Унитарное государственное устройство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Унитарное государственное устройство



 

Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственности не обладают.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Кроме того, составные части унитарного государства не обладают государственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности5.

Территория унитарного государства состоит из определённых частей, которые принято именовать административно-территориальными единицами. Критерий их выделения может быть различным: экономическая целесообразность, исторические, географические особенности и т.д. Главное при этом то, что центральная власть определяет границы тех или иных частей унитарного государства и их статус.

Управление административно-территориальными единицами может осуществляться, как централизованно, т.е. назначенным из центра чиновником, таки децентрализовано, т.е. на началах местного самоуправления. Границы местного самоуправления весьма подвижны, чётких критериев здесь нет, за исключением одного принципа: вопросы государственного значения решаются не на местах, а "в центре"6.

Форма унитарного государства даёт возможность более полной концентрации ресурсов в руках "центра", она может способствовать ускорению экономического и культурного развития страны, складыванию единой нации. Именно в этих целях в ряде развивающихся стран федеративные государства были преобразованы в унитарные7.

В современном мире простые (моноструктурные) государственные образования представляют собой скорее исключение и являются в большей степени архаизмами, сохранившимися в процессе социально-политической эволюции (к числу таких государств можно отнести Ватикан, Сан-Марино, Люксембург и некоторые другие "государства-карлики") 8.

Сложное государственное устройство

 

Сложное государство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. В типологии сложных государств, принято выделять такие классы, как протекторат и уния.

Протекторат - это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать другому покровительство. А именно: осуществлять его представительство во внешних делах осуществлять вооружённую защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Под унией понимают союз, соединение объединение государств. Среди уний различают конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи9.

В настоящее время абсолютное большинство государств имеют сложное территориальное устройство. Наиболее интересными в плане изучения, с нашей точки зрения, представляются федерация и конфедерация.

Федерация

 

Федеративную форму государственного устройства называют "сложной", поскольку федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают признаками государственностиallpravo/diploma/doc33p/instrum1619/item1621.html - _ftn22#_ftn22. Как отмечается в литературе, федеративное государственное устройство является уникальным, так как, во-первых, оно неоднородно, во-вторых, разнообразно. Несмотря на разнообразие и неоднородность федеративного устройства в разных странах можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, которая не может противоречить федеральной, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.)

одна из палат парламента представляет интересы субъектов федерации

как правило, субъекты федерации лишены права сецессии, т.е. не могут в одностороннем порядке выйти из федерации10.

Федерации образуются либо в результате договора между независимыми государствами, осознавшими необходимость государственного объединения для совместной реализации своих общих интересов и превращающимися в субъекты федерации, либо вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности, либо в результате возрастания степени автономии территориальных единиц высшего уровня и приобретения ими государство-подобных черт.

Государственные образования, входящие в состав федерации, считаются субъектами федерации. Этим подчеркивается производность суверенитета федерации от суверенитетов государственных образований. Это верно лишь отчасти. Формирование федеративного государства можно представить в виде логической схемы суммирования суверенитетов, которые субъекты добровольно передали "центру". Однако, суверенитет в государстве неделим, т.е. он не может быть одновременно и у "центра" и у частей государства.Т.о. если составные части передали свой суверенитет "центру", то у передавших его больше нет. Поэтому в федеративном государстве на всей его территории действуют федеральные законы. 11

 

Модели федерализма

 

Этимологически в основе понятия "федерация" лежит латинское "feod-eration" - чем-то созвучное со словом "союз". В государственно-правовом аспекте под "федерацией" следует понимать соединение нескольких государств или территориальных образований в интересах достижения общей цели с помощью федеральной власти. Каждому отдельному государству присущи свойственные только ему особенности регулирования федеративных отношений, в зависимости от ряда факторов, включая, политические, экономические, социальные, правовые, что позволяет классифицировать их в определённые группы - модели федерализма. Исходя из правовой регламентации, выделяются: "конституционная модель", "регламентарная модель", "традиционная модель". 12

"Конституционный федерализм" считается наиболее демократической формой государственного устройства, обеспечивающий гарантии прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства. Классическим государством такого типа является США.

"Регламентарная модель" отличается, прежде всего, статусом регламентирующего правоотношения центра и его составных частей. Основными принципами "регламентарного федерализма" являются добровольность объединения государств и государственных образований и все остальные признаки, относящиеся к понятию федерация.

Отличительной особенностью "традиционного федерализма" является порядок образования государства снизу, по инициативе субъектов, добровольно слагающих с себя статус суверенитета взамен на суверенность13.

Российская Федерация

 

Россия - государство с федеративным устройством. В состав Российской Федерации входит 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Федеративному устройству РФ посвящена третья глава Конституции. Там же определено, что федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти её субъектов, а также на равноправии субъектов РФ.

Система органов государственной власти субъектов Федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми Федерацией в Конституции. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). Во многих существует также должность высшего должностного лица (губернатор), которые наделяются полномочиями законодательными органами власти субъекта РФ по представлению Президента и могут занимать свой пост неограниченное число раз.

Россия также подразделяются на 8 федеральных округов, в каждом из них работает полномочный представитель президента. Субъекты Федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными единицами в составе субъекта являются районы и города республиканского (областного, краевого) значения. 14

По всем признакам Россия является федеративным государством, но на сегодняшний день многие эксперты беспокоятся, как об обеспечении единства федеративного устройства, так и о "выживания" самого федерализма нашего государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.007 с.)