Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи анализа хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

Поиск

Основной целью АХД является подготовка информации для принятия оптимальных управленческих решений и для обоснования текущих и перспективных планов, направленных на достижение краткосрочных и стратегических целей предприятия.

Выделяют три функции анализа: оценочную, диагностическую и поисковую.

Оценочная функция АХД состоит в определении соответствия состояния экономики предприятия ее целевым параметрам и потенциальным возможностям, диагностическая — в исследовании причин отклонений от целевых параметров и прогнозировании дальнейшего развития ситуации, а поисковая — в выявлении по­тенциальных возможностей достижения поставленных целей.

Исходя из целей и основных функций анализа формируются и его задачи:

1) изучение состояния и тенденций экономического развития

предприятия за прошлые периоды;

2) прогнозирование результатов деятельности на основе сложившихся тенденций развития и предполагаемых изменений в перспективе;

3) научное обоснование текущих и перспективных планов (целевой программы предприятия);

4) контроль за выполнением планов и управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы;

5) изучение влияния объективных и субъективных, внешних и

внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности,

что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать

правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные пути повышения его эффективности;

6) поиск резервов повышения эффективности производства

на основе изучения передового опыта и достижений науки и

практики.

 

 

Субъекты анализа хозяйственной деятельности.

Субъекты АХД – это все организации, их структурные подразделения и должностные лица, которые проводят АХД или осуществляют общее методологическое руководство процессом проведения АХД.

Субъекты АХД (Субъекты хозяйствования):

1.Собственники, акционеры (прибыль, дивиденды, развитие предприятия; УФ, развитие, повышение оплаты труда и тд)

2.Бюджет (государство) (налоги; медленное изменение налогов, стабильное экономическое состояние)

3.Покупатели (фирменное обслуживание; низкие цены)

4.Персонал (квалификация персонала; з/п и соцпакет)

5.Банки, инвесторы.

6.Поставщики, кредиторы

 

Требования, предъявляемые к анализу хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики.

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования накладывают свой отпечаток на само аналитическое исследование и должны обязательно выполняться при организации, проведении и практическом использовании результатов анализа. Кратко остановимся на важнейших принципах анализа.

1. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования.

2. Анализ должен носить научный характер.

3. Анализ должен быть комплексным.

4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой.

5. Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным

6. Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия.

7. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю.

8. Анализ должен быть оперативным.

9. Один из принципов анализа - его демократизм. Предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне

 

 

Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности.

Предметом АХД являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и процессов и на этой основе дать правильную оценку достигнутых результатов, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения. Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в АХД.

Объектами АХД являются экономические результаты хозяйственной деятельности. Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Таким образом, основное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные с точки зрения данной науки свойства и признаки. На наш взгляд, таким существенным признаком АХД являются причинно-следственные связи в хозяйственной деятельности организаций.

 

 

Классификация видов анализа хозяйственной деятельности.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

Анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам:

По отраслевому признаку АХД делится на:

– отрасле­вой

– межотраслевой

По времени АХД подразделяется на:

– предва­рительный (перспективный);

– последующий (ретроспективный):

ü оперативный (ситуационный)

ü итоговый (результативный)

По пространственному признаку анализ может быть:

– внутрихозяйственный;

– межхозяйственный.

По объектам управления различают:

– технико-экономический анализ

– финансово-экономический анализ;

– управленческий анализ;

– социально-экономический анализ;

– экономико-статистический анализ;

– экономико-экологический анализ;

– маркетинговый анализ.

По методике изучения объектов различаютАХД:

– сопоставительный;

– диагностический.;

– факторный – направлен на выявление величины влия­ния факторовна прирост и уровень результативных показателей;

– маржинальный – это метод оценки и обоснова­ния эффективностиуправленческих решений в бизнесе на основаниипричинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные ипеременные;

– экономико-математический – позволяет выбратьнаиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой задачи, выявить резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имею­щихся ресурсов;

– эконо­мико-статистический – используется для изучения статистических зависимостей между исследуемыми явлениями и процес­сами хозяйственной деятельности;

– функционально-стоимостной – применяется для исследова­ния функциональных взаимосвязей между факторными и резуль­тативными показателями и выявления резервов.

По субъектам (пользователям анализа) различают:

– внутренний анализ;

– внешний анализ.

По охвату изучаемых объектов различают:

– сплошной анализ;

– выборочный.

По содержанию программы различаютанализ:

– комплекс­ный;

– тематический.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.011 с.)