Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование региональных рынков

Поиск

Регулирование региональных рынков предполагает воздействие субъектов управления на объект ради достижения заранее спланированных целей, которые региональные органы поставили перед собой в рамках исполнения программно-целевого метода. Основные цели управления региональными рынками - это обеспечение сбалансированности рынков в регионе, удовлетворение потребностей населения, обеспечение экономической эффективности развития региона.
Объектами управления являются население, предприятия, организации, сельскохозяйственные предприятия, объекты рыночной социальной инфраструктуры региона.
Функции управления региональными рынками следующие:
1. Аналитическая. Экономическая диагностика развития рынков, исследования региональной рыночной конъюнктуры, исследования конкурентной среды, анализ институтов региональных рынков, исследование всей рыночной инфраструктуры в целом.
2. Организация и контроль. Процесс построения органов управления региональными рынками, упорядочение их взаимосвязей, информационного потока ради обеспечения контроля.
3. Планирование. Разработка стратегических и тактических планов по развитию системы региональных рынков.
4. Координация. Разработка законов, нормативов, программ.
5. Мотивация. Льготы предприятиям, кредиты в целях повышения покупательной способности населению.
По отношению к функционированию региональных рынков существуют основные теории, посвященные анализу функционирования рынка регионов.
I. Теория размещения производства и средств обращения.
В этой теории упор делается на анализ пространственных проблем размещения предприятий, транспортных сетей.
II. Теория рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия.
Эта теория сосредотачивает внимание на региональных и внутрирегиональных связях, перемещении товаров, услуг, капиталов.
III. Теория центральных мест.
В этой теории города в регионе рассматриваются как рыночный центр снабжения прилегающей сельской местности товарами и услугами.
IV. Теория геомаркетинга.
Эта теория упор делает на исследование пространственных характеристик региональных рынков, месторасположение покупателей. В рамках теории проводится географическая сегментация регионального рынка для формулирования стратегии продвижения товаров на каждой территории.
V. Теория пространственного распространения товаров.
В этой теории региональный рынок рассматривается как система каналов распределения товаров в сфере обращения регионов, то есть рынок рассматривается не только как финансовоэкономический, но рассматриваются и его материальные стороны перемещения товаров от производителей к потребителям.
VI. Институциональная теория.
Региональный рынок - это система взаимодействующих субъектов сферы обращения региона, которая выступает в различных организационных формах и обеспечивает торговоэкономические и финансовые связи между производителями и потребителями.
Все теории рассматривают проблему экономической диагностики региональных рынков, которая представляет собой сбор, анализ и интерпретацию данных об основных факторах, воздействующих на социально-экономические процессы и влияющих на формирование региональных рынков. Основа экономической диагностики - это конъюнктурные исследования, текущие наблюдения за состоянием рынка и его динамики, анализ причин, прогноз состояния конъюнктуры. При этом рассматриваются два основных понятия: Общерегиональная рыночная конъюнктура и конъюнктура товарных региональных рынков. Общерегиональная конъюнктура определяет состояние на данный момент всей системы региональных рынков, всех их видов.
Конъюнктура товарного рынка - это изучение текущих изменений в производстве и реализация отдельного товара (группы товаров) на территории региона.
В зависимости от условий и особенностей региональных рынков количество факторов, воздействующих на рыночную конъюнктуру может сильно меняться. Все факторы делятся на контролируемые и неконтролируемые. Контролируемые находятся в компетенции руководства региона. Это, например, определение товарного ассортимента, регулирование объема производства, ценовая политика (особенно на энергоносители), сбытовая политика, выбор стратегии развития региона, информационная политика. Неконтролируемые факторы не определяются органами власти, но влияют на принимаемые решения и на развитие региона. Это факторы макроуровня и мезоуровня.
Факторы макроуровня (мировые тенденции, политика государства):
- Экономический фактор (фаза экономического цикла экономики страны и мировой экономики, уровень общемировых и национальных цен, банковские процентные ставки, инфляция);
- Научно-технический фактор (уровень развития материально-технической базы рыночной инфраструктуры, уровень механизации и автоматизации в стране, уровень развития производственных и информационных технологий);
- Социально-демографический фактор (количество и качество трудовых ресурсов в стране, половозрастная структура, уровень образования населения, национальные традиции, размещение населения по территории станы);
- Природно-климатический фактор (специфика производства и потребления, температурный режим);
- Политический фактор (стабильность политической системы, нормативная база).
Факторы мезоуровня: выбор потребителей, хозяйствующих субъектов.
Выбор системы показателей оценки состояния конъюнктуры регионального рынка будет определяться для власти целями конкретного исследования.
Состояние конъюнктуры в регионе может быть оценено количественно: показателями сферы производств - государственные заказы, размер инвестиций, уровень занятости. Показателями межрегиональных и внешнеэкономических связей - объем экспорта и импорта, объем грузовых перевозок. Показателями кредитно-денежного обращения - курсы Центрального Банка, валют, процентные ставки.
Основная характеристика конъюнктуры товарного рынка - степень сбалансированности спроса и предложения, что проявляется в ценах на рынке, тенденциях продажи товаров и скорости оборота капитала. На основе всех этих показателей можно будет диагностировать тип рыночной конъюнктуры-----------------------------------------------------

Регулирование рынка труда может быть органически связано с комплексом системных преобразований, которые стимулируют экономический рост. В связи с этим возникает две группы проблем:

первая — общее оживление экономической ситуации и инвестиционной активности капитала, который будет оказывать содействие развитию системы рабочих мест и возрастанию потребности в рабочей силе;

вторая — повышение потребительского спроса населения вследствие совершенствования системы распределительных отношений, увеличения возможностей для получения дополнительных доходов. Все мероприятия государственного регулирования рынка труда, сориентированные на решение этих проблем, могут быть классифицированы по направленности, характеру, объектам влияния и источникам финансирования.

В мировой практике распространены следующие методы административного регулирования занятости:

увольнение временных работников;

«заморозка» найма;

временный или окончательный отказ от политики резервирования рабочих мест для выпускников учебных заведений;

стимулирование преждевременного и своевременного выхода на пенсию или увольнение по собственному желанию;

политика прямых увольнений.

Выбор совокупности наиболее приемлемых методов регулирования занятости зависит от конкретной ситуации, которая складывается на локальном рынке труда. При этом учитываются интересы определенных территорий, отдельных областей и предприятий относительно уровня и усиления государственного вмешательства в эти процессы путем согласования интересов субъектов рынка разных иерархических уровней. В целом выбор оптимальной политики регулирования рынка труда определяется следующими условиями и факторами:

инвестиционным потенциалом, его воспроизведенной структурой;

совокупностью рабочих мест и изменениями в их составе под влиянием банкротств, демонополизации производства, приватизации собственности;

демографическими условиями и характером пополнения трудоспособного населения, занятого в экономике и незанятого, которое стремится работать;

фондом жизненных благ и уровнем денежных доходов нанимаемого работника;

качественным составом рабочей силы, финансовыми возможностями общества, отдельных субъектов хозяйствования обеспечить возрастание профессионально-квалификационного уровня рабочей силы.

Реальная величина стоимости рабочей силы и ее динамика складывается под влиянием комплекса факторов, взаимодействие которых формирует две противоположных тенденции.

Первая состоит в возрастании стоимости рабочей силы вследствие повышения интенсивности работы, объективного расширения потребностей работников в потребительских товарах и услугах, равные просвещения и квалификации. В связи с этим увеличиваются общественное необходимые затраты на повышение профессионально-образовательного уровня рабочей силы и приведение его в соответствие с требованиями обновленной материально-технической базы производства.

Вторая — это снижение стоимости рабочей силы под влиянием возрастания общественной производительности труда. Учитывая направления действия факторов, которые определяют динамику цены рабочей силы, можно сделать вывод, что в экономике Украины сформировались тенденции, прямо противоположные мировым.

В экономически развитых странах высокая стоимость рабочей силы и соответствующее качество ее рассматриваются как главная предпосылка достижения интенсивного типа развития. В связи с этим постоянно обеспечиваются опережающие темпы возрастания вложений в рабочую силу по сравнению с затратами на основной капитал.

Так, в Японии в начале ХХ лет – единица капиталовложений стоила в 2,4 раза дороже, чем в середине 80-х годов. Цена же рабочей силы за этот период выросла в 15,6 раза (в текущих ценах).

В США затраты на воспроизведение рабочей силы увеличились в 5,3 раза, а на воспроизведение основного капитала в 3,7 (в постоянных ценах), расходы на науку — в 13 раз.

На основе общих черт, доминантных тенденций и отличий региональных рынков труда осуществляется их структуризация. Она опирается на оценки демоэкономического и социально-экономического режимов регионального воспроизведения рабочей силы, а также на информацию об интенсивности территориального движения рабочей силы, соотношения численности зарегистрированных безработных и количества свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Выделяется пять типов региональных рынков труда Украины.

Первый тип имеет четко очерченные признаки трудодепрессивности как в промышленном, так и в аграрном секторах экономики и те самим формирует экстремальные условия воспроизведения рабочей силы. Его образовывают области с низким уровнем индустриального развития: Волынская, Житомирская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая и Черниговская. Для них характерна чрезвычайно низкая мобильность рабочей силы. Причины такого состояния рынка труда этих областей довольно неоднородны. Это требует дифференцированных мероприятий по его преодолению.

Для региональных рынков этого типа эффективным методом преодоления деструктивных процессов является прямое регулирование путем разработки и реализации государственных программ развития этих территорий с четким определением источников пополнения финансовых ресурсов, предназначенных сугубо для накопления. Региональные рынки этого типа требуют режимов льготного кредитования и налогообложения, предоставления субвенций и преференций, создания и реализации региональных инвестиционных программ в тесной взаимосвязи с вопросами реорганизации действующих производств и создания новых.

Второй тип региональных рынков приближается к первому, однако признаки депрессивности и застойности недостаточно четко прослеживаются. Для него характерны более низкие темпы падения объемов промышленного производства и более существенные изменения в структуре. К этому типу относят Винницкую, Киевскую, Кировоградскую, Львовскую, Сумскую, Полтавскую, Черкасскую и Черновицкую области.

Для рынка второго типа первоочередное значение приобретают стабилизация сельскохозяйственного производства и связанных с ним перерабатывающих производств, развитие социальной инфраструктуры села с помощью прямых государственных инвестиций, обеспечение эквивалентного товарообмена между городом и селом. При условии реализации этих мероприятий будет возрастать уровень удовлетворения бытовых и культурно-образовательных потребностей сельского населения. Это в свою очередь будет противодействовать миграционному оттоку трудоспособного населения и в значительной мере будет нормализовать демоэкономические процессы на этих территориях.

Третий тип формируют индустриальные области — Днепропетровская, Донецкая и Луганская — с довольно высокомобильной рабочей силой и глубоко кризисным состоянием всей сферы приложения труда вследствие его высокой зависимости от экономического состояния сфер добывающей и тяжелой промышленности. Эти области имеют значительный компенсационный потенциал, способный радикально улучшить ситуацию в сфере занятости населения.

Развитие региональных рынков третьего типа возможный лишь на основе структурной реорганизации промышленного комплекса и ускорении развития объектов социальной инфраструктуры. В контексте этого направления следует определить экономически целесообразные объемы производства областей добывающей и тяжелой индустрии с учетом их экспортного потенциала. Это станет основанием для оптимизации численности занятых в этой сфере и определения возможных масштабов перераспределения их в пользу недостаточно развитой сферы обслуживания населения региона.

Четвертый тип региональных рынков труда охватывает Запорожскую, Харьковскую области и г. Киев. Характерными для него являются интенсивное движение рабочей силы, достаточное предложение и трудоустройство населения, высокая трудоемкость рынка труда. Формирование явной безработицы в таких условиях свидетельствует о том, что главной ее причиной является несовпадение качественных характеристик рабочей силы с требованиями к ней субъектов хозяйствования разных форм собственности.

Этот тип региональных рынков работы формируется промышленными центрами, в которых развитие рыночной инфраструктуры негосударственного сектора экономики и распространение нерегламентированной деятельности население смягчают ситуацию на официальной части рынка труда. Общее улучшение ситуации на региональных рынках труда этого типа связано с формированием финансово-промышленных групп, которые объединяют предприятия разных областей, банковские и финансовые учреждения, научно-исследовательские организации с целью создания конечных видов конкурентоспособной продукции благодаря мобилизации финансовых ресурсов в инвестиционных фондах.

Пятый тип региональных рынков труда образовывают причерноморские области — Одесская, Херсонская, Николаевская и Автономная Республика Крым с высокой ориентацией трудоспособного населения на разные формы самостоятельной занятости в сфере как официальной, так и неофициальной экономики.

Перспективы сбалансированного развития региональных рынков пятого типа в значительной мере определяются созданием экономических предпосылок и максимально полным использованием ориентации населения на самостоятельную занятость в разных сферах хозяйствования. Это будет содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, без которых невозможны гибкость и высокая емкость рынка труда. Дополнительно стимулируя фермерство, надомную работу, мелкие ремесла в сфере производства и услуг вследствие политики их инвестирования и кредитования, целесообразно ограничить самозанятость в неофициальном секторе экономики с помощью разработки соответствующих нормативно-правовых документов.

===============================================================================

Рыночные процессы на региональном уровне регулируются. Государственное регулирование процессов развития региональных рынков – это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.

Содержание государственного регулирования рыночных процессов на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов различного типа.

В условиях функционирования в экономике региона хозяйствующих субъектов различных форм собственности, каждый из которых в процессе принятия решений руководствуется своими экономическими интересами, необходимо осуществлять оптимальное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Сущность такого регулирования состоит в том, чтобы путем использования таких инструментов, как налоги, кредиты, субвенции, госзаказы и др., создавать механизмы ориентации субъектов рынка на эффективное развитие региональной экономики по возможности без прямого вмешательства органов управления, но в установленных этими органами рамках.

Формы и методы регулирования должны быть основаны на использовании стимулов, предусматривающих экономическую заинтересованность и ответственность предприятий и организаций региона за последствия принимаемых решений и побуждающих предприятия участвовать в социально-экономическом развитии региона

28.Характеристика экономической ситуации в федеральных округах РФ.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А. Медведева 19 января 2010 года. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года.

Почти все округа состоят преимущественно или только из краёв и областей. Единственным из округов, который почти полностью состоит из национальных республик, является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором город-центр не является административным центром или крупнейшим городом своего субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.234 (0.012 с.)