ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировое хозяйство, его сущность, этапы формирования и развития.



Мировое хозяйство, его сущность, этапы формирования и развития.

Сущность мирового хозяйства

По широкому определению, мировая экономика – это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.

Классификация международных экономических отношений:

1. Международная торговля товарами и услугами.

2. Международное движение капитала.

3. Международная миграция рабочей силы.

4. Торговля знаниями (передача технологий).

5. Валютно-расчетные отношения.

6. Кредитные отношения.

7. Кооперация производства.

Этапы формирования мировой экономики

Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли.

Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.

Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.

К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров.

Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира – вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки.

Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф.

В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг. Россия на нем выступала прежде всего как экспортер зерна и др. сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщик готовых изделий в азиатские страны. Импортировала западноевропейские готовые изделия, материалы и полуфабрикаты.

Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии).

Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении – из наиболее развитых стран в менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы освоили просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии.

Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны.

После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные изменения.

1-й период – с начала Первой мировой войны до начала 50-х гг. XX в. Характеризуется сворачиванием мирохозяйственных связей (войны, революции, кризис 30-х гг.) в сочетании с частичным восстановлением их в 20-е гг. и после Второй мировой войны.

2-й период – 50-70-е гг. Возникновение интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации, активное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, восстановился мировой рынок ссудного капитала.

3-й период – 80-90-е гг. Развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание (Китай и НИСы), бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике.

 

 

Содержание международного разделения труда, его формы и тенденции развития в начале XXI в.

Важнейшей базовой категорией, выражающей сущность, содержание международных отношений, является международное разделение труда. Все страны мира так или иначе включены в это разделение, его углубление диктуется развитием производительных сил, которые испытывают воздействие новейшей технической революции. Участие в международном разделении труда дает странам дополнительный экономический эффект, позволяя полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.

Международное разделение труда это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества. Разделение труда существует в разных формах.

Международное разделение труда – специализация отдельных стран или отраслей производства этих стран на производстве определенных видов товаров и услуг для международного обмена.

Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период (XVII – XVIII вв.) и до промышленного переворота (кон. XVIII - нач. XIX вв.) базировалось на естественной основе: различиях в природно-климатических, географических условиях, в запасах сырья и источниках энергии. Современное международное разделение труда предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности, обмен ими, их взаимодействие.

Предприятия стран, участвующих в международном разделении труда, производят значительно больше продукции, чем это необходимо для удовлетворения внутреннего потребительского или производственного спроса. В последующем, излишки реализуются предприятиями на мировом рынке, приобретая необходимую для них продукцию, которая является избыточной для потребителей других стран. Наращивая и укрепляя специализацию на производстве определенной группы товаров, конкретные страны получают необходимые им товары на международном рынке за счет обмена с другими странами, специализирующихся на иных группах товаров

Виды и формы МРТ

Исторически и логически выделяют три вида МРТ:

1. Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано делениестран наиндустриальные, сырьевые, аграрные.

2. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям подотраслям, например тяжелая и легкая промышленность, скотоводствои земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметнойспециализацией.

3. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при это предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара. (Специализация на изготовление отдельных узлов, деталей,компонентов).

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

Международное разделение труда проявляется в двух формах -международной специализации производства и международном кооперировании. Международная специализация производства (МСП) - это основанный на международной специализации производства устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. МСП и МКП тесно между собой связаны. Они взаимно обуславливают существование друг друга. Без специализации не может быть кооперирования. В то же время, если нет потребности в получении каких-либо товаров из-за границы в рамках кооперации, то специализации производства не будет иметь

международного характера.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

 

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

 

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.).

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

реализация услуг;

деятельность страховых посредников;

оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

оказание услуг наемной прислугой;

оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

5. Система показателей, характеризующих экономический потенциал и место страны в мировой экономике.

Для оценки уровня экономического развития различных стран используют следующие основные показатели:

1) ввп/внп или нд на душу населения;

2) производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей;

3) уровень и качество жизни населения;

4) показатель экономической эффективности.

Наиболее широко в экономическом анализе применяются два важнейших показателя:валовой продукт и национальный доход.

Для более полного определения уровня экономического развития страны, ее участия в мировом хозяйстве, необходима система национальных счетов.

Центральным показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ввп).

Другой ее макроэкономический показатель – валовой национальный продукт (внп).

Оба показателя определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год и отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства – материального производства и услуг.

Разница между внп и ввпсостоит в следующем: 1)ввпподсчитывается по так называемомутерриториальному признаку – это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;

2)внп – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике независимо от местонахождения национальных предприятий (в стране или за рубежом). Ввп/внп имеет один важныйнедостаток:как измеритель валового годового объема производства он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов.

Так как суммы амортизационных отчислений, накапливаемых в специальных фондах, благосостояния общества не повышают, уменьшив величину ввп/внп на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, получим еще один макроэкономический показатель– чистый национальный продукт (чнп).С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.

Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в чнп, являются косвенные налоги. Чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из чнп сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название национального дохода (нд).

Национальный доход – это вновь созданная за год стоимость, в которую при расчете не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий, характеризующая, что прибавило производство данного года к благосостоянию общества.


Абсолютные показатели

1. Число родившихся за период (Р)

2. Число умерших за период (У)

3. Естественный прирост (убыль) населения, который определяется как разность между числом родившихся и умерших за период: ЕП = Р — У

Относительные показатели

Среди показателей движения населения выделяют: коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, коэффициент естественного прироста и коэффициент жизненности.

Все коэффициенты, кроме коэффициента жизненности, рассчитываются в промилле, т. е. на 1000 человек населения, а коэффициент жизненности определяется в процентах (т. е. на 100 человек населения).

Коэффициент жизненности

Показывает соотношение между рождаемостью и смертностью, характеризует воспроизводство населения. Если Коэффициент жизненности меньше 100%, то население региона вымирает, если выше 100%, то численность населения увеличивается. Этот коэффициент определяется двумя способами:

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам. Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса. В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике и осуждению со стороны антиглобалистов.

В феврале 2011 года, в России создано движение «СТОП ВТО» которое своими целями ставит консолидацию гражданского общества для препятствования попыткам вступления России во Всемирную торговую организацию.

 

27. Сущность и основные формы международного движения капитала. Причины экспорта и импорта капитала.

Капитал - это важнейший фактор производства; запас средств, необходимых для создания материальных и нематериальных благ; стоимость, приносящая доход в виде процента, дивиденда, прибыли. Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции. Предпосылки, обусловливающие международное движение капитала:

· Интернационализация хозяйственной жизни.

· Появление возможности более выгодного приложения капитала за рубежом.

· Относительный избыток капитала на внутреннем рынке и отсутствие условий его эффективного использования.

· Стремление владельцев капитала применить его там, где существуют низкие цены на сырье; на материалы; на энергию; на транспорт; на полуфабрикаты и т.д.

· Экономия финансовых ресурсов от применения более низких таможенных тарифов и льготных тарифных мер в странах, куда перемещается капитал.

· Возможность стабильного снабжения национальных предприятий импортным сырьем.

· Стремление обеспечить сохранность и чистоту окружающей среды в странах-экспортерах капитала.

· Существование различных путей и форм международного движения капитала и его более эффективного применения за границей.

При осуществлении экспорта капитала субъекты руководствуются экономической целесообразностью, состоящей в следующем:

· получении дополнительных прибылей;установлении контроля над другими объектами;обходе протекционистских барьеров на пути движения товарных потоков;приближении производства к новым рынкам сбыта;получении доступа к новейшим технологиям;сохранении производственных секретов путем создания зарубежных филиалов;экономии на налоговых платежах (например при создании предприятия в СЭЗ);снижении расходов на охрану окружающей среды.

Экономическая целесообразность импорта капитала состоит в:

возможности развития определенных новых и старых производств;привлечении дополнительных валютных ресурсов;расширении научно-технического потенциала;создании дополнительных рабочих мест.

Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах: В форме частного и государственного капитала в зависимости от того вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. В денежной и товарной формах. Например, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вкладываются в уставной капитал создаваемой за рубежом фирмы, или могут быть товарные кредиты. В краткосрочной (обычно на срок до 1 года – банковские депозиты и средства на счетах других финансовых институтов, краткосрочные займы и кредиты) и долгосрочной формах (прямые и портфельные инвестиции, долгосрочные займы и кредиты). В ссудной и предпринимательской форме. Ссудный капитал приносит его владельцу доход в основном в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме - преимущественно в виде прибыли.

28. Прямые иностранные инвестиции. Государственное регулирование и поддержка прямых иностранных инвестиций.

Прямые Иностранные Инвестиции (ПИИ) в классической форме — это процесс, когда компания из одной страны осуществляет материальные инвестиции, чтобы построить фабрику в другой стране. По сути, это открытие предприятия иностранцем. Определение может быть расширено, для того чтобы включить те инвестиции, которые делаются в предприятия, работающие в иностранной для инвестора экономике. Отношения в ПИИ строятся следующим образом. Основная фирма + иностранное подразделение, вместе они формируют транснациональную корпорацию. Чтобы инвестиции были классифицированы как ПИИ, они должны быть достаточно большими, чтобы позволить головной фирме контролировать иностранный отдел. МВФ определяет контроль в этом случае как владение не менее 10 % обычных акций, или эквивалентную силу при голосовании. Инвестиции в размере, меньшем чем 10 % позиционируются как портфельные инвестиции.

Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства (далее – Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляющим функции по обеспечению выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, включая размещение российского капитала за рубежом, в области государственно-частного партнерства, а также в пределах полномочий Министерства в сфере амортизационной политики.

Департамент:

· осуществляет разработку предложений по вопросам государственной инвестиционной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности российской экономики, увеличение притока инвестиций в экономику Российской Федерации, улучшение и поддержание благоприятного инвестиционного имиджа Российской Федерации за рубежом, создание благоприятных условий для деятельности российских инвесторов за рубежом и устранение препятствий по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику;

· принимает участие в работе межправительственных комиссий по инвестиционной тематике;

· осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций;

· осуществляет организационное обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России при Правительстве Российской Федерации;

· участвует в деятельности по подготовке и реализации мероприятий по продвижению форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество»;

· оказывает содействие в реализации инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;

· организует участие представителей органов исполнительной власти Российской Федерации и администрации субъектов Российской Федерации в международных мероприятиях экономической и инвестиционной направленности в целях привлечения инвестиций в российскую экономику и поддержания развития российских инвестиций за рубежом;

· осуществляет разработку предложений по совершенствованию и расширению форм государственно-частного партнерства в инвестиционной сфере, включая разработку нормативных правовых актов в развитие законодательства о концессионных соглашениях;

· осуществляет подготовку, отбор и мониторинг проектов, реализуемых на основе механизмов государственно-частного партнерства;

· участвует в переговорах с международными финансовыми организациями в целях обеспечения подписания международных соглашений о реализации совместных проектов;

· готовит заключения о соответствии инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов и концессионных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, целям социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, утвержденным Правительством Российской Федерации;

· осуществляет контроль за подготовкой и реализацией проектов, осуществляемых при участии международных финансовых организаций в установленной сфере деятельности Министерства;

· участвует в работе межведомственных комиссий и советов по проектам, реализуемым при участии международных финансовых организаций;

· осуществляет координацию деятельности по подготовке и проведению ежегодного Петербургского международного экономического форума;

· организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок.

 

 


29.Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.

Метод оценки инвестиционного климата Для оценки инвестиционного климата в России обычно используется следующая система факторов:

1. Факторы экономического потенциала

- Степень обеспеченности региона стратегическими природными ресурсами.

- Биоклиматический потенциал региона.Наличие и доступность свободных земель для производственных инвестиций.Уровень обеспеченности региона: электроэнергией, газом, водой, тепловой энергией.Потенциал развития транспортной системы в регионе.Обеспечение региона трудовыми ресурсами.

Степень обеспеченности квалифицированными кадрами.

Уровень научно-технического потенциала региона.Возможности использования потенциала оборонных производств для выпуска гражданской продукции.

2. Общие условия хозяйствования в регионе

Развитие отраслей материального производства.Степень экологической безопасности региона.Возможности использования объектов незавершенного строительства.Степень изношенности основных производственных фондов на предприятиях ведущих отраслей региона.Возможность использования свободных производственных мощностей.Степень развития строительной базы.Уровень развития производственной инфраструктуры.

3. Формирование рыночной в регионе.

Уровень развития рыночной инфраструктуры.Влияние приватизации на инвестиционную активность.Влияние инфляции на инвестиционную активность.Степень вовлечения населения в инвестиционный процесс.Степень развития конкурентной среды предпринимательства и разрушения монополизма производителя.Емкость местного рынка для новой продукции и услуг.Интенсивность хозяйственных связей региона с другими регионами.Экспортные возможности региона.Степень присутствия иностранного капитала в экономической жизни региона.

4. Политические факторы

Степень доверия населения к региональной власти.Уровень эффективности взаимодействия представительной и исполнительной власти в регионе.Уровень политической стабильности в регионе.Уровень национально-религиозной стабильности в регионе.

5. Социальные и социокультурные факторы

Уровень жизни населения в регионе.Уровень развития жилищно-бытовых условий.

Степень развития медицинского обслуживания.Степень распространения алкоголизма и наркомании среди местного населения.Уровень преступности в регионе.Покупательная способность заработной платы населения.Влияние миграции населения на инвестиционный процесс.Отношение населения к рыночным реформам.Степень терпимости населения к имущественной дифференциации.отношение населения к труду.Отношение населения к отечественным предпринимателям.Отношение населения к иностранным предпринимателям.Наличие в регионе привычных условий для жизни и работы иностранных специалистов.

Степень привлекательности культурно-исторического наследия для потенциальных инвесторов.

6. Организационно-правовые факторы

Уровень соблюдения хозяйственного законодательства.отношение работников региональных органов к предпринимательству.Отношение региональных властей к иностранным инвесторам.Уровень оперативности в принятии решений.

Доступность для инвесторов и предпринимателей информации о существерегиональных, нормативных актов.Уровень профессионализма сотрудников аппарата местной администрации.Уровень эффективности деятельности региональных органов юстиции.Условия свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы.Наличие отработанных связей местных предпринимателей с иностранными инвесторами.Уровень деловых качеств и деловой этики местных предпринимателей.

7. Финансовые факторы

Обеспеченность доходами регионального бюджета населенияОбеспечение региона внебюджетными фондами.Степень доступности финансовых ресурсов.

Степень доступности финансовых ресурсов из регионального бюджета.Степень доступности кредита в национальной валюте.Средний уровень банковского процента.оперативность работы банковской системы.Сумма вкладов на душу населения.Доля убыточных предприятий в регионе.

В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

 

30.Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

В иностранной литературе выделяются следующие признаки транснациональных корпораций:

1. фирма реализует выпускаемую продукцию более чем в одной стране;

2. ее предприятия и филиалы расположены в двух и более странах;

3. ее собственники являются резидентами различных стран.

Следовательно, признаки транснациональных корпораций относятся к сфере обращения, производства и собственности.

 

 

31. Международные экономические отношения (МЭО)— экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений является валютно-финансовые отношения[1]. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания свободных экономических зон,международных транспортных коридоров и интернет-экономики[2].





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.033 с.)