Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный подход в исследовании МОСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Его преимуществом является то, что оно дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности, и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы. Он решает более конкретные задачи, представляя собой совокупность практических методик, приемов, способов, благодаря которым в изучение объекта вносится определенное упорядочивание. Для анализа международных отношений используют системный подход, позволяющий рассмотреть их как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Она получила название «система», которая кроме составляющих ее элементов предполагает наличие структуры и среды. Еще используются понятия «системная граница», «функция системы», «процесс». Системная граница - граница, отделяющая систему от окружающей ее среды. Функция системы - это ее реакция на воздействия среды, направленная на сохранение устойчивости данной системы. процесс - это динамическое взаимодействие между элементами, прочные и периодически повторяющиеся модели таких взаимодействий. Особенности: 1) Международные отношения являются отношениями социальными. международные системы - это социальные системы. 2) основные элементы международных систем представлены социальными общностями, группами и отдельными индивидами, а значит, международные системы – это системы взаимодействия людей. 3) МО- отношения политические, стержнем которых остаются взаимодействия между государствами. Поэтому ядром глобальной международной системы является система межгосударственных отношений. 4) МО характеризуются отсутствием верховной власти, «плюрализмом суверенитетов», низким уровнем внешней и внутренней централизации. Международные системы - это социальные системы особого типа, отличающиеся слабой степенью интеграции элементов в целостности. 1) Для обозначения дипломатических отношений между государствами в тот или иной исторический период, в том или ином регионе при традиционно-историческом подходе используют понятие «международная система»: например, европейская система XVII века. Основной недостаток такого подхода состоит в том, что он ограничивается описанием взаимодействий между великими державами. 2) Р. Арон, один из основателей историко-социологического подхода, делает отправным пунктом исследований исторический опыт. 3 ) Эвристический подход. М. Каплан: анализ абстрактных международных систем предполагает изучение обстоятельств и условий, в которых такая система могла бы существовать. 4) Э. Луард: попытка синтеза историко-социологического и эвристического подходов, выделив семь исторических международных систем: древнекитайскую систему (771-721 гг. до н.э.), систему древнегреческих государств (510-338 гг. до н.э.), эпоху европейских династий (1300-1559), эру религиозного господства (1559-1648), период возникновения и расцвета режима государственного суверенитета (1648-1789), эпоху национализма (1789-1914), эру господства идеологии (1914-1974). Это комплексный подход. 5) Эмпирический подход изучает взаимодействия, реально существующие в практике международных отношений в рамках определенных географических регионов. Именно политический реализм стал основой понятий биполярная, мультиполярная, равновесная и имперская международные системы. В системе баланса сил несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая «чрезмерные» претензии друг друга. в международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью. Типология Каплана: 1) «система единичного вето», в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа. 2) «система баланса сил» - характеризуется мультиполярностью. 3) «Гибкая биполярная система». В ней сосуществуют акторы-государства и новый тип акторов - союзы и блоки государств, а также универсальные акторы (международные организации). 4) жесткая биполярная система». оба блока организованы строго иерархизированным образом. В жесткой биполярной системе исчезают неприсоединившиеся и нейтральные государства. 5) «Универсальная система» фактически соответствует федерации. Она выражает преобладающую роль универсального актора. Такая система предполагает значительную степень политической однородности международной среды и базируется на солидарности национальных акторов и универсального актора. 6) «иерархическая система представляет собой мировое государство. Национальные государства утрачивают в ней свое значение, становясь простыми территориальными единицами.
3. Участники международных отношений. Понятие и основные характеристики. Наиболее употребительным термином является термин «актор». «Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль. В сфере Мо под актором следует понимать любой авторитет, любую организацию, способного играть определенную роль, оказывать влияние. Представители большинства теоретических направлений и школ считают, что типичными международными акторами являются государства, а также международные организации и системы. Каплан: национальный (суверенные государства), транснациональный (региональные международные организации: например, НАТО) и универсальный (всемирные организации: например, ООН). Мерль: государства, международные организации и транснациональные силы. Брайар и Джалили добавляют еще потенциальных акторов (национально-освободительные движения, региональные и локальные общности: например, Европейский Совет коммун). Дж. Розенау: государства, подсистемы (органы местной администрации), транснациональные организации («Европейские кремниевые структуры»), когорты (этнические группы, церкви), движения. Для представителей политического реализма нет сомнений в том, что государство является главным, решающим, если не единственным актором международных отношений. Модернисты не ограничиваются исследованием поведения государств, вовлекая проблемы, связанные с деятельностью международных организаций, последствиями экономической экспансии ТНК. транснационализм: (Р. Кохэн, Д. Най, Скотт) - одной из характерных особенностей международных отношений является тот вызов, который бросают позициям государств международные неправительственные организации, мультинациональные фирмы и корпорации, экологические движения. «Глобалисты» (Дж. Бертон, С. Митчел) - мир в виде гигантской многослойной паутины взаимных связей, соединяющих вместе государства и негосударственных акторов. Неомарксисты (И. Валлерстайп, С. Амин): государство является удобным институциональным посредником господствующего класса, призванным обеспечить его доминирование над мировым рынком. Сущность и роль государства как участника международных отношений. Оно является основным субъектом международного права. Внешняя политика государств во многом определяет характер международных отношений. Деятельность и даже существование международных организаций зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей. Но процесс образования новых государств. Для того чтобы стать членом ООН, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением. Функции: поддержание порядка и безопасности в рамках отделенной границами территории, создание условий для социального и экономического развития общества, для распределения благ и услуг, поддержание занятости и удовлетворению основных потребностей населения. Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. В XVIII в. формируется национальное государство. Суверенитет имеет два аспекта — внутренний ( свобода государства избирать свой путь политического режима) и внешний (невмешательство государств во внутренние дела друг друга, о их равенстве и независимости). Сверхдержавы а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) невозможность потерпеть поражение от любого другого государства или их коалиции. великие державы оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях, ограничиваются определенным регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений. Средние державы обладают прочным влиянием в своем ближайшем окружений. малые государства располагают средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности. Микрогосударства неспособны защитить свой суверенитет собственными силами. Государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Но она не способно отразить тот факт, что традиционные проблемы международных отношений претерпевают существенные видоизменения под влиянием всех новых факторов. Негосударственные участники международных отношений: МПО, МНПО, ТНК и другие общественные силы и движения. Зоргбиб: три основные черты: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенций и решений. Венский Конгресс 1815 г. возвестил и о появлении Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX в. в мире существовало более десятка подобных организаций: Международная санитарная конвенция (1853), Международный телеграфный союз (1865), Международное бюро мер и весов (1875), Всемирный почтовый союз (1878), Международная организация уголовной полиции (Интерпол, 1923). МПО политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций), а также в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций. создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера,: Организация экономического сотрудничества и развития (1960), Совет Европы (1949), Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (Общий рынок, 1957), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957), Организация американских государств (1948). классификация МПО по «геополитическому» критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют универсальный (ООН или Лига Наций); межрегиональный (Организация Исламская конференция); региональный (Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций). Общие характеристики и типы МНПО: международный характер состава и целей; частный характер учредительства; добровольный характер деятельности. Ш. Зоргбиб: «МНПО» включает три вида организаций или институтов. Во-первых, это «силы общественного мнения»: «интернационалы»: политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический совет церквей); гуманитарные (Международный Красный Крест). Во-вторых, это «частные транснациональные власти», т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене новых «экономических, оккультных и неконтролируемых» сил: транснациональные предприятия (ТНП). в-третьих, это «ассоциации государств-производителей: Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). МНПО различаются по своим размерам, структуре, направленности деятельности и ее задачам. И им все чаще удается добиваться выполнения тех задач, которые они ставят перед собой. Основным «оружием» МНПО в сфере международной политики является мобилизация международного общественного мнения, а методом достижения целей — оказание давления на межправительственные организации. В меньшей степени этим признакам отвечают другие участники международных отношений — такие, как, например, национально-освободительные, сепаратистские и ирредентистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, региональные и местные администрации, отдельные лица. Таким образом, одна из устойчивых тенденций международных отношений состоит в росте числа и многообразия социальных субъектов, принимающих либо непосредственное участие в их функционировании, либо оказывающих существенное влияние на их состояние. Отсюда сформулированный М. Николсоном «парадокс участия», в соответствии с которым рост открытости международной системы и увеличение числа и многообразия ее участников вносят беспорядок в международные отношения, увеличивают их хаотичность.
Реализм и неореализм Реализм. Фукидид, Макиавелли, Гоббс, Карр, Моргентау. Ее наиболее известные представители – Р. Нибур, Ф. Шуман, Д. Кеннан, Д. Шварценбергер, К.Томпсон, Г.Киссинджер, Э.Карр, А. Уолферс, Моргентау и Арон. работа Моргентау «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир» 1948 г. 1. Главными участниками международных отношений являются суверенные государства. При этом государства рассматриваются как однородные политические организмы, унитарные образования, которые проводят единую политику в отношении других государств - участников международных отношений. Только государства имеют легитимные основания и располагают необходимыми ресурсами для заключения договоров, объявления войн. Причем речь идет не обо всех государствах, а только о наиболее крупных. сильные государства делают то, что они могут, а слабые - то, что им позволяют сильные. 2. МО носят анархичный характер. Каждый участник руководствуется своими собственными интересами. Национальные интересы - главная категория реализма, принцип «помоги себе сам». 3. Главным международным процессом является межгосударственный конфликт, крайняя форма его проявления - война. конфликты подчеркивают вторичную роль сотрудничества. 4. основная цель государства - обеспечение собственной безопасности. важнейшим совокупным ресурсом государства выступает власть, военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа. главным признаком власти является способность контролировать поведение других участников МО. 5. сила – одно из решающих средств обеспечения национальной безопасности на международной арене с помощью военной стратегии и дипломатии. 6. природу международных отношений изменить невозможно. Неореализм. Бузан, Гилпин, Уолц. Возникновение школы неореализма в науке о международных отношениях связывают с публикацией книги Уолца «Теория международной политики» 1979 г. 1. теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. международные отношения — это межгосударственные отношения, а мировая политика — взаимодействие негосударственных акторов. 2. Международные отношения - целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений. 3. объяснение международного поведения на уровне международной системы, структурные свойства которой являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими. Уолтц: три принципа структуры международных отношений: государства руководствуются мотивом выживания; участниками МО остаются только государства, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом. 4. вычленение экономических отношений от политических 5. стремление к методологической строгости. 6. Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы. 7. Движущая сила международных отношений — в сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы. Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем. Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал
Либерализм, неолиберализм Локк, Кант, Бентам, Смит, Вильсон. В качестве идейнотеоретических истоков либерально-идеалистической парадигмы современной науки о международных отношениях выступают философия стоицизма, взгляды испанского христианского теолога Франциско де Витториа (1480-1546), голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645), идеи Иммануила Канта (1724-1804) о «вечном мире», утопический социализм, либерализм и пацифизм XIX века. В политической практике идеализм нашел свое воплощение в разработанной после Первой мировой войны американским президентом Вильсоном программе создания Лиги Наций (1918), в Пакте Бриана - Келлога (1928), предусматривающем отказ от применения силы в межгосударственных отношениях, а также в доктрине Стаймсона (1932), по которой США отказываются от дипломатического признания любого изменения, если оно достигнуто при помощи силы. В послевоенные годы идеалистическая традиция нашла определенное воплощение в деятельности таких американских политиков, как госсекретарь Джон Ф. Даллес и госсекретарь Збигнев Бжезинский, президент Джимми Картер (1976-1980) и президент Джордж Буш (1988-1992). 1. Участники международных отношений — широкий круг акторов, объединяющий не только государства, но и международные правительственные организации, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественные объединения и частные лица. Государство не может считаться рациональным и универсальным актором. Международная политика государства — это постоянная борьба, согласование интересов различных субъектов. 2. В международных отношениях отсутствует верховная власть, однако это не ведёт к господству принципа «помоги себе сам». Расширение полномочий международных организаций, разработка и принятие норм международного права делает возможным равноправное участие в международной политике различных государств. 3. Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, рост международного сотрудничества. 4. приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка. 5. урегулирование различных конфликтов возможно мирным путём, при помощи международных организаций и норм международного права. создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента МП 6. Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества, мирового правительства.
Неолиберализм. Возрождение позиций либерально-идеалистической парадигмы, подорванных в ходе холодной войны, произошло после распада биполярной системы международных отношений. При этом изначальная парадигма была подвергнута глубокой трансформации, которая привела к формированию идей неолиберализма. Наиболее известными представителями неолиберализма стали Роберт Кохэн и Джозеф Най. 1. государство не является единственным участником международных отношений. Возрастает роль ТНК, международных организаций, террористических и криминальных организаций, индивидов. 2. Увеличение числа участников международных отношений имеет ряд негативных последствий, прежде всего, увеличивается число угроз для общества. Лучшим решением в этой ситуации является концепция кооперативной безопасности. 3. Главной целью участников является международная безопасность. 4. Важнейшим условием достижения международной стабильности является развитие международного сотрудничества, которое способствует росту экономического благополучия. 5. Главные средства международных отношений — распространение идеалов либеральной демократии и рынка, а у либералов — создание международных организаций, развитие международного права 6. Центр тяжести переносится с международного права на международную мораль. главными критериями моральности выдвигаются либеральная демократия и права человека. Сходства между неолиберализмом и неореализмом: 1. Рационализм. В центре обеих парадигм — рациональный политик, руководимый рациональным расчётом. 2. в основе международных отношений лежит национальный интерес. 3.Обе парадигмы изучают, кто из участников МО находится в более выгодном положении. Различия между неолиберализмом и неореализмом: 1. По мнению неолибералов, анархичность международных отношений преодолима, в неореалисты считают, что нет. 2. Неолибералы считают, что выгода от международного сотрудничества абсолютна. По мнению неореалистов, выгода относительна 3. Причина международного сотрудничества для неолибералов — максимальное экономическое процветание, для неореалистов — военная безопасность. 4. По мнению неореалистов, поведение государства определяется системными принуждениями, их реальными возможностями и способностями. Неолибералы считают, что государственные намерения играют важную роль, поэтому их всегда нужно учитывать.
Неомарксизм, постмодернизм Неомарксизм. Амин, Валлерстайн, Кокс. Значительную роль в становлении сыграли работы Пребиша. Они доказывали, что капиталистическое разделение труда поддерживает поляризацию между странами - экспортерами сырья (т.е. «наделенными фактором труда») и странами - экспортерами готовых продуктов (т.е. «наделенными фактором капитала»). Современные неомарксисты (И. Валлерстайн, Р. Кокс, С. Амин, М. Рогальски, И. Галтунг, Н. Герас) представляют международные отношения в виде глобальной системы многообразных экономик, государств, обществ, идеологий и культур. Базовыми понятиями неомарксизма выступают «мир-система» и «мир-экономика». Основные черты современной «мир-экономики» - всемирная организация производства, рост значения транснациональных монополий в мировом хозяйстве, интернационализация капитала и рынков продуктов, стандартизация моделей потребления, уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов и повсеместная приватизация. первым из главных следствий этого является рост неравенства между «периферийными» акторами (слаборазвитые государства и регионы) и «центральными» акторами». Происходят процессы перераспределения влияния «несимметричной взаимозависимости» в пользу США. Резкой критике подвергается идеология «гиперлиберализма». В современном мире существуют и противоположные процессы - диверсификация экономических, политических, общественных, социокультурных и других организаций и структур, поиски новых путей развития, но радикально-либеральная идеология внушает массовому сознанию, что альтернативы глобализации нет. необходимость стратегии «антисистемного разрыва», - основные черты наблюдающейся сегодня «разнузданной глобализации» являются следствием «пяти монополий. Это монополия на новые техники, на контролирование финансовых потоков, на контроль доступа к природным ресурсам, на контроль доступа к средствам коммуникаций и на обладание оружием массового уничтожения. Поэтому основная задача «стратегии разрыва» - это разрушение их мощи. Для этого необходимо формирование «фронта антисистемных народных сил». Такой фронт может быть создан через прогрессивный национализм. Кокс называет процесс длительного поэтапного перехода к новой системе международных отношений «позиционной войной». Глобализация «мир-экономики», сопровождаемая ростом богатств для самых богатых, будет иметь следствием разрыв социальных связей, демографический кризис и поляризацию между богатыми и бедными в мировом масштабе. Таким образом, неомарксизм объединяют с традиционным марксизмом приоритет экономическим структурам и их роли в общественном развитии, отношения классовой борьбы, господства и подчинения, эксплуатации и неравенства, конфликтный характер международной среды и проблемы преодоления угнетенными международными классами эксплуатации и господства со стороны правящих классов, верой в позитивный результат эволюции международных отношении. Наконец, важно отметить и то, что как марксизм, так и неомарксизм в международно-политической науке гораздо более убедительны и концептуальны в критике существующего положения, нежели в выработке путей выхода из него и, особенно, в описании альтернативной картины нового мира, идущего на смену старому. неомарксисты в противоположность своим идейным предшественникам при анализе взаимосвязи и взаимодействия внутренней и внешней политики отдают приоритет не первой, а второй. Постмодернизм.в конце XX в. появилось. Термин "постмодернизм" впервые использовал французский философ Франсуа Лиотар.постмодернизм широкомасштабная реакция на философское наследие эпохи Просвещения, проявившееся в различных областях гуманитарного знания. Постмодернистское течение отличает иррационализм и негативный взгляд на возможности познания мира. не существует истины, которую нужнобыло бы искать или отстаивать в борьбе.Постмодернизм отказывает в праве на объективность и рациональность общественным наукам. знание рождает власть, но и обладание властью облегчает доступ к знанию.По мнению постмодернистов, существующая реальность представляет собой социальный конструкт, создаваемый верованиями и поведением людей. По мере того как та или иная идея появляется и распространяется, люди начинают верить в нее и действовать в соответствии с ней.Идеи постепенно воплощаются в общественных нормах и институтах, механизмах социального контроля и тем самым создают общественную реальность. Рассуждая о международной политике, постмодернисты доказывали, что "холодная война" стала результатом реализации концепции политического реализма с его ставкой на силовые механизмы регулирования международных отношений.отношение постмодернистов к реалистической парадигме более негативно, чем к либеральной или марксистской парадигмам. Постмодернисты соглашаются с неолибералами в вопросах снижения роли национальных государств и повышения роли негосударственных субъектов в мировой политике.Однако основное внимание постмодернисты уделяют исчезновению самого принципа территориальности политической власти. На этом основываются концепции "смерти географии", "эмансипации территориальности". Территориальный принцип построения власти должен уйти в прошлое. Все чаще имеет место внерегиональная, внегосударственная, внетерриториальная форма организации процессов. традиционные основы национальных государств размываются потому, что сама политическая власть теряет свое значение по отношению к власти экономических институтов и глобальных рыночных механизмов. приходит так называемая внутренняя граница, разделяющая группы и отдельных индивидуумов внутри населения каждого государства. переход от территориальных сообществ к сетевым, функционирующим на базе общих интересов и ценностей. этнонациональная принадлежность может обладать меньшей значимостью, чем вероисповедание. Негативное отношение к модели национального государства объясняется и тем, что воплощает приоритет материальных ценностей над духовными. Они противопоставляют принципам равенства и однородности принципы разнообразия и приветствуют плюрализм везде. Дж. Дер Дериан считает представление о дипломатии как инструменте посредничества и достижения мира мифом, призванным замаскировать суть реальной внешнеполитической практики Запада. США делит внешний мир на "своих" и "чужих".Настороженное отношение постмодернистов к идеям нового мирового порядка также основано на критике "культурного империализма. даже нормы международного права и идеи прав человека являются лишь воплощением универсалистских надежд западных либералов. Методы изучения МО Проблема метода — одна из наиболее важных проблем любой науки, так как в конечном счете речь идет о том, чтобы научить, как получать новое знание, как применять его в практической деятельности. Методы анализа ситуации. Анализ ситуации предполагает использование суммы методов и процедур междисциплинарного характера, применяемых для накопления и первичной систематизации эмпирического материала («данных»). Наблюдение. Элементами данного метода являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Оно бывает внешним и включенным (когда наблюдатель является прямым участником) Изучение документов. Наиболее доступными являются официальные документы: сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств, информация о визитах государственных деятелей, уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций. Сравнение. нацеливает на поиск общего, повторяющегося в сфере международных отношений. дает возможность получить научно значимые выводы на основе несходства явлений и ситуации. Экспликативные методы: Контент-анализ. систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний или сюжетов. Ивент-анализ. направлен на обработку публичной информации, показывающей, «кто говорит или делает, что, по отношению к кому и когда». Систематизация и обработка по признакам: 1) субъект-инициатор (кто); 2) сюжет (что); 3) субъект-мишень (по отношению к кому) и 4) дата события (когда). Когнитивное картирование. анализ того, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему. Эксперимент. создание искусственной ситуации с целью проверки теоретических гипотез Прогностические методы: Дельфийский метод. систематическое и контролируемое обсуждение проблемы несколькими экспертами. Эксперты вносят свои оценки события в центральный орган, который проводит их обобщение и систематизацию, после чего вновь возвращает экспертам. Построение сценариев. построение идеальных моделей вероятного развития событий. На основе анализа существующей ситуации выдвигаются гипотезы, представляющие собой простые предположения и не подвергаемые в данном случае никакой проверке. Системный подход. дает возможность представить объект изучения в его единстве и целостности и помогает выявлению «правил» такого взаимодействия, закономерностей функционирования международной системы. Моделирование. Данный метод связан с построением искусственных, идеальных, воображаемых объектов, ситуаций, представляющих собой системы, элементы и отношения которых соответствуют элементам и отношениям реальных международных феноменов и процессов. Анализ процесса принятия решений. динамическое измерение системного анализа международной политики. На первом этапе определяются главные лица, принимающие решение и описывается роль каждого из них. На следующем этапе проводится анализ политических предпочтений с учетом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 4576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.012 с.) |