Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и специфика педагогики сотворчества.

Поиск

Личностно гуманная основа пед. процесса. В 80-90-е г в отеч. пед. и псих. активно проявила себя идея личностно ориент-ного воспитания и обучения, кот. исходит из необх-ти преобразовать традиц. ориентацию учебно-воспит. процесса в личностно ориентированное образование. Инновац. педагогич. процесс протекает в форме сотворческого поиска учителем и учеником решения не ряда отдельных задач, а экзистенциальных (неразрешимых, вечных, общечеловеческих и мировых) проблем. ПС-союз педагогики сотрудничества и педагогики развития, это—проблемное обучение как особый его тип, предполагающий применение продуктивных методов (эвристического и исследовательского), самостоятельное решение познават. задач при ненавязчивой помощи учителя в случае необх-ти и при его по возможности незаметном руководстве. ПС опирается на ценности гуманизма, развития целостной личности ребенка, его творч. способностей. цель личностно ориентированного образ-ия– не сформировать и не воспитать, а найти, поддержать, развить в чел. человека, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания; утвердить в нем человекообразующие, социализирующие и культуросозидающие качества. Решать эти задачи возможно в условиях перехода от монолога к диалогу, от социального контроля к педагогически стимулируемому саморазвитию, от управления к самоуправлению, от пед. диктата к освобождению обучающегося для творчества. В совр. отеч. и мировой педагогике все более утверждает себя концепция смены устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно ориентированную модель, кот. строится на учете реально проявляемых способностей, наклонностей и дарований. ПС-совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию. 1услови е: Возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов, норм и правил межличностного общения. В процессе общения осуществляется воздействие на сознание и поведение другого человека, а также формируется собств. мировоззрение, выраб-тся единая стратегия, т.е. общение носит также воспитат. хар-р. 2-ым усл-ем ПС яв-ся индивид. подход в осуществлении помощи соц.деят-ти детей, подростков и юношества. 3 усл-ем ПС явл-ся свобод. выбор детьми, подростками и юношеством видов, форм и содержания соц. деят-ти. Опыт показывает, что навязывание и запреты опред.видов соц.деят-ти не ведет к позитивным рез-там. 4 усл-ем ПС в процессе соц-ции выступает простор свобод. тв-ву индивида и его сочетание с тв-вом коллективным. 5 - процесс соц. деят-ти д. содействовать форм-нию общественно значимых потребностей личности, их сочетанию с обществ. потребностями. Данное условие выполнимо лишь при обязат.и всеобщем добровол. включении членов коллектива в единую стройную систему разнообразных видов общ.-полезной деят-ти. Непременное условие - единство интересов членов коллектива, их творческое взаимодействие, осознанная причастность к кол-ву.

6 ПС – творческое самоуправление – возможно лишь при совместно выработанных нормах, регулирующих поведение и деят-ть каждого члена коллектива 7 у.ПС- диалогизация взаимоотношений между поколениями, ибо только на его основе возможно формирование и развитие творческой личности. 8 -целенаправленное формирование у детей, подростков ценностных ориентаций, противостоящих саморазрушению личности.

9. - формирование положительной Я-концепции подрастающего поколения.

13.2. Тех-гии разработки и реализации региональных СК программ.

КП - целенапр-ная ресурсно-обеспеч. деят-ть СК субъетов по формир-ию и корр-ке ценн-тей и норм различ.категорий населения и общества в целом Цель КП: развитие личности средствами культуры. Форм-ние рег. соц.-кул. программ представляет сложный процесскот.м.разделить на этапы (каждый имеет свою логику, задачи, содержание). логическая цепочка действий->целостная программа. 1-йэтап – диагностический – анализ ситуации и выявление актуальных проблем региона.Осн. методы анализа ситуации: контент-анализ материалов периодической печати, анализ соц.-демографич. структуры территории, деловые игры (выяв-ся характерные и наиболее значимые для данной территории проблемы). Субъекты анализа ситуации: работники учр-ний к-ры, образования, досуга и соответст. управленческих структур; представители общественности. Хар-ка социокульт. ситуации производится в зависимости от характера будущей программы. 2 этап – нормативно-прогнозный. - предвидение, перспективы ее развития при различ. условиях. Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. (определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта) 3 этап – концептуальный - на основе анализа проблем, хар-щих ситуацию, определяются приоритет.напр-ния развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем. 3 этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. - два вектора ориентации: а) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, экологии и т.д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т.д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.). б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.

4 этап – проектно-планирующий призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. предполагается широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов КП к процессу проектирования.

5 этап – исполнительско-внедренческий – создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т.е. воплощение проектов и программ, кот. были отобраны на конкурсной основе. Этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, и т.д.), с другой стороны.

Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями.

6 этап – контрольно-коррекционный

В структуре СК программ: Цели определяются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на ее частичное или полное разрешение. Задачи, получаемые путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направлены на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи.

Приоритетные направления определяются в соответствии с областями проектирования (поддержку и развитие исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры различных слоев и групп населения).

Содержание программы: по следующей схеме: Актуальность проекта (почему). Аудитория проекта (для кого). Цели и задачи проекта (зачем). Форма реализации проекта (как). Направления и содержание деятельности (мероприятия). База реализации. Исполнители и соисполнители. Смета расходов и источники финансирования. Сроки реализации.

обеспечение программы (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценатства); - координация субъектов культурной политики; информационно-методическое обеспечение программы (информация, реклама, издательская деятельность, презентации проектов и т.д.); - кадровое обеспечение реализации программы; материально-техническое оснащение сферы культуры.

Этапы реализации программы поддержки и развития сферы культуры: - обсуждение программы с представителями сферы культуры, образования, общественности; - проведение слушаний по проблемам развития культуры территории; - формирование социального заказа различным субъектам культурной жизни; - создание экспертных общественно-государственных советов по основным приоритетам культурной политики; - учреждение целевых фондов в соответствии с приоритетами культурной политики.

 

14.1.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации.

Специфика досуга проявляется в том, что здесь встречаешь и высо­кую, и массовую культуру, границы между которыми подвижны и размыты. Досуг – время, свобод.от непрелож.дел, в кот.реализуется возм-ти своб.времени, практич.включения ч-ка в различ.виды СКД. Д.направлен на рацион.удовлетворение потреб-тей ч-ка в развлечении и развитии, прояв-ся в соц.активности и творч.спосб-тях. Воспит-ся культура досуга- качество личности, отражающее потребности и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, удовлетворении и постоянном возвышении духовных интересов и потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил. Плодотворное использование досуга чел-ком важная задача общества, т.к он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми. От того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы зависит наполненность всей его дальнейшей жизни, т.к досуг становится важным средством социализации личности. Ф-ции Д.: - рекреативная – снятие физич-го, психич-го, интеллект-го напряж-я; восстановл-е сил посредством активного отдыха,; - развивающая - вовлечение личн-ти в процесс непрерыв-го просвещ-я; развитие худож-го, технич-го и др. видов любительс-го тв-ва; расшир-е сферы проявл-я личност-х кач-в, самоутвержд-я, самореализ-ии св. творч-х потенций. Реализация этих функций происходит, как правило, с помощью специальных досуговых учреждений, роль которых в формировании ценностных ориентаций, просвещения и профориентации трудно переоценить. Хар-ка досуга: основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности; предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; досуг нормирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности; формирует потребность детей в свободе и независимости; способствует раскрытию природных талантов и приобретении полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу детей; есть сфера удовлетворения потребностей личности; способствует формированию ценностных ориентаций; досуг детей выступает как своеобразная "зона ограниченного вмешательства взрослых"; досуг способствует объективной самооценке; формирует позитивную Я-концепцию; обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие; способствует самовоспитанию личности; нормирует социально значимые потребности личности и нормы повеления в обществе; досуг есть активность контрастирующая с полным отдыхом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.006 с.)