Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм формирования общественно-государственного управления СКД

Поиск

Существенные коррективы в методологию и методику исследования, длившегося более четверти века, внесла жизнь, и в первую очередь крушение Сов.Союза и сопутствовавшей ему идеологии. В нач.70-ых эта идеология рассматривала человека как винтик, вмонтированный в общество и непреложно, на уровне автоматизма следующий его требованиям и нормам. В 90-тые мы признали этого человека высшей ценностью, а обеспечение его свободы, благополучия и развития творческих потенций – главной заботой общества. В годы, когда начиналось исследование, государство видело одну из своих ведущих функций в повседневном и разностороннем руководстве культурой. Сегодня общепризнано, что управлять культурой нельзя. Гос-тво и общество призваны лишь стимулировать самоорганизацию СКД и саморазвитие кул-ры посредством правовой, экономической, организационной, кадровой и иной поддержки: они должны принять на себя создание соответствующей современ. уровню НТП, инфраструктуры СКС, благоприятной культ.среды, реальных условий, способствующих удовлетворению и дальнейшему возвышению духовных интересов и потребностей человека, развитию его способностей и дарований. в связи с формированием в России рыноч. отношений больше прояв-ся тенденция к децентрализации упр-ния отраслями данной сферы, возрастанию элементов самост-ти, самоуправляемости структур, пред-тий и орг-ций. законодательное и в целом правовое регулирование каждой из них, в наст. время имеет пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу СК строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ. Правовые основы СКД вытекают из Конст. РФ, которая:= провозглашает страну социальным Г., кот. осуществляет защиту прав и свобод чел.;= гарантирует каждому свободу лит-го, худ-го, науч.-технич. и др. видов творчества;= охраняет интеллектуальную собственность;= обеспечивает каждому право на участие в культ. жизни и пользовании учр. К, на доступ к культурным ценностям. Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: = стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; = действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей; = возможность творч. труда и реализации права на «свободную профессию»; = меры, усиливающие ответственность за преступления против культур. наследия страны. К долгосроч. целям КП государства относятся: = формирование идеологич. и нравствен. основ демократич. правового государства; = создание условий для развития и воспроизводства творч. потенциала общества; = формирование неискаженного исторического сознания; = создание единого культурного пространства страны. Важное значение для управления в области культуры имеют = Закон РФ от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации»; = ФЗ РФ от 1 декабря 1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»; = от 22 августа 1996г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», = от 15 апреля 1998г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; = постановление Правительства от 25 марта 1999г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты. Управл-кая деят-ть в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти. Прав-тво обеспечивает гос. поддержку кул-ры и сохранения, как культ. наследия общегосударственного значения, так и культ. наследия народов РФ.

Соответствующие органы исполнит. власти создаются в субъектах Федерации. В их ведении находится большинство объектов кул-ры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов» в ведение субъектов Ф-ции переданы десятки объектов кул-ры федерал. подчинения. Объектами упр-ния являются различ. учр-ния кул-ры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д. Минкультуры РФ, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правите льства от 6 июня 1997г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим гос. политику в области кул-ры, искусства, охраны и испол-ния историко-культурного наследия, а также осуществляющим гос. регулирование и координацию дея-ти иных федер. органов исполнит. власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом гос. контроля за соблюдением уст-ного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономич. деят-ти в отношении культурных ценностей. Минкультуры имеет территориал. органы по сохранению культ. ценностей. Свою компетенцию оно реализует в осн. в отношении объектов культуры федерал. значения, орган.-правовой статус кот. (Российской гос. библиотеки, Гос.историко-культ.Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется Правительством РФ. Осн. задачами Министерства яв-ся: осуществление в сфере культуры гос. политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституц. прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культ. жизни и пользование учреждениями кул-ры, доступ к культ. ценностям и направленной на сохранение историч. и культ. наследия; *содействие развитию нац. культур народов России; *разработка и реализация в соответствии с межд.обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности; *осуществление гос. контроля за вывозом из России кул.ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономич. деят-ти в отношении кул.ценностей; *управление деят-тью подведомствен.организаций.

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит ФЗ РФ от 29 декабря 1994г. кот. устанавливает принципы деят-ти библиотек, гарантирующие права человека, ОО, народов и этнических общностей на свободный доступ к инф-ции, свобод. духов. развитие, приобщение к ценностям нац. и мировой культуры, а также на культурную, научную и образоват. деят-ть. ФЗ РФ от 26 мая 1996г. определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Постановлением Прав-ва от 12 02.1998г. «Об утверждении положений о Музейном фонде РФ» установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях. Федер. архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998г., является федер. органом исполнит. власти, осуществляющим гос. регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного фонда РФ. Развитие физической культуры, спорта и туризма является составной частью многоаспектной деят-ти гос-ва по охране здоровья граждан РФ. Эта система включает: = физическое воспитание в образовательных и дошкольных учреждениях, внешкольных и внеучебных физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях; = физическую культуру в учреждениях организациях, на предприятиях и их объединениях, по месту жительства граждан и местах массового отдыха; = физкультурно-оздоровительную работу в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха и на туристских базах; = физическую подготовку военнослужащих и личного состава правоохранительных органов; = физическую культуру и спорт инвалидов. Туризм это вид путешествий, в которых развлечения и отдых органически объединяются с образовательными целями. Распоряжением Правительства от 17 декабря 1999г. определены конкретные мероприятия реализации второго этапа (1999-2005 гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в РФ», утверждённой постановлением Правительства от 26 февраля 1996г.

15.2. Социально-педагогические условия эффективной организации семейного досуга.

Социально-педагогические критерии эффективности культурно-досуговой деятельности отражают: результативность воздействия общественного досуга на нравственный облик и развитие личности, проявляющуюся в изменении ее сознания, поведения и деятельности;*широту, полноту, гармоничность включения людей в процесс непрерывного просвещения, различные виды творчества и рациональный отдых;*соответствие содержания и процесса социально-культурной деятельности современным принципам общественной организации досуга.*Эффективность организации семейного досуга зависит от учета требований культурологии семьи. Культурология семьи изучает: *— культуру семейных отношений; — бытовую культуру; — культуру семейного воспитания; — культуру здорового образа жизни. Совр. семья переживает сложный переходный период от традиционной модели семейной организации к новой: упрощается структура семьи, изменяется система власти и подчинения, снижается значимость традиционных функций семьи – рождения и воспитания детей, решение чисто бытовых вопросов приобретает особую значимость, семья все больше становится психологическим «убеждением» человека. Отсутствует подготовка детей к будущей семейной жизни, что также качественно повлияло на изменение семейных ролей, на то, что семья не является необходимой ценностью для многих молодых людей.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Семья несет в себе определенные функции: Репродуктивная – воспроизведение потомства, Хозяйственно-потребительская – хозяйство, управление семьей, Воспитательная – проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества, Восстановительная – взаимное поддержание здоровья, организация отдыха

Роль КДУ в организации семейного отдыха

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Формы работы с семьей. Беседы, Игровые досуговые программы, Рекреативный семейный отдых – туризм, походы., Спортивный семейный отдых (эстафеты, пляжные турниры и т.д.), Семейные сеансы в кинотеатрах, Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест, Совместное посещение концертов и массовых праздников

Семейные коллективы художественной самодеятельности – редко встречающаяся, но очень популярная у зрителей форма культурной деятельности.

Эффективность работы этих специалистов ограничивается следующими факторами: отсутствием философии безупречного качества образования; образовательной и профессиональной дезинтегрированостью системы подготовки специалистов в стране; отсутствием профессионального отбора абитуриентов; низкой профессиональной направленностью, готовно­стью и непродуктивной Я-концепцией этих специалистов; слабой учебно-методической базой обучения; ориентацией специалистов не на повышение профессио­нальных знаний, умений и навыков, а на систему межличност­ных отношений и связей; примитивной социальной ментальностью и общим не­достаточным и ограниченным уровнем личностной культуры в современном обществе; ориентацией семейных специалистов на использование тестовых методик в ущерб развитию умений межличностного глубокого, интенсивного и созидательного взаимодействия с клиентами социально-культурных учреждений; административным руководством этой работой, в основе которого находится стремление не к стойким и долгосрочным результатам, а к массовости и в силу этого к поверхностным и нестойким результатам.

 

16.1. Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере.

Инфраст-ра СКС – совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровняй, обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей; создание, освоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры

П. является одной из наиболее активных форм экон.дея-ти. рыноч. отношения в свою очередь порождают стремление иметь "свое дело", с помощью кот. приумножатся собственность. В З-не РФ "О предприятиях и предп. деят-ти" сказано, что П (пред. дея-ть) это инициативная самост. деят-ть граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответс-ть, направленная на получение прибыли. Статус пр-ля приобретается ч/з гос. регистрацию предприятия. Когда пред.деят-ть ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивид. труд.деят-ть, а с привлечением наемного труда как предприятие.Пр-ль м. заниматься люб. видами деят-ти, кот. не запрещены законом, включая хоз.-производ., торг.-закупочную, инновационную, консультационную и др. Виды деят-ти м. осущ-ся н1 чел-ком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридич.лица или без него. Субъектами П м. б.: граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности; граждане иностранных государств и лица б/гр в пределах полномочий, установленных законом; объединения граждан (партнеры) Имущество гос. учр-ний кул-ры яв-ся собственностью гос-тва, и доходы от этой собст-сти рассм-тся как доходы гос. бюджета, и распределение УК полу­ченных доходов д.согласовываться с органами гос. власти. Пр.д-ть - это интеллект. деят-ть чел-ка, кот., владея какими-либо мат. ценностями использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя предприниматель действует на благо общества. виды П: производственное, коммерческо-торговое,финансово-кредитное, посредническое, страховое.в СКС коммерческий сектор, обладает большой гибкостью и динамизмом, зависит от ск, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности. Нередко частные фирмы преследуют коммерч. интересы, но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, кот. ставят своей целью благот-ть. этот мотив обусловливает сотрудничество ряда деловых кругов с добровол. общест. формированиями — фондами, движениями, объединениями соц. защиты. Основнымипредпосылками развития П в соц. сфере являются:- правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;- изменение отношений собственности и смещение ак­цента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;- резкое сокращение финансовых средств, поступаю­щих из бюджета в социальную сферу;- появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в соц.сфере. В соц. сфере П развивается по следующем направлениям:- дополнительные услуги в рамках основной деятель­ности;- услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им учеб­ные пособия); - услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования). Факторы, влияющие на ПД: В соц. сфере П осуществля­ется в основном путем оказания услуг населению, что обу­словливается наличием особых факторов, отличающих эту сферу от других сфер экономики.

Основные факторы, влияющие на развитие пред­принимательства в социальной сфере: 1. Нормативная база

Нормативная база предпринимательства состоит из:

- законодательных норм по поводу собственности и аренды;

- законодательных норм о возможных видах предпри­нимательской деятельности;

- налогового законодательства;

- законодательных норм авторского права;

- законодательства о правах потребителей.

Труд

Необходимо отметить, что высокая эффективность малого бизнеса в социальной сфере, его низкая фондоемкость и преобладание в структуре его ресурсов интеллектуального творческого человеческого капитала вызывают активный интерес предпринимателей. Низкий уровень заработной платы в ряде отраслей со­циальной сферы.

Капитал

Капитал - это здания, сооружения, оборудование и де­нежные средства, необходимые для осуществления пред­принимательской деятельности.

Информация

Информация - это сведения, которые уменьшают сте­пень неопределенности наших знаний о тех или иных объек­тах или процессах (например, в бизнесе).

 

 

16.2. Нормативно-правовое, экономическое и организационное обеспечение деятельности общественных объединений.

Общ. объединения – это добровольное самоуправляемое некоммер. формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общ. объе-ния. ОО могут создаваться в одной из след. организационно-правовых форм: общественная организация (основанная на членстве общ. объед., созданное на основе совместной деят-ти для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединения граждан); общественное движение (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общест. объ-ние, преследующее соц., политич., иные общ.-полезные цели, поддерживаемые уч-ми общ. движ.); общественный фонд (один из видов некоммерч. фондов, не имеющее членства общ. объед., цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не зарегистрированных законом поступлений и использование им-ва на общест.-полезные цели); общественное учреждение (не имеющее членства общ. объед-ние, ставящее целью оказание конкр. вида услуг, отвечающих интересам уч-в и соот-х уставным целям указ-го объед-ния); орган общественной самодеятельности (не имеющее членства общ. объед., целью кот. явл-ся совместное решение разн-х соц-х проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы, направленные на удовлетворение потребностей неогранич. круга лиц). Конституция РФ ст.44 (свобода творчества) Из законодательства РФ о культуре (конституц.уровень) необходимо выделить три основные статьи:

ст. 15: Право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры. Граждане имеют право созд. организации, учр – я и пред – я, по произ- ву, тиражир – ю, распр-ию культ. ценностей, благ, посредн – в обл. культ. деят- ти в порядке, определяемом законом РФ.

ст. 16: Право создавать ОО в области культуры, Граждане имеют право создавать ассоциации, творчес. союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, опред. законом об обществ. объединениях.

ст. 41: Усл. и порядок создания, реорганизации и ликвидации орг-ций кул-ры. В РФ могут создаваться и действовать в предусмотренном законом организационно – правовых формах орг –и кул- ы, основ. на федер. собственности, собственности республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт – Петербурга, органов местного самоуправления, общ. объед., религиозных орг – й, иностр. гос- в, юр. и физ. лиц, в том числе иностр. граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности. Орг-ции кул-ры м.б. учреждены: федерал. органами гос. власти и управления, органами гос. власти и управления республик в составе РФ, городов Москвы и СПб, местными советами народных депутатов и соответст. органами упр-я., обществ. и религиоз. орг- ми, фондами и др. общ. объед-и, иными, в т.ч. иностр. юридич., а также физ. лицами орг- и кул-ры, учреждаемые в соответствии с настоящими основами, обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации, установ. законо-м РФ. Порядок и условия реорган. и ликвид. орг-й кул-ы определ. их уставами приним. в соотв. с дей-м законом. Законодательная база: 4 основных уровня правового регулирования: 1. конституционный: закреплены основные права граждан на создание общественных объединений. 2.законодательный: уровень законов РФ, законы: Ф.З. от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях». Ф.З. от 11.08.95 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Ф.З. от 28.06.95 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях». Ф.З. от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре». Ф.З. от 19.09.97 «О свободе совести и религиозных объединениях». 3. Кроме этого действует гражданский кодекс, закон РФ об образовании = 20 нормативных актов (уровень нормативно-правового регулирования (ведомства и мин-ва РФ). Действуют приказы, акты, указы, которые издаются министерствами и крупными ведомствами. 4.уровень инструктивно – нормативный – это те нормативные акты, которые издаются на уровне отдельных организаций. Закон РФ о культуре 1992 года: закрепивший:ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ Ст.3. Закрепляет основные понятия, придающие юридический статус ряду определений (культурные блага, творческая деятельность, культурная деятельность, культурная ценность). Ст.8. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств. Ст. 11. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Ст. 12. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ст. 15. Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности. Ст. 16. Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях. Ст. 41. Условия и порядок создания реорганизации и ликвидации органов культуры. Формы ОО: 1.О.орган-ция; 2.О.движение; 3. О.фонд; О.учр-ния; Орган общ-ой самод-ти (решение проблем по месту жит-ва, учебы, работы)Орг.об-ние: ОО не м.вмешиваться в деят-ть гос-ва и наоборот. ОО обязаноплатить налоги, прибыль направлена на развитие ОО, порядок учреждения и орг-ции опр-ет закон, а ликвидации - по уставу

17.1. Социально-культурная деятельность в эпоху Александра II.

Свобода и активность – изначальный базис СКД, и именно Александр II заложил его своими либеральными реформами. Подписывая указ от 19 фев. 1861г. Александр заметил, что суть его составляет идея свободы людей и их права на активность во всех сферах жизнедеятельности. Концепция свободы и активности личности пронизывала земскую реформу, реф. образования. Он поддержал министра просвещения А.В. Головнина, предложившего, наряду с подготовкой узких специалистов в одном их жанров искусств, создать ВУЗ, которое обеспечит формирование профессионала в сфере К., способного решать интегральные задачи вовлечения чел. в сложный мир К. Убийство императора оборвало процесс его реформ, но идея Александра была реализована в 1918г., кд был открыт Институт внешкольного образования (наш Университет). ″Власть для народа″ Реформа освобождения крестьян ->новый тип общества=>своб.чел-к

Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от с/х работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. После отмены крепостного права (19 февраля 1861г.) и распаде общин в результате имущественного расслоения крестьянства досуг стал принимать новые формы. Ослабились власть и авторитет старшего поколения, усилился «имущественный» авторитет. «Братчина» превратилась в более замкнутую «гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину». Крестьяне стали ходить друг к другу в гости «по родству», «по соседству». больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры. Исчез молодежный хоровод как форма досуга. На молодежных посиделках наряду с песнями и танцами все больше места стали занимать городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, новости городской моды и др. Проникали сюда и политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных произведений. Наряду с этими новыми формами досуга сохранялись и исконно русские традиции праздников и обрядов.В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).К середине 19 века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И.Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым, прославившимся за рубежами России ученым. П.Мериме отрыл Европе Пушкина. Во второй половине 19 века европейская и мировая известность русской литературы усиливается в первую очередь благодаря литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Впервые в 19 веке культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для запада формах, не утратив своего своеобразия.С середины 19 века тон в общественной жизни задают уже не дворяне, а разночинцы. Буквально быть разночинцами означало принадлежать к различным сословиям. В России разночинцы находились вне сословий, за счет того, что в их среде сословия перемешались и потеряли свое значение. Они рекрутировались из того же дворянства, духовенства, мещан, военного сословия были в них представлены и выходцы из крестьян. Революционно-демократическая или разночинно-нигилистическая идеология более всего отразилась на живописи. В результате она приобрела тематическую заданность и поучительность, далеко уводившие ее от собственно живописных задач. Появления интеллигенции. С конца 19 века интеллигенцией в России стали называть представителей ее образованного слоя: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д. Представители богатых кругов приобретали вкус к светской жизни. По подобию аристократических клубов было создано «Московское купеческое собрание», в залах которого устраивались балы, маскарады, функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад при собрании стал местом гуляний. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Но в купеческих домах сохранялись и народные традиции – шумно отмечались свадьбы, крестины, похороны, церковные праздники. Местом общения служила также и церковь. Окончательно сформировалась традиция совместных официальных и неофициальных обедов в ресторанах. Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности. Именно купцы стали поддерживать российскую культуру, а также науку, технику, издательское дело. Многие стали собирателями коллекций художественных произведений. Меценатство, благотворительность. Увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия. Реформа местного самоуправления. Выборным орг – земство, зак.вл. – земское собр, исп.вл. – земское управл.

Образовательная (дал права университетам: избир.лектров, дисципл.совет). «хождение в народ» - тип кающегося дворянина 1874-1876 «Могучая кучка», худ.- передвижники Вера Засулич- террор – оправдана, народовольцы

17.2. Основные стадии формирования культуры личности (роль СКД на каждой из этих стадий).

Формирование культуры индивида предполагает:= овладение основами физич. К. (умения и навыки санитарно-гигиенич. деят-ти, безопасное поведение, К. питания, одежды, бытовых и секс. отношений, активный отдых); = постижение мат. К., окруж. среды обитания (разумное использование сооружений, оборудования, транспорта; обеспечение экологии флоры и фауны); = усвоение дух. К. как процесса и результата развития и функционирования совокупности форм общест. сознания, проявляющегося в науке, искусстве, просвещении, образовании и иных сферах бытия. Решающую роль в формировании физич. культуры Л. играет семья; в постижении мат. К – школа; в усвоении дух. К. – СКД, позволяющая чел познать сущность и природу К., включиться в худож., технические и иные формы творчества, привести свое поведение в соответствие с нравственно-эстетическими требованиями Общ. Этапы приобщения личности к кул-ре: Концепция Соколова. 1. Хоминизация – приобщение новорожденного к челов-му роду (от рождения до 4-5 лет). С этого начинается механизм усвоения К. Формирование основ сан-гиг. культуры, культуры речи элементар-й культуры общения, общегуманистич. нравствен. кач-в, адаптации органов восприятия к конкрет-м формам природ. и культ. среды. Механизм Х. спонтанно передается из пок. в пок., строится на принципах народной педагогики, опирается на традиции и осуществляется, гл. образом, в рамках семьи. 2. Социализация - процесс и результат включ-я ч-ка в социум, освоение и воспр-во им соц-го опыта, принятия требований, норм и принципов обществ-х отношений, формирование и реализ-я детерминированных обществом гражд-х, нравств-х, профес-х, обществ-х, семейных и иных соц-о-значимых ф-ций. Процесс социализации детерминирован конкретным Общ., конкр. временем, конкретной СКситуацией. Удачность социал-ии, ее полнота – результат – включ-е ч-ка в общ-во. Методология социализации исходит из того, что подлинно чел. свойства индивид приобретает в процессе общения с людьми и усвоения соц.-культ. опыта. С. личности продолжается всю жизнь. Каждый индивид проходит стадии Х. и С. (инкультурации – большинство, некоторые достигают стадии индивидуализации).

3. Инкультурация – вовлечение ч-ка в мир культуры; в систему знаний мировой и отеч-й культуре и сложившихся в общ-ве ценностных установок; постижение иск-ва и культурно-информационных процессов, предопределяет включ-е личн-ти в информац-е процессы как в кач-ве реципиента, так и в кач-ве коммуникатора, достижение автоматизма в использ-ии наиболее общих стандартов культуры (приветствие). Процесс инкультурации носит непрер. и всепроникающий хар-р, должен учитывать возрастные и иные способ-ти индивида к восприятию инфо и определ-х культур-х ценнсотей. 4. Индивидуализация – создание благоприят-х условий д/развития творч-х потенций личности, ее способн-тей и дарований; стимулирование процесса реализ-ии единичных и особен-х природ-х и соц-х св-в ч-ка, обществ-ое признание его уникального вклада в СК тв-во. - создание комплекса условий д/реализ-ии творч-х, интеллект-х, эстетич-х и др. потребностей, кот-ые характ-ют специфику каждого отдельного ч-ка. Основная задача организаторов СКД – создание условий д/реализ-ии возм-тей и способ-тей каждого конкрет-го субъекта СКД.Механизмы хом., соц., инк. раскрывает Пр.К-гия., кот. опирается на методики, веками наработанные отеч. педагогикой. Предмет педагогич. К. – процесс формирования кул. среды, механизм хоминизации, соц., инкул. и самореализации личности. В теч. всей жизни усваиваются гуманитарные ценности, культ. Инф., влияющая на развитие Л. Но познавательная активность чел., его способности различны в разные периоды жизни. Дифференцированный подход предполагает осуществление формирующе-развивающего воздействия на индивида с учетом соц. происхождения и состава семьи (полная, неполная); региональных и нац. традиций; физич., интеллект., психич. и половозрастных особенностей; разнообразия и содержания досуговых интересов: творческих способностей и наклонностей, а также с учетом степени активности и эмоц. отзывчивости человека, которая также связана с возрастом. Особое место в осуществлении дифф-ного подхода занимает половозрастной фактор, в извест. степени вбирающий в себя все остальные, отражающий типическое и конкрет. в становлении человека. Результаты многочисл. наблюдений, особенно в психологии (см. Л.С.Выготский, Л.А.Венгер. А. В. Запорожец и др.), показывают, что существуют сенситивные (лат. чувствительный) периоды возрастного развития, когда обнаруживаются особо благоприятные временные зоны для развития ребенка, подростка в тех или других направлениях, а затем действие таких внутренних условий постепенно или резко ослабевает. Формирование инд. способностей происходит в ходе возрастного развития, и многое зависит от того, что же будет взято, развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, черты какого именно возраста, и в какой степени скажутся на чертах интеллекта. в ходе возрастного развития происходит становление индив. различий по способностям. Разумеется, эти возрастные особенности ни есть некий абсолют, и, тем более, они не передаются исключительно из поколения в поколение. Это лишь ориентиры, в существенной степени, зависящие от социальной среды. Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности: изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Первый период детства сенситивен для творч. развития ребенка. Трех- пятилетний возраст оптимален также для изучения иностранных языков. на возраст 8-9 лет приходится максимум двигат. активности детей, что следует учитывать при организации досуга детей данной возрастной группы. К 7 годам завершается определенный этап формирования такого двигательного качества, как ловкость, т.о., этот возраст сенситивен для развития выносливости, особенно в циклических нагрузках, требующих длительного выполнения. В подростковом возрасте налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыраже<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.017 с.)