Структурно-функциональный анализ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-функциональный анализ



Все системы имеют свои компоненты, структуру и функции. Компонентами системы являются подсистемы и элементы. Подсистемаэтотакая часть системы, которая сама образована из компонентов, то есть подсистема сама представляет собой систему в системе более высокого порядка. Элементэтонерасчленимый далее, элементарный (атомарный) носитель содержательных свойств системы, предел членения системы. Конечно, указанная нерасчленимость условна, так как любое событие или объект неисчерпаемы. Предел членения подсистем диктуется кругом предметов исследования исторической дисциплины и текущим уровнем науки в целом.

Условно нечленимый, «атомарный» элемент выделяется методом полностью изолирующей абстракции. В исторических исследованиях для социальных систем такими элементами чаще всего становятся отдельный человек, отдельный материальный предмет, отдельные свойства индивида или предмета.

Целое выражает то общее, существенное, что присуще его частям. Оно определяет законы функционирования и развития частей. Но части целого, подсистемы и элементы системы обладают и собственными относительно самостоятельными свойствами, которые выражают то специфическое, что присуще им как таковым.

Структураэто внутренняя организация системы, характеризующаяся формой связи ее компонентов и присущих им свойств. Степень развитости системы, стабильность ее функционирования определяются устойчивостью ее структуры.

Функции(от латинского function – исполнение, совершение) этоспособы жизнедеятельности социальной системы и ее компонентов. Функции можно интерпретировать также как цели или назначение деятельности системы и ее компонентов. В функциях всей системы реализуется цель системы и средства её достижения. В общем виде эта цель сводится к самосохранению системы, ее адаптации к внешней среде и развитию, а также к достижению единого системного результата. Функции имеет не только система в целом, но и составляющие ее компоненты. Функции последних направлены на достижение уникальных для каждого компонента целей. Например, уникальные цели в судьбе исторического деятеля могут привести к никем не предвиденным и непредсказуемым социальным последствиям, однако эти социальные последствия могут быть обусловлены давно назревшими системно-функциональными социальными или психологическими тенденциями. При этом люди как компоненты социальных систем чаще всего могут не осознавать или не понимать всех своих функций в разных сферах (системах) общественной жизни. Осознание некоторых функций их носителями приводит к созданию классовых или групповых идеологий. Например, использование методов системного анализа в исследованиях К.Маркса и Ф.Энгельса в конце XIX века преследовало цель создать идеологию рабочего класса.

Внутрисистемные связи и отношения характеризуются сложным сочетанием координации и субординации их структур и функций, которые порождают различные уровни иерархии систем.

Координацияэто «горизонтальная», пространственно-временная упорядоченность, согласованность структур и функций систем.

Субординация–это «вертикальная», соподчиненность структур и функций системы, то есть отношения власти-подчинения между компонентами системы. Классический пример социальной субординации – это любая управленческая или административная иерархия. Например, в административной структуре университета отношения между ректором и деканами факультетов представляют собой субординацию, а отношения между деканами – координацию. Соответственно каждый компонент системы (например, декан в системе университетской административной структуры) имеет как субординационные, так и координационные функции.

В системе промышленного производства той или иной страны в определенный временной момент можно выделить такие уровни иерархии: промышленное производство в целом – отрасль промышленности – промышленное предприятие – цех – участок – рабочая бригада – отдельный рабочий. По отношению к промышленному производству в целом все остальные уровни выступают как компоненты, подсистемы общей системы. Для нормального функционирования этой иерархии, взаимодействие всех входящих в нее систем (подсистем) должно быть скоординированным, то есть упорядоченным и сбалансированным. Упорядоченность означает в данном случае последовательную передачу информации и осуществление деятельности, с соблюдением правил заданных внутрисистемными функциями компонентов системы. Сбалансированность означает, что каждый компонент системы должен выполнять именно тот вклад в достижение общесистемной цели, который предусмотрен его внутрисистемными функциями, он не должен выполнять «чужие» функции или не до конца выполнять свои собственные.

Системную координацию и субординацию удобно визуально представлять в виде графа. Граф – это графическая диаграмма, состоящая из вершин, символизирующих объекты, и рёбер (дуг, стрелок), символизирующих отношения между объектами. Изучением свойств графов занимается математическая теория графов. Для историка классический пример использования графа – генеалогическое древо, где между вершинами графа (конкретными индивидами) будут отношения «быть родителем», или «родить», или «быть сыном (дочерью, братом и т.д.)». В структурно-функциональном анализе вершинами графа будут обозначены компоненты системы, а стрелками (дугами) – функции этих компонентов (координационные и субординационные). Обобщённый образец графа структурно-функционального анализа показан на рис. 4. Графические компоненты и абстрактные обозначения на схеме должны быть обозначены конкретно-историческими объектами и явлениями. Подробнее об использовании теории графов в структурно функциональном анализе см. раздел 10.4. в 10-й главе данного учебного пособия.

 

 
 

 


Структурно-функциональный анализ применим к любому объекту исторического исследования, а не только к тем, у которых субординация и координация очевидна, формально определена и описывается в исторических источниках (например, армия как система).

Если изучается какая-либо сфера духовной жизни людей прошлого, то в данной сфере всегда будет иерархия исходных базовых и второстепенных подчинённых идей; существует согласованность или противоречивость между идеями на каждом из уровней или между уровнями (например, между уровнем осознаваемых идей и подсознательных мотивов); существуют социальные институты по распространению интересующих историка идей, в этих институтах будет своя субординация и координация отношений между людьми; существует внешняя среда из других сфер духовной и материальной жизни изучаемого общества, определённым образом влияющая на исследуемую систему идей.

Если изучаемой системой является жизнь и деятельность конкретной личности, то системный подход должен выявить подсистемы из взаимосвязанных групп людей, составляющих жизнь данного человека: родственники, друзья, коллеги, враги, соседи по месту жительства, люди зависимые от поступков данного деятеля, наконец, все материальные и общественные сферы, опосредованно или непосредственно влияющие на данного человека. Близость к историческому деятелю и сила воздействия на него других людей будет формировать системную иерархию. Отношения этих людей друг к другу можно рассматривать как функции компонентов системы. Развитием системы станут текучесть состава окружения исторического деятеля и изменения в связи с этим отношений между влияющими на него людьми. Личность и поступки самого исторического деятеля – станут общесистемным свойством-результатом.

Желательно, чтобы структура текста исследования (последовательность и взаимосвязь глав, параграфов, абзацев и предложений) отражала и соответствовала структуре изучаемой системы (иерархической последовательности компонентов и связей)

Для практической реализации системного подхода и системного анализа первоначально требуется вычленение исследуемой системы из органически единой иерархии систем. То есть на первом этапе системного анализа историческое явление вычленяется из истории какой-либо цивилизации, страны, региона или из какой-либо сферы общественной жизни. При этом могут возникнуть трудности в определении содержательных границ выделяемой совокупности. Так, к примеру, когда речь идет об изучении в качестве системы крестьянского или дворянского хозяйства, промышленности и торговли, соответствующие границы могут быть установлены достаточно чётко. Если же требуется выделить в виде системы совокупность взглядов, выражающих какую-то идеологию, то признаки для этого не будут столь очевидными, как в первом случае.

Структурно-функциональный анализ – это всегда частично изолирующая абстракция, поскольку полностью изучить все структуры, подструктуры и их функции в таких сложных системах как социальные невозможно. Однако это не означает, что историк не должен постоянно стремиться уменьшить частичность и увеличить полноту в изучении исследуемой им системы исторического прошлого. Одним из способов увеличения полноты системного анализа является синтез разных подходов к пониманию одного и того же исторического явления. Например, упомянутые в разделе о частично изолирующем абстрагировании разные концепции классового анализа могут взаимодополнять друг-другу и совместно показывать взаимодействие между разными аспектами классовых отношений. При подобном синтезе следует избегать эклектики (от греческого eklektikos – выбирающий) – неорганичного механического соединения разнородных сущностно несоединимых часто противоположных принципов или свойств.

Возникающие при системном анализе трудности обусловлены многоуровневым характером общественных систем, а потому и разномасштабностью компонентов этих систем. В этих условиях оптимальным вариантом был бы такой подход, при котором исследуемая историческая система анализируется на всех ее уровнях и при учете всех масштабов компонентов системы. Однако реализовать в полной мере такие задачи часто мешает недостаток информации в источниках, а также ограниченность времени и круга компетенции у отдельного исследователя.

Внешняя среда системы

Всякая социальная система функционирует в определенной среде и первым этапом системного анализа всегда должно быть выделение системы из внешней среды, то есть отделение системы от того, что этой системой не является. Среда системыэтовнешние по отношению к системе объекты, которые непосредственно или через компоненты системы воздействуют на формирование, функционирование и развитие системы. Функционирование той или иной общественной системы представляет собой сложное взаимодействие с другими системами (внешней средой). В этом взаимодействии проявляется суть тех функций, которые присущи системе в целом.

Проводить границу между системами следует там, где число взаимодействий между подсистемами минимально, аналогичные функции подсистем сосредотачивают на одном уровне и называют его функцией системы. Всё, что непосредственно не участвует в выполнении этой системной функции, называют внешней средой системы.

Проводить границу между подсистемами следует там, где число взаимодействий между элементами минимально, при этом аналогичные функции сосредотачивают на одном уровне и называют его подсистемой.

За примером выделения системы и её компонентов по тесноте связей обратимся к французскому историку Ф. Броделю (1902-1985), одному из самых выдающихся историков в XX веке. Ф. Бродель в своём главном монументальном 3-х томном труде «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.» (1967-1979) вводит понятие «мир-экономика». Под выражением мир-экономика, которое Ф. Бродель придумал, чтобы передать немецкий термин Weltwirtschaft, он понимал экономику некоторого региона в той мере, в какой она образует экономически единое целое. Характерной чертой этого особого мира-экономики, было то, что он перешагивал через политические и культурные границы, которые каждая на свой лад дробили и дифференцировали тот или иной регион (наибольшее внимание Бродель уделяет Средиземноморью). Мир-экономика всегда имеет полюс, центр, представленный господствующим городом, в прошлом городом-государством, ныне — экономической столицей. В пределах одного и того же мира-экономики возможно одновременное существование – причем даже в течение довольно продолжительного времени – двух центров, например, Рим и Александрия эпохи Августа, Венеция и Генуя времен войны за гавань Кьоджа (1378-1381), Лондон и Амстердам в XVII веке до окончательного устранения господства Голландии, ибо один из двух центров всегда, в конечном счете, бывает устранен. Так, в 1929 году экономический центр капиталистического мира переместился из Лондона в Нью-Йорк. Любой мир-экономика состоит из ряда концентрически расположенных зон. Срединную зону образует область, расположенная вокруг центра — таковы Соединенные провинции в XVII веке, когда над миром господствует Амстердам; такой зоной становится восточная и южная Англия, когда, начиная с 80-х годов XVIII века, Лондон окончательно занимает место Амстердама. Далее, вокруг срединной зоны располагаются промежуточные зоны. Затем следует обширная периферия, которая в разделении труда, характеризующем мир-экономику, оказывается не участницей, а подчиненной и зависимой территорией[30]. Эти концентрические зоны и есть подсистемы определённой мир-экономики. Всё, что находится за пределами последней зоны – периферии – является внешней средой мир-экономики.

Наличие внешней среды обуславливает принцип открытости всех систем. Абсолютно закрытая изолированная от внешней среды система возможна только теоретически, но не в реальном мире. Относительная мера открытости системы может стать предметом системного анализа. Например, историк может изучать степень открытости к внешним контактам любой исторической общности (цивилизации, государства, организации, сословия, профессиональной или конфессиональной группы, хозяйственной единицы, семьи).

Для полного анализа связей с внешней средой любой системы (физической, биологической, социальной, духовной) можно использовать схему пунктов такого анализа, показанную на рис. 5. Стрелки обозначают потоки материи и информации через границу системы. Граница сложной социальной системы, как правило, условна и определяется целями анализа. Если будет изучаться социальная система (например, государство), то связи социальной системы с внешней средой будут осуществляться потоками людей, предметов материальной и духовной культуры, финансов, а также посредством явлений природы.

 

 
 

 


Номерами стрелок на рис. 5. соответственно обозначены потоки (связи), которые:

1. всегда остаются в пределах границы;

2. всегда остаются внутри системы, никогда не соприкасаясь с её границей;

3. исходят с границы системы внутрь системы, а затем покидают систему;

4. исходят из внешней среды внутрь системы, а затем остаются на её границе;

5. исходят с границы системы внутрь системы, не соприкасаясь затем с её границей;

6. исходят изнутри системы, соприкасаются с внешней средой, а затем остаются на границе системы;

7. исходят с границы системы во внешнюю среду и больше никогда не соприкасаются с системой;

8. исходят из внешней среды, а затем остаются на границе системы, не попадая во внутреннюю среду системы;

9. исходят изнутри системы, соприкасаются с внешней средой, затем возвращаются во внутреннюю среду системы;

10. исходят изнутри системы и остаются на её границе;

11. исходят с границы системы во внутреннюю среду системы;

12. исходят из внешней среды, а затем остаются во внутренней среде системы, никогда не останавливаясь на её границе;

13. исходят изнутри системы во внешнюю среду и больше никогда не соприкасаются с системой;

14. исходят из внешней среды, соприкасаются с внутренней средой системы, затем навсегда покидают систему.

Некоторые границы весьма конкретны, например, территориальная государственная граница развитых государств в Новое время. Остальные границы, например, границы социальной группы как системы или культурной традиции как системы носят абстрактный характер, а их конкретное воплощение зависит от того, насколько подробно его опишет исследователь. На первый взгляд, трудно найти ясные границы для таких культурно-исторических систем как обычай, традиция, общественная организация, судьба и деятельность исторической личности. Тем не менее, изучения границ всех этих систем может принести множество полезных методических и конкретно-исторических находок. У каждой традиции, обычая, или организации существуют определённое пространственное местонахождение и время проявления или деятельности; есть участники, исполнители и люди-носители (например, носители традиции); есть составляющие знаки, символы и предметы носители; есть сферы жизни, с которыми непосредственно связана изучаемая традиция (или организация). Все вышеперечисленные компоненты и можно считать границей культурно-исторической системы. Взаимодействие данных компонентов с обществом и культурой и будет воплощать пересечение границы изучаемой системы. Если объектом системного изучения служит деятельность и судьба исторической личности, то границей системы (если не брать в расчёт тело и организм этого человека) будут выступать посредники в отношениях с незнакомыми людьми, пространственные границы мест, где этот исторический деятель живёт и проводит большую часть времени, граница сферы его интересов.

Развитие систем

По мере развития системы ее элементы, обладая относительной самостоятельностью, и в силу внутренних тенденций и под воздействием внешней среды, могут приобретать новые черты, которые будут приходить в противоречие с их системообразующими свойствами. Это начнет отрицательно сказываться на целостности системы, сбалансированности и устойчивости её структуры. Развитие новых свойств элементов системы достигает в известный момент размаха и уровня, которые приводят к такому изменению внутренней природы этих элементов, когда возникает новое их качество. Такое изменение часто называют кризисом системы.

Классическое определение социально-политического кризиса общественной системы дано В.И.Лениным в его знаменитом определении революционной ситуации, когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому[31].

Возможно два типа развития систем:

1. Видоизменение структур и функций отдельных компонентов при сохранении общесистемных функций.

2. Изменение общесистемных функций. Здесь процесс завершается тем, что старая система либо полностью исчезает и на смену ей приходит новая система (например, ассимиляция одного народа другим, смена правящих династий). Возможен также вариант, когда старая система трансформируется в новую систему. Например, трансформация архаических традиций под воздействием цивилизации или смена идеологического курса в СССР времён перестройки без кардинальной смены правящих элит.

Задание:

1.Кратко и своими словами изложите наиболее общие положения о системах и системном анализе.

Ответы на нижеприведённые задания должны относиться к одной и той же исторической системе:

2.Определите, какая система исторического прошлого описывается в Вашем исследовании (или выбранном вами историческом исследовании) и какова её функция в историческом прошлом.

3.Каковы подсистемы и элементы данной исторической системы, структура и функции компонентов, в чем заключается координация и субординация?

4.Что можно принять за внешнюю среду этой системы и в чём заключается её взаимодействие с внешней средой (ориентируйтесь на рис. 5.) ?

5.Идёт ли речь о разрушении или смене системы, какие противоречия при этом возникали в системе?

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.031 с.)