ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каноны Милля в историческом познании



Джон Стюарт Милль (1806-1873), английский философ-позитивист и экономист, в своей книге «Система логики» (написана в 1843 г.)[26] сформулировал пять канонов (правил или законов) в качестве «регулятивных принципов» методов научного познания. Эти каноны предписывают методы обнаружения и доказательного обоснования причинных законов и причинных связей. Первым начал разрабатывать логические правила объяснения причинных связей в результатах эмпирического опыта Френсис Бэкон в книге «Новый Органон» (1620-23 гг.). Ф.Бэкон называет эти правила «таблицами открытий». Поэтому иногда логические каноны индуктивного причинно-следственного анализа называют правилами Бэкона-Милля. Кроме того, приоритет в формулировке этих канонов принадлежит учителю Дж. Милля – английскому астроному, физику и математику Дж. Гершелю который за 11 лет до Дж. Милля в своей книге «Введение в изучение естествознание» показал, как с помощью можно приходить к научным обобщениям и объяснениям в установлении причинных связей.

Каноны Миля предназначены, в отличие от использования трюизмов и обобщающих законов, для нахождения неизвестных прежде причинных связей и закономерностей. Трюизмы возникают вследствие многократного в течение множества поколений применения к объяснению повторяющихся похожих событий и многократных повторений логических процедур, описанных Миллем. Нормативные обобщающие законы – это дедуктивный анализ, путь от абстрактной обобщающей закономерности к конкретным фактам, в которых эта закономерность проявляется. Анализ причинно-следственных связей по канонам Миля является индуктивным, так как позволяет на основе логического сопоставления из конкретных фактов выводить обобщающие абстрактные закономерности.

Использованию методов Милля предшествуют установление набора обстоятельств, которые могли бы сыграть роль причин объясняе­мых событий. Эта часть работы логически менее формализируется, а иногда носит интуитивный характер или опирается на трюизмы и обобщающие нормативные законы. В каждой совокупности обстоятельств можно выявлять огромное множество сходств и различий, невозможно дать их абсолютно полный перечень. Ограничить это множество можно путём объединения нескольких характеристик и свойств в одно комплексное понятие.

Следует заметить, что правила Милля для установления причинных связей между явлениями позволяют выявлять не любые причинно-следственные связи, а лишь наиболее простые из них. Однако все эти простейшие логические методы всегда содержатся в изучении и описании сложных комплексов причинно-следственных связей. При этом важно учитывать, что часто историк-исследователь не осознаёт, какими логическими процедурами он пользуется, и поэтому эти процедуры иногда выражаются в форме подразумевающихся положений, которые по предположению автора исторического текста должны быть само собой разумеющимися для читателя и легко им додумываемыми самостоятельно. В действительности, конечно, эти неосознанные надежды авторов, часто не оправдываются.

Следует также помнить, что формально-логический вывод не всегда тождественен формулировке какой-либо закономерности. Часто формально-логический вывод даёт возможность сделать только обоснованное научное предположение – гипотезу, о свойствах объективной действительности. Это предположение может в ходе дальнейших исследований подтвердиться, а может не подтвердиться (подробнее гипотеза будет изучена в Главе 9).

Метод сходства

Если два или более случая наступления события имеют общим лишь одно обстоятельство, то именно это обстоятельство, в котором только и сходны все эти случаи, есть причина (или, по крайней мере, содержит в себе причину) рассматриваемого события.

Суть метода единственного сходства заключается в следующем. Рассматриваются различные случаи, когда наблюдается какое-либо интересующее исследователя явление b. Во всех случаях этому явлению предшествуют различные группы обстоятельств, сходные только по одному общему для этих групп обстоятельству А. Делается вывод, что это повторяющееся обстоятельство А и является причиной интересующего исследователя явления b.

А. Дж. Тойнби в своей книге «Постижение истории» в главе «Причина генезиса цивилизаций» использует метод единичного сходства при анализе причин генезиса цивилизаций. В качестве общего признака (единственного сходства) при зарождении разных цивилизаций А. Дж. Тойнби считает взаимодействие различных человеческих рас. Это не значит, что взаимодействие рас по Тойнби единственная или главная причина зарождения цивилизаций, это всего лишь одна из причин. Следует отметить, что в нижеприведённом отрывке Тойнби оставляет «за кадром» весь комплекс обстоятельств, предшествующий генезису каждой из цивилизаций. Он представляет читателю сразу только признак сходства, предлагая считать по умолчанию как само собой разумеющееся обстоятельство наличие множества признаков различия у цивилизаций.

А.Тойнби писал: «Конечный результат нашего исследования – разоблачение гипотезы о природном законе, согласно которому происхождение цивилизации предстает как специфическая функция отдельных расовых ветвей человеческого рода. <…> две цивилизации родились из взаимодействия трех рас, девять - благодаря взаимодействию двух различных рас, а десять - собственными внутренними усилиями одной расы. С этой точки зрения почти половина цивилизаций была создана усилиями нескольких раc <…>. Мы рассматриваем четыре варианта белой расы как самостоятельные, потому что так принято в этнологии. Но мы не проводим четкого различия между нордической, альпийской, средиземноморской и полинезийской расами. Если бы мы провели детальный анализ не только белой расы, но также и других рас, то мы наверняка бы обнаружили, что там, где представляется, что в основании цивилизации была только одна раса, на самом деле обнаруживается несколько. В конце концов, мы придем к выводу, что генезис цивилизаций требует творческих усилий более чем одной расы».

Чтобы сделать вывод о том, что явление А – причина явления b, нужно применить положение “причина предшествует следствию во времени”. Однако иногда трудно выяснить, предшествует ли А явлению b или явление b – обстоятельству А. Кроме того, может оказаться, что есть некоторое неизвестное пока явление X, предшествующее как А, так и b и вызывающее то и другое. Может также оказаться, что есть обстоятельства Х и Y такие, что Х – причина А, а Y – причина b. Кроме того, между А и b может действовать ещё одно третье, промежуточное, незамеченное но существенно важное явление, которое есть следствие первого и причина второго. Возможна и такая ситуация: в одном случае явление вызвано одной системой обстоятельств, в другом случае – совершенной другой системой обстоятельств. Вовсе не обязательно, что явления определенного типа могут быть вызваны только одной общей причиной.[27]

Если вернуться к предыдущему примеру из Тойнби, то в нём не оговаривается, как влияет генезис цивилизаций на взаимодействие рас, то есть, нет чёткого разделение причины и следствия во времени, хотя генезис цивилизации мог и предшествовать взаимодействию рас, и идти с ним параллельно. История знает примеры, когда цивилизация зарождалась в среде одного этноса или расы, и уже затем этот этнос втягивал в процесс становления цивилизации другие расы.

В социальном познании метод единственного сходства дает выводы высокой степени правдоподобия, если не слишком велика степень частично изолирующего абстрагирования от всех предшествующих условий события. Для этого необходимо:

1) установить, что обстоятельство А и явление-результат bне вызваны общей причиной или двумя различными причинами;

2) учесть все обстоятельства, предшествующие явлению (из тех, которые в принципе могли бы быть его причиной);

3) рассматривать насколько возможно большое количество сравниваемых случаев.

Иногда историк может перепутать друг с другом причины и следствия сложных явлений. В связи с этим, М. Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» в главе «Вероисповедание и социальное расслоение» специально оговаривает случаи, в которых определённая экономическая конъюнктура стала причиной принятия протестантского вероисповедания, а не наоборот – протестантская этика способствовала становлению «духа капитализма»:

«… относительное преобладание протестантов среди владельцев капитала, руководителей крупных торгово-промышленных предприятий и квалифицированных рабочих, тот факт, что процент протестантов в этих кругах превышает их процентное отношение к населению в целом, отчасти объясняются историческими причинами, уходящими в далекое прошлое; в этом случае принадлежность к определенному вероисповеданию выступает не как причина экономических явлений, а до известной степени как их следствие. Выполнение определенных экономических функций предполагает либо обладание капиталом, либо наличие дорогостоящего образования, а большей частью то и другое; в настоящее время эти функции связаны с наследственным богатством или, во всяком случае, с известным достатком. В XVI в. многие богатейшие области империи, наиболее развитые экономически в силу благоприятных естественных условий и близости торговых путей, в частности большинство богатых городов, приняли протестантскую веру; последствия этого факта ощущаются вплоть до настоящего времени и способствуют успехам протестантов в их борьбе за существование и экономическое процветание».

Метод различия

Если случай, в котором событие наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны между собой во всех обстоятельствах, кроме одного, присутствующего лишь в первом случае, то это обстоятельство, которым только и разнятся эти два случая, и является причиной (или составной частью причины) наступления события.

При использовании метода единственного различия рассматриваются два случая. В первом случае обстоятельства A, B, C предшествуют явлению b. Во втором случае одно из обстоятельств (B) отсутствует, явление b тоже отсутствует. Делается вывод о том, что отсутствующее обстоятельство является причиной явления b.

Полного тождества или различия обстоятельств быть не может. Критерием установления степени различия или сходства в сравниваемых обстоятельствах может быть их соответствие понятийному определению, которое исследователь даёт изучаемому типу обстоятельств.

Eщё одной методической проблемой является полнота учтённого ряда сравниваемых обстоятельств, то есть достаточность их количества и разнородности для истинности или правдоподобности выводов.

При исследовании причин быстрого роста населения можно обратить внимание на такое обстоятельство, как высокая рождаемость; при наличии обстоятельства высокой рождаемости (в развивающихся странах) наблюдается явление быстрого роста населения. При отсутствии обстоятельства высокой рождаемости (в развитых странах) отсутствует явление быстрого роста населения. Можно, кажется, сделать вывод, что обстоятельство высокой рождаемости - причина явления быстрого роста населения. Такой анализ является поверхностным, поскольку при его проведении учтены не все необходимые обстоятельства и сопоставлены не все случаи, в частности, не был использован принцип историзма – не проводилось сравнения с предыдущими периодами истории развивающихся стран. Если рассматривать обстоятельство “высокая рождаемость” и “невысокая рождаемость”, то окажется, что высокая рождаемость в развивающихся странах имела место и ранее, но значительного роста населения не наблюдалось, то есть, оказывается, необходимо выяснить, добавление какого нового обстоятельства к имевшимся ранее обстоятельствам, связанным с высокой рождаемостью, вызывает быстрый рост населения. Этим новым обстоятельством является улучшение медицинского обслуживания и относительный рост жизненного уровня населения развивающихся стран.

В качестве примера использования метода различия в историческом исследовании рассмотрим рассуждения М. Вебера в уже упоминавшейся главе «Вероисповедание и социальное расслоение» из его книги «Протестантская этика и дух капитализма». Единственным существенным различием католиков и протестантов в области экономической жизни в разных странах он считает «специфическую склонность к экономическому рационализму», которая не зависит от внешнего историко-политического положения сравниваемых конфессионально-этнических групп, это положение может быть похожим у католиков и протестантов. М. Вебер пишет:

«Незначительная роль католиков в торгово-промышленной сфере современной Германии тем более поразительна, что она противоречит издавна наблюдаемой и поныне действующей закономерности: национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве, “подчиненных” какой-либо другой “господствующей” группе, обычно - именно потому, что они добровольно или вынужденно отказываются от политического влияния и политической деятельности,- концентрируют все свои усилия в сфере предпринимательства: этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе. Так обстояло дело с поляками в России и Восточной Пруссии, где они, несомненно, шли по пути экономического прогресса (в отличие от поляков Галиции, стоявших у власти), так же-с гугенотами во Франции Людовика XIV, с нонконформистами и квакерами в Англии и - last not least - с евреями на протяжении двух тысячелетий. Между тем католики Германии не подтверждают эту закономерность, во всяком случае, так, чтобы это бросалось в глаза; надо сказать, что и в прошлом, в те времена, когда в Англии и Голландии католиков либо преследовали, либо только терпели, они в отличие от протестантов ничем особенным не проявляли себя в области экономики. Скорее можно считать установленным, что протестанты (особенно сторонники тех течений, которые будут подробно рассмотрены в дальнейшем) как в качестве господствующего, так и в качестве подчиненного слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинств, а проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует, поэтому, искать, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении».





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.233.139 (0.006 с.)