Набор детей, формирование группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Набор детей, формирование группы.



Пояснительная записка

Направленность: художественно-эстетическая

Уровень освоения: общекультурный.

Данная модифицированная программа корректировалась в 2012 году в связи с новыми законами и постановлениями в области дополнительного образования.

Программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики К. Станиславского, М. Чехова, М. Кнебель, З. Корогодского и др.

Работа с подростками ориентирована на изучение истории театра, овладение знаниями, умениями, навыками актерского мастерства.

Подросткам сегодняшнего времени предстоит жить в мире, существенно отличающемся от мира их родителей. В наше время все чаще встречается пассивный образ жизни. Почти все свое свободное время современный школьник проводит за компьютером. Дети реже общаются, предпочитая, виртуальное общение. Поэтому многие страдают неразвитостью эмоциональной сферы, без чего трудно воспитать творческую инициативу, профессионализм и социальную ответственность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно – эмоциональную сферу.

Занятие театральным искусствомоченьорганично для детей и подростков, поскольку игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психических функций детей и подростков. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании подростков, так и в организации их досуга.

Актуальность программы: реализация данной программы будет способствовать успешной социализации детей и подростков в современном обществе, их жизненному самоопределению, продуктивномуосвоениюразнообразныхсоциальных ролей и творческой самореализации.

Новизна программ: театральная деятельность несет игровой характер, который позволяет активно задействовать обучающихся и зрителей. Гибкая театральная форма позволяет находить наиболее близкие точки соприкосновения с современной жизнью, создавать интерактивные спектакли, где исполнитель существует в постоянном контакте со зрителем.При подготовке к занятиям и спектаклям используются электронные ресурсы и компьютерные технологии.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она реализуется в режиме сотрудничества и демократического стиля общения и позволяет создать личностно - значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный продукт в виде театральной постановки. Личностно - ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья обучающихся.

Цель: развитие творчески активной личности обучающихсясредствами театральной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Способствовать овладению навыками актерского мастерства (сценическая речь, сценическое движение, вокал, импровизация).

- Дать представление о театральном искусстве (история театра, театральные формы, сценическое пространство, театральный костюм, декорация, реквизит и т.д.).

Развивающие:

- Развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), развивать речь.

- Развивать творческие способности (творческое воображение, креативный интеллект).

- Развивать эмоциональную выразительность (эмпатическое восприятие, понимание мира чувств, эмоциональная экспрессия).

- Развивать пластическую выразительность (координация движений, способность к невербальной коммуникации).

- Развивать саморегуляцию и навыки самоорганизации, навыки взаимодействия.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к театральному искусству как составляющей отечественной и мировой культуры.

- Воспитывать чувство общности, взаимозависимости и разделенной ответственности.

Задачи первого года обучения:

- Познакомить со спецификой театрального искусства, профессиональным языком, понятиями и категориями.

- Сформировать начальные навыки актёрского мастерства.

- Обучать правильному дыханию и произношению.

- Начать формирование пластических и танцевальных навыков.

Задачи второго года обучения:

- Закрепить умения и навыки, полученные на первом году обучения.

- Продолжить знакомство с основными элементами актёрского мастерства, хореографии и пластики

- Познакомить с принципами работы над текстом.

- Формировать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи третьего года обучения:

- Закреплять навыки и умения, полученные на втором году обучения.

- Формировать способность к самостоятельному поиску решения сложных творческих задач с применением освоенных умений и навыков.

- Совершенствовать умение использовать речевую и пластическую выразительность при работе над ролью

- Формировать способность самостоятельного построения композиции и ограниченного существования в углубленных предлагаемых обстоятельствах.

- Подготовить к выпуску сценические работы более сложной направленности, где используются все навыки учащегося.

Весь комплекс развивающих, образовательных и воспитательных задач решается в процессе совместного творческого труда – через организацию общения, во время занятий и репетиций, в ходе подготовки и проведения праздников, конкурсов, концертов.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она учитывает специфику современного искусства. Она учитывает возраст обучающихся, которым сложно осмыслить различные предметы без их взаимосвязи. Поэтому данная программа рассматривает преподавание дисциплин в комплексе. Например, сценической речи и сценического движения без отрыва от актёрского мастерства. С помощью слов, пластики, танца и импровизации ребята выражают свои эмоции, отношение к жизни, ищут ответы на волнующие их вопросы, учатся понимать себя и друг друга.

Задача стоит не только в вооружении техникой и методом, но и в воспитании обучающегося, как человека, чтобы помочь ему сформироваться, как личности, делающей в жизни осознанный и правильный выбор.

 

Условия реализации: Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы,от 6 до 16 лет. Принимаются все желающие, кого заинтересовало театральное искусство без ограничения в возрасте. Группы формируются по годам и возрасту обучающихся.В коллектив принимаются все желающие, а потому, в целях индивидуального подхода, и по результатам развития способностей возможны разновозрастные группы,допускается дополнительный набор обучающихся на основании проверки индивидуальных способностей, тестирования, собеседования и т.д.

Наполняемость групп:

1 год – 15 человек

2 год – 12 человек

3 год – 10 человек

Сроки реализации -3 года.

Режим занятий:

Занятия проводятся:

1 год- 4 часа в неделю (144 часа)

1 год- 6 часов в неделю (216 часов)

2 год- 6 часов в неделю (216 часов)

2 год- 8 часов в неделю (288 часов)

3 год- 8 часов в неделю (288 часов)

 

1 год обучения – занятия проходят 2 раза в неделю по 2 ч. или 2ч.+1ч.+1ч.

1 год обучения – занятия проходят 3 раза в неделю по 2 ч. или 2раза по 3ч.

2 год обучения – занятия проходят 3 раза в неделю по 2 ч. или 2раза по 3ч.

2 год обучения – занятия проходят 4 раза в неделю по 2 ч. или 2раза по 3ч. +2ч.

3 год обучения – занятия проходят 4 раза в неделю по 2 ч. или 2раза по 3ч. +2ч.

Академический час равен 45 минутам

Формы организации деятельности обучающихся:

Теоретические и практические занятия. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.

Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами и, при необходимости, индивидуальное обучение.

Ожидаемый результат:

К концу первого года обучения у обучающихсяразовьется внимание, повысится быстрота реакции, они будут демонстрировать быстроту реакции, непосредственность, артистическую смелость. Обучающиеся адаптируются в коллективе, преодолеют трудности общения и боязнь сцены. Расширятся представления об истории театра, о видах и жанрах театрального искусства, сформируется устойчивый интерес к театральной деятельности.

К концу второго года обучения у обучающихся разовьется творческая активность, наблюдательность, пластическая и сценическая выразительность, мелодика речи. Обучающиеся освоят основные элементы актёрской техники (словесное взаимодействие, фантазия, воображение, характерность), у них сформируются навыки сценического общения с партнером и зрительным залом, навыки общения при совместном решении творческих задач.

К концу третьего года обучения обучающиеся смогут свободно и органично существовать на сцене в любых упражнениях, этюдах, репертуарных работах, усовершенствуют навыки по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому

движению и гриму.Обучающиеся смогут проанализировать свою работу и работу товарищей, самостоятельно придумать и поставить этюд, концертный номер.Обучающиеся будут проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; проявлять устойчивый интерес к людям, миру искусства и социальным проблемам, осознавать ценность своей театрально- творческой деятельности для окружающих.

Формы подведения итогов реализации программы.

Полученные в процессе обучения навыки реализуются студийцами в конкретных творческих работах в виде концертных номеров и спектаклей, которые играются для приглашенных зрителей по мере их готовности. Эта работа оценивается зрителями, педагогами и коллегами- профессионалами.

Уровень работы определяется также участием в различных творческих конкурсах и фестивалях. В младшей группе это происходит в форме открытых уроков для родителей.

Между группами происходят творческие встречи на вечерах студии и капустниках.

Организуются поездки и гости к другим коллективам и приём гостей из других коллективов.

Программой предусмотрены наблюдения и за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики.

Педагогический мониторинг позволяет отслеживать результативность образовательного процесса. Он включает в себя диагностику творческих способностей, уровня теоретических знаний и овладения практического материала по разделам программы.

Система отслеживания контроля и оценки результатов обучения имеет три основных составляющих: входной контроль, текущий мониторинг и итоговый контроль. Способом проверки и критерием оценки являются, прежде всего, темпы освоения программы, результаты участия в открытых уроках, творческих мастерских, в праздниках, спектаклях, концертной деятельности, конкурсах, в фестивалях и другие.

Главным результатом должен стать выпуск сценических работ, где используются все навыки учащихся, приобретение устойчивой мотивации к самопознанию, опыта общения и умение решать творческие проблемы.

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

№ п/п Разделы Общее количество часов Теоретические часы Практические часы
1. Набор детей 10(10) 10(10) -
2. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. 2(2) 2(2) -
3. Основы актёрского мастерства 30(50) 6(12) 24(38)
4. Основы сценического движения 28(46) 6(8) 22(38)
5. Основы сценической речи 22(26) 6(8) 16(18)
6. Культурно - досуговая деятельность 52(82) - 52(82)
  Итого: 144(216) 30(40) 114(176)

Второй год обучения

№ п/п Разделы Общее количество часов Теоретические часы Практические часы
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда 2(2) 2(2) -
2. Актёрское мастерство 74(90) 10(18) 64(72)
3. Сценическое движение 30(36) 8(6) 22(30)
4. Сценическая речь 22(36) 6(8) 16(28)
5. Техника театрального грима 26(36) 6(6) 20(30)
6. Театральные мастерские 12(18) 2(2) 10(16)
7. Культурно – досуговая деятельность 50(70) - 50(70)
  Итого: 216(288) 34(42) 182(246)

Третий год обучения

№ п/п Разделы Общее количество часов Теоретические часы Практические часы
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда с обучающимися     -
2. Актёрское мастерство      
3. Сценическое движение      
4. Сценическая речь      
5. Техника театрального грима      
6. Театральные мастерские   -  
7. Культурно - досуговая деятельность     -  
  Итого:      

Содержание программы

Первый год обучения

Основы сценической речи.

Теория: Знакомство с существующими моделями, схемами предложений русской речи (повествовательными, вопросительными, восклицательными, ударными словами во фразах), с организацией верного звучания и дыхания, с глоточными и артикуляционными упражнениями. Краткое сведение об анатомии и физиологии речевого аппарата. Дыхание, как фундамент работы над речью. Зависимость сценической речи от жанра. Стили произношения. Разговорные, публицистические, ораторские, бытовые, сценические речи. Слуховое внимание. Тарабарский язык.

Практика: Резонаторные упражнения. Глоточные и артикуляционные упражнения.

Упражнения для языка. Дыхание как фундамент работы над речью. Речевые упражнения с движениями. Организация верного звучания. Скороговорки, чистоговорки. Освобождение голоса. Голос внутри меня. Развитие объёмности артикуляторных органов. Способы влияния на голосо-речевую систему. Исправление звукопроизношения.

Второй год обучения

Главная задача - овладение основами артистической техники.

Работа в этот период держится на «трёх китах»:

- творческое внимание, при котором актёр при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя важным, нужным, интересным;

- воображение (способность делать для себя интересными объекты, которые в будничной жизни ничего интересного не представляют);

-фантазия (та часть актёрского искусства, которую необходимо развивать именно в детском театре, так как у обучающихся ещё не притуплена творческая наивность и глубокая серьёзность, с которой они относятся к продуктам собственного вымысла).

Вводное занятие.

Теория: Инструктаж по охране труда. Правила внутреннего распорядка. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы.

Актёрское мастерство.

Теория: Работа актёра над собой: приёмы концентрации, релаксации, внимания,

дыхания, снятие мышечных зажимов. Принципы импровизации. Приём апелляции к зрителю.

Практика: Приёмы концентрации. Оправдание поз. Составление сюжетной линии из фото. Оправдание места действия. Правдоподобное оправдание действием. Физическое и словесное взаимодействие с объектом. Характер и характерность. Возможность одухотворения материала. Вертикаль и горизонталь сцены. Состояние публичного одиночества на сцене. Этюды на одно событие в разных образах. Мастер- класс по актёрскому мастерству. Комедийное преувеличение в подражании. Скетч. Условность и достоверность. Последовательность действий, мыслей, чувств.

Сценическое движение.

Теория: Понятие акробатика. Техника безопасности. Какие бывают одиночные упражнения. Подготовка косно-мышечного аппарата актёра и определение степени готовности к активной работе на занятиях. Понятие «пластика». Объяснение понятия «психо - физические качества актёра».

Практика: Акробатические и гимнастические упражнения: кувырки, кувырки назад вперед, стойка «свечкой», мост, каскад и др. Упражнения на взаимодействие с мячом, скакалкой, плащом, стулом,столом и др.

Упражнения: «Ходьба по канату», «Крокодил», «Видеокамера» и др., парные и групповые упражнения.

Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку; координацию, реакцию и др.) Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность. Упражнения на развитие чувства пространства, формы. Чувства партнёра, инерции движений и др.

Сценическая речь.

Теория: Слух как важный контролирующий орган. Работа с текстом. Подход к действенному анализу литературного произведения. Работа с литературным текстом: словесное действие, логика речи. Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах.

Практика: Тренинг, включающий в себя предыдущие разделы курса «сценическая речь». Вибрационно-звуковые упражнения. Дыхательный тренинг. Упражнения по орфоэпии и дикции. Стихотворная импровизация, буриме. Самостоятельная работа над отрывком.

Ансамбль резонанса.

Техника театрального грима

Теория: К.С.Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения.

Происхождение грима. Образы. Религиозные празднества первобытного человека.

Магическая раскраска тела. Условные маски. Древнейшие театры (малайский, сиамский, индийский и др.) Китайский классический театр. Японский театр «Кабуки». Органическая связь грима с характером представления, жанром, стилем.

Безвредность красок и их состав. Контроль Министерства здравоохранения за всей продукцией, выпускаемой в нашей стране для гримирования.

Подготовка лица к занятиям гримом. Гигиена рабочего места. Последовательность нанесения грима на лицо. Технические правила при гримировании лица. Свойства и качество гримировальных принадлежностей, их производственная характеристика. Знание анатомии лица. Строение черепа. Основные выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая выпуклость, подбородочный бугор и два заовальных угла нижней челюсти. Основные впадины (лобная, височные, глазные, носовая, скуловые, подчелюстные и подбородочное углубление.)

Понятие основных мимических морщин. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Жевательные и мимические мышцы. Их значение. Основные мимические выражения: гнев, печаль, радость. Выявление элементов физических изменений по влиянием ожирения, отражающихся пластических формах лица. Общая одутловатость и округлость щёк, шеи, подбородка, заплывшие глаза.

Объяснения очерёдности нанесения грима полного лица. Отличие грима женского молодого лица от мужского молодого лица.

Ограниченность средств живописного грима. Скульптурно-объёмные приемы грима и их применение. Наклейки, налепки, подтягивание. Особенности их использования. Особенности и основные качества приёмов аппликаций.

Значение причёсок и париков в создании образа. Приёмы гримирования с применением с применением волосяных изделий. Виды париков, надевание и их заделка.

Нахождение стиля, образа. Достоинства и недостатки лица. Умение подчеркнуть первые и замаскировать последние. Продумывание прически весь внешний облик.

Практика: нанесения общего тона и подчёркивание впадин, нанесение бликов на выпуклые места. Растушёвывание границ. Румяна. Подводка глаз. Приёмы нанесения румян и подводка глаз. Грим молодого лица. Грим молодого и худого лица.

Мимический грим. Подбор и распределение общего тона для основных мимических выражений. Нанесение основных мимических выражений. Блики. Грим полного человека. Запудривания. Налепки из гуммоза. Подтягивание глаз и носа с применением газо-шифона.

Приёмы фактуры и аппликации: Изображение шрамов, синяков, веснушек, отсутствие зубов. Надевание париков и их заделка. Приклеивание готовой растительности:

усов, бород, бровей, ресниц. Закрепление кос, локонов. Подбор костюма по характеру сказочного персонажа. Подбор костюма к гриму и подбор грима к костюму.

нанесение характерного грима по эскизу. Характерный грим молодого человека. Характерный грим старого человека. Грим европейского лица. Грим монголоидного типа. Грим негроидного типа. Грим Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего, Домового, Кощея Бессмертного, Вампира, и др. Гримы зверей (лиса, собака, кот и др.) Концертный грим в соответствии с жанром концерта. Грим

Театральные мастерские.

Практика: Создание под руководством педагога костюмов, нового реквизита. Изучение основ профессии гримёра. Организация творческих и технических процессов.

Третий год обучения

На третьем году используются все приобретённые сценические умения и навыки в самостоятельной работе.

Вводное занятие.

Теория: Инструктаж по охране труда. Правила внутреннего распорядка. Правила поведения на занятиях. Организационные вопросы. Знакомство с содержанием работы объединения в новом учебном году.

Актерское мастерство

Теория: Метафора – основа творчества и «мотор формы». Создание логики действия роли. Партитура действия. Театр как инструмент решения конфликтов.

Практика: Работа с чувствами и мыслями через отражение их в движении. Неадекватное отражение чувств. Этюдные упражнения. Построение образа себя «более совершенного».

Осознание своей позиции как возможность изменить стереотипы. Визуализация мыслей в художественных образах и творческое их проживание. Драма выбора «Быть или не быть». Драмотерапия. Акцентированные личности. Наблюдения. Углубление предлагаемых обстоятельств. Круг личностных историй. Анализ действием. Прицел на сверхзадачу.

Использование психо-жеста. Поиск образного решения, мизансцен, атмосферы праздника.

Приемы активизации аудитории. Игровые ситуации. Мастер-класс по актерскому мастерству. Путь от замысла до воплощения.

Сценографические идеи и решения. Жизнь роли вне сцены.

Сценическое движение.

Теория: Отражение мыслей и чувств в движении. Работа с предметом. Трюк на сцене.

Практика: Тренинг, включающий в себя предыдущие темы курса «сценического движение».

Создание телесной готовности к творческой деятельности. Ошибка действия, аналогичность. Варианты падения. Способы обозначения ударов. Сценичные бои.

Пантомимическая клоунада. Построение композиций. Создание номеров без слов. Импровизационное самочувствие.

Сценическая речь.

Теория: Слух как важный контролирующий орган. Работа с текстом. Подход к действенному анализу литературного произведения. Работа с литературным текстом: словесное действие, логика речи. Рассказчик в предлагаемых обстоятельствах.

Практика: Тренинг, включающий в себя предыдущие разделы курса «сценическая речь». Вибрационно-звуковые упражнения. Дыхательный тренинг. Упражнения по орфоэпии и дикции. Стихотворная импровизация, буриме. Самостоятельная работа над отрывком.

Ансамбль резонанса.

Техника театрального грима

Теория: К.С.Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения.

Происхождение грима. Образы. Религиозные празднества первобытного человека.

Магическая раскраска тела. Условные маски. Древнейшие театры (малайский, сиамский, индийский и др.) Китайский классический театр. Японский театр «Кабуки». Органическая связь грима с характером представления, жанром, стилем.

Безвредность красок и их состав. Контроль Министерства здравоохранения за всей продукцией, выпускаемой в нашей стране для гримирования.

Подготовка лица к занятиям гримом. Гигиена рабочего места. Последовательность нанесения грима на лицо. Технические правила при гримировании лица. Свойства и качество гримировальных принадлежностей, их производственная характеристика. Знание анатомии лица. Строение черепа. Основные выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая выпуклость, подбородочный бугор и два заовальных угла нижней челюсти. Основные впадины (лобная, височные, глазные, носовая, скуловые, подчелюстные и подбородочное углубление.)

Понятие основных мимических морщин. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Жевательные и мимические мышцы. Их значение. Основные мимические выражения: гнев, печаль, радость. Выявление элементов физических изменений по влиянием ожирения, отражающихся пластических формах лица. Общая одутловатость и округлость щёк, шеи, подбородка, заплывшие глаза.

Объяснения очерёдности нанесения грима полного лица. Отличие грима женского молодого лица от мужского молодого лица.

Ограниченность средств живописного грима. Скульптурно-объёмные приемы грима и их применение. Наклейки, налепки, подтягивание. Особенности их использования. Особенности и основные качества приёмов аппликаций.

Значение причёсок и париков в создании образа. Приёмы гримирования с применением с применением волосяных изделий. Виды париков, надевание и их заделка.

Нахождение стиля, образа. Достоинства и недостатки лица. Умение подчеркнуть первые и замаскировать последние. Продумывание прически весь внешний облик.

Практика: нанесения общего тона и подчёркивание впадин, нанесение бликов на выпуклые места. Растушевывание границ. Румяна. Подводка глаз. Приёмы нанесения румян и подводка глаз. Грим молодого лица. Грим молодого и худого лица.

Мимический грим. Подбор и распределение общего тона для основных мимических выражений. Нанесение основных мимических выражений. Блики. Грим полного человека. Запудривания. Налепки из гуммоза. Подтягивание глаз и носа с применением газошифона.

Приёмы фактуры и аппликации: Изображение шрамов, синяков, веснушек, отсутствие зубов. Надевание париков и их заделка. Приклеивание готовой растительности:

усов, бород, бровей, ресниц. Закрепление кос, локонов. Подбор костюма по характеру сказочного персонажа. Подбор костюма к гриму и подбор грима к костюму,

нанесение характерного грима по эскизу. Характерный грим молодого человека. Характерный грим старого человека. Грим европейского лица. Грим монголоидного типа. Грим негроидного типа. Грим Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего, Домового, Кощея Бессмертного, Вампира, и др. Гримы зверей (лиса, собака, кот и др.) Концертный грим в соответствии с жанром концерта. Грим клоуна и др.

Театральные мастерские.

Практика: Создание под руководством педагога костюмов, нового реквизита. Изучение основ профессии гримёра. Организация творческих и технических процессов. Привлечение родителей обучающихся к изготовлению реквизита, декораций, костюмов.

7. Культурно-досуговая деятельность:

Периодически проводятся открытые занятия для родителей обучающихся, но наибольшее воплощение результатов, работы происходит на всевозможных фестивалях, смотрах, праздниках, творческих встречах. Благотворно влияет на детей обмен гостевыми поездками к другим коллективам, походы в музеи и театры и поездки в оздоровительные лагеря.

Репетиции, выступления, праздники, фестивали, творческие встречи, культпоходы.

 

Литература для педагогов


1. Рубина Ю.А. Театр и подросток. – М.,1970.
2. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. – М., 1974.
3. Молчонов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: Просвещение, 1986.
4. Я вхожу в мир искусств. Репертуарно-методическая библиотечка.

5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

6. Бондарева В. Записки помрежа. – М., Искусство, 1985.

7. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. – М.: 1979.

8. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. – М.,2001.

9. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. – Л.- М.:

Искусство, 2002.

10. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссера. – М.: Просвещение, 1978.

11. Когтев в. Грим и сценический образ. М.: Советская Россия, 2006

12. Короготский З.Я. Начало, СПб, 2005.

13. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актёра. М.,2004

14. Логинова В. Заметки художника – гримёра. М.: Искусство, 1994

15. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. – М., 2002.

16. Станиславский К.С. Собрание сочинений (I – II том). – М.: Искусство,1988.

17. Станиславский К. Работа актёра над собой. М., 1989, с.151.

18. Суркова М.Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.

19. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогический поиск, 2005.

20. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М: Просвещение, 2004.

21. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. – М., 2000.

Литература для детей

1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Л.: 1986.

2. Молчанов Ю. А. Первые уроки театра. – М.: Просвещение, 1986.

3. Ремез О. Ваш первый спектакль. – М., 1971.
4. ЮзовскийН. Зачем люди ходят в театр. – М., 1964.
5. Шильгави В.П. Начнём с игры. – М., 1980.

Пояснительная записка

Направленность: художественно-эстетическая

Уровень освоения: общекультурный.

Данная модифицированная программа корректировалась в 2012 году в связи с новыми законами и постановлениями в области дополнительного образования.

Программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики К. Станиславского, М. Чехова, М. Кнебель, З. Корогодского и др.

Работа с подростками ориентирована на изучение истории театра, овладение знаниями, умениями, навыками актерского мастерства.

Подросткам сегодняшнего времени предстоит жить в мире, существенно отличающемся от мира их родителей. В наше время все чаще встречается пассивный образ жизни. Почти все свое свободное время современный школьник проводит за компьютером. Дети реже общаются, предпочитая, виртуальное общение. Поэтому многие страдают неразвитостью эмоциональной сферы, без чего трудно воспитать творческую инициативу, профессионализм и социальную ответственность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно – эмоциональную сферу.

Занятие театральным искусствомоченьорганично для детей и подростков, поскольку игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психических функций детей и подростков. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании подростков, так и в организации их досуга.

Актуальность программы: реализация данной программы будет способствовать успешной социализации детей и подростков в современном обществе, их жизненному самоопределению, продуктивномуосвоениюразнообразныхсоциальных ролей и творческой самореализации.

Новизна программ: театральная деятельность несет игровой характер, который позволяет активно задействовать обучающихся и зрителей. Гибкая театральная форма позволяет находить наиболее близкие точки соприкосновения с современной жизнью, создавать интерактивные спектакли, где исполнитель существует в постоянном контакте со зрителем.При подготовке к занятиям и спектаклям используются электронные ресурсы и компьютерные технологии.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она реализуется в режиме сотрудничества и демократического стиля общения и позволяет создать личностно - значимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный продукт в виде театральной постановки. Личностно - ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья обучающихся.

Цель: развитие творчески активной личности обучающихсясредствами театральной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- Способствовать овладению навыками актерского мастерства (сценическая речь, сценическое движение, вокал, импровизация).

- Дать представление о театральном искусстве (история театра, театральные формы, сценическое пространство, театральный костюм, декорация, реквизит и т.д.).

Развивающие:

- Развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), развивать речь.

- Развивать творческие способности (творческое воображение, креативный интеллект).

- Развивать эмоциональную выразительность (эмпатическое восприятие, понимание мира чувств, эмоциональная экспрессия).

- Развивать пластическую выразительность (координация движений, способность к невербальной коммуникации).

- Развивать саморегуляцию и навыки самоорганизации, навыки взаимодействия.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к театральному искусству как составляющей отечественной и мировой культуры.

- Воспитывать чувство общности, взаимозависимости и разделенной ответственности.

Задачи первого года обучения:

- Познакомить со спецификой театрального искусства, профессиональным языком, понятиями и категориями.

- Сформировать начальные навыки актёрского мастерства.

- Обучать правильному дыханию и произношению.

- Начать формирование пластических и танцевальных навыков.

Задачи второго года обучения:

- Закрепить умения и навыки, полученные на первом году обучения.

- Продолжить знакомство с основными элементами актёрского мастерства, хореографии и пластики

- Познакомить с принципами работы над текстом.

- Формировать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи третьего года обучения:

- Закреплять навыки и умения, полученные на втором году обучения.

- Формировать способность к самостоятельному поиску решения сложных творческих задач с применением освоенных умений и навыков.

- Совершенствовать умение использовать речевую и пластическую выразительность при работе над ролью

- Формировать способность самостоятельного построения композиции и ограниченного существования в углубленных предлагаемых обстоятельствах.

- Подготовить к выпуску сценические работы более сложной направленности, где используются все навыки учащегося.

Весь комплекс развивающих, образовательных и воспитательных задач решается в процессе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.136 с.)