КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

По направлению: 080500 «Менеджмент»

Профиль «Производственный менеджмент»

 

ТЮМЕНЬ – 2013

Составитель: зав. кафедрой, доцент Е.А. Савицкая

Рецензент: зав. кафедрой, профессор С.А. Пахомчик

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры № 2 от 25.09.2013 г.

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании методической комиссии ИЭиФ протокол № ___ от _______2013 г.

 

 

1. Общие методические указания по выполнению курсового проекта

Цель анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия – повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности. В процессе анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия исследуются совокупность технологических, социально-экономических, правовых, экологических и иных процессов, систем управления; принципы построения организационных структур, эффективность применяемых методов; информационное, материально-техническое и кадровое обеспечение.

 

Курсовой проект является одной из важнейших форм учебной работы и выполняется студентом в соответствие с учебным планом.

 

Курсовой проект предусматривает применение студентами методики экономического анализа и диагностики производственно-финансовой деятельности конкретного предприятия на основе теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины в течение 5 и 6 семестров, что позволяет более активно привлекать студентов к решению практических вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Выполнение курсового проекта требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по выбранной теме, но и умение проводить экономико-математические, экспертные и другие аналитические исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, обобщать полученные результаты, делать выводы и вносить предложения.

 

В соответствие с выбранной темой студент получает от преподавателя индивидуальное задание на разработку курсового проекта(спец. инструктаж). Рекомендуется выбор темы курсового проектамаксимально приблизить к теме будущей дипломной работы, поскольку данное соответствие способствует более углубленному изучению проблемы, прививает основы научно-исследовательской работы и служит базисом для обоснования управленческих решений на производстве после окончания академии. Студент также может предложить и свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.

 

При выполнении курсового проектаследует изучить труды экономистов-теоретиков, ученых-аграрников, правительственные материалы и законодательные акты по вопросам развития экономики и агропромышленного комплекса, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также справочную литературу и материалы отраслевых журналов и СМИ. Информационной базой служат данные годовых отчетов и бизнес-планов предприятий, статистическая информация Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области и т.п.

 

Аналитическая обработка экономической информации осуществляется с помощью способа сравнения, с использованием абсолютных, относительных и средних величин, графического и табличного способов. Факторный анализ осуществляется с помощью метода элиминирования. Рекомендуется применять балансовые сопоставления; рейтинговый метод; использовать прием экстраполяции, имитационное моделирование, метод финансовых коэффициентов и др. Возникающие при сборе и обработке экономической информации вопросы решаются студентами на базе методического, технического, программного и информационного обеспечения. Для выполнения курсового проектарекомендуется воспользоваться «Методическими указаниями и инструментарием для сбора и обработки экономической информации по теме …», разработанными на кафедре и также инструментальными программными средствами в виде текстовых редакторов, электронных таблиц для автоматизированной обработки информации, и специфическими программно-ориентированными прикладными программами.

 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия объединяет ретроспекцию – анализ прошлого, динамики развития объекта; диагноз – систематическое описание настоящего по ранее известным признакам, оценкам; и проспекцию – определение возможного состояния в будущем.

 

Анализируя производственную деятельность предприятия в динамике, рассчитывают соответствующие показатели за три последних года. Экспресс-анализ финансового состояния рекомендуется проводить за текущий год (на начало отчетного периода и на конец отчетного периода) либо в сравнении с итогами прошлого года. Рейтинговый анализ проводится на основе сравнения между собой и расположения в определенном порядке (ранжировании) отдельных показателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Факторный анализ основан на систематическом исследовании влияния факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

Курсовой проектсостоит из введения, методической (глава 1), аналитической (глава 2) частей, проектной (глава 3), заключения, библиографического списка и приложений.

Методические указания выполнены в соответствие с Положением о курсовых проектах (работах) (принято решением Ученого Совета ТюмГСХА, протокол №5 от 5 февраля 2009 г.).

2. Структура курсового проекта

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Методический инструментарий анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в соответствие с темой курсового проекта) (Методическая часть)………………………

 

1.1. Задачи и информационная база анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………

1.2. Система показателей анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия…………………………

1.3. Методы и формы диагностики потенциала предприятия…………

ГЛАВА 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в соответствие с темой курсового проекта) (Аналитическая часть)…………………………………………………...

 

2.1.Динамический и факторный анализ основных показателей хозяйственной деятельности предприятия…………………………

2.2. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия. ……………

 

ГЛАВА 3.Диагностика потенциала предприятия и оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

(Проектная часть)………………………………………………………….

3.1. Диагностика вероятности банкротства предприятия………………

3.2. Диагностика потенциала предприятия на основе рейтингового анализа……………………………………...………………………………………

3.3. Обобщение и подсчет резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия…………..………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….......

 

Во введении раскрывается и обосновывается значение и актуальность выбранной темы; указываются цель и задачи курсового проекта; объект исследования и его специфика; методы экономического анализа и диагностики, а также источники информации, которые были использованы при написании курсового проекта (объем введения – 2-3 страницы).

 

В главе 1 «Методический инструментарий анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в соответствие с темой курсового проекта) (Методическая часть)»задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности более конкретизированы и увязаны с библиографическим списком, который представлен в данном курсовом проекте:

1. Информационная база основана на организационном нормировании, бухгалтерском учете и отчетности, финансовой, статистической отчетности, специальной экономической, технической и иной информации, отдельные формы которой следует поместить в приложении к курсовому проекту.

 

2. Система показателей анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия должна отражать совокупность конкретных методов и способов проведения экономического анализа в соответствие с темой курсового проекта.

 

3. Методы и формы диагностики потенциала анализируемого предприятия следует также описать в соответствие с темой курсового проекта. На практике основными методами диагностики различных составляющих потенциала предприятия являются экспертный, балльный, рейтинговый сравнительный анализ, факторный анализ; экономико-математическое моделирование, машинное имитационное моделирование.

 

Форма диагностики потенциала предприятия зависит от его организационной структуры и отраслевой специфики. Обычно диагностика потенциала предприятия проводится в форме комплексного исследования или поэтапно, поэлементно. При использовании комплексной формы диагностики одновременно используются все составляющие экономической состоятельности предприятия, т.е. анализируется совокупная способность предприятия как имущественного комплекса обеспечить определенный уровень производства продукции (работ, услуг). При выборе второй формы диагностики потенциала предприятия упор делается на главные критерии, которые в основном определяют его основные задачи (при конкретной оценке отдельных возможностей предприятия). Студент принимает самостоятельное решение о выборе той или иной формы диагностики потенциала анализируемого предприятия и предлагает (описывает) ее примерную схему, включающую:

 

Ø форму собственности и организационную структуру предприятия;

Ø финансовый потенциал предприятия;

Ø производственный потенциал предприятия;

Ø кадровый потенциал предприятия;

Ø социальный потенциал предприятия;

Ø маркетинговая деятельность;

Ø финансовые результаты деятельности;

 

Завершается глава 1 обобщающим (кратким) выводом в целом по рассмотренным основным позициям данной главы.

 

Объем главы - 30% страниц от общего объема текста проекта.

 

Содержание главы 2 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в соответствие с темой курсового проекта) (Аналитическая часть)» непосредственно отражает тему курсового проекта.

 

Содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит во всестороннем изучении технического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспеченности производства материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами и эффективности их использования. Этот анализ основан на системном подходе достоверной информации и является важной функцией управления.

 

Основными задачами экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:

Ø объективная и всесторонняя оценка степени выполнения плана, динамики производства и реализации продукции;

Ø определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

Ø определение влияния различных факторов на изменение величины результативного показателя;

Ø выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

Ø разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

 

Динамический и факторный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия проводится в соответствие с темой курсового проектана основе соответствующей системы показателей, методика расчета которых приведена студентами в главе 1. Показатели анализируются в сравнении с планом, с данными прошлых лет и в среднем. Динамический анализ основан на расчете таких показателей как абсолютный прирост, темп прироста, темп роста, абсолютное значение одного процента прироста, аналитическое построение рядов динамики.

Анализируя производственную деятельность предприятия в динамике, рассчитывают соответствующие показатели за три последних года. Факторный анализ основан на систематическом исследовании влияния факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Оценку экономической ситуации можно дать и в сравнении с нормативными индикаторами, для чего следует провести экспресс-анализ финансового состояния за текущий год. Затем следует провести факторный анализ, выявить резервы повышения результатов работы и осуществить их подсчет.

Выполняя аналитическую работу, студенты должны показать умение применять разные методы и способы экономического анализа. Цифровая информация представляется в аналитических таблица и графиках. Нумерация таблиц и графиков – двойная сквозная.

Объем главы - 30% страниц от общего объема текста проекта.

Глава 3 «Диагностика потенциала предприятия и оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (Проектная часть)является основной, т.к. представляет собой проектную часть, в которой необходимо провести экономическую диагностику и дать оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предприятия.

Диагностика вероятности банкротства анализируемого предприятия проводится согласно действующей методике по определению системы критериев для оценки структуры бухгалтерского баланса, базирующаяся на трех финансовых коэффициентах:

1. коэффициент текущей ликвидности;

2. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

3. коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Сущность диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия состоит в установлении и изучении признаков, измерении основных характеристик, отражающих состояние машин, приборов, технических систем, экономики и финансов хозяйствующего субъекта, для предсказания возможных отклонений от устойчивых, средних, стандартных значений и предотвращения нарушений нормального режима работы. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает определение оценочных признаков, выбор методов их измерения и характеристику этих признаков по определенным принципам, оценку выявленных отклонений от стандартных, общепринятых значений.

Диагностика потенциала предприятия осуществляется на основе рейтингового анализа, в основе которого лежит обобщенная характеристика по определенному признаку (признакам), позволяющая выстраивать (группировать) положение предприятия в определенной последовательности по степени убывания (возрастания) данного признака. Анализ проводится по формализованной схеме (алгоритму) расчета коэффициентов и определения общего (рейтингового) балла.

 

Данный рейтинг позволяет сделать выводы о действительном положении дел на анализируемом предприятии за отчетный период. В дальнейшем он может быть использован для определения приоритетов инвестиционной политики, а также для текущего планирования, стратегического прогнозирования развития и оптимальной отраслевой структуры производства.

Обобщение и подсчет резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия следует провести на основе полученных ранее результатов. Это позволит сделать выводы о действительном положении дел на анализируемом предприятии за отчетный период. В дальнейшем полученная оценка может быть использована для определения приоритетов инвестиционной политики, а также для текущего планирования, стратегического прогнозирования развития и оптимальной отраслевой структуры производства.

 

Объем главы - 30% страниц от общего объема текста проекта.

 

После освещения всех вопросов и завершения расчетов переходят к заключению в целом по данной теме (объем – 3-4 стр.).

 

Завершает курсовой проект библиографический список, оформленный в соответствие с требованиями (20-25 источников).

 

Вместе с текстом курсового проекта прилагается (в Приложении) копия форм бухгалтерской отчетности либо отдельных ее форм (в соответствие с темой курсового проекта), а также форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК за отчетный год, на материалах которых выполнена данный курсовой проект.

3. Порядок защиты курсового проекта

Курсовой проект представляется на кафедру для проверки в соответствие с графиком и регистрируется старшим лаборантом в соответствующем журнале. В течение 10 дней после сдачи на кафедру курсовой работы студент должен выяснить результат проверки и день защиты работы (с грифом преподавателя на титульном листе – «к защите»).

 

Если курсовой проект направляется на дополнительную работу в соответствие с замечаниями преподавателя либо на корректировку, то студент сохраняет все записи преподавателя о характере замечаний и предлагает свой ответ во время последующей защиты работы в устной или письменной форме. Курсовой проект должен быть защищен до сдачи экзамена по соответствующей учебной дисциплине.

 

Примерный объем курсового проекта должен быть в пределах 25-30 страниц машинописного текста (без приложений). Текст размещают на одной стороне листа, а оборотная сторона предназначается для замечаний проверяющего преподавателя и ответов студента на данные замечания. На титульном листе указывают название академии, института и кафедры, тему курсовой работы, Ф.И.О. студента, выполнившего курсовой проект и Ф.И.О. преподавателя, проверяющего его, с указанием даты защиты и полученной оценки (см. образец):

 

 

(образец оформления титульного листа)

 

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕВЕРНОГО ЗАУРАЛЬЯ»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

ТЕМА:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

ВЫПОЛНИЛ (А): Ф.И.О. студента (студентки), группа

ПРОВЕРИЛ (А): Ф.И.О. преподавателя

Оценка:………………………………………………………………………

Дата защиты:………………………………………………………………..

 

Подпись преподавателя:………………………………………………….

 

 

ТЮМЕНЬ – 2013

4. Порядок оформления курсового проекта

Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 20 мм (в соответствие ГОСТ 7.32-91). При печатании следует соблюдать четкость изображения и не допускать помарок.

На втором листе приводят оглавление курсового проекта с указанием страниц каждого пункта проекта. Наименования глав и их пунктов указывают также и в тексте курсового проекта. Каждая глава проекта начинается с новой страницы. Все страницы нумеруют арабскими цифрами, указывая их в правом нижнем либо верхнем углу листа (титульный лист является первой страницей, но не нумеруется; оглавление является второй страницей, но не нумеруется). На последней странице студент ставит свою подпись и дату завершения выполнения курсового проекта.

 

По результатам обработки цифровых данных составляются аналитические таблицы, каждая из которых должна иметь название, соответствующее ее содержанию. Над названием таблицы с правой стороны пишут слово «таблица» и порядковый номер (знак «№» не ставится). Нумеруют таблицы в пределах каждой главы арабскими цифрами: первая показывает номер главы, вторая – номер таблицы по всему тексту проекта (двойная сквозная нумерация).

 

Таблицы не должны быть громоздкими, но читабельными. Не следует включать в таблицу графы «№ п.п.» и «единицы измерения». Сокращенные обозначения единиц измерения указывают в конце строк, отделяя от них запятой. Подобные сокращения, равно как и сокращение слов в заголовках глав, пунктов, таблиц, приложений, а также в тексте работы возможны в соответствие со стандартами и общепринятыми правилами. Например: гектар – га; человеко-час – чел.–ч; сельскохозяйственный – с.-х.; и так далее – и т.д. В курсовом проекте можно использовать и узкоспециализированные сокращения. В таких случаях можно один раз детально расшифровать то или иное название, а в последующем его не повторять. Например: АОЗТ – акционерное общество закрытого типа; ПФ – птицефабрика и т.д.

 

Таблицу следует помещать после первого упоминания о ней в тексте и размещать так, чтобы ее можно было читать без поворота курсового проекта. Если такое размещение невозможно, то таблицу располагают так, чтобы для ее чтения надо было повернуть курсовой проект по часовой стрелке.

 

При переносе таблицы на следующую страницу «шапку» таблицы не повторяют, а переносят нумерацию граф, и над таблицей должны быть слова «продолжение таблицы» с указанием номера. На все таблицы должна быть ссылка в тексте курсового проекта, при этом слово «таблица» пишут сокращенно, например: « ...... в табл. 3.1.»

 

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) именуются рисунками. Рисунки нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы курсового проекта и порядкового номера рисунка по всему тексту работы. Рисунки должны размещаться сразу после ссылки на них в тексте курсовой работы. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью. Подпись размещается под рисунком в одну строку с номером.

 

Приложения оформляют как продолжение курсового проекта, на последующих страницах или отдельно, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение - это новая страница, с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», написанного прописными буквами. Нумеруют приложение последовательно арабскими цифрами (без знака №). При оформлении приложений отдельно на титульном листе печатают прописными буквами слово «Приложения».

 

Существуют различные способы указания источников цитат в зависимости от характера работы: в подстрочных примечаниях, внутритекстовые, т.е. указание источников непосредственно в тексте вслед за цитатой, и отсылка к библиографическому списку, помещаемому в конце работы, т.е. затекстовые. Для оформления курсовой работы рекомендуется применять затекстовые ссылки, т.е. указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному библиографическому списку, помещаемому в конце работы. Данные ссылки могут быть на источник в целом, на определенные фрагменты источника, на рукописные материалы и как комплексные ссылки.

Следует указать в квадратных скобках номер, под которым эта работа приведена в библиографическом списке, и страницу. Например: ... [6, с.55-56]. Ссылки ставятся после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы. Какой бы способ оформления цитат не был выбран, следует соблюдать правило: оформление библиографических ссылок должно делаться единообразно по всей работе.

 

Библиографический список располагают и нумеруют в алфавитном порядке (в первую очередь – нормативные документы). Сведения о литературных источниках должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие книги (брошюры), место издания, год выпуска и общий объем страниц. При включении в библиографический список статьи из периодического издания (журнала, сборника трудов и проч.) приводят следующие данные: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала, сборника), год выпуска, том и номер издания, страницы, на которых помещена данная статья:

 

1. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года №127-ФЗ (с доп. и изм. от 2011 г.)

2. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса. Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 12.08.1994 г. №31-р

3. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник /Под ред. проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 617 с. - (Высшее образование)

КАФЕДРА СТАТИСТИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.017 с.)