Система инструментов регулирования регионального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система инструментов регулирования регионального развития



Вопросы для обсуждения:

1. Анализ и диагностика социально-экономического развития территории в системе регионального управления.

2. Прогнозирование социально-экономического развития регионов.

3. Стратегическое планирование регионального развития.

4. Индикативное планирование и программирование регионального развития.

5. Региональный маркетинг в системе инструментов управления территориальным развитием.

Доклады:

1. Основные параметры социально-экономического развития регионов РФ.

2. Стратегические документы и программы развития регионов РФ.

3. Опыт развития стратегического планирования в регионах РФ

4. Федеральные целевые программы территориального развития.

5. Стратегия и тактика маркетинга региона.

 

Семинарское занятие № 7

(2 часа)

Территориальное планирование

Вопросы для обсуждения:

1. Нормативно-правовые основы территориального планирования в РФ.

2. Основные понятия и категории территориального планирования.

3. Система и содержание документов территориального планирования.

4. Региональная практика территориального планирования в субъектах РФ.

 

Доклады:

1. Особенности территориального планирования в районах различных типов.

2. Перспективные направления развития территориального планирования в РФ.

 

Семинарское занятие № 8

(2 часа)

Региональная политика

Вопросы для обсуждения:

1. Региональная политика: понятие, цели, задачи.

2. Объекты и субъекты региональной политики.

3. Методы и формы реализации региональной политики.

4. Приоритетные направления и инструменты региональной политики государства в РФ.

5. Зарубежный опыт реализации региональной политики.

Доклады:

1. Стратегические направления государственной политики регионального развития в РФ.

2. Бюджетно-финансовые механизмы реализации региональной политики в РФ.

3. Основные направления совершенствования региональной политики в РФ.

4. Региональное развитие и региональная политика в зарубежных странах (по выбору).

5. Зарубежный опыт регулирования развития территорий с особым правовым и экономическим статусом.

 

МОДУЛЬ 2. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА.

Семинарское занятие № 9

(2 часа)

Управление ресурсами регионального развития

Вопросы для обсуждения:

1. Ресурсы регионального развития: понятие, виды.

2. Природно-ресурсный потенциал региона: значение для регионального развития.

3. Трудовые ресурсы как фактор производства.

4. Основной капитал в системе ресурсов регионального развития.

5. Финансовые ресурсы региона.

6. Информационные ресурсы регионального управления.

Доклады:

1. Природно-ресурсный потенциал России и его распределение по регионам.

2. Финансовый потенциал региона: состояние, источники формирования.

3. Оценка инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности экономики региона.

4. Состояние и использование трудовых ресурсов региона.

5. Интегральная оценка ресурсного потенциала региона.

 

Семинарское занятие № 10

(2 часа)

Управление территориально-отраслевой структурой экономики

Вопросы для обсуждения:

1. Отраслевое и территориальное разделение труда как основа образования регионов. Виды и уровни территориального разделения труда.

2. Формы территориальной организации хозяйства и расселения.

3. Отраслевая структура региональной экономики.

4. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

5. Сущность специализации и комплексного развития региона. Методы определения отраслей рыночной специализации региона.

6. Формы оптимизации территориально-отраслевой структуры региона: территориально-производственные комплексы, кластеры, особые экономические зоны.

 

Доклады:

1. Управление совершенствованием отраслевой структуры экономики региона.

2. Теория и практика функционирования территориально-производственных комплексов.

3. Практика образования и функционирования кластеров в российской экономике.

4. Зарубежный опыт кластерного размещения предприятий.

5. Типы особых экономических зон в РФ.

 

Семинарское занятие № 12

(2 часа)


Управление региональными рынками и межрегиональными связями

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, структура и основные параметры региональных рынков.

2. Виды региональных рынков и их взаимодействие.

3. Анализ системы управления региональными рынками.

4. Виды и формы межрегиональных связей.

5. Расчет показателей состояния и тенденций развития региональных рынков.

Доклады:

1. Экономическая интеграция субъектов РФ на межрегиональном
и межгосударственном уровне.

2. Общая характеристика регионального рынка труда (на примере конкретного субъекта РФ).

3. Тенденции развития регионального рынка недвижимости (на примере конкретного субъекта РФ).

4. Особенности развития регионального рынка информационных услуг (на примере конкретного субъекта РФ).

 

Семинарское занятие № 13

(2 часа)


Управление региональным социально-экономическим развитием

Вопросы для обсуждения:

1. Цели и задачи управления социально-экономическим развитием региона.

2. Социальная сфера как часть регионального экономического пространства.

3. Управление развитием экономики региона.

4. Оценка уровня и качества жизни населения в регионе.

Доклады:

1. Взаимосвязь экономического и социального развития регионов.

2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения.

3. Региональные особенности развития социальной сферы в РФ.

4. Сущность и основные направления региональной социальной политики.

5. Основные подходы к интегральной оценке уровня и качества жизни населения.

Семинарское занятие № 14

(2 часа)

Анализ проблем управления и перспектив социально-экономического развития регионов Юга России

Вопросы для обсуждения:

1. Оценка ресурсной обеспеченности регионов Юга России.

2. Анализ социально-экономического комплекса регионов Юга России: структура и особенности развития в рыночных условиях.

3. Перспективные направления развития экономики регионов Юга России.

4. Особенности государственного регулирования социально-экономического развития регионов Юга России.

5. Оценка эффективности деятельности региональных и муниципальных органов власти и управления в регионах Юга России.


Содержание практических занятий

 

Тема дисциплины Содержание практического занятия Результат обучения
  Теоретико-методологические аспекты регионального управления и территориального планирования   Практическое занятие 2 (2 часа) В рабочих группах проводится анализ условий, современной практики и тенденций развития регионального управления в РФ. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, деловая игра, анализ конкретных ситуаций (case-study), игровые упражнения, тематическая дискуссия. Уметь: - определять принципы и направления развития социально-экономической системы; - выявлять закономерности развития общества; - выявлять причинно-следственные связи в различных сферах общества; - анализировать основные экономические события в регионах страны; - находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономического и социального развития; - анализировать особенности современной практики регионального управления; - работать в составе творческого коллектива; - высказывать и отстаивать собственную точку зрения.
  Региональная структура РФ Практическое занятие 4 (2 часа) В рабочих группах проводится анализ дифференциации федеральных округов РФ по основным показателям социально-экономического развития. Осуществляется представление результатов работы и составление обобщающей матрицы. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, презентация, тематическая дискуссия.
  Управление территориально-отраслевой структурой экономики региона Практическое занятие 11 (2 часа) В рабочих группах проводится расчет и анализ показателей специализации федеральных округов РФ в сфере материального и нематериального производства, выявляются проблемы и перспективные направления развития отраслевой структуры экономики округов. Осуществляется представление результатов работы и составление обобщающей матрицы. Применяемые методы и технологии обучения: групповая работа, презентация, тематическая дискуссия.
  Анализ проблем управления и перспектив социально-экономического развития регионов Юга России Практическое занятие 15 (2 часа) Представление итогов самостоятельной работы. Применяемые методы и технологии обучения: презентация, научно-практическая конференция.

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Значительное место при изучении курса «Региональное управление и территориальное планирование» отводится самостоятельной работе студентов. Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, содержат установку на приобретение и закрепление определенного государственным образовательным стандартом объема знаний, умений и навыков, а также на формирование вышеперечисленных компетенций.

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» включает в себя следующие элементы:

1) подготовка к аудиторным (практическим и семинарским) занятиям. При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы расчета показателей, ответить на контрольные вопросы. Возможна подготовка доклада по приведенному перечню тем. Необходимо предварительное согласование с преподавателем содержания и регламента выступления;

2) самостоятельное изучение отдельных вопросов по темам курса в соответствии с учебно-тематическим планом;

3) выполнение практической работы, направленной на анализ особенностей социально-экономического развития и организации управления в регионах Юга России.

Формой контроля данного вида самостоятельной работы является написание контрольной работы по определенному плану. Тематика работы, требования к структуре, содержанию и оформлению приводятся в одном из следующих разделов настоящего учебно-методического комплекса;

4) подготовка ко всем видам контроля: текущего, промежуточного и итогового. При подготовке к тестированию студенты должны освоить теоретический материал по блокам соответствующих тем. При подготовке к аудиторной контрольной работе студентам необходимо повторить материал практических занятий по отмеченным преподавателям темам, а также повторить теоретический материал по данным темам;

5) участие в научных и научно-практических конференциях, работе факультативов и семинаров, организуемых и осуществляемых вузом, факультетом или кафедрой, по тематике дисциплины;

6) другие виды деятельности.

Учебным планом дисциплины «Региональное управление и территориальное планирование» предусмотрено выполнение одного из видов самостоятельной работы, оформляемой и представляемой на проверку преподавателю как контрольная работа. Общая тема контрольной работы - «Особенности управления и социально-экономического развития регионов Юга России».

Цели контрольной работы.

 

Целью ее выполнения является углубление знаний по темам дисциплины; приобретение практических навыков в области диагностики функционирования и управления региональными социально-экономическими системами; развитие самостоятельных навыков работы с литературой, статистическими данными, материалами периодической печати; развитие способности находить оптимальные решения по повышению эффективности управления региональными социально-экономическими системами.

 

2. Порядок подготовки контрольной работы

 

В контрольную работу включается пять приведенных ниже заданий, выполняемых на основе статистических данных, материалов периодической печати, официальных данных интернет-источников по одному из регионов Юга России. Распределение вариантов контрольной работы – регионов Юга России - производится согласно номеру фамилии студента в списке журнала учета посещений и успеваемости.

Распределение вариантов работы

Регионы Юга России № фамилии
Республика Адыгея 1, 14
Республика Дагестан 2, 15
Республика Ингушетия 3, 16
Республика Кабардино-Балкария 4, 17
Республика Калмыкия 5, 18
Республика Карачаево-Черкесия 6, 19
Республика Северная Осетия – Алания 7, 20
Чеченская Республика 8, 21
Краснодарский край 9, 22,27
Ставропольский край 10, 23
Астраханская область 11, 24,28
Волгоградская область 12, 25,29
Ростовская область 13, 26,30

 

Контрольная работа выполняется в форме аналитического обзора материалов по вопросам, затрагивающим содержание тем настоящей дисциплины, расчетов показателей экономического и социального развития региона и анализа полученных значений (требуется в разделах 1, 4, 5). При этом студент должен самостоятельно подобрать необходимые исходные данные и материалы для анализа, указать в тексте ссылку на источники информации. В некоторых случаях материал может предоставляться преподавателем. В случае необходимости студенты могут получить консультацию на кафедре у ведущего курс преподавателя. Готовая работа в печатном виде представляется ведущему практические и семинарские занятия преподавателю для проверки за 4 недели до окончания семестра.

 

Содержание контрольной работы.

 

«Особенности управления и социально-экономического развития регионов Юга России»

1. Диагностика социально-экономического развития региона.

Для выполнения используется статистическая информация об основных показателях, отражающих социально-экономическое развитие субъекта РФ. Раздел должен отражать особенности экономико-географического положения, административный состав субъекта РФ, место в хозяйственном комплексе страны, демографическую ситуацию, общую оценку уровня социально-экономического развития.

2. Система и инструменты управления социально-экономическим развитием региона:

Выполнение задания предполагает обзор материалов периодической печати и интернет-источников по следующим вопросам:

2.1. Организационно-правовое устройство органов государственной власти субъекта РФ;

2.2. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона;

2.3. Программирование социально-экономического развития субъекта РФ (обзор основных программных документов, в том числе федеральных целевых программ регионального развития – при наличии);

2.4. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ

2.5. Состояние территориального планирования в субъекте РФ.

3. Характеристика ресурсного потенциала региона. Определение эффективности использования ресурсов.

Выполнение задания предполагает анализ основных компонентов ресурсного потенциала региона (природно-ресурсного, трудового, производственного, инфраструктурного, финансового, инвестиционного), выявление положительных и отрицательных аспектов в обеспеченности региона ресурсами, направлений повышения эффективности использования региональных ресурсов.

4. Расчет показателей рыночной специализации региона. Направления совершенствования отраслевой структуры региона.

Для выполнения используется статистическая информация об отраслевой структуре валовой добавленной стоимости (ВДС), объемах промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе и РФ.

5. Интегральная оценка уровня жизни населения региона.

Для выполнения используются статистические данные, отражающие динамику и состояние развития сферы образования, здравоохранения и др.

Требования к контрольной работе.

 

Контрольная работа оформляется в печатном виде. Размер полей: слева

– 30 мм, справа – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм. Размер шрифта –14; тип шрифта Times New Roman. Межстрочный интервал – 1,5. Объем контрольной работы не может составлять менее 10 страниц печатного текста.

Контрольная работа состоит из следующих разделов: титульный лист; оглавление (содержание работы); введение, в котором формируются цели и задачи работы, обосновываются актуальность и практическая значимость темы; основной раздел работы, содержащий материал по приведенному выше перечню вопросов; заключение, содержащее предложения и рекомендации по совершенствованию системы регионального управления в субъекте РФ; библиографический список, отражающий использованные нормативно-правовые акты, официальные статистические сборники и публикации, монографии, периодические издания, интернет-ресурсы и др.

Главный критерий оценки качества работы – всесторонность и комплексность освещения темы, правильность расчета показателей, глубина и полнота выводов. Оценка данной контрольной работы является составным элементом рейтинга студента. Шкала оценивания контрольной работы приводится в таблице 2 раздела «Общие сведения о курсе».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.041 с.)