Мировоззрение, его структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его структура и функции



Мировоззрение, его структура и функции

Мировоз. – сис-ма общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. СТРУКТУРА: 1.Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т. д. Одно из главных назначений мировоз.: в том, чтобы человек мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. 3. Эмоционально-волевой компонент. Эмоционально-волевое освоение необходимо того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях. 4. Практический компонент. Мировоз. - реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоз. носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Исторически первой формой мировоз. является мифология. Миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоз.. ФУНКЦИИ: - методологическая функция - выражается в накоплении, выработке методов познания природы, общества и человека; - гносеологическая функция - осмысление природы; - аксиологическая функция - ценностное восприятии мира и самого себя; - социальная функция - формирование целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в нем; - критическая функция - выражается в критическом осмыслении окружающего мира и самого себя; - прогностическая функция - выражается в прогнозировании развития окружающего мира и самого себя;- интеграционная функция - заключается в интеграции представлений, верований, - воспитательная функция - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.

 

Предмет, структура и специфика философии

Фил. – наука о месте человека в мире, о характере отношений, об

универсальных законах развития.

Причины возникновения: железные орудия труда повысили производительность,

появились материальные излишки, потом богатство, классы, государство,

умственный труд, а вместе с ними – философия и наука.

Разделы философии: Онтология (фил. учение о сущности бытия); Социальная

философия (изучает общество); Гносеологоия (фил. теория познания); Антропология

(фил. учение, которое изучает человека); История фил.; Логика, эстетика, этика,

аксиология, праксиология (практическая фил.); Культурология; Теология.

Осн. вопрос философии: что первично – дух или материя? Познаваем ли мир?

В зависимости от ответа на 1 вопрос развивалось 3 направления:

1. материализм (материя первична, дух вторичен)(Демокрит);

2. идеалисты (дух первичен, материя вторична)(Гегель);

3. дуалисты (одинаково первична субстанция материя-дух) (Кант);

4.плюрализм(множество равнозначных субстанций)(Лейбниц)

В зависимости от ответа на 2 вопрос развивалось 2 направления:

1.гносеологический оптимизм;

2. агностицизм(отрицающее полностью или частично возможность познания мира).

Основные функции философии:

Познавательная; Объяснительная; Прогностическая; Мировоззренческая; Коммуникативная; Воспитательная.

Итак, "мир" и "человек" - главные темы современной философии.

 

Истор. типы мировоз.Мировоз. на рубеже 20-20 веков

Исторические формы:

1. мифологическое

2. религиозное

3. научное

4. обыденное

Мифы - это древние сказания разных народов. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Черты: неразрывное единство человека и природы, поиск единых источников происхождения окружающей действительности, перенесение качеств человека на природу, образность, эмоциональность.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется

через его удвоение на потусторонний мир и земной, естественный.

Черты: вера в существование сверхъестественных сил (бога), наличие

догматов –положения которые берутся без доказательств, наличие культов,

обрядов. Религиозное мировоз. отвечает на вопросы о мире, человеке,

обществе с позиции разума, системно и доказательно обосновывает свои

положения с использованием рациональных аргументов и логических

доказательств.

XX в. в своей культурно-исторической эволюции вызвал к жизни множество

философских течений таких как: неопозитивизм (задача о логическом

анализе языка науки), неотомизм (природа – творение Бога), прагматизм

(принцип практичности).

 

Фил. Древнего Востока

Не малое место в истории культуры Древнего Востока занимает Китай, основные направления, в философии которого складываются к VII – V вв. до н. э. Это даосизм, моизм и конфуцианство. Осущ. переход от до фил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая - Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы издает книгу – это основы даосизма - первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение - понятие "дао". Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей.

Индия. Проблемы: сущность чел., его место в окр. среде. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу - брахман (вселенский Бог), атман. Познание и приобретенное знание - 2 уровня: окруж. действит-ть и истина. Йогические упр-я.:сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны. Высшее блаженство - полное отстранение от всех мирских забот. Ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Этико-практич. направленность. Центр. проблема - проблема бытия личности. Стержень содержания - проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение - уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей.

 

Философские традиции Индии

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии - Ведами. Веды-гимны богам. Они состоят из: Самхиты; Брахманы; Араньяки; Упанишады - философская часть Вед. Образование первых философских школ относится к VI - II вв. до н. э. (даршаны). Различают 6 школ: Веданта; Миманса; Ньяя; Санкхья; Йога; Вайшешика. Разработаны такие категории: Брахман (безличное, абсолютное, духовное начало); Атман (внешняя оболочка души, тела); Мокша (учение об освобождении от кармической зависимости); Карма (путь, предначертанный свыше); Сансара (страдание). Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята (взгляды людей, признающих только этот мир), адживика (отрицание единого духовного и материального начала), чарвака (мир вечен и состоит из 4ех основных элементов: огня, воды, дерева и земли).

Философия Древней Индии ставила своей целью совершенствования человека для избавления его от страданий.

 

Философские традиции Китая

Настал кризис мифологического мировоз., ограниченного в своих возможностях. В Китае процесс зарождения фил. назывался "эпохой борющихся царств". Фил. опирается на священные книги: Ши-цзин (“канон стихов”) и И-цзин (“книга перемен”).

Основные школы: Конфуцианство. Основатель – Конфуций. Ориентирована на поддержание гармонии человека с социумом посредством соблюдения нормативов. Создается идеал высоко морального чел-ка, который должен обладать чувством долга и человечностью. Основные принципы, которые надо было соблюдать: Жень (гуманизм), линь (права и обязанности, этикет), золотое правило нравственности (не делай другому то, что ты не жалеешь, чтобы сделали тебе). Даосизм. Основатель – Лао Цзы. Ориентирован на гармонизацию человека с космосом (как бы отражает стремление человека вырваться из замкнутости земного круга). Здесь Дао признается как естественный путь, закон. Дао есть борьба двух начал – Инь (женское земное начало) и Ян (мужское небесное начало). Существовали и др. философские школы: Школа имен, школа моизма, школа легизма. Моисты и легисты – это законники, т.е. закон-основа всего.

В отличие от Индии, в Китае одно философское направление (конфуцианство) получило официальный статус государственной идеологии.

 

Философия Средневековья

Главная проблема философии средних веков –отношение веры и разума.

2 этапа развития фил. ср. веков:

1. патристика -3-8 вв н.э.

Тертуллиан (верую, ибо абсурдно), Августин (верую чтобы понять), Пьер Абеляр (понимаю, дабы верить).

2. схоластика – 8-14 вв н.э. - это рациональное обоснование западно-христианского вероучения. Главная идея всей схоластики –идея гармонического синтеза веры и разума. Главная проблема- проблема универсалий, т.е. проблема общих понятий.Это проблема общего и единичного, которая выражалась в 2ух позициях: реализме и номинализме. Реализм считает, что универсалии существуют реально, на ряду с материальными объектами. Номинализм считает универсалии токо названиями реальных объектов.

Фома Аквинский (золотой век схоластики). Основная идея его произведений –это подчинение истины разума истине откровения. Божественный разум –основа природы. Всё, что постигает разум, дается верой. Его основной трактат «сумма теологии».

В отличие от Августина не рассматривает каждое явление как результат вмешательства бога.

 

Философия Возрождения

В 17 веке в Европе создаются крупнейшие предприятия. Закладываются основы мирового рынка. Происходит освобождение от диктата религии. Осуществляется переход к буржуазному обществу. Эта эпоха характеризуется возрождением античной культуры (откуда и название). Зарождалась в Италии.

3 этапа:

1. Гуманистический. Человек- высшая ценность жизни.

2. Неоплатонизм. Возрождаются идеи Платона о человеке как о микрокосмосе.

3. Натурфилософский (философия природы). В это время происходит мощное развитие естествознания.

Николай Кузанский: Идея бесконечности (по отношению к космосу и математике), принципы экстремизма.

Джордано Бруно: Идея «миф, как бесконечный космос».

Николай Коперник: «Гелиоцентрическая система мира»

 

 

Аналитическая философия

АФ - направление западной фил., которое сводит фил. к анализу употребления языковых средств и выражений. Этот анализ в АФ рассматривается как единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительность ситуации употребления языковых средств, порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует реальных фил. проблем, а фил. проблема является либо псевдопроблемой, либо предполагает конкретное исследование. АФ сформировалась в США, Великобритании. В АФ 2 направления: 1. логический анализ фил., который в качестве средства анализа применяет аппарат современной математической логики; 2. лингвистическая фил., отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается исследованием типов употребления выражений в естественном, обыденном языке, в т.ч. когда он применяется при формулировке фил. понятий. Эти направления выражают различные умонастроения: в то время, как фил. логического анализа считает себя фил. науки.

 

Синергетика

Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же, и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат. Иногда позиционируют как "глобальный эволюционизм" или "универсальную теорию эволюции", дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как "универсальная теория управления", одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. д. Основное понятие синергетики - определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости от элементарного и примитивного - к сложносоставному и более совершенному.

 

Философия безопасности

Фил. безопасности как самостоятельное направление исследований сформилась в конце ХХ в. под влиянием разнообразия рисков и стремления общества к устойчивому развитию. Основной акцент сначала был сделан на минимизации техногенного воздействия человечества на окружающую среду. Обеспокоенность человечеству доставляют риски техногенного и экономического происхождения.

Техногенные риски -это катастрофы, вызванные старением техники, сооружений и зданий, промышленных комплексов, оборудования, нефте- и газопроводов, боеприпасов и др. Значительную основу рисков формирует человеческий фактор (некачественные работы, нарушений охраны труда). Все это обусловило ускоренное развитие структур МЧС.

Экономическая безопасность – это важность обеспечения самодостаточности государства в условиях глобальных рыночных катаклизмов (недостаток продовольствия).

Безопасность – это деятельность, заключающаяся в обеспечении устойчивого развития общества и государства путем: 1) мониторинга и минимизации последствий стихийных бедствий; 2) высокотехнологичной модернизации аграрного, промышленного, оборонительного, информационно-образовательного, медицинского комплексов; 3) координации оперативного реагирования в процессе устранения последствий катастроф, потенциальных угроз.

 

Культура и цивилизация

Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.

Особенности культуры: 1. это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы; 2. это мера развития человечности;

3. она выполняет важнейшую адаптационную функцию; 4. она выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции.

Цивилизация – это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований. Это так же степень реализации культуры во всех сферах жизни общества.

Этап цивилизации включает в себя:

а) рабовладельческое общество;

б) аграрно-феодальную цивилизацию;

в) цивилизацию буржуазного типа.

Общество проходит два этапа в своем развитии:

1) этап восхождения, связанный с нарастанием духовности – это этап «собственно культуры»;

2) этап нисхождения, связанный с новыми технологиями, урбанизацией городов, нарастание противоречий между странами, войнами – этап цивилизации.

 

Мировоззрение, его структура и функции

Мировоз. – сис-ма общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. СТРУКТУРА: 1.Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т. д. Одно из главных назначений мировоз.: в том, чтобы человек мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. 3. Эмоционально-волевой компонент. Эмоционально-волевое освоение необходимо того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях. 4. Практический компонент. Мировоз. - реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоз. носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Исторически первой формой мировоз. является мифология. Миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоз.. ФУНКЦИИ: - методологическая функция - выражается в накоплении, выработке методов познания природы, общества и человека; - гносеологическая функция - осмысление природы; - аксиологическая функция - ценностное восприятии мира и самого себя; - социальная функция - формирование целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в нем; - критическая функция - выражается в критическом осмыслении окружающего мира и самого себя; - прогностическая функция - выражается в прогнозировании развития окружающего мира и самого себя;- интеграционная функция - заключается в интеграции представлений, верований, - воспитательная функция - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.034 с.)