Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная судебная система.

Поиск

Судебная власть — это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе. С учетом этого судебную власть можно было бы определить как реализуемые занимающими особое положе­ние в государственном аппарате органами (судами) присущие им воз­можности и способности воздействия на поведение людей и социаль­ные процессы.

Из этого определения следует, что понятию судебной власти свойст­венно, по крайней мере, две особенности: во-первых, данная власть может реализоваться только специально создаваемыми государственными учреждениями — судами;

во-вторых, у этих органов должны быть свои, присущие только им способности и возможности воздействия.

Эти признаки нельзя изолировать друг от друга или противопостав­лять. Осуществляя государственную власть в особой форме, суд не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, изданные парламентом, а исполнительная власть осуществляет его решения (тю­ремное содержание, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.).

Вместе с тем судебная власть существенно отличается от законода­тельной и исполнительной. Суд не принимает законы, как это, напри­мер, делает парламент (своеобразным исключением выступают прецеденты в странах англосаксонского права), и не занимается ис­полнительной деятельностью, подобно правительству. В отличие от законодательной власти судебная власть не опирается на поддержку избирателей и не имеет тех силовых механизмов, какие есть у испол­нительной власти. Однако, принимая решения, судебная власть может лишить человек свободы и, даже, жизни, чего не имеет права делать ни законодательная, ни исполнительная власть. В отличие от законодательной и исполнительной власти, которые тесно связаны с политикой, судебная власть должна стоять над политическими кон­фликтами. Она не вправе руководствоваться политическими мотивами и поддаваться политическому давлению, Вместе с тем в лице консти­туционных судов, принимающих политические решения, судебная власть также может участвовать в политике. Сила судебной власти коренится в се уважении гражданами и должностными лицами, в вере в непререкаемость судебных решений и их неуклонное исполнение. Будучи органом государства, конституционный суд, однако, может противостоять государству и его учреждениям, если они нарушают законы.

Судебная власть обладает многогранными полномочиями, которыми наделяются суды. Их реализация в целом и есть реализация судебной власти.

Среди этих полномочий можно назвать следующие:

• правосудие;

• конституционный контроль;

• контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц;

• обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов;

• разбирательство и разрешение дел об административных право­нарушениях, подведомственных судам;

• разъяснение действующего законодательства по вопросам судеб­ной практики;

• участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфически судебное пол­номочие. Но судебная власть, как уже говорилось, не сводится только к данному полномочию. Она включает и ряд других, которые, как и правосудие, имеют большое социальное значение. Эти полномочия было бы неправильно полностью отождествлять с правосудием. Мож­но говорить лишь о том, что их реализация тесно связана с правосуди­ем и содействует его надлежащему осуществлению.

Проведению в жизнь каждого из названных полномочий, образую­щих судебную власть, призвано способствовать исполнению прини­маемых ими решений. Закон, к примеру, прямо провозгласил общеобя­зательность судебных решений всех видов. Он требует от организаций и должностных лиц, граждан неукоснительного подчинения велениям судебной власти.

Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть при­звана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти, А это позволяет делать вывод уже о равнозначности, равноправности и паритетности всех ветвей власти. Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в том, что одним из ее полномочий стал конституционный контроль.

Судебная власть имеет ряд существенных характеристик:

• построение органов судебной власти предполагает обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного началь­ства);

• для деятельности судебной власти установлены особые правила, процедуры, отражающие общечеловеческий опыт;

• основная цель деятельности судебной власти — обеспечить закон­ное, обоснованное и справедливое решение;

• краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность, коллегиальность (с некоторыми исключениями), возможность уча­стия представителей народа в вынесении решений, равноправие сторон, участвующих в разбирательстве дел;

• центральным звеном судебной системы считаются суды, наделен­ные однородными полномочиями.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подраз­деление), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, про­верка законности и обоснованности этих решений).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен при­нимать решение по существу тех вопросов, которые являются основ­ными для данного дела. Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность приговоров и др. су­дебных решений, не вступивших в законную силу. Вышестоящей ин­станцией или вышестоящим судом обычно называют суды, занимаю­щие более высокую ступень по отношению к данному суду.

Судебная власть осуществляется судьей единолично (при рассмот­рении незначительных правонарушений) или судебной коллегией. Коллегия может состоять из одного или нескольких судей и опреде­ленного числа народных или присяжных заседателей, которые вклю­чаются в состав суда при рассмотрении серьезных уголовных дел.

Судьи могут избираться или назначаться. В большинстве стран они назначаются пожизненно или, чаще, до достижения определенного возраста (65 — 70 лет). В некоторых странах судьи первоначально назначаются на определенный срок, а затем избираются пожизненно. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое об­разование, незапятнанную репутацию (это может относиться и к бли­жайшим родственникам), определенный жизненный опыт и сравни­тельно большой юридический стаж. Судьи не могуг осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Во многих странах они не могут состоять в политических партиях, участ­вовать в политической деятельности и забастовках.

Списки заседателей (присяжных), в которые обычно включаются добропорядочные граждане, составляются муниципалитетами или специальными комиссиями. Для каждого конкретного заседания их определяют по жребию, путем случайно выборки. Народные заседате­ли наравне с судьей участвуют в постановлении решения, определе­нии наказания и т. п. Присяжные (чаще всего в англосаксонских стра­нах) лишь принимают решения о виновности или невиновности, а на­казание назначает судья.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправ­ления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д.) и нередко именуемые в юридической лите­ратуре актами правосудия, в соответствии с законодательством наде­ляются особыми свойствами. Одно из них — общеобязательность. Она означает, в частности, что вступившие в законную силу приговор, оп­ределение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории.

Правосудие относится к числу важнейших полномочий, осу­ществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномо­чий судебной власти оно занимает центральное место. Правосудие отличается целым рядом особенностей:

• отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человек и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций;

• правосудию принадлежит решающее слово при признании кон­кретного лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания либо иного определенного в законе воздейст­вия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно привлекался к ответственности;

• правосудие является способом разрешения споров (имущественных и некоторых других), возникающих в сфере экономической дея­тельности между государственными и негосударственными орга­низациями,

• неисполнение судебного решения или воспрепятствование испол­нению может повлечь применение различного рода санкций в от­ношении тех, кто повинен в этом;

• правосудие может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и раз­решение гражданских и уголовных дел должно происходить в су­дебных заседаниях. А это значит, что разбирательство дела и при­нятие по нему решения либо вынесение приговора возможно лишь при неуклонном соблюдении законодательства;

• все процессуальные предписания, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и спра­ведливого решения по существу;

• правосудие может осуществляться только особым органом — су­дом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять эту деятельность.

С учетом отмеченных отличительных признаков правосудие можно было бы определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголов­ных дел при неуклонном соблюдении требовании закона и ус­тановленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснован­ность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие ру­ководящие, исходные положения, определяющие наиболее сущест­венные стороны данного вида государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний зако­нодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе обще­ства.

К числу основных принципов правосудия относятся:

а) доступность суда для всех физических или юридических лиц;

б) публичность (открытость) суда. Лишь в некоторых случаях (во­просы государственной тайны, интимные отношения) проводятся за­крытые заседания;

в) независимость суда и подчинение его только закону;

г) возможность обжалования судебного решения в другом суде;

д) ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами, или с участием переводчика;

е) ответственность государства за судебную ошибку.

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных предписаний, регулиру­ющих правосудие.

Система судов в ряде стран, в т. ч. в Республике Беларусь, строится на принципах территориальности и специализации. По территориаль­ному принципу в районах создаются районные суды, в областях — областные и т. д. К числу специальных судов обычно относятся: ар­битражные, хозяйственные, военные, административные, трудовые и др. Особая роль среди специальных судов принадлежит конституци­онным судам, осуществляющим функцию контроля за конституцион­ностью нормативных актов (в некоторых странах подобную функцию выполняют общие суды). Правовые акты, признанные конституцион­ным судом не соответствующими конституции, утрачивают свою си­лу.

Построение органов власти в соответствии с принципом разделения властей обеспечивает действие системы сдержек и противовесов для того, чтобы они дополняли и контролировали действия друг друга.

23. Правовой статус судей.

24. Принципы правосудия. Принципы правосудия в РФ, их характеристика

Демократические основы (принципы) правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности.

Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

К принципам правосудия традиционно относят следующие:

1. Законность. Законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими ч должностными лицами, гражданами. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Федеральные законы обязательны к исполнению на всей территории РФ. Соответственно законодательные акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют на территории данного субъекта.

Особенностью современного понимания принципа законности является то, что оно допускает при определенных условиях возможность непримене-ния судами также законов, в т. ч. федеральных. И такое отношение к закону вытекает непосредственно из положений, закрепленных в Конституции РФ.

2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип следует относить, к числу универсальных. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина - ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. Юридической базой для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Эта основополагающая идея развита и конкретизирована во многих предписаниях Конституции РФ и других законодательных актах, включая те, которые имеют непосредственное отношение к правосудию и в целом ко всем направлениям правоохранительной деятельности.

Это предписания о равенстве всех перед законом и судом, презумпции невиновности, праве на защиту от обвинения в преступлении, состязательности и равноправии сторон, праве на судебную защиту прав и свобод от каких бы то ни было посягательств, а также о национальном языке судопроизводства, открытом разбирательстве судебных дел и т. д.

Многие из них имеют существенное значение для создания надлежащих условий, необходимых для подлинного правосудия как по уголовным, так и гражданским, в том числе арбитражным делам.

Особого внимания требуют конституционные и иные законодательные положения, которые призваны гарантировать неприкосновенность личности человека и гражданина, их частной жизни и жилища.

Соблюдение этих положений - важнейшее условие для осуществления правосудия во всех сферах. Однако значительную актуальность они имеют для правосудия, которое осуществляется в связи с разбирательством уголовных дел.

Конституция РФ и другие законы бескомпромиссно запрещают любые

действия, которые причиняли бы какой-то ущерб и здоровью, умаляли бы достоинство личности. Таково общее правило, и оно четко и ясно определено в ст. 25 Конституции РФ.

Однако если все же в процессе выполнения оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий возникает потребность проникнуть в жилое помещение против воли его хозяина, то требуется заручиться санк-цией прокурора или решением суда, допускающим такое проникновение.

3. Осуществление правосудия только судом. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ, как отмечено выше, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: «Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается».

Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст. 49 Конституции РФ и ст. 13 УПК. В ней сказано следующее: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание. Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде Других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов, уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим. Государство доверяет отправление правосудия только специально уполномоченным (компетентным) органам. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

4. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда.

Суть принципа заключается в следующем: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международ-ных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело. В настоящее время все суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские дела по первой инстанции в двух составах суда: судьями единолично или коллегией в составе профессионального судьи и двух народных заседателей. Фактически большинство такого рода дел рассматривается судьями единолично. Дела, подведомственные арбитражным судам, могут рассматриваться по первой инстанции в одном из трех вариантов составов судов: судьей-профессионалом единолично, тремя судьями-профессионалами, судьей-профессионалом и двумя арбитражными заседателями.

5. Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей. Этот принцип провозглашается во многих законодательных актах: в Конституции РФ (ст. 120), Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных судах (ст. 6) и др.

Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

6. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Этот принцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Равенство перед законом - это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.

Понятие равенства перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех граждан, предстающих перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями.

7. Обеспечение права граждан на судебную защиту.

Свободу доступа к правовой защите, осуществляемой судами, принято считать одним из оплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной власти, на четкое разграничение их функций и установление так называемой системы сдержек и противовесов.

8. Состязательность и равноправие сторон. Данный принцип весьма созвучен и схож по содержанию с рассмотренным выше принципом осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом. Однако эти принципы не тождественны. Рассмотренный выше имеет в виду всех, кто так или иначе соприкасается с судом и соответственно - с правосудием. Это могут быть обвиняемые и потерпевшие, истцы и ответчики, свидетели и эксперты, переводчики и понятые и т. д. Что касается принципа состязательности, то он распространяется не на всех граждан, а лишь на стороны, участвующие в судопроизводстве, т.е. на тех, кто при разбирательстве уголовных и гражданских дел судом выполняют одну из процессуальных функций (обвинение или защиту по уголовным делам, поддержание гражданского иска или возражение против него).

Состязательность как принцип (основа) правосудия означает такое построение процедуры осуществления данного вида государственной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских или уголовных дел в судебных заседаниях равные возможности участвующих в таком рассмотрении лиц по отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов. При этом суд наделяется полномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений по существу рассмотренных дел.

9. Презумпция невиновности. Суть презумпции невиновности изложена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». В основе этого принципа лежит общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек должен презюмироваться (предполагаться) добропорядочным, пока иное не будет доказано. Опирается он также на положения авторитетных

международных документов в области прав человека.

10. Открытое разбирательство дел во всех судах. «Разбирательство дел во всех судах, - говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом». Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому иди иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием.

Вместе с тем из этого общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагоги-ческим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недоста-точности площади зала председательствующий может распорядиться в целях поддержания необходимого порядка об ограничении доступа посетителей.

Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Такие заседания должны проводиться в интересах охраны государственной тайны.

11. Национальный язык судопроизводства. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». В этом конституционном положении конкретно проявляются особенности национально-государственного устройства РФ, основанного на уважении прав и свобод всех населяющих ее народов. Данное конституционное предписание уточняется и развивается в ряде других законодательных актов.

12. Участие граждан в отправлении правосудия. «Граждане РФ, - говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, - имеют право участвовать в отправлении правосудия». Такое участие чаще всего выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских и уголовных дел, принятию решений по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).

25. Контрольная власть. Контрольная власть — ветвь государственной власти, занимающаяся расследова-нием, проверкой, изучением состояния дел без права вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно органы контрольной власти докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям. Сами же органы контрольной власти, как правило, никаких санкций применять не могут. Специфика построения контрольной власти состоит в том, что органы контроля рассредоточены, не имеют единой иерархической системы, и каждый из них осуществляет часть полномочий по общегосударственному контролю. По предмету контроля различают следующие виды, органов контрольной власти: 1) органы конституционного контроля (общие суды в англо-саксонских странах, конституционные суды, конституционные советы, органы религиозно-конституционного контроля в странах ислама). Осуществляют контроль над конституционностью (соответствием конституции) законов и иных нормативно-правовых актов, а порой и действий, например, выборов президен-та; 2) органы общего надзора (прокуратура, публичные министерства). Осуществляют надзор за соблюдением режима законности, т.е. определяет точность и единообразие исполнения и применения законов государственными органами (иногда и физическими, и юридическими лицами); 3) органы финансового контроля и антимонопольные органы (счетная палата, антимонопольный комитет). В их задачи входит контроль над расходованием средств государственного бюджета, над соблюдением режима экономической конкуренции; 4) органы контроля за соблюдением прав человека (парламентский комиссар, омбудсман). В большинстве государств омбудсман назначается парламентом, подотчетен парламенту.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Это еще одна ветвь публичной власти, претендующая на самостоятельное существование власть. Цель выделения данной ветви власти в качестве самостоятельной — обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти, дабы обеспечить большую эффективность их деятельности. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счетные палаты, иные контрольные органы. В нашей стране контрольная власть также пока не выделяется в качестве самостоятельной.

===============================================================================

Социальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики. Становление социального государства во многих странах связано с экономическим ростом, возможностями перераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого. Оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппарата. В различных государствах структура социального государства весьма существенным образом различается. Так, если в Великобритании краеугольном камнем государственного здания является здравоохранение, то в других государствах это система образования и забота о престарелых. Одни социальные государства используют систему частного страхования, в других само государство выступает гарантом прав. Цель социального государства гарантировать всем гражданам минимальный уровень цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особое внимание уде-ляется профессиональному обучению, переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используются как методы прямого перераспределения, так и возвратная ссуда. Централизованная система социального обеспечения заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно заполняет пространство, оставленное государством.

Здесь препятствием выступают не только объемы требуемой социальной помощи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей создания богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простой подмены государственных учреждений. Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовых обязательств со стороны общества и определить их пределы. К примеру, отмечается значительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бы выполнить обещания, данные социальным государством. Социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом связанного с тем, что налоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру человеческого существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В этой связи характерны подходы к соци-альному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Общая же тенденция такова, что, не исключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, нужно сделать вывод о движении к меньшему государству и большей децентрализации.

Контрольная Власть - согласно одной из теорий в науке конституционного права - ветвь власти, занимающая самостоятельное место в системе разделения властей наряду с закон одательной властью, исполнитель ной властью и суд ебной властью. В большинстве государств Контрольная Власть представлена высшими органами государства особого рода (счет ные палаты, государственные контролеры, омбудсм. аны). В некоторых странах (Германия, Италия, Румыния, Болгария, Монголия, Беларусь) к контрольным органам относят также конституционные суд ы.В отличие от ведомственного, административного контроля Контрольная Власть занимает самостоятельное место:она организационно обособлена от других ветвей власти. Специфика деятельности органов Контрольная Власть состоит в том, что они не устанавливают общих правил поведения,как это делает законодательная власть, не занимаются организатор ской работой, что присуще исполнитель ной власти, не рассм. атривают конкретных уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, что составляет сферу деятельности суд ебной власти, а занимаются лишь расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий. Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям. Сами же органы Контрольная Власть, как правило, никаких санкций применять не могут. Контрольная Власть следует отличать от контрольных полномочий, принадлежащих органам закон одательной. исполнитель ной и суд ебной власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.012 с.)