ТОП 10:

Системный подход в исследовании МО



Его преимуществом является то, что оно дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы. Он решает более конкретные задачи, представляя собой совокупность практических методик, приемов, способов, благодаря которым в изучение объекта вносится определенное упорядочивание.

Для анализа международных отношений используют системный подход, позволяющий рассмотреть их как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Она получила название «система», которая кроме составляющих ее элементов предполагает наличие структуры и среды. Еще используются понятия «системная граница», «функция системы», «процесс».

Системная граница - граница, отделяющая систему от окружающей ее среды. Функция системы - это ее реакция на воздействия среды, направленная на сохранение устойчивости данной системы. процесс - это динамическое взаимодействие между элементами, прочные и периодически повторяющиеся модели таких взаимодействий.

Особенности:

1) Международные отношения являются отношениями социальными. международные системы - это социальные системы.

2) основные элементы международных систем представлены социальными общностями, группами и отдельными индивидами, а значит, международные системы – это системы взаимодействия людей.

3) МО- отношения политические, стержнем которых остаются взаимодействия между государствами. Поэтому ядром глобальной международной системы является система межгосударственных отношений.

4) МО характеризуются отсутствием верховной власти, «плюрализмом суверенитетов», низким уровнем внешней и внутренней централизации. Международные системы - это социальные системы особого типа, отличающиеся слабой степенью интеграции элементов в целостности.

1) Для обозначения дипломатических отношений между государствами в тот или иной исторический период, в том или ином регионе при традиционно-историческом подходе используют понятие «международная система»: например, европейская система XVII века. Основной недостаток такого подхода состоит в том, что он ограничивается описанием взаимодействий между великими державами.

2) Р. Арон, один из основателей историко-социологического подхода, делает отправным пунктом исследований исторический опыт.

3) Эвристический подход. М. Каплан: анализ абстрактных международных систем предполагает изучение обстоятельств и условий, в которых такая система могла бы существовать.

4) Э. Луард: попытка синтеза историко-социологического и эвристического подходов, выделив семь исторических международных систем: древнекитайскую систему (771-721 гг. до н.э.), систему древнегреческих государств (510-338 гг. до н.э.), эпоху европейских династий (1300-1559), эру религиозного господства (1559-1648), период возникновения и расцвета режима государственного суверенитета (1648-1789), эпоху национализма (1789-1914), эру господства идеологии (1914-1974). Это комплексный подход.

5) Эмпирический подход изучает взаимодействия, реально существующие в практике международных отношений в рамках определенных географических регионов.

Именно политический реализм стал основой понятий биполярная, мультиполярная, равновесная и имперская международные системы. В системе баланса сил несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая «чрезмерные» претензии друг друга. в международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью.

Типология Каплана:

1) «система единичного вето», в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа.

2) «система баланса сил»- характеризуется мультиполярностью.

3) «Гибкая биполярная система». В ней сосуществуют акторы-государства и новый тип акторов - союзы и блоки государств, а также универсальные акторы (международные организации).

4) жесткая биполярная система». оба блока организованы строго иерархизированным образом. В жесткой биполярной системе исчезают неприсоединившиеся и нейтральные государства.

5) «Универсальная система» фактически соответствует федерации. Она выражает преобладающую роль универсального актора. Такая система предполагает значительную степень политической однородности международной среды и базируется на солидарности национальных акторов и универсального актора.

6) «иерархическая система представляет собой мировое государство. Национальные государства утрачивают в ней свое значение, становясь простыми территориальными единицами.

 

3. Участники международных отношений. Понятие и основные характеристики.

Наиболее употребительным термином является термин «актор». «Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль. В сфере Мо под актором следует понимать любой авторитет, любую организацию, способного играть определенную роль, оказывать влияние.

Представители большинства теоретических направлений и школ считают, что типичными международными акторами являются государства, а также международные организации и системы. Каплан: национальный (суверенные государства), транснациональный (региональные международные организации: например, НАТО) и универсальный (всемирные организации: например, ООН).

Мерль: государства, международные организации и транснациональные силы.

Брайар и Джалили добавляют еще потенциальных акторов (национально-освободительные движения, региональные и локальные общности: например, Европейский Совет коммун).

Дж. Розенау: государства, подсистемы (органы местной администрации), транснациональные организации ( «Европейские кремниевые структуры»), когорты (этнические группы, церкви), движения.

Для представителей политического реализма нет сомнений в том, что государство является главным, решающим, если не единственным актором международных отношений.

Модернисты не ограничиваются исследованием поведения государств, вовлекая проблемы, связанные с деятельностью международных организаций, последствиями экономической экспансии ТНК.

транснационализм: (Р. Кохэн, Д. Най, Скотт) - одной из характерных особенностей международных отношений является тот вызов, который бросают позициям государств международные неправительственные организации, мультинациональные фирмы и корпорации, экологические движения.

«Глобалисты» (Дж. Бертон, С. Митчел) - мир в виде гигантской многослойной паутины взаимных связей, соединяющих вместе государства и негосударственных акторов.

Неомарксисты (И. Валлерстайп, С. Амин) : государство является удобным институциональным посредником господствующего класса, призванным обеспечить его доминирование над мировым рынком.

Сущность и роль государства как участника международных отношений.

Оно является основным субъектом международного права. Внешняя политика государств во многом определяет характер международных отношений. Деятельность и даже существование международных организаций зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей. Но процесс образования новых государств. Для того чтобы стать членом ООН, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением.

Функции: поддержание порядка и безопасности в рамках отделенной границами территории, создание условий для социального и экономического развития общества, для распределения благ и услуг, поддержание занятости и удовлетворению основных потребностей населения.

Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. В XVIII в. формируется национальное государство. Суверенитет имеет два аспекта — внутренний (свобода государства избирать свой путь политического режима) и внешний (невмешательство государств во внутренние дела друг друга, о их равенстве и независимости).

Сверхдержавы а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции. великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях, ограничиваются определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений. Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружений. малые государства располагают средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства неспособны защитить свой суверенитет собственными силами.

Государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Но она не способно отразить тот факт, что традиционные проблемы международных отношений претерпевают существенные видоизменения под влиянием всех новых факторов.

Негосударственные участники международных отношений: МПО, МНПО, ТНК и другие общественные силы и движения.

Зоргбиб: три основные черты: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений.

Венский Конгресс 1815 г. возвестил и о появлении Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX в. в мире существовало более десятка подобных организаций: Международная санитарная конвенция (1853), Международный телеграфный союз (1865), Международное бюро мер и весов (1875), Всемирный почтовый союз (1878), Международная организация уголовной полиции (Интерпол, 1923).

МПО политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций), а также в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций. создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера,: Организация экономического сотрудничества и развития (1960), Совет Европы (1949), Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (Общий рынок, 1957), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957), Организация американских государств (1948).

классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют универсальный (ООН или Лига Наций); межрегиональный (Организация Исламская конференция); региональный (Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций).

Общие характеристики и типы МНПО: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности.

Ш. Зоргбиб : «МНПО» включает три вида организаций или институтов. Во-первых, это «силы общественного мнения»: «интернационалы»: политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический совет церквей); гуманитарные (Международный Красный Крест). Во-вторых, это «частные транснациональные власти», т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых «экономических, оккультных и неконтролируемых» сил: транснациональные предприятия (ТНП). в-третьих, это «ассоциации государств-производителей: Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК).

МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. И им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой. Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей — оказание давления на межправительственные организации.

В меньшей степени этим признакам отвечают другие участники международных отношений — такие, как, например, национально-освободительные, сепаратистские и ирредентистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица.

Таким образом, одна из устойчивых тенденций международных отношений состоит в росте числа и многообразия социальных субъектов, принимающих либо непосредственное участие в их функционировании, либо оказывающих существенное влияние на их состояние.

Отсюда сформулированный М. Николсоном «парадокс участия», в соответствии с которым рост открытости международной системы и увеличение числа и многообразия ее участников вносят беспорядок в международные отношения, увеличивают их хаотичность.

 

 

Реализм и неореализм

Реализм. Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карр, Моргентау. Ее наиболее известные представители – Р. Нибур, Ф. Шуман, Д. Кеннан, Д. Шварценбергер, К.Томпсон, Г.Киссинджер, Э.Карр, А. Уолферс, Моргентау и Арон. работа Моргентау «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» 1948 г.

1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств - участников международных отношений. Только государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн. Причем речь идет не обо всех государствах, а только о наиболее крупных. сильные государства делают то, что они могут, а слабые - то, что им позволяют сильные.

2. МО носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется своими собственными интересами. Национальные интересы - главная категория реализма, принцип «помоги себе сам».

3. Главным международным процессом является межгосударственный конфликт, крайняя форма его проявления - война. конфликты подчеркивают вторичную роль сотрудничества.

4. основная цель государства - обеспечение собственной безопасности. важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа. главным признаком власти является способность контролировать поведение других участников МО.

5. сила – одно из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене с помощью военной стратегии и дипломатии.

6. природу международных отношений изменить невозможно.

Неореализм. Бузан, Гилпин, Уолц. Возникновение школы неореализма в науке о международных отношениях связывают с публикацией книги Уолца «Теория международной политики» 1979 г.

1.теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов.

2.Международные отношения - целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.

3.объяснение международного поведения на уровне международной системы, структурные свойства которой являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими. Уолтц: три принципа структуры международных отношений: государства руководствуются мотивом выживания; участниками МО остаются только государства, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом.

4.вычленение экономических отношений от политических

5.стремление к методологической строгости.

6.Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.

7.Движущая сила международных отношений — в сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы.

Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал

 

 

Либерализм, неолиберализм

Локк, Кант, Бентам, Смит, Вильсон. В качестве идейнотеоретических истоков либерально-идеалистической парадигмы современной науки о международных отношениях выступают философия стоицизма, взгляды испанского христианского теолога Франциско де Витториа (1480-1546), голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645), идеи Иммануила Канта (1724-1804) о «вечном мире», утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX века. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вильсоном программе создания Лиги Наций (1918), в Пакте Бриана - Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бжезинский, президент Джимми Картер (1976-1980) и президент Джордж Буш (1988-1992).

1. Участники международных отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов.

2. В международных отношениях отсутствует верховная власть, однако это не ведёт к господству принципа «помоги себе сам». Расширение полномочий международных организаций, разработка и принятие норм международного права делает возможным равноправное участие в международной политике различных государств.

3. Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, рост международного сотрудничества.

4. приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.

5. урегулирование различных конфликтов возможно мирным путём, при помощи международных организаций и норм международного права. создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента МП

6. Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества, мирового правительства.

 

Неолиберализм. Возрождение позиций либерально-идеалистической парадигмы, подорванных в ходе холодной войны, произошло после распада биполярной системы международных отношений. При этом изначальная парадигма была подвергнута глубокой трансформации, которая привела к формированию идей неолиберализма. Наиболее известными представителями неолиберализма стали Роберт Кохэн и Джозеф Най.

1.государство не является единственным участником международных отношений. Возрастает роль ТНК, международных организаций, террористических и криминальных организаций, индивидов.

2.Увеличение числа участников международных отношений имеет ряд негативных последствий, прежде всего, увеличивается число угроз для общества. Лучшим решением в этой ситуации является концепция кооперативной безопасности.

3.Главной целью участников является международная безопасность.

4.Важнейшим условием достижения международной стабильности является развитие международного сотрудничества, которое способствует росту экономического благополучия.

5.Главные средства международных отношений — распространение идеалов либеральной демократии и рынка, а у либералов — создание международных организаций, развитие международного права

6.Центр тяжести переносится с международного права на международную мораль. главными критериями моральности выдвигаются либеральная демократия и права человека.

Сходства между неолиберализмом и неореализмом:

1. Рационализм. В центре обеих парадигм — рациональный политик, руководимый рациональным расчётом.

2. в основе международных отношений лежит национальный интерес.

3.Обе парадигмы изучают, кто из участников МО находится в более выгодном положении.

Различия между неолиберализмом и неореализмом:

1. По мнению неолибералов, анархичность международных отношений преодолима, в неореалисты считают, что нет.

2. Неолибералы считают, что выгода от международного сотрудничества абсолютна. По мнению неореалистов, выгода относительна

3. Причина международного сотрудничества для неолибералов — максимальное экономическое процветание, для неореалистов — военная безопасность.

4. По мнению неореалистов, поведение государства определяется системными принуждениями, их реальными возможностями и способностями. Неолибералы считают, что государственные намерения играют важную роль, поэтому их всегда нужно учитывать.

 

 

Неомарксизм, постмодернизм

Неомарксизм. Амин, Валлерстайн, Кокс. Значительную роль в становлении сыграли работы Пребиша. Они доказывали, что капиталистическое разделение труда поддерживает поляризацию между странами - экспортерами сырья (т.е. «наделенными фактором труда») и странами - экспортерами готовых продуктов (т.е. «наделенными фактором капитала»).

Современные неомарксисты (И. Валлерстайн, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски, И. Галтунг, Н. Герас) представляют международные отношения в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями неомарксизма выступают «мир-система» и «мир-экономика». Основные черты современной «мир-экономики» - всемирная организация производства, рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве, интернационализация капитала и рынков продуктов, стандартизация моделей потребления, уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и повсеместная приватизация.

первым из главных следствий этого является рост неравенства между «периферийными» акторами (слаборазвитые государства и регионы) и «центральными» акторами». Происходят процессы перераспределения влияния «несимметричной взаимозависимости» в пользу США.

Резкой критике подвергается идеология «гиперлиберализма». В современном мире существуют и противоположные процессы - диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и других организаций и структур, поиски новых путей развития, но радикально-либеральная идеология внушает массовому сознанию, что альтернативы глобализации нет.

необходимость стратегии «антисистемного разрыва», - основные черты наблюдающейся сегодня «разнузданной глобализации» являются следствием «пяти монополий. Это монополия на новые техники, на контролирование финансовых потоков, на контроль доступа к природным ресурсам, на контроль доступа к средствам коммуникаций и на обладание оружием массового уничтожения. Поэтому основная задача «стратегии разрыва» - это разрушение их мощи. Для этого необходимо формирование «фронта антисистемных народных сил». Такой фронт может быть создан через прогрессивный национализм.

Кокс называет процесс длительного поэтапного перехода к новой системе международных отношений «позиционной войной». Глобализация «мир-экономики», сопровождаемая ростом богатств для самых богатых, будет иметь следствием разрыв социальных связей, демографический кризис и поляризацию между богатыми и бедными в мировом масштабе.

Таким образом, неомарксизм объединяют с традиционным марксизмом приоритет экономическим структурам и их роли в общественном развитии, отношения классовой борьбы, господства и подчинения, эксплуатации и неравенства, конфликтный характер международной среды и проблемы преодоления угнетенными международными классами эксплуатации и господства со стороны правящих классов, верой в позитивный результат эволюции международных отношении.

Наконец, важно отметить и то, что как марксизм, так и неомарксизм в международно-политической науке гораздо более убедительны и концептуальны в критике существующего положения, нежели в выработке путей выхода из него и, особенно, в описании альтернативной картины нового мира, идущего на смену старому. неомарксисты в противоположность своим идейным предшественникам при анализе взаимосвязи и взаимодействия внутренней и внешней политики отдают приоритет не первой, а второй.

Постмодернизм.в конце XX в. появилось. Термин "постмодернизм" впервые использовал французский философ Франсуа Лиотар.постмодернизм широкомасштабная реакция на философское наследие эпохи Просвещения, проявившееся в различных областях гуманитарного знания. Постмодернистское течение отличает иррационализм и негативный взгляд на возможности познания мира. не существует истины, которую нужнобыло бы искать или отстаивать в борьбе.Постмодернизм отказывает в праве на объективность и рациональность общественным наукам. знание рождает власть, но и обладание властью облегчает доступ к знанию.По мнению постмодернистов, существующая реальность представляет собой социальный конструкт, создаваемый верованиями и поведением людей. По мере того как та или иная идея появляется и распространяется, люди начинают верить в нее и действовать в соответствии с ней.Идеи постепенно воплощаются в общественных нормах и институтах, механизмах социального контроля и тем самым создают общественную реальность. Рассуждая о международной политике, постмодернисты доказывали, что "холодная война" стала результатом реализации концепции политического реализма с его ставкой на силовые механизмы регулирования международных отношений.отношение постмодернистов к реалистической парадигме более негативно, чем к либеральной или марксистской парадигмам. Постмодернисты соглашаются с неолибералами в вопросах снижения роли национальных государств и повышения роли негосударственных субъектов в мировой политике.Однако основное внимание постмодернисты уделяют исчезновению самого принципа территориальности политической власти. На этом основываются концепции "смерти географии", "эмансипации территориальности". Территориальный принцип построения власти должен уйти в прошлое. Все чаще имеет место внерегиональная, внегосударственная, внетерриториальная форма организации процессов. традиционные основы национальных государств размываются потому, что сама политическая власть теряет свое значение по отношению к власти экономических институтов и глобальных рыночных механизмов. приходит так называемая внутренняя граница, разделяющая группы и отдельных индивидуумов внутри населения каждого государства. переход от территориальных сообществ к сетевым, функционирующим на базе общих интересов и ценностей. этнонациональная принадлежность может обладать меньшей значимостью, чем вероисповедание. Негативное отношение к модели национального государства объясняется и тем, что воплощает приоритет материальных ценностей над духовными. Они противопоставляют принципам равенства и однородности принципы разнообразия и приветствуют плюрализм везде. Дж. Дер Дериан считает представление о дипломатии как инструменте посредничества и достижения мира мифом, призванным замаскировать суть реальной внешнеполитической практики Запада. США делит внешний мир на "своих" и "чужих".Настороженное отношение постмодернистов к идеям нового мирового порядка также основано на критике "культурного империализма. даже нормы международного права и идеи прав человека являются лишь воплощением универсалистских надежд западных либералов.

Методы изучения МО

Проблема метода — одна из наиболее важных проблем любой науки, так как в конечном счете речь идет о том, чтобы научить, как получать новое знание, как применять его в практической деятельности.

Методы анализа ситуации. Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала («данных»).

Наблюдение. Элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Оно бывает внешним и включенным (когда наблюдатель является прямым участником)

Изучение документов. Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей, уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций.

Сравнение. нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. дает возможность получить научно значимые выводы на основе несходства явлений и ситуации.

Экспликативные методы:

Контент-анализ. систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов.

Ивент-анализ. направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда». Систематизация и обработка по признакам: 1) субъект-инициатор (кто); 2) сюжет (что); 3) субъект-мишень (по отношению к кому) и 4) дата события (когда).

Когнитивное картирование. анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему.

Эксперимент.создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез

Прогностические методы:

Дельфийский метод. систематическое и контролируемое обсуждение проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оценки события в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам.

Построение сценариев. построение идеальных моделей вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке.

Системный подход. дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы.

Моделирование. Данный метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов.

Анализ процесса принятия решений.динамическое измерение системного анализа международной политики. На первом этапе определяются главные лица, принимающие решение и описывается роль каждого из них. На следующем этапе проводится анализ политических предпочтений с учетом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.97.49 (0.017 с.)