Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный анализ в экономике

Поиск

И.В. Богомягкова

Системный анализ в экономике

Горнодобывающей промышленности

Учебное пособие

Новочеркасск

ЮРГТУ (НПИ)

УДК 338. 45: 622.3 (075.8)

ББК 65.304.11

Б 74

 

 

Рецензенты: к.э.н., доц. И.В.Зайцева, Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт);

к.э.н., доц. А.В. Иванов, Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)

 

Богомягкова И.В.

Б 74 Системный анализ в экономике горнодобывающей промышленности: учеб. пособие / И.В. Богомягкова; Юж.- Рос. гос. техн. ун-т (НПИ).– Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007.– 84 с.

 

В учебном пособии изложены основные принципы системного подхода, этапы применения и методы системного анализа. В теоретико-прикладном разделе представлены элементы теории сетевого планирования.

Пособие ориентировано на студентов экономических специальностей очного, заочного, второго высшего образования.

УДК 338. 45: 622.3 (075.8)

ББК 65.304.11

© Южно-Российский государственный

технический университет (НПИ), 2007

© Богомягкова И.В., 2007

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………..5

I. Теоретический раздел

Глава 1. Системный анализ как прикладной аспект

системного подхода ………………………….………………………...6

1.1.Сущность и формы системных исследований………...………….....6

1.2. Основные понятия системного подхода. Виды систем……………7

1.3. Принципы системного подхода………………………………….....11

1.4. Системный анализ и этапы его применения

при решении задач управления…………………………..................13

1.5. Методы системного анализа………………………………………….....15

Глава 2. Применение системного подхода в процессе управления

экономическими объектами …………………………………………21

2.1.Системный подход при моделировании

экономических объектов……………………….……………..............21

2.2. Управление и моделировние……………………………………….28

 

II. Теоретико-прикладной раздел

Глава 3. Элементы теории сетевого планирования ……………………….37

3.1. Сетевая модель и ее основные элементы………….……………….37

3.2. Основные принципы построения сетевого графика…...................39

3.3. Оценка времени выполнения работ в сети………………………..42

3.4. Анализ сетевой модели.………………………..………...................51

3.5. Задачи оптимизации на сетях……………………………………...54

3.6. Постановка задачи оптимизации сетевых графиков

по стоимости.…………………………………………………………58

3.7. Сокращение критического пути до директивной

продолжительности……………...…………………………………60

3.8. Оптимизация комплекса работ по стоимости при фиксированной

продолжительности критического пути……………………………63

3.9. Практические задания………………………………………………..73

Заключение …………………………………………………………………...76

Список литературы …………………………………………………….........77

 

 

Введение

В настоящее время процессы принятия решений в экономике опираются на достаточно широкий круг экономико-математических методов. Ни одно более или менее серьезное решение, затрагивающее управление деятельностью отраслей или предприятий, распределение ресурсов, выбор наилучшего варианта развития, изучение рыночной конъюнктуры, прогнозирование, планирование и т.п., не осуществляется без предварительного математического моделирования конкретного процесса или его частей.

Особое место занимает экономико-математическое моделирование при решении вопросов финансирования и кредитования объектов, составления материальных, трудовых и финансовых балансов, отыскания наилучших способов вложения денежных средств, их движения в процессах производства и воспроизводства.

Организация и управление тех или иных социально-экономических объектов может стать эффективным лишь при правильном понимании сущности процессов и явлений, протекающих в объекте управления, применении системного подхода (вначале системного анализа объекта, а затем – системного синтеза модели). Более того, даже при идеальном построении экономико-математической модели ее практическое использование связано с решением конкретных мотивационных, психологических, административных и других проблем.

В этой связи для успешного управления предприятием требуется знание и грамотное применение системного анализа и синтеза объектов, принципов и подходов к принятию решений, а также использование информационных систем и ЭВМ. В связи с этим целью данного учебного пособия является раскрытие основных этапов и принципов системного анализа при организации и управлении экономическими объектами и процессами.

 

 

__________________________________________________________________

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

_________________________________________________________

Глава1. Системный анализ как прикладной аспект

Системного подхода

Сущность и формы системных исследований

В последние годы в теории и практике экономического управления получил широкое распространение термин «системный подход». Однако, общепринятого в литературе определения он пока не имеет. Специалисты по управлению производством под системным подходом понимают либо воздействие на все элементы системы управления, либо взаимоувязанную работу на всех участках управления. С развитием науки и техники происходит не только увеличение материальных и духовных благ, но и непрерывное усложнение всех сфер человеческой деятельности. И решение возникающих проблем невозможно без системных исследований. Под системными исследованиями понимается совокупность научных и технических проблем, которые при всей их специфике и разнообразии сходны в понимании и рассмотрении исследуемых ими объектов как систем.

Современный уровень системных исследований позволяет рассматривать системный подход как теорию и методологию. Для раскрытия сущности системного подхода необходимо выделить отличия системных исследований от традиционных. Наука прошлого была почти исключительно аналитической, тогда как теория систем ставит на первый план задачу синтеза, но такого синтеза, который не завершает анализ, а выступает в качестве исходного принципа исследования. Системный подход ориентирован не на аналитические линейно-причинные методы исследования, а на анализ целостных интегративных свойств объекта, выявление его связей и структуры.

Таким образом, на современном этапе развития системного движения в сфере организационного управления основными формами системных исследований являются: системный подход; общая теория систем; теория систем организационного управления (как специализированная теория систем); системный анализ. При этом системный подход, общая теория систем и теория систем организационного управления относятся к теоретическому разделу системных исследований, а системный анализ – к прикладному. В системном анализе воплощаются методы, способы, инструментарий осуществления системного подхода. Сферой применения системного анализа является решение новых, не известных ранее задач, для которых отсутствуют отработанные способы их решения.

В системном анализе различают проблемы по степени их структуризации, под которой понимается ясность, осознанность их постановки; степень детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях; по отношению количественных и качественных факторов, выявляемых в проблеме.

В соответствии с этим выделяется три класса проблем:

· хорошо структурированные и количественно сформулированные;

· слабо структурированные, или смешанные проблемы, содержащие

количественные или качественные оценки;

· неструктурированные или качественные проблемы.

Первый класс проблем решается при помощи методов исследования операций. Основной областью применения методов системного анализа является второй класс проблем – слабо структурированных. Для решения неструктурированных проблем обычно применяют эвристические методы решения (логические приёмы и правила теоретического исследования и отыскания истины). Между этими тремя классами проблем нет чёткой грани.

Таким образом, одной из главных задач системного анализа является правильная и чёткая постановка проблемы. Разнообразие объектов, целей и задач исследований обусловливает необходимость различных методик системного анализа. Поэтому каждый исследователь в зависимости от целей системного анализа и имеющихся для его осуществления условий разрабатывает свой инструментарий.

 

Основные понятия системного подхода.

Виды систем

Центральным понятием системного подхода является понятие система. Слово «система» – греческого происхождения, обозначающее составленное из частей соединение. В литературе встречается множество определений системы. Суть этих определений заключается в определении системы как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, свойства которой качественно отличаются от суммы свойств этих элементов.Под элементом понимают минимальный, далее неделимый компонент системы.

Все существующие совокупности объектов можно разбить на три больших класса: неорганизованные совокупности, неограниченные системы и ограниченные системы. Неорганизованная совокупность (куча камней, случайное скопление людей, куча денег и др.) лишена каких-либо существенных черт внутренней организации. Связи между её составляющими носят внешний, случайный, несущественный характер. Входя в состав такого объединения или покидая его, составляющие его элементы не претерпевают каких-либо изменений, что говорит об отсутствии у подобной совокупности целостных, интегративных свойств. Свойства совокупности в целом по существу совпадают с суммой свойств частей (составляющих), взятых изолированно. Следовательно, такая совокупность лишена системного характера.

Системы бывают физические (или эмпирические) и абстрактные (или концептуальные). Физические или эмпирические системы имеют место в реальном мире и представляют собой конкретные системы, состоящие из людей, машин, материалов и других физических объектов. Абстрактные или концептуальные системы являются теоретическими построениями и могут не иметь аналога в реальном мире (например, созданная математическая модель какой-либо реальной системы представляет собой абстрактную систему).

В зависимости от природы элементов, системы делятся на технические, биологические, информационные, экономические и т.п.

Всё то, что не входит в систему и воздействует на неё, или на что воздействует сама система, называется средой. Однако выделение системы из окружающей среды является непростым делом. Деление объектов исследования на систему и окружающую среду основывается исключительно на точке зрения исследователя. Чтобы в полной мере определить окружающую среду, необходимо рассмотреть все факторы, влияющие на систему. В зависимости от степени взаимодействия системы со средой говорят об открытых и закрытых системах. Под открытой системой понимают среду, которая взаимодействует с окружающей средой по средствам каналов связи, являющихся входами и выходами системы. Производственные системы являются открытыми системами, так как они связаны со средой материальными потоками. В закрытых системах отсутствует материальный, энергетический или информационный обмен со средой. Однако, когда в целях исследования хотят изучить какое-либо явление, то в той или иной мере исключают влияние среды, преобразуя открытую систему в закрытую.

В литературе часто встречаются термины «незамкнутая» и «замкнутая» система, что не является синонимом к «открытой» и «закрытой» системе, а характеризуется наличием или отсутствием у системы обратной связи.

Система описывается с помощью переменных и параметров. Переменная – это элемент или комплекс элементов системы. Обозначается переменная некоторым знаком, символом. Параметры системы – это такие переменные, значения которых принимаются неизменными при решении данной задачи.

Системы также разделяют на большие и сложные. К большим относятся системы, не наблюдаемые единовременно с позиций одного наблюдателя в пространстве или во времени. В таких случаях система разделяется на части (подсистемы) и рассматривается по каждой из них в отдельности. К сложным – системы, построенные для решения многоцелевых задач, отражающих разные, несравнимые аспекты характеристики объекта. Другими словами, сложной является такая система, которую нельзя представить в виде большой системы.

Важным системным понятием является организация. Организациявыражает комплекс свойств, характеризующих определённую упорядоченность элементов системы и совокупности их взаимодействия. Вообще термин «организация» имеет несколько значений:

1) под организацией понимается совокупность людей, связанных един-

ством цели деятельности;

2) под организацией понимается деятельность по созданию коллективов людей;

3) под организацией понимается формирование различного рода процессов (организация переработки информации, организация уплаты налогов).

Понятие «организация» находится в тесной связи с понятием «структура». Под структурой понимается строение системы, т.е. пространственное расположение элементов, характер связей элементов.

Важная роль в системе отводится системообразующим связям. Связь – это то, что объединяет элементы в систему. Связи могут быть гибкими и жёсткими. Жёсткие связи имеют место в технических системах; гибкие в биологических, экономических, социальных. К наиболее важным следует отнести следующие виды связи: прямые, обратные, необратимые (рекурсивные), усиливающие (синергические), циклические. Связи в системе управления выступают как отношения управления. Такие связи могут быть вертикальными и горизонтальными. Вертикальные (иерархические связи) – это отношения линейного и функционального управления. Горизонтальные связи (связи между звеньями одного уровня) – отношения координации.

Важным системным понятием является функция системы. Функцией системы с позиций системного подхода является её свойство в динамике, приводящее к достижению цели.Таким образом, организация системы находит проявление в двух формах: структуре системы (статике) и в процессе взаимодействия элементов (динамике).

В процессе существования системы диалектические противоречия вызывают определённые изменения как внутри данной системы, так и вне её. Это приводит к необходимости изменения (реорганизации) и динамики организации данной системы. На организацию и реорганизацию систему направляет управление. С позиций системного подхода под управлением понимают перевод системы в новое состояние или изменение состояния объекта управления для достижения цели системы. В общем виде механизм действия управления в системе заключается в следующем. В системе выделяют две основные системы: управляемую и управляющую. Под воздействием изменившихся внешних или внутренних условий, в управляющей системе возникает модель, требуемой в соответствии с новыми условиями, системы. Управляющая подсистема, получая информацию о существующей системе, производит её переработку, в процессе которой существующая система сравнивается с моделью. Результат сравнения формируется в виде управляющей информации, под действием которой либо происходит изменение существующей организации, либо возникает организация новой системы внутри данной, либо оба процесса протекают одновременно.

 

Принципы системного подхода

Под принципом системного подхода в настоящей работе понимаются объективные основы, на которых строится системный подход как теоретический раздел системных исследований, в которых абстрагированы закономерности формирования, функционирования и развития систем.

Сущность принципа целеполагания заключается в том, что любая система обладает целью, под влиянием которой осуществляется интеграция элементов системы в единое целое (т.е. образование системы), а также её функционирование и развитие. Из этого принципа вытекает требование единства целей всех подсистем и элементов системы, обеспечивающее объединение элементов в систему, т.е. цели элементов системы должны носить подчинённый характер цели системы.

Сущность принципа целостности заключается в том, что целое отражает кульминационную точку формирования системы из элементов и связей между ними, обеспечивающих её функционирование как единого целого. Следовательно, необходимым условием достижения этой кульминационной точки является наличие всего состава элементов системы и их связей. Эти условия определяют требования комплексного рассмотрения системы. В случае изменения функционирования какого-либо элемента системы возникают изменения и в других её элементах. Отсюда принцип целостности системы формирует требование необходимости при изменении состояния (поведения) какого-либо элемента системы или его исключения из системы изменять состояние (поведение) других элементов или системы в целом.

К принципам системного подхода относится принцип эмерджентности, т.е. несводимость суммы свойств элементов, составляющих систему, к сумме свойств системы. Этот принцип предполагает наличие у системы нового качества, которое отсутствует у элементов (их суммы) системы.

Принцип иерархичности систем конкретизирует принцип целеполагания. Из этого принципа вытекает требование: разделение целей системы должно быть по уровням субординации (подчинённости) систем. В простейшем случае система имеет два уровня: уровень элементов и уровень системы. В более сложном случае система может иметь ещё один уровень – уровень подсистем.

Разделение системы на части следует рассматривать как принцип системного подхода делимости (декомпозиции) системы. Руководствуясь этим принципом, можно всегда свести сложную задачу системного исследования к сумме более простых задач. Так как системный подход к управлению предназначен для решения сложных проблем анализа и синтеза систем, решить их, не разделяя на части, т.е. не осуществляя разделение системы, практически невозможно. Этот принцип тесно связан с принципами целеполагания и иерархичности систем и дополняет их, так как разделение систем на части осуществляется только при наличии собственных целей частей по уровням иерархии. Из принципа делимости формируется требование необходимости разделения систем при их анализе и синтезе.

Выделение системы из окружающей среды и разделение её на подсистемы и элементы осуществляется на основе принципа системного подхода – макро- и микроуровневое рассмотрение системы. Этот принцип вытекает из принципа делимости, конкретизируя и дополняя его. Руководствуясь принципом макро- и микроуровневого рассмотрения системы, представляется возможным на основе выявления внешних связей (макроуровень) выделить систему из окружающей среды, а выявлением внутренних связей (микроуровень) – её подсистемы и элементы.

Функция системы определяется её целью, а структура системы – её функцией. Это положение выступает как принцип системного подхода – принцип обусловленности функции и структуры системы её целью. Указанный принцип конкретизирует принцип целеполагания, показывая влияние цели системы на её статику и динамику.

Система управления осуществляет управление управляемой системой в целом и каждой её подсистемой. Поэтому это специфическое свойство управления в социальных и экономических системах целесообразно рассматривать в качестве принципа системного подхода к управлению: двуединости управления в системе. Термин «двуединость» в данном случае означает одновременное осуществление управления управляемой системой в целом и каждой её подсистемой. Из принципа двуединости управления в системе вытекает требование необходимости управления системой в целом и каждой её подсистемой в отдельности. Указанный принцип имеет большое значение для классификации функции управления.

Решении задач управления

Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, научного, технического, экономического характера. Привлечение методов системного анализа необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределённости, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены именно на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределённости по каждому из вариантов и сопоставление их по критериям эффективности.

Основой системного анализа считают общую теорию систем и системный подход. Однако системный анализ заимствует у них лишь самые общие исходные представления и предпосылки. Его методологический статус необычен: с одной стороны, он располагает детализированными методами и процедурами, почерпнутыми из современной науки и созданными специально для него, что ставит системный анализ в один ряд с другими прикладными направлениями современной методологии, с другой – в его развитии отсутствует тенденция к оформлению в строгую и законченную теорию. В системном анализе тесно переплетены элементы науки и практики. Поэтому при обосновании решений с помощью системного анализа допускаются суждения, основанные на личном опыте и интуиции.

Универсальной методики – инструкции по проведению системного анализа – не существует. Такая методика разрабатывается и применяется в каждом конкретном случае, когда у исследователя нет достаточных сведений о системе, которые позволили бы формализовать процесс её исследования, включающий постановку и решение возникшей проблемы. За основу при разработке методики системного анализа можно взять этапы проведения любого научного исследования. Однако специфической особенностью любой методики системного анализа является то, что она должна опираться на понятие системы и использовать закономерности построения, функционирования и развития систем. Системный анализ складывается из основных четырёх этапов:

1) первый этап заключается в постановке задачи – определяют объект исследования, цели и задачи исследования, а также критерии для оценки решений по управлению объектом. Неправильная или неполная постановка целей может свести на нет результаты всех последующих этапов;

2) на втором этапе очерчиваются границы изучаемой системы и определяется её структура: объекты и процессы, имеющие отношение к поставленной цели, разбиваются на изучаемую систему и внешнюю среду.

При этом различают замкнутые и открытые системы. При исследовании замкнутых систем влиянием внешней среды на их поведение пренебрегают.

Затем выделяют отдельные составные части системы – её элементы, устанавливают взаимодействие между ними и внешней средой.

3) Третий, важнейший этап системного анализа, заключается в составлении математической модели исследуемой системы. При этом сначала производят параметризацию системы, описывают выделенные элементы системы и их взаимодействие. В зависимости от особенностей процессов используется тот или иной математический аппарат. Следует отметить, что аналитические методы используются для описания лишь небольших систем или их компонентов (методы решения и составления дифференциальных уравнений, систем уравнений и др.). Для описания больших систем, их характеристик не только качественных, но и количественных, используют дискретные параметры. Методы описаний с дискретными параметрами (например, баллы, экспертные оценки) излагаются в алгебре множеств, алгебре высказываний и т.д.). Так же при исследовании больших систем широко используются вероятностные методы, так как в подобных системах преобладают стохастические процессы.

Если исследуются сложные системы, именуемые как обобщённые динамические системы, которые характеризуются большим количеством параметров различной природы, их расчленяют на подсистемы.

Таким образом, в результате третьего этапа системного анализа формируются законченные математические модели, описанные на формальном языке.

4) Важнейшим этапом системного анализа является четвёртый – это анализ полученной математической модели, определение её экстремальных условий с целью оптимизации, а так же формулирование выводов. Оптимизация заключается в нахождении оптимума рассматриваемой функции и соответственно в нахождении оптимальных условий поведения данной системы или протекания данного процесса. Оценку полученных критериев проводят по критериям, полученным на первом этапе. Таким образом, на четвёртом этапе производится синтез экономического объекта.

 

Методы системного анализа

В системном анализе проблемы различают по степени их структурированности на три класса. Для решения проблем первого класса – хорошо структурированных – применяются методы исследования операций. Эти методы заключаются, во-первых, в построении математических, экономических или статистических моделей для решения задач управления в сложных ситуациях или условиях неопределённости; во-вторых, в изучении взаимосвязей, определяющих возможные последствия принимаемых решений и установлении критериев эффективности, позволяющих оценить относительное преимущество того или иного варианта действий. Под операцией подразумевается обычная деятельность в любой области жизни, имеющая характер повторяемости.

Исследование операций в основном предназначено для исследования технических, экономических, организационных и других проблем формальными, в том числе и математическими методами в случаях, когда может быть получено количественное решение задачи. Методы исследований операций применяются, главным образом, для поиска оптимального распределения ресурсов.

Применение методов исследования операций позволяет объективно разобраться в определённом явлении, дать числовые оценки предлагаемым вариантам решений, а в ряде случаев предположить варианты решений, которые вообще не рассматривались руководителями. В практике применения исследования операций применяется целый ряд специальных методов:

§ математического программирования;

§ теории игр;

§ метода Монте-Карло;

§ теории очередей.

Указанные методы в достаточной степени разработаны теоретически и накоплен определённый опыт их практического применения. Основной областью применения методов системного анализа является второй класс проблем – слабо структуризованных. Для решения проблем третьего класса – неструктуризованных – обычно применяют эвристические (интуитивно-логические) методы решения, с помощью которых неструктуризованная проблема переводится в класс слабо структуризованных проблем.

Системный анализ применяется для решения проблем, которые нельзя решить только с помощью математических методов. Системный анализ позволяет определить границы возможных решений или дать альтернативы решения. Это позволяет обосновать предполагаемое решение более точнее, чем позволяют выбирать решение интуиция и опыт руководителей.

Системный анализ, как уже отмечалось выше, содержит следующие этапы: постановку задачи, исследование, анализ, предварительное суждение (согласование), подтверждение (экспериментальная проверка), окончательное суждение, реализация принятого суждения.

В качестве научных методов системного анализа в основном применяются четыре группы методов:

1) неформальные методы: метод сценариев, метод экспертных оценок, диагностические методы;

2) графические методы: метод «дерева» целей, матричные методы, сетевые методы;

3) количественные методы: методы экономического анализа, морфо-логические методы, статистические методы;

4) методы моделирования: кибернетические модели, описательные мо-дели, нормативные оптимизационные модели (оптимизационные, имитационные, игровые).

Собственно системной методологии принадлежат метод «сценариев», методы экспертных оценок, метод «дерева» целей.

«Сценарий» является одним из инструментов описательного моделирования процесса принятия решений. Однако его не следует рассматривать как непосредственно метод выбора решения. Он, являясь техническим средством, даёт наиболее полное представление о решаемой задаче. «Сценарий» исследуемого процесса даёт возможность детально во времени выявить последовательность действий по поиску оптимального решения, выявить и учесть при этом все критические и узловые моменты. «Сценарий» также может использоваться в качестве модели процесса принятия решения. При таком подходе он должен быть тщательно отработан путём рассмотрения его различными специалистами для того, чтобы максимально его приблизить к реальной действительности. С этой целью созданием «сценария» должна заниматься специально созданная группа специалистов.

Экспертные методы представляют собой способ использования знания и опыта квалифицированных специалистов при решении определённых проблем.

Существуют различные виды экспертных методов: дискуссии (открытого обсуждения), «мозгового штурма» («мозговой атаки»), анкетного опроса, метода Дельфы.

При использовании метода дискуссии обобщённое мнение вырабатывается в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой специалистов, находящихся в непосредственном контакте. В результате столкновения различных мнений создаётся возможность выработать обобщённое мнение путём согласования точек зрения экспертов. Такое обобщённое мнение документально закрепляется как результат экспертизы. Дискуссию целесообразно проводить для определения возможных путей решения поставленной проблемы.

Сущность метода «мозгового штурма» (метода коллективной генерации идей) заключается в специальной организации и процедуре обсуждения. Образуется две группы экспертов: группа генераторов идей и группа аналитиков. Процедура обсуждения предусматривает возможность высказывания членов группы генераторов идей самых различных мнений по решению обсуждаемой проблемы, включая кажущихся, на первый взгляд, нереальными, в течение 20-30 минут. При этом запрещается критика высказываемых мнений. Все предложения экспертов фиксируются документально. После прекращения «мозгового штурма» аналитики оценивают высказанные экспертами мнения.

Методика анкетного опроса заключается в предъявлении экспертам опросных листов-анкет, на вопрос которых они должны дать ответ в письменной форме. Анкетный опрос может осуществляться очно и заочно. По содержанию помещённые в анкету вопросы делятся на объективные данные об эксперте (возраст, образование, должность, учёная степень, стаж работы и т.д.); основные вопросы по анализируемой проблеме; дополнительные вопросы, позволяющие выяснить источники информации и аргументации эксперта, самооценку компетентности эксперта. По форме основные вопросы делятся на открытые, или свободные, закрытые и с «веером» ответов, а также на прямые и косвенные. На закрытый вопрос возможны ответы: «да», «нет», «не знаю». При «веерном» вопросе эксперт должен выбрать один из предлагаемых. На открытые или свободные вопросы ответы даются в произвольной форме.

Устный опрос эксперта называется интервьюированием. В ходе беседы опрашивающий (интервьюер) задаёт вопросы по заранее составленной программе. Поэтому интервьюирование является, по существу, одним из видов анкетирования в устной форме. Смысл интервьюирования заключается в ответах эксперта без серьёзного продумывания ответов – экспромтом. При этом интервьюер формулирует свои вопросы в зависимости от ответов эксперта на предыдущие.

Метод Дельфы относится к наиболее эффектным методам анкетирования, осуществляемого с помощью опросных листов или телефаксов в три-четыре тура опроса, с обработкой результатов анкетирования в каждом туре и информировании экспертов об этих результатах. Ответы первого тура опроса эксперты дают без аргументирования. При обработке ответов выделяются средние и крайние линии, которые сообщаются экспертам во втором туре опроса. Эксперты в этом туре опроса должны подтвердить или изменить своё мнение и дать объяснение, почему они так поступили. После третьего или четвёртого тура опроса обычно мнения экспертов перестают изменяться, что и свидетельствует о целесообразности прекращения опроса.

Метод «дерева» целей представляет собой построение связанного графа, выражающего соподчинение и взаимосвязи целей и подцелей. На верхнем ярусе располагается основная цель, которая последовательно разделяется на подцели и т.д. При этом главным условием разделения целей является полнота, означающая, что каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, обеспечивающим определение понятия исходной цели объединением понятия подцелей. Построение «дерева» целей является эффективным методом структуризации проблемной ситуации и определения цели решений. Построение «дерева» целей решения проблемной ситуации даёт возможность определить меры, которые необходимо предусмотреть в решении для достижения его цели. Для обеспечения реализации цели решения можно построить «дерево» ресурсов, необходимых для решения проблемы.

На основе метода «дерева» целей и функций осуществляется реализация структурно-функционально-целевого метода системного подхода к управлению. Этот метод можно использовать для построения функционально-целевых моделей систем управления топливодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности [6].

Выводы:

1) Системный подход есть теория и методология решения сложных проблем. Он возник как одна из форм теоретического раздела системных исследований. К прикладному разделу системных исследований относится системный анализ.

2) Системный анализ представляет собой методологию решения неизвестных ранее задач.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под системными исследованиями?

2. Чем отличаются системные исследования от традиционных?

3. Какие из указанных ниже форм системных исследований носят теоретический характер, а какие прикладной:

a) системный подход;

b) общая теория систем;

c) системный анализ;

d) теория систем организационного управления.

4. Выбрать типы задач, решение которых является сферой изучения системного анализа:

a) не известных ранее задач;

b) известных, не имеющих решения задач;

c) задачи, для которых отсутствуют отработанные способы решения;

d) известные и хорошо решаемые задачи.

5. Что понимается под системой?

6. Выберете существующие виды систем:

a) физические;

b) абстрактные;

c) эмпирические;

d) концептуальные.

7. Какие виды систем вам известны в зависимости от степени их взаимодействия со средой?

8. Перечислите принципы системного подхода.

9. Что называется системным анализом?

10. Из каких этапов состоят исследования по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.252 (0.02 с.)