. органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами.

- Общие и экон. суды призваны защищать гарантир-е Конституцией и иными актами зак-ва личные права и св., соц.-экон. и политич. права граждан, констит. строй, госуд. и общ. интересы, права организ., ИП, обеспечивать прав. применение з-ва при осущ-нии правосудия, способствовать укрепл. зак-ти и предупр-ю правонарушений.

Первым и основным звеном СС являются районные (гор.) суды. Этот суд действует только в качестве суда первой инстанции. На него падает основная нагрузка. Она рассм-т большинство уголовных, гражд. дел, дел об админ. правонарушениях.

Вторым звеном (средним) выступают областные, Минский гор. суд. Они также рассм-т определ. круг дел в качестве суда первой инст., но также выполняют функцию суда кассационной инстанции в отношении не вступивших в зак. силу решений суда первой инст. Эти суды изучают суд. практику, анализируют суд. статистику. В обл. судах сущ-т коллегии по гражда., угол. делам, действующие в качестве касс. инстанции. Также у этих судов есть функции судов надзор. инстанции (Президиум суда).

Высшее звено – Верховный Суд. Отд. круг дел он м. рассм-ть в кач. суда первой инстанции, является кассац. инстанцией для дел, рассм-х в качестве суда первой инстанции в областных судах. Выполняет функцию суда надзорной инстанции. Осущ-т надзор за деят-ю всех судов, дает разъяснения о применении суд. зак-ва, анализирует суд. статистику, суд. практику. Пленум и Президиум.

В системе судов общей юрисдикции теперь находятся экономические (бывшие хоз.) суды. Их система представлена 1) семью экономическими судами областей и Минска и 2) судебной коллегией Верховного Суда по экономическим делам.

Конституционный Суд РБ

Конституционный Суд призван обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории РБ, соответствие нормативных правовых актов гос. органов Конституции, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией, Кодексом о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.

Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда. Конституционный Суд приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

Председатель КС назначается Президентом с согласия Совета Респ. из числа судей КС сроком на пять лет. Заместитель Председателя КС избирается Конст. Судом из состава судей КС по представлению Председателя КС сроком на 5 лет.

Конституционный Суд формируется в следующем порядке:

- шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

- шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов как в целом, так и их отдельных положений.

Конституционный Суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики Беларусь дает заключения:

- о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента;

- о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

- о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Порядок конституционного судопроизводства определяется законом. Вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда регулируются Регламентом Конституционного Суда. По отдельным вопросам, специально указанным в Кодексе о суд-ве и статусе судей, Конституционный Суд принимает заключения. По иным вопросам, входящим в его компетенцию, Конституционный Суд Республики Беларусь вправе принимать решения. Обращения к государственным органам могут быть переданы отдельно в форме представления или запроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.013 с.)