Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм формирования общественно-государственного управления СКДСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существенные коррективы в методологию и методику исследования, длившегося более четверти века, внесла жизнь, и в первую очередь крушение Сов.Союза и сопутствовавшей ему идеологии. В нач.70-ых эта идеология рассматривала человека как винтик, вмонтированный в общество и непреложно, на уровне автоматизма следующий его требованиям и нормам. В 90-тые мы признали этого человека высшей ценностью, а обеспечение его свободы, благополучия и развития творческих потенций – главной заботой общества. В годы, когда начиналось исследование, государство видело одну из своих ведущих функций в повседневном и разностороннем руководстве культурой. Сегодня общепризнано, что управлять культурой нельзя. Гос-тво и общество призваны лишь стимулировать самоорганизацию СКД и саморазвитие кул-ры посредством правовой, экономической, организационной, кадровой и иной поддержки: они должны принять на себя создание соответствующей современ. уровню НТП, инфраструктуры СКС, благоприятной культ.среды, реальных условий, способствующих удовлетворению и дальнейшему возвышению духовных интересов и потребностей человека, развитию его способностей и дарований. в связи с формированием в России рыноч. отношений больше прояв-ся тенденция к децентрализации упр-ния отраслями данной сферы, возрастанию элементов самост-ти, самоуправляемости структур, пред-тий и орг-ций. законодательное и в целом правовое регулирование каждой из них, в наст. время имеет пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу СК строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ. Правовые основы СКД вытекают из Конст. РФ, которая:= провозглашает страну социальным Г., кот. осуществляет защиту прав и свобод чел.;= гарантирует каждому свободу лит-го, худ-го, науч.-технич. и др. видов творчества;= охраняет интеллектуальную собственность;= обеспечивает каждому право на участие в культ. жизни и пользовании учр. К, на доступ к культурным ценностям. Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: = стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; = действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; = возможность творч. труда и реализации права на «свободную профессию»; = меры, усиливающие ответственность за преступления против культур. наследия страны. К долгосроч. целям КП государства относятся: = формирование идеологич. и нравствен. основ демократич. правового государства; = создание условий для развития и воспроизводства творч. потенциала общества; = формирование неискаженного исторического сознания; = создание единого культурного пространства страны. Важное значение для управления в области культуры имеют = Закон РФ от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации»; = ФЗ РФ от 1 декабря 1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»; = от 22 августа 1996г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», = от 15 апреля 1998г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; = постановление Правительства от 25 марта 1999г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты. Управл-кая деят-ть в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти. Прав-тво обеспечивает гос. поддержку кул-ры и сохранения, как культ. наследия общегосударственного значения, так и культ. наследия народов РФ. Соответствующие органы исполнит. власти создаются в субъектах Федерации. В их ведении находится большинство объектов кул-ры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов» в ведение субъектов Ф-ции переданы десятки объектов кул-ры федерал. подчинения. Объектами упр-ния являются различ. учр-ния кул-ры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д. Минкультуры РФ, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правите льства от 6 июня 1997г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим гос. политику в области кул-ры, искусства, охраны и испол-ния историко-культурного наследия, а также осуществляющим гос. регулирование и координацию дея-ти иных федер. органов исполнит. власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом гос. контроля за соблюдением уст-ного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономич. деят-ти в отношении культурных ценностей. Минкультуры имеет территориал. органы по сохранению культ. ценностей. Свою компетенцию оно реализует в осн. в отношении объектов культуры федерал. значения, орган.-правовой статус кот. (Российской гос. библиотеки, Гос.историко-культ.Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется Правительством РФ. Осн. задачами Министерства яв-ся: осуществление в сфере культуры гос. политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституц. прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культ. жизни и пользование учреждениями кул-ры, доступ к культ. ценностям и направленной на сохранение историч. и культ. наследия; *содействие развитию нац. культур народов России; *разработка и реализация в соответствии с межд.обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности; *осуществление гос. контроля за вывозом из России кул.ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономич. деят-ти в отношении кул.ценностей; *управление деят-тью подведомствен.организаций. Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит ФЗ РФ от 29 декабря 1994г. кот. устанавливает принципы деят-ти библиотек, гарантирующие права человека, ОО, народов и этнических общностей на свободный доступ к инф-ции, свобод. духов. развитие, приобщение к ценностям нац. и мировой культуры, а также на культурную, научную и образоват. деят-ть. ФЗ РФ от 26 мая 1996г. определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Постановлением Прав-ва от 12 02.1998г. «Об утверждении положений о Музейном фонде РФ» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях. Федер. архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998г., является федер. органом исполнит. власти, осуществляющим гос. регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ. Развитие физической культуры, спорта и туризма является составной частью многоаспектной деят-ти гос-ва по охране здоровья граждан РФ. Эта система включает: = физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях; = физическую культуру в учреждениях организациях, на предприятиях и их объединениях, по месту жительства граждан и местах массового отдыха; = физкультурно-оздоровительную работу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах; = физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительных органов; = физическую культуру и спорт инвалидов. Туризм это вид путешествий, в которых развлечения и отдых органически объединяются с образовательными целями. Распоряжением Правительства от 17 декабря 1999г. определены конкретные мероприятия реализации второго этапа (1999-2005 гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в РФ», утверждённой постановлением Правительства от 26 февраля 1996г. 15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга. Социально-педагогические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают: результативность воздействия общественного досуга на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении ее сознания, поведения и деятельности;*широту, полноту, гармоничность включения людей в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых;*соответствие содержания и процесса социально-культурной деятельности современным принципам общественной организации досуга.*Эффективность организации семейного досуга зависит от учета требований культурологии семьи. Культурология семьи изучает: *— культуру семейных отношений; — бытовую культуру; — культуру семейного воспитания; — культуру здорового образа жизни. Совр. семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость традиционных функций семьи – рождения и воспитания детей, решение чисто бытовых вопросов приобретает особую значимость, семья все больше становится психологическим «убеждением» человека. Отсутствует подготовка детей к будущей семейной жизни, что также качественно повлияло на изменение семейных ролей, на то, что семья не является необходимой ценностью для многих молодых людей. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семья несет в себе определенные функции: Репродуктивная – воспроизведение потомства, Хозяйственно-потребительская – хозяйство, управление семьей, Воспитательная – проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества, Восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация отдыха Роль КДУ в организации семейного отдыха Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами. Формы работы с семьей. Беседы, Игровые досуговые программы, Рекреативный семейный отдых – туризм, походы., Спортивный семейный отдых (эстафеты, пляжные турниры и т.д.), Семейные сеансы в кинотеатрах, Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест, Совместное посещение концертов и массовых праздников Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, но очень популярная у зрителей форма культурной деятельности. Эффективность работы этих специалистов ограничивается следующими факторами: отсутствием философии безупречного качества образования; образовательной и профессиональной дезинтегрированостью системы подготовки специалистов в стране; отсутствием профессионального отбора абитуриентов; низкой профессиональной направленностью, готовностью и непродуктивной Я-концепцией этих специалистов; слабой учебно-методической базой обучения; ориентацией специалистов не на повышение профессиональных знаний, умений и навыков, а на систему межличностных отношений и связей; примитивной социальной ментальностью и общим недостаточным и ограниченным уровнем личностной культуры в современном обществе; ориентацией семейных специалистов на использование тестовых методик в ущерб развитию умений межличностного глубокого, интенсивного и созидательного взаимодействия с клиентами социально-культурных учреждений; административным руководством этой работой, в основе которого находится стремление не к стойким и долгосрочным результатам, а к массовости и в силу этого к поверхностным и нестойким результатам.
16.1. Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере. Инфраст-ра СКС – совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровняй, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры П. является одной из наиболее активных форм экон.дея-ти. рыноч. отношения в свою очередь порождают стремление иметь "свое дело", с помощью кот. приумножатся собственность. В З-не РФ "О предприятиях и предп. деят-ти" сказано, что П (пред. дея-ть) это инициативная самост. деят-ть граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответс-ть, направленная на получение прибыли. Статус пр-ля приобретается ч/з гос. регистрацию предприятия. Когда пред.деят-ть ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивид. труд.деят-ть, а с привлечением наемного труда как предприятие.Пр-ль м. заниматься люб. видами деят-ти, кот. не запрещены законом, включая хоз.-производ., торг.-закупочную, инновационную, консультационную и др. Виды деят-ти м. осущ-ся н1 чел-ком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридич.лица или без него. Субъектами П м. б.: граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности; граждане иностранных государств и лица б/гр в пределах полномочий, установленных законом; объединения граждан (партнеры) Имущество гос. учр-ний кул-ры яв-ся собственностью гос-тва, и доходы от этой собст-сти рассм-тся как доходы гос. бюджета, и распределение УК полученных доходов д.согласовываться с органами гос. власти. Пр.д-ть - это интеллект. деят-ть чел-ка, кот., владея какими-либо мат. ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель действует на благо общества. виды П: производственное, коммерческо-торговое,финансово-кредитное, посредническое, страховое.в СКС коммерческий сектор, обладает большой гибкостью и динамизмом, зависит от ск, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности. Нередко частные фирмы преследуют коммерч. интересы, но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, кот. ставят своей целью благот-ть. этот мотив обусловливает сотрудничество ряда деловых кругов с добровол. общест. формированиями — фондами, движениями, объединениями соц. защиты. Основнымипредпосылками развития П в соц. сфере являются:- правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;- изменение отношений собственности и смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;- резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;- появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в соц.сфере. В соц. сфере П развивается по следующем направлениям:- дополнительные услуги в рамках основной деятельности;- услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им учебные пособия); - услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования). Факторы, влияющие на ПД: В соц. сфере П осуществляется в основном путем оказания услуг населению, что обусловливается наличием особых факторов, отличающих эту сферу от других сфер экономики. Основные факторы, влияющие на развитие предпринимательства в социальной сфере: 1. Нормативная база Нормативная база предпринимательства состоит из: - законодательных норм по поводу собственности и аренды; - законодательных норм о возможных видах предпринимательской деятельности; - налогового законодательства; - законодательных норм авторского права; - законодательства о правах потребителей. Труд Необходимо отметить, что высокая эффективность малого бизнеса в социальной сфере, его низкая фондоемкость и преобладание в структуре его ресурсов интеллектуального творческого человеческого капитала вызывают активный интерес предпринимателей. Низкий уровень заработной платы в ряде отраслей социальной сферы. Капитал Капитал - это здания, сооружения, оборудование и денежные средства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности. Информация Информация - это сведения, которые уменьшают степень неопределенности наших знаний о тех или иных объектах или процессах (например, в бизнесе).
16.2. Нормативно-правовое, экономическое и организационное обеспечение деятельности общественных объединений. Общ. объединения – это добровольное самоуправляемое некоммер. формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общ. объе-ния. ОО могут создаваться в одной из след. организационно-правовых форм: общественная организация (основанная на членстве общ. объед., созданное на основе совместной деят-ти для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединения граждан); общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общест. объ-ние, преследующее соц., политич., иные общ.-полезные цели, поддерживаемые уч-ми общ. движ.); общественный фонд (один из видов некоммерч. фондов, не имеющее членства общ. объед., цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не зарегистрированных законом поступлений и использование им-ва на общест.-полезные цели); общественное учреждение (не имеющее членства общ. объед-ние, ставящее целью оказание конкр. вида услуг, отвечающих интересам уч-в и соот-х уставным целям указ-го объед-ния); орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общ. объед., целью кот. явл-ся совместное решение разн-х соц-х проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы, направленные на удовлетворение потребностей неогранич. круга лиц). Конституция РФ ст.44 (свобода творчества) Из законодательства РФ о культуре (конституц.уровень) необходимо выделить три основные статьи: ст. 15: Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры. Граждане имеют право созд. организации, учр – я и пред – я, по произ- ву, тиражир – ю, распр-ию культ. ценностей, благ, посредн – в обл. культ. деят- ти в порядке, определяемом законом РФ. ст. 16: Право создавать ОО в области культуры, Граждане имеют право создавать ассоциации, творчес. союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, опред. законом об обществ. объединениях. ст. 41: Усл. и порядок создания, реорганизации и ликвидации орг-ций кул-ры. В РФ могут создаваться и действовать в предусмотренном законом организационно – правовых формах орг –и кул- ы, основ. на федер. собственности, собственности республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга, органов местного самоуправления, общ. объед., религиозных орг – й, иностр. гос- в, юр. и физ. лиц, в том числе иностр. граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности. Орг-ции кул-ры м.б. учреждены: федерал. органами гос. власти и управления, органами гос. власти и управления республик в составе РФ, городов Москвы и СПб, местными советами народных депутатов и соответст. органами упр-я., обществ. и религиоз. орг- ми, фондами и др. общ. объед-и, иными, в т.ч. иностр. юридич., а также физ. лицами орг- и кул-ры, учреждаемые в соответствии с настоящими основами, обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установ. законо-м РФ. Порядок и условия реорган. и ликвид. орг-й кул-ы определ. их уставами приним. в соотв. с дей-м законом. Законодательная база: 4 основных уровня правового регулирования: 1. конституционный: закреплены основные права граждан на создание общественных объединений. 2.законодательный: уровень законов РФ, законы: Ф.З. от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Ф.З. от 11.08.95 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Ф.З. от 28.06.95 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях». Ф.З. от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре». Ф.З. от 19.09.97 «О свободе совести и религиозных объединениях». 3. Кроме этого действует гражданский кодекс, закон РФ об образовании = 20 нормативных актов (уровень нормативно-правового регулирования (ведомства и мин-ва РФ). Действуют приказы, акты, указы, которые издаются министерствами и крупными ведомствами. 4.уровень инструктивно – нормативный – это те нормативные акты, которые издаются на уровне отдельных организаций. Закон РФ о культуре 1992 года: закрепивший:ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Ст.3. Закрепляет основные понятия, придающие юридический статус ряду определений (культурные блага, творческая деятельность, культурная деятельность, культурная ценность). Ст.8. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Ст. 11. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Ст. 12. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ст. 15. Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности. Ст. 16. Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях. Ст. 41. Условия и порядок создания реорганизации и ликвидации органов культуры. Формы ОО: 1.О.орган-ция; 2.О.движение; 3. О.фонд; О.учр-ния; Орган общ-ой самод-ти (решение проблем по месту жит-ва, учебы, работы)Орг.об-ние: ОО не м.вмешиваться в деят-ть гос-ва и наоборот. ОО обязаноплатить налоги, прибыль направлена на развитие ОО, порядок учреждения и орг-ции опр-ет закон, а ликвидации - по уставу 17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II. Свобода и активность – изначальный базис СКД, и именно Александр II заложил его своими либеральными реформами. Подписывая указ от 19 фев. 1861г. Александр заметил, что суть его составляет идея свободы людей и их права на активность во всех сферах жизнедеятельности. Концепция свободы и активности личности пронизывала земскую реформу, реф. образования. Он поддержал министра просвещения А.В. Головнина, предложившего, наряду с подготовкой узких специалистов в одном их жанров искусств, создать ВУЗ, которое обеспечит формирование профессионала в сфере К., способного решать интегральные задачи вовлечения чел. в сложный мир К. Убийство императора оборвало процесс его реформ, но идея Александра была реализована в 1918г., кд был открыт Институт внешкольного образования (наш Университет). ″Власть для народа″ Реформа освобождения крестьян ->новый тип общества=>своб.чел-к Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от с/х работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. После отмены крепостного права (19 февраля 1861г.) и распаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы. Ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился «имущественный» авторитет. «Братчина» превратилась в более замкнутую «гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину». Крестьяне стали ходить друг к другу в гости «по родству», «по соседству». больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры. Исчез молодежный хоровод как форма досуга. На молодежных посиделках наряду с песнями и танцами все больше места стали занимать городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, новости городской моды и др. Проникали сюда и политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных произведений. Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись и исконно русские традиции праздников и обрядов.В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).К середине 19 века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И.Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым, прославившимся за рубежами России ученым. П.Мериме отрыл Европе Пушкина. Во второй половине 19 века европейская и мировая известность русской литературы усиливается в первую очередь благодаря литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Впервые в 19 веке культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для запада формах, не утратив своего своеобразия.С середины 19 века тон в общественной жизни задают уже не дворяне, а разночинцы. Буквально быть разночинцами означало принадлежать к различным сословиям. В России разночинцы находились вне сословий, за счет того, что в их среде сословия перемешались и потеряли свое значение. Они рекрутировались из того же дворянства, духовенства, мещан, военного сословия были в них представлены и выходцы из крестьян. Революционно-демократическая или разночинно-нигилистическая идеология более всего отразилась на живописи. В результате она приобрела тематическую заданность и поучительность, далеко уводившие ее от собственно живописных задач. Появления интеллигенции. С конца 19 века интеллигенцией в России стали называть представителей ее образованного слоя: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д. Представители богатых кругов приобретали вкус к светской жизни. По подобию аристократических клубов было создано «Московское купеческое собрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местом гуляний. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции – шумно отмечались свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники. Местом общения служила также и церковь. Окончательно сформировалась традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности. Именно купцы стали поддерживать российскую культуру, а также науку, технику, издательское дело. Многие стали собирателями коллекций художественных произведений. Меценатство, благотворительность. Увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия. Реформа местного самоуправления. Выборным орг – земство, зак.вл. – земское собр, исп.вл. – земское управл. Образовательная (дал права университетам: избир.лектров, дисципл.совет). «хождение в народ» - тип кающегося дворянина 1874-1876 «Могучая кучка», худ.- передвижники Вера Засулич- террор – оправдана, народовольцы 17.2. Основные стадии формирования культуры личности (роль СКД на каждой из этих стадий). Формирование культуры индивида предполагает:= овладение основами физич. К. (умения и навыки санитарно-гигиенич. деят-ти, безопасное поведение, К. питания, одежды, бытовых и секс. отношений, активный отдых); = постижение мат. К., окруж. среды обитания (разумное использование сооружений, оборудования, транспорта; обеспечение экологии флоры и фауны); = усвоение дух. К. как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общест. сознания, проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия. Решающую роль в формировании физич. культуры Л. играет семья; в постижении мат. К – школа; в усвоении дух. К. – СКД, позволяющая чел познать сущность и природу К., включиться в худож., технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соответствие с нравственно-эстетическими требованиями Общ. Этапы приобщения личности к кул-ре: Концепция Соколова. 1. Хоминизация – приобщение новорожденного к челов-му роду (от рождения до 4-5 лет). С этого начинается механизм усвоения К. Формирование основ сан-гиг. культуры, культуры речи элементар-й культуры общения, общегуманистич. нравствен. кач-в, адаптации органов восприятия к конкрет-м формам природ. и культ. среды. Механизм Х. спонтанно передается из пок. в пок., строится на принципах народной педагогики, опирается на традиции и осуществляется, гл. образом, в рамках семьи. 2. Социализация - процесс и результат включ-я ч-ка в социум, освоение и воспр-во им соц-го опыта, принятия требований, норм и принципов обществ-х отношений, формирование и реализ-я детерминированных обществом гражд-х, нравств-х, профес-х, обществ-х, семейных и иных соц-о-значимых ф-ций. Процесс социализации детерминирован конкретным Общ., конкр. временем, конкретной СКситуацией. Удачность социал-ии, ее полнота – результат – включ-е ч-ка в общ-во. Методология социализации исходит из того, что подлинно чел. свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения соц.-культ. опыта. С. личности продолжается всю жизнь. Каждый индивид проходит стадии Х. и С. (инкультурации – большинство, некоторые достигают стадии индивидуализации). 3. Инкультурация – вовлечение ч-ка в мир культуры; в систему знаний мировой и отеч-й культуре и сложившихся в общ-ве ценностных установок; постижение иск-ва и культурно-информационных процессов, предопределяет включ-е личн-ти в информац-е процессы как в кач-ве реципиента, так и в кач-ве коммуникатора, достижение автоматизма в использ-ии наиболее общих стандартов культуры (приветствие). Процесс инкультурации носит непрер. и всепроникающий хар-р, должен учитывать возрастные и иные способ-ти индивида к восприятию инфо и определ-х культур-х ценнсотей. 4. Индивидуализация – создание благоприят-х условий д/развития творч-х потенций личности, ее способн-тей и дарований; стимулирование процесса реализ-ии единичных и особен-х природ-х и соц-х св-в ч-ка, обществ-ое признание его уникального вклада в СК тв-во. - создание комплекса условий д/реализ-ии творч-х, интеллект-х, эстетич-х и др. потребностей, кот-ые характ-ют специфику каждого отдельного ч-ка. Основная задача организаторов СКД – создание условий д/реализ-ии возм-тей и способ-тей каждого конкрет-го субъекта СКД.Механизмы хом., соц., инк. раскрывает Пр.К-гия., кот. опирается на методики, веками наработанные отеч. педагогикой. Предмет педагогич. К. – процесс формирования кул. среды, механизм хоминизации, соц., инкул. и самореализации личности. В теч. всей жизни усваиваются гуманитарные ценности, культ. Инф., влияющая на развитие Л. Но познавательная активность чел., его способности различны в разные периоды жизни. Дифференцированный подход предполагает осуществление формирующе-развивающего воздействия на индивида с учетом соц. происхождения и состава семьи (полная, неполная); региональных и нац. традиций; физич., интеллект., психич. и половозрастных особенностей; разнообразия и содержания досуговых интересов: творческих способностей и наклонностей, а также с учетом степени активности и эмоц. отзывчивости человека, которая также связана с возрастом. Особое место в осуществлении дифф-ного подхода занимает половозрастной фактор, в извест. степени вбирающий в себя все остальные, отражающий типическое и конкрет. в становлении человека. Результаты многочисл. наблюдений, особенно в психологии (см. Л.С.Выготский, Л.А.Венгер. А. В. Запорожец и др.), показывают, что существуют сенситивные (лат. чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развития ребенка, подростка в тех или других направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает. Формирование инд. способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста, и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. в ходе возрастного развития происходит становление индив. различий по способностям. Разумеется, эти возрастные особенности ни есть некий абсолют, и, тем более, они не передаются исключительно из поколения в поколение. Это лишь ориентиры, в существенной степени, зависящие от социальной среды. Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Первый период детства сенситивен для творч. развития ребенка. Трех- пятилетний возраст оптимален также для изучения иностранных языков. на возраст 8-9 лет приходится максимум двигат. активности детей, что следует учитывать при организации досуга детей данной возрастной группы. К 7 годам завершается определенный этап формирования такого двигательного качества, как ловкость, т.о., этот возраст сенситивен для развития выносливости, особенно в циклических нагрузках, требующих длительного выполнения. В подростковом возрасте налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыраже<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.017 с.) |