Предмет, структура и специфика философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, структура и специфика философии



Фил. – наука о месте человека в мире, о характере отношений, об

универсальных законах развития.

Причины возникновения: железные орудия труда повысили производительность,

появились материальные излишки, потом богатство, классы, государство,

умственный труд, а вместе с ними – философия и наука.

Разделы философии: Онтология (фил. учение о сущности бытия); Социальная

философия (изучает общество); Гносеологоия (фил. теория познания); Антропология

(фил. учение, которое изучает человека); История фил.; Логика, эстетика, этика,

аксиология, праксиология (практическая фил.); Культурология; Теология.

Осн. вопрос философии: что первично – дух или материя? Познаваем ли мир?

В зависимости от ответа на 1 вопрос развивалось 3 направления:

1. материализм (материя первична, дух вторичен)(Демокрит);

2. идеалисты (дух первичен, материя вторична)(Гегель);

3. дуалисты (одинаково первична субстанция материя-дух) (Кант);

4.плюрализм(множество равнозначных субстанций)(Лейбниц)

В зависимости от ответа на 2 вопрос развивалось 2 направления:

1.гносеологический оптимизм;

2. агностицизм(отрицающее полностью или частично возможность познания мира).

Основные функции философии:

Познавательная; Объяснительная; Прогностическая; Мировоззренческая; Коммуникативная; Воспитательная.

Итак, "мир" и "человек" - главные темы современной философии.

 

Истор. типы мировоз.Мировоз. на рубеже 20-20 веков

Исторические формы:

1. мифологическое

2. религиозное

3. научное

4. обыденное

Мифы - это древние сказания разных народов. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира. Черты: неразрывное единство человека и природы, поиск единых источников происхождения окружающей действительности, перенесение качеств человека на природу, образность, эмоциональность.

Религия – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется

через его удвоение на потусторонний мир и земной, естественный.

Черты: вера в существование сверхъестественных сил (бога), наличие

догматов –положения которые берутся без доказательств, наличие культов,

обрядов. Религиозное мировоз. отвечает на вопросы о мире, человеке,

обществе с позиции разума, системно и доказательно обосновывает свои

положения с использованием рациональных аргументов и логических

доказательств.

XX в. в своей культурно-исторической эволюции вызвал к жизни множество

философских течений таких как: неопозитивизм (задача о логическом

анализе языка науки), неотомизм (природа – творение Бога), прагматизм

(принцип практичности).

 

Фил. Древнего Востока

Не малое место в истории культуры Древнего Востока занимает Китай, основные направления, в философии которого складываются к VII – V вв. до н. э. Это даосизм, моизм и конфуцианство. Осущ. переход от до фил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая - Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы издает книгу – это основы даосизма - первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение - понятие "дао". Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей.

Индия. Проблемы: сущность чел., его место в окр. среде. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу - брахман (вселенский Бог), атман. Познание и приобретенное знание - 2 уровня: окруж. действит-ть и истина. Йогические упр-я.:сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны. Высшее блаженство - полное отстранение от всех мирских забот. Ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Этико-практич. направленность. Центр. проблема - проблема бытия личности. Стержень содержания - проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение - уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей.

 

Философские традиции Индии

Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии - Ведами. Веды-гимны богам. Они состоят из: Самхиты; Брахманы; Араньяки; Упанишады - философская часть Вед. Образование первых философских школ относится к VI - II вв. до н. э. (даршаны). Различают 6 школ: Веданта; Миманса; Ньяя; Санкхья; Йога; Вайшешика. Разработаны такие категории: Брахман (безличное, абсолютное, духовное начало); Атман (внешняя оболочка души, тела); Мокша (учение об освобождении от кармической зависимости); Карма (путь, предначертанный свыше); Сансара (страдание). Этому направлению активно противостояли неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм, локаята (взгляды людей, признающих только этот мир), адживика (отрицание единого духовного и материального начала), чарвака (мир вечен и состоит из 4ех основных элементов: огня, воды, дерева и земли).

Философия Древней Индии ставила своей целью совершенствования человека для избавления его от страданий.

 

Философские традиции Китая

Настал кризис мифологического мировоз., ограниченного в своих возможностях. В Китае процесс зарождения фил. назывался "эпохой борющихся царств". Фил. опирается на священные книги: Ши-цзин (“канон стихов”) и И-цзин (“книга перемен”).

Основные школы: Конфуцианство. Основатель – Конфуций. Ориентирована на поддержание гармонии человека с социумом посредством соблюдения нормативов. Создается идеал высоко морального чел-ка, который должен обладать чувством долга и человечностью. Основные принципы, которые надо было соблюдать: Жень (гуманизм), линь (права и обязанности, этикет), золотое правило нравственности (не делай другому то, что ты не жалеешь, чтобы сделали тебе). Даосизм. Основатель – Лао Цзы. Ориентирован на гармонизацию человека с космосом (как бы отражает стремление человека вырваться из замкнутости земного круга). Здесь Дао признается как естественный путь, закон. Дао есть борьба двух начал – Инь (женское земное начало) и Ян (мужское небесное начало). Существовали и др. философские школы: Школа имен, школа моизма, школа легизма. Моисты и легисты – это законники, т.е. закон-основа всего.

В отличие от Индии, в Китае одно философское направление (конфуцианство) получило официальный статус государственной идеологии.

 

Античная философия: от от мифа к логосу

Периоды:

1. Начальным этапом становления и развития античной философской традиции считается доклассический период (VII – V вв. до н. э.). Сложилась первая философская школа (Милетскаяшкола), известная такими представителями, как Фалес (за певроматерию взял воду, движением воды объяснял возникновение всего мира), Анаксимандр (всё возникло из туманной массы), Анаксимен (воздух как первоначало, всё есть следствие движения воздуха). Гераклит издал учение о вечно развивающемся мире. Считал, что огонь –основа всего. Школа элеатов (5ый в до н.э.) (Парменид, Зенон, Мелисс) признавали: Движение-есть непрерывность, изменчивость и покой. Демокрит считал, что первоосновой мира является пустота и атомы. Атомы в различных комбинациях создают окружающий нас мир. Пифагор считал, что в основе всех вещей лежит число. Идея о количественных закономерностях развития мира.

2. Софисты–учителя мудрости. Протагор - в центре человек и его психология. Человек- есть мера всех вещей.Сократ –основоположник философского мышления, в центре которого человек, его духовный мир. Платон-считал, что существует 2 мира – мир идей, который он называл настоящим и мир вещей, который он считал ложным. Счиатет,что движение присуще всем вещам.

3. Эллинизм. Эпикур отрицал вмешательство бога в дела мира, выступает против страха перед смертью. Зенон (говорит о счастье).

 

Философия Средневековья

Главная проблема философии средних веков –отношение веры и разума.

2 этапа развития фил. ср. веков:

1. патристика -3-8 вв н.э.

Тертуллиан (верую, ибо абсурдно), Августин (верую чтобы понять), Пьер Абеляр (понимаю, дабы верить).

2. схоластика – 8-14 вв н.э. - это рациональное обоснование западно-христианского вероучения. Главная идея всей схоластики –идея гармонического синтеза веры и разума. Главная проблема- проблема универсалий, т.е. проблема общих понятий.Это проблема общего и единичного, которая выражалась в 2ух позициях: реализме и номинализме. Реализм считает, что универсалии существуют реально, на ряду с материальными объектами. Номинализм считает универсалии токо названиями реальных объектов.

Фома Аквинский (золотой век схоластики). Основная идея его произведений –это подчинение истины разума истине откровения. Божественный разум –основа природы. Всё, что постигает разум, дается верой. Его основной трактат «сумма теологии».

В отличие от Августина не рассматривает каждое явление как результат вмешательства бога.

 

Философия Возрождения

В 17 веке в Европе создаются крупнейшие предприятия. Закладываются основы мирового рынка. Происходит освобождение от диктата религии. Осуществляется переход к буржуазному обществу. Эта эпоха характеризуется возрождением античной культуры (откуда и название). Зарождалась в Италии.

3 этапа:

1. Гуманистический. Человек- высшая ценность жизни.

2. Неоплатонизм. Возрождаются идеи Платона о человеке как о микрокосмосе.

3. Натурфилософский (философия природы). В это время происходит мощное развитие естествознания.

Николай Кузанский: Идея бесконечности (по отношению к космосу и математике), принципы экстремизма.

Джордано Бруно: Идея «миф, как бесконечный космос».

Николай Коперник: «Гелиоцентрическая система мира»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.012 с.)