Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс



Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс

Каждая хозяйственная операция, происходящая на предприятии, изменяет или размер имущества, или величину источников его формирования, или одновременно и величину имущества, и его источники формирования. При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения. Валюта баланса также изменяется.

Четыре типа хозяйственных операций

Хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива бухгалтерского баланса делятся на четыре типа.

Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затрагивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+А -А

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т.е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+П -П

Операции третьего типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину:

+А +П

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину:

-А -П

 

 

Что такое кредит и дебет

 

Кредит и дебет (ударения ставятся всегда на первый слог) – понятия, которые используются в бухгалтерском учете для наблюдения за хозяйственными процессами фирмы. Бухгалтерских счетов очень много, более ста, они созданы для того, что бы более детально отразить каждую операцию жизнедеятельности фирмы. Каждый счет имеет свой номер и название.

Под дебетом понимаются все активы предприятия, то есть чем оно располагает на текущую дату. Это могут быть денежные средства на банковских счетах, наличные в кассе, сумма общей стоимости материалов на складах, сумма стоимости основных средств, задолженность контрагентов. Чем выше активы организации, тем успешнее и крупнее она считается.

Пассивы или кредитовые обороты – это долги и источники формирования активов. К долгам относится: задолженность по выплате заработной платы, задолженность контрагентам, амортизация, задолженность учредителям или собственникам фирмы по распределению прибыли. Источники формирования активов – это, например, уставный или прочий капитал.

Для чего используется оборот по дебету и кредиту

 

Запись по каждому счету ведется отдельно. Выглядит это так: дебет в разрезе счета пишется с левой стороны, а кредит с правой. Каждая операция отражается в проводке. Тот или иной счет может часто использоваться в течение отчетного периода. Суммы записываются в колонках дебета или кредита, в зависимости от вида операции. По характеру сальдо счета делятся на активные, пассивные, активно-пассивные.

Повышение оборота дебета в активных счетах или активно-пассивных означает увеличение имущества организации или наличия прав требования. Повышение оборота кредита, наоборот, показывает их уменьшение.

В пассивных счетах операции отражаются наоборот. Эти счета существуют для того, чтобы было видно, откуда и за счет чего поступили средства в организацию.

В конце периода обороты дебета и кредита суммируются по отдельности. Получается итоговое сальдо конечное. Если суммы оборотов по дебету и по кредиту совпадают, то счет закрывается, так как обнуляется. Существует ряд счетов, которые обязательно имеют нулевой остаток на конец периода, в основном это счета, на которые списываются расходы.

Смысл существования дебета и кредита отражает двойная запись. Суть заключается в названии – двойная. То есть одну операцию положено записать два раза, с использованием двух счетов. На первом счете сумма операции идет в дебет, на втором – в кредит, получается равновесие. Поэтому баланс всегда должен сходиться. Если общий оборот дебета не сходится с общим оборотом кредита, то где-то допущена бухгалтерская ошибка.

 

Способы исправления ошибок

Яндекс.Директ

Для бухгалтеров и руководителей:Отчетность за Iкв 16г- на что обратить внимание. Бесплатно, в 100 городах.1c.ruСкрыть объявление
Спасибо. Объявление скрыто.

При выявлении фактов неправильного отражения хозяйственных
операций на счетах бухгалтерского учета составляется бухгалтерская
справка об исправительных записях. Порядок составления такой
справки не регламентирован, обязательность ее составления не пре-
дусмотрена. Тем не менее составление такой справки целесообразно
и оправданно с точки зрения требовании к полноте отражения ин-
формации о деятельности организации в бухгалтерском учете.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не
допускается. При обнаружении в них ошибок кассовые и банковские
документы не могут приниматься к исполнению и должны быть со-
ставлены заново. В остальные первичные учетные документы ис-
правления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, соста-
вившими и подписавшими эти документы, что должно быть под-
тверждено подписями лиц с указанием даты внесения исправлений.

 

Бухгалтерская справка об исправительных записях фиксирует
факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах
бухгалтерского учета и обосновывает необходимость исправительных
записей, произведенных в учетных регистрах. Указанная справка в
данном случае выполняет роль первичного бухгалтерского документа,
на основании которого производятся записи в учетных регистрах.
Такая справка должна соответствовать требованиям, предъяв-
ляемым к первичным учетным документам, и содержать следующие
реквизиты:

- наименование документа (бухгалтерская справка);

- дату составления;

- содержание операции (подробное описание неправильно от-
раженной операции, содержание неверно произведенной за-
писи, обоснование причин неверно произведенной записи и
способа ее исправления на счетах бухгалтерского учета, со-
держание исправительной записи);

- количественные измерители (в денежном и натуральном вы-
ражении — при исправлении записей об операциях, связан-
ных с движением товарно-материально ценностей);

- наименования должностей лиц, ответственных за учет дан-
ной операции (главный бухгалтер, бухгалтер), и их личные
подписи.

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляют кор-
ректурным способом, способом дополнительных проводок и спосо-
бом «красное сторно».

Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка
не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена
и не отразилась на итогах учтенных записей. Ошибочный текст или
сумму зачеркивают тонкой линией так, чтобы можно было прочесть
зачеркнутое (зачеркивается все число, если даже ошибка допущена
только в одной цифре), и над зачеркнутым пишут правильный
текст или сумму. Исправление ошибки оговаривается и подтверж-
дается: в документах — подписями лиц, подписавших документ, в
учетных регистрах — подписью лица, производящего исправление.
Оговорка об исправлении делается на полях или в конце страницы
и содержит слово «исправлено» и правильный текст или сумму.
Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда
в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная
корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для
исправления такой ошибки составляют дополнительную бухгалтер-
скую проводку на разность между правильной и преуменьшенной
суммами операции.

Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция
счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное
сторно»: вначале ошибочную проводку повторяют в той же коррес-
понденции счетов, но запись производят красными чернилами. Эту
проводку записывают красными чернилами также в соответствую-
щие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах
суммы, записанные красными чернилами, не прибавляют, а вычи-
тают из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, сни-
мается отрицательными числами. После этого составляют новую
проводку с правильной корреспонденцией счетов и записывают в
регистры обычными чернилами. Исправление ошибочных записей
способом «красное сторно» показано в примере 1.

Пример 1. По дебету счета «Основное производство» и кредиту
счета «Расчеты с персоналом по оплате труда» вместо суммы
48 500 руб. записано 52 500 руб. Исправление ошибок методом
«сторно» отразится следующим образом.

Счет «Основное производство»

Дебет

1. 52 500-00 (ошибочная запись)

2. 4000-00 (сторнировочная запись)

Кредит

Счет «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дебет

1.

2.

Кредит

52 500-00 (ошибочная запись)

4000-00 (сторнировочная запись)

Яндекс.Директ

 

В зависимости от влияния на баланс все хозяйственные опера-

 

ции принято делить на 4 типа.

 

Первый тип хозяйственных операций характеризуется изме- нением статей актива при неизменной валюте баланса (плюс актив и минус актив на одинаковую сумму).

Например, отразим в балансе следующую операцию. Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция на сумму 5 000 руб.

Операция затронула две статьи актива баланса. Произошла пе-

регруппировка имущества в активе. На одну и ту же сумму статья

 

«Затраты в незавершенном производстве» уменьшилась, а статья «Го- товая продукция» увеличилась. Общий итог баланса остался неиз- менным.

К этому типу можно отнести также операции по поступлению денежных средств на расчетный счет из кассы или от дебиторов, по выдаче денег из кассы подотчетным лицам, по возврату неизрасходо- ванных сумм подотчетным лицом в кассу, по отпуску материалов со склада и производство, по отгрузке готовой продукции со склада по- купателям и др.

Таким образом, хозяйственные операции первого типа вызывают изменения только в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не ме- няется.

Первый тип балансовых изменений можно записать уравнением:

 

где А – актив;

 

П – пассив;

А + X – X = П,

 

X – изменение активов под влиянием хозяйственных операций.

 

Второй тип хозяйственных операций характеризуется измене- нием статей пассива при неизменной валюте баланса (плюс пассив и минус пассив на равную сумму).

Например, отразим в балансе следующую операцию: часть при- были организации в сумме 20 000 руб. направлена на увеличение ре- зервного капитала.

Обе статьи, по которым отражена операция, пассивные. Одна статья увеличилась (резервный капитал), другая – уменьшилась (при-

быль) на ту же сумму. Общий итог (валюта) баланса остался прежним.

 

Ко второму типу также относятся операции по удержанию нало- гов из заработной платы рабочих и служащих, списанию части дохо- дов будущих периодов на прибыль отчетного периода.

Таким образом, хозяйственные операции второго типа ведут к изменениям только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется.

Второй тип балансовых изменений можно записать уравнением:

 

А = П +Х – Х.

 

Третий тип хозяйственных операций. Они вызывают увели- чение статьи и в активе, и пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит уве- личение активов организации.

К этому типу можно отнести хозяйственные операции, связан- ные с поступлением основных средств, начислением заработной пла- ты рабочим и служащим за изготовление продукции, поступлением материалов от поставщиков и др. Например, получен краткосрочный кредит для выплаты заработной платы работникам на сумму 80 000 руб.

Операции третьего типа приводят к одновременному увеличе- нию на одну и ту же сумму одной статьи в активе, а другой – в пасси- ве баланса. Валюта баланса увеличивается. Равенство сохраняется.

Этот тип балансовых изменений отразим в уравнении:

 

А + Х = П + Х.

 

Четвертый тип хозяйственных операций вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону уменьшения при равенстве ва- люты баланса (минус актив и минус пассив на равную сумму). Например, погашен краткосрочный кредит банка в 45 000 руб. В ре-

зультате данной операции произошло уменьшение денежных средств по статье «Денежные средства», и на эту же сумму уменьшилась за- долженность банку, что отражено в пассиве баланса по статье «Крат- косрочные займы и кредиты». Таким образом, все операции четверто- го типа вызывают уменьшение актива и пассива баланса. Итоги акти- ва и пассива уменьшаются на равную величину. Равенство между ни- ми сохраняется. Этот тип хозяйственных операций отразим уравнением: А – Х = П – Х.

Ознакомление с каждым из типов балансовых изменений позво-

 

ляет сделать ряд важных выводов.

 

Важно отметить и тот факт, что равенство итогов актива и пас-

 

сива баланса сохраняется всегда, после любой хозяйственной операции.

только четыре типа балансовых изменений, вызываемых соответствующими хозяйственными операциями:

 

первый тип - изменения, вызывающие увеличение имущества в активе баланса с одновременным увеличением обязательств в его пассиве;

 

второй тип - изменения, вызывающие уменьшение актива баланса с одновременным уменьшением его пассива;

 

третий тип - изменения, вызывающие перегруппировку в составе и размещении имущества только в активе баланса без изменения его пассива;

 

четвертый тип - изменения, вызывающие перегруппировку капитала и обязательств только в пассиве баланса без изменения его актива.

п/п Содержание хозяйственной операции Сумма Характеристика типа операции Изменения активов Изменения пассивов
1. Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков   А+Х=П+Х +30000 +30000
2. Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам   А-Х=П-Х -15000 -15000
3. Отпущены в производство материалы   А+Х-Х=П -20000 +20000 -
4. Образован за счет прибыли резервный капитал   А=П-Х+Х - -10000 +10000
  ИТОГО     +15000 +15000

 

Основные средства

- это имущество стоимостью 10 тыс. за единицу. Основные средства длительное время участвуют в производственном процессе и постоянно переносят свою стоимость на готовый продукт. Основные средства используются в сфере производства, в сфере обращения и во вне производственной сфере.

К производственной сфере относятся:здания цехов, рабочие машины и оборудование, транспортные средства, производственный инвентарь.

К сфере обращения относятся

: торговое оборудование, здания складов готовой продукции и магазины.

К непроизводственной сфере относятся:

жилые дома, стадионы, библиотеки, сады.

Оборотные средства.

В этой группе выделяются 2 подгруппы:

1. Оборотные средства производственной сферы.

2.Оборотные средства в сфере обращения. Оборотные средства в сфере производства представляет собой предметы труда, которые однократно участвуют в производственном процессе и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Предметы труда - это то, из чего вырабатывают продукт.

К сфере обращения относятся

: предметы обращения, готовая продукция и продукты отгруженная покупателям, денежные средства(кот. находятся на расчетных счетах и в кассе. Товаро-отгруженная продукция- это продукция которая находится в пути от изготовителя к потребителю. Средства в расчетах-здесь отражается задолженность предприятий, которые получили от нашей организации продукцию, но не оплатили, и физ.лица, которые получили аванс из кассы подотчет на приобретение материальных ценностей в бухгалтерском учете - этот факт называетсядебиторской задолженностью

. Дебиторы нам должны.

Отвлеченные средства

- это средства, временно или навсегда изъятые из оборота предприятия (плата за налоги, и плата поставщикам авансовым платежом), а также отчисление от прибыли в различные фонды и резервы.

Нематериальные активы

- это стоимость НОУ-ХАУ (секретная разработка), исключительное авторское право на программы ЭВМ, деловая репутация фирмы(она возникает в результате приобретения и продажи фирмы).

План счетов в бухгалтерском учете

 

В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Министерства финансов СССР от 11 ноября 1991 г. N 56.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухучета, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Она выбирает те из них, которые ей действительно необходимы. Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми и в этом случае отпадает необходимость в использовании счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте. Вначале отражены разделы со счетами имущества, необходимого для производственного процесса (раздел I "Внеоборотные активы", раздел II "Производственные запасы"). Затем показаны разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III-VI). Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемого к легко реализуемому.

Обязательства организации отражены в разделе VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разделы VII, VIII).

Основная часть организаций осуществила переход на новый План счетов с 1 января 2002 г.

Сравнительный анализ старого и нового Планов счетов показывает, что из старого в новый План счетов 29 счетов включены без изменения, изменены наименования 7 счетов, изменены номера 11 счетов и наименования и номера 4 счетов. Таким образом, 51 счет (из 76 счетов старого Плана счетов) подвергся незначительным изменениям.

В новом Плане счетов вновь введено 5 счетов (14, 59, 63, 81, 91), из старого Плана счетов исключено 23 счета. В новом Плане счетов предусмотрено 20 счетов для отражения операций по исключенным счетам. Всего в новом Плане 60 балансовых и 11 забалансовых счетов. Порядок отражения операций на счетах нового Плана счетов, в том числе на вновь введенных, будет рассмотрен ниже.

План счетов бухгалтерского учета

Планом счетов бухгалтерского учета называют перечень счетов, отражаю-щий систематизированную группировку необходимой информации о всесто-ронней хозяйственной деятельности, хозяйствующего субъекта

Исходя из задач системы нормативного регулирования бухгалтерского уче-та, Министерством финансов РФ определено использовать на всей территории страны единый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовых форм и Инструкцию по его применению

В едином плане счетов предусмотрено около 100 счетов. Однако производ-ственные организации используют около 70 счетов. Предусмотренные в плане счетов счета применяются организациями в зависимости от потребности

В Инструкции по применению Плана счетов раскрыты краткое экономиче-ское содержание и назначение каждого счета, определен порядок ведения син-тетического учета, приведена типовая схема корреспонденции того или иного счета с другими синтетическими счетами

С 1 января 2001 года вступает в силу новый план счетов. Новый План сче-тов состоит из восьми разделов, включающих основные (балансовые) счета, а также перечня забалансовых счетов. План счетов содержит следующие разде-лы: 1. Внеоборотные активы 2. Производственные запасы 3. Затраты на производство 4. Готовая продукция и товары 5. Денежные средства 6. Расчеты 7. Капитал 8. Финансовые результаты Все синтетические счета имеют двухзначный номер (от 01 до 99). Субсчета отдельных синтетических счетов нумеруются по порядку в пределах каждого счет. Номера субсчетов добавляются к номеру синтетического счета. Забалан-совые счета даны в приложении к Плану счетов. Они нумеруются по порядку тремя знаками (001 – 011).

 

Бухгалтерский учет в организации ведется в двух измерителях — денежном и натуральном. Это позволяет обеспечивать пользователей достоверной информацией независимо, в первую очередь, от конъюнктуры цен на материально-производственные запасы.

Целям обобщения данных бухгалтерского учета служит инструментарий синтетического учета, реализующийся в систематизации учетной информации на синтетических счетах. Более детальная расшифровка данных обеспечивается с помощью аналитического учета с использованием натуральных измерителей наряду со стоимостными и системы субсчетов.

Таким образом,синтетический учет — это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.Аналитический учет —это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Схема бухгалтерского счета

Наименование счета

Дебет Кредит
Сальдо начальное, Сн
Оборот по дебету, Од Оборот по кредиту, Ок
Сальдо конечное, Ск

На счетах бухгалтерского показатели учета отражают следующие

– начальный и конечный остатки (сальдо);

– дебетовый оборот (сумма всех записей по дебету счета);

– кредитовый оборот (сумма всех записей по кредиту счета).

Связь бухгалтерских счетов с бухгалтерским балансом проявляется в том, что начальное сальдо хозяйственных средств и их источников записывается на счете из баланса на начало месяца, затем на основании первичных документов отражаются изменения в объекте учета под влиянием хозяйственных операций. Конечное сальдо хозяйственных средств и источников отражается в балансе на конец отчетного месяца.

В зависимости от того, учет каких средств ведется на бухгалтерских счетах, они делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активными называются счета, отражающие внеоборотные и оборотные активы.

На них отражаются операции, в результате которых происходят изменения в составе средств предприятия. На данных счетах учитываются наличие имущества, его состав, движение. Например, это счета 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и т.д. Остатки (сальдо) по активным счетам могут быть только дебетовыми.

По активному счету фиксируются:

• по дебету (дебетовой стороне) – остатки на начало и конец операций, а также отражаются хозяйственные операции, вызывающие увеличение остатка;

• по кредиту (кредитовой стороне) – хозяйственные операции, которые вызывают уменьшение остатка.

Сальдо на конец отчетного периода активного счета равно сальдо на начало отчетного периода плюс дебетовый оборот минус кредитовый оборот:

Ск = Сн + Од – Ок.

Остаток не может быть отрицательным числом, так как нельзя израсходовать имущество больше, чем его имеется. Сальдо конечное в активных счетах может быть только дебетовым или равняться нулю. Если сальдо конечное равно нулю, то это означает, что данный вид имущества полностью израсходован. Остатки активных счетов показывают в активе бухгалтерского баланса (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Наименование счета

Дебет Кредит
1) Сальдо начальное  
2) Увеличение средств (дебетовый оборот) 3) Уменьшение средств (кредитовый оборот)
4) Сальдо конечное (дебетовое)  

Рассмотрим порядок ведения учета на активном счете на примере.

Пример 6.1.

На начало месяца на складе предприятия находились различные материалы на сумму 32 000 руб. В течение месяца проведены следующие хозяйственные операции, связанные с движением материалов (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Пример 6.2.

На начало месяца предприятие имеет задолженность банку за кредит в сумме 180 000 руб. В течение месяца проведены следующие хозяйственные операции, связанные с кредитованием предприятия (табл. 6.6).

Таблица 6.6

Пример 6.3.

На начало месяца предприятие имеет убыток в сумме 3000 руб. В течение месяца проведены следующие хозяйственные операции (табл. 6.9).

Таблица 6.9

Пример 6.4.

На начало месяца подотчетное лицо Гаврилов Η. Т. имеет задолженность предприятию в сумме 1000 руб. (дебиторская задолженность). В течение месяца проведены следующие хозяйственные операции, связанные с подотчетными лицами (табл. 6.11).

Таблица 6.11

Строение баланса

Основой построения баланса является классификация хозяйственных средств предприятия, которые представлены по двум направлениям:

· по составу и размещению средств – актив баланса;

· по источникам их формирования и целевому назначению – пассив баланса.

Баланс по строению представляет собой двустороннюю таблицу:

Основным элементом бухгалтерского баланса является бухгалтерская статья, которая соответствует конкретному виду имущества, обязательств, источнику формирования имущества. Балансовые статьи объединяются в группы – разделы баланса. Объединение балансовых статей в группы (разделы) осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая статья (строка) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы для цифровых показателей на начало отчетного года и конец отчетного периода.

«Баланс» в переводе с латинского языка означает «двухчашечные весы» и употребляется как символ равновесия, равенства, поэтому в нем должно присутствовать обязательное равенство итогов. В балансе: сумма всех статей актива должна быть равна сумме всех статей пассива.

Левая сторона баланса – актив (от латинского слова activus – деятельный). В активе баланса отражаются действующие финансовые ресурсы, которые носят активный характер. Актив баланса включает в себя следующие статьи:

Внеоборотные активы – «Нематериальные активы», «Основные средства», «Незавершенное строительство», «Доходные вложения в материальные ценности», «Долгосрочные финансовые вложения», «Прочие внеоборотные активы»;

Оборотные активы – «Запасы», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)», «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)», «Краткосрочные финансовые вложения»,«Денежные средства», «Прочие оборотные активы».

Правая сторона баланса – пассив (от латинского слова passivus – недеятельный). В пассиве баланса отражается структура ресурсов предприятия по источникам их образования. Пассив включает в себя:

Собственный капитал – «Капитал и резервы» – уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль прошлых лет и др.

Заемный капитал – «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства».

Собственный капитал показывает составную часть финансовых ресурсов – экономических обязательств организации перед участниками, учредителями, собственниками в связи с предоставлением ей ценностей как на этапе образования организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в течение всего периода ее деятельности с момента учреждения.

Заемный капитал представляет собой часть привлеченных в хозяйственный оборот организации финансовых ресурсов в виде ценностей, которые принадлежат третьим лицам.

Разграничение в пассивной части баланса обязательств и капитала соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственником и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения.

Итоговая сумма остатков средств предприятия в активе и пассиве по строке «Баланс», носит название валюты баланса. Валюта баланса отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов организации объему финансовых ресурсов, предоставленных собственниками и кредиторами.

При составлении бухгалтерского баланса как отчета об имущественном состоянии предприятия используется только часть содержащейся на счетах бухгалтерского учета информации в виде сальдо, поэтому бухгалтерский баланс именуют «сальдовым».

Тема 4.3. План счетов бухгалтерского учета

Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий. Тем не менее для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных средствах, их источниках, хозяйственных процессах, а также для правильного и четкого построения и организации бухгалтерского учета необходим четкий перечень и конкретная характеристика каждого счета.

Таким документом является План счетов и Инструкция по его применению.

План счетов – это систематизированный перечень счетов первого и второго порядка, сгруппированных в соответствующих разделах исходя из однородности экономического содержания учитываемых фактов хозяйственной деятельности организации с целью получения информации, необходимой для оперативного руководства и управления, повседневного контроля в интересах собственников и других заинтересованных лиц и органов, для составления достоверной, достаточной и прозрачной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерские счета, группируя информацию, позволяют формировать в учете такие важнейшие стоимостные показатели, характеризующие деятельность организации, как производственные расходы, доходы от продажи товаров, работ, услуг, управленческие расходы, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы, прибыль и т.д.

По Плану счетов и в соответствии с Инструкцией по его применению бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно – правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Инструкция по применению Плана счетов определяет структуру и назначение счетов, экономическое содержание отражаемых на них хозяйственных операций вне зависимости от специфики производственно – хозяйственной деятельности.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета План счетов относится к документам третьего уровня.

В связи с этим Инструкция по применению Плана счетов не может устанавливать требования к ведению бухгалтерского учета, которые должны быть определены документами более высокого уровня. В преамбуле к Инструкции по применению Плана счетов подчеркивается, что принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

План счетов определяет лишь общий порядок отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

В Инструкции по применению Плана счетов приведена только краткая характеристика синтетических счетов: структура и назначение счета, экономическое содержание отражаемых на нем фактов, порядок записей в отношении наиболее распространенных хозяйственных операций, корреспонденция счета с другими синтетическими счетами.

Типовую схему корреспонденции счетов нельзя рассматривать как исчерпывающую все возможные варианты корреспонденции счетов.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.97.64 (0.063 с.)