Неявные количественные суждения и лингвистические переменные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неявные количественные суждения и лингвистические переменные



Неявные количественные суждения в текстах, описывающих историческое прошлое или конструирующих образ события можно выделить по наличию следующих лексических индикаторов:

1) Использование сравнительной степени или лексических выражений, означающих сравнение: сильнее (слабее); выше (ниже); чаще (реже); бо́льший (ме́ньший); дальше (ближе); шире (у́же); не более, чем; не менее, чем; скорее…, чем; нестолько…, сколько; равновеликие (разновеликие) силы; в той же мере (степени); с той же силой и т.п.

2) Употребление так называемых кванторов или квантификаторов (термины лингвистики и математической логики). Квантор (от лат. quantum - сколько), логическая операция или лексическая форма, дающая количественную характеристику области предметов, к которой относится выражение.

Кванторы всеобщности: каждый; любой; все; весь; всё; всегда; никто; ничто; никакой. При этом стоит учитывать что ноль (отсутствие какого-то качества) – это тоже число и количество, которое также нужно посчитать и доказать.

Кванторы исключения описывают сходные ситуации действительности, которые обобщенно охарактеризуются следующим образом: имеется множество или объект, причем больше половины его элементов (или частей) обладает некоторым свойством (эти элементы составляют основную часть), а остальные элементы этим свойством не обладают (эти элементы составляют исключение). Лексические формы кванторов исключения: кроме; за исключением; за вычетом; если не считать; не считая; единственный; только; лишь; практически; фактически; почти; в основном; в общем; в целом; большинство; меньшинство; большая часть; львиная доля; меньшая часть; обычно; многочисленные (малочисленные); по большей части; большинство (меньшинство) и т.п.

3) Наличие количественных наречий и прилагательных, обозначающих степень качества или интенсивность действия: зачастую; часто; нередко (редко); большой (небольшой); много (мало); малый (немалый); сильно или слабо (развитый, выраженный); быстро (медленно); столь широко; постепенно (резко, внезапно); достаточно (недостаточно); полный (неполный); частичный; весьма; слишком; несколько; едва-едва; зрелый (незрелый); активно (пассивно); очень (не очень); чрезвычайно; чрезмерно; нормально (нормальный, ненормальный); настолько…, насколько и т.п.

4) Наличие существительных, обозначающих изменение степени качества или интенсивности действия: уровень чего-либо; завершённость (незавершённость); спад; упадок; подъём; активизация; по мере… и т.п.

В формализованном языке математики всё лексическое разнообразие количественных суждений естественного языка сведено к нескольким знакам: > < сравнительные знаки больше и меньше, = знак равенства, ¹ знак неравенства, $ квантор существования, " квантор всеобщности,!$ квантор единственности.

Всю совокупность вышеперечисленных слов и выражений, показывающих богатство в естественном языке количественных суждений, можно назвать также значениями лингвистических переменных. Лингвистической называется переменная, значениями которой являются не числа, а слова или предложения естественного или искусственного языка. Например, возраст – лингвистическая переменная, если она принимает лингвистические, а не числовые значения, то есть значения (молодой, не молодой, очень молодой, вполне молодой, старый, не очень старый, и т.п.), а не 20 лет, 21 год, 30 …и т.д. Понятие лингвистической переменной предложил американский математик азербайджанского происхождения Лотфи Заде[15]. В 60-е годы XX века Л. Заде ввёл новое понятие для количественной характеристики неопределённости, а именно нечёткость (или размытость) и создал новую область математики теорию нечетких множеств. Нечёткие множества можно описывать либо с помощью интервальных, либо с помощью лингвистических переменных.

Лингвистические значения неизбежны в неподдающихся количественному описанию ситуациях. Они более реалистичны, чем числовые значения, для описания явлений, чью динамику мы недостаточно понимаем, и отражение которых нашим сознанием имеет нечёткую или размытую природу. К такого рода явлениям относятся, в том числе, социальные явления и исторические события. Одной из основных лингвистических переменных, подробно рассмотренной Л. Заде в своей теории и активно использующейся в социальном познании является вероятность. Суждения о возможности и вероятности исторических событий – также являются неявными количественными суждениями.

Лингвистические переменные и неявные количественные суждения в историческом исследовании в зависимости от контекста могут подразумевать следующие количества:

1. Количество похожих признаков у разных исторических явлений или количество разных признаков у похожих исторических явлений. Такие измерения применяются в сравнительно-историческом методе (см. Главу 4).

2. Количество похожих событий или материальных объектов (хозяйственных, художественных, военных и т.д.) в определенный промежуток времени на определённом географическом пространстве. Такие измерения используются в структурно-диахронном методе с анализом частоты событий (см. Главу 8).

3. Количество социальных групп или их численность. Такие измерения используются не только в исторической демографии (науке о народонаселении в прошлом), но и в любых суждениях об исторических тенденциях.

4. Количество ситуаций, в которых участниками исторического события руководил один и тот же определённый психологический мотив. Количество каких-либо поступков участников исторического события. Такие измерения используются в причинно-следственном объяснении исторических событий (см. Главу 5).

5. Размеры природных ресурсов или интенсивность природных процессов, влияющих на общество. Такие измерения используются в социо-естественной истории, занимающейся изучением взаимодействия ландшафтно-климатических и исторических процессов.

6. Денежные суммы. Методики измерения финансовых процессов пришли в историческую науку из эконометрики – математического приложения экономики, сформировавшегося как самостоятельная дисциплина в начале XX века.

7. Количество каких-либо слов, выражений или идей в текстах исторических источников. Для таких измерений применяются различные методики так называемого контент-анализа (от английского content – содержание). Контент-анализа – это метод количественного изучения содержания текста или комплекса текстов путём подсчёта каких-либо смысловых элементов (слов, словосочетаний, частей речи, предложений, тем, символов). При этом понятие текста может трактоваться очень широко: письменный текст, устная речь, визуальные изображения, любая символика.

Анализ неявных количественных суждений имеет следующие исследовательские цели и задачи:

§ Уменьшение доли абстрактности и увеличения доли конкретики в историческом исследовании;

§ Расшифровка и деконструкция выражений литературного языка историка численными характеристиками для создания более адекватного образа исторического прошлого в той мере, в какой это позволяют исторические источники;

§ Выявление несоответствия смыслов неявного количественного суждения и действительных количественных характеристик явлений и процессов исторического прошлого;

§ Определения доли гипотетичности и доли достоверности в суждениях историка;

§ Представление, иллюстрация и объяснение перехода количества в качество или качества в количество.

Неявные количественные суждения используются в любом тексте, описывающем события. Причём исследователь может использовать эти суждения, не осознавая их количественной природы или не пытаясь её выявить. Ошибки измерения в подобных случаях связаны, прежде всего, с употреблением суждений, чьё конкретное количественное содержание либо отсутствует в принципе, либо его невозможно проверить даже приблизительно. Автор таких суждений подразумевает, что читатель сам додумает, что имеется в виду или же примет суждения автора на веру. Такие авторские установки уместны в публицистике, но их следует избегать в научном историческом исследовании. Иначе читатель исторического исследования будет принимать на веру ошибочные суждения об историческом прошлом.

В публицистическом тексте, посвящённом историческому прошлому или событиям современности, манипуляция кванторами и другими неявными количественными суждениями является наряду с эмоциональными и оценочными фразами одним из средств манипуляции общественным сознанием. Для публициста главная цель – убеждение читателя. Эта цель часто противоречит цели приближения к научной истине – приближения к наиболее адекватному историческим источникам и современному этапу развития науки отражению исторического прошлого. Кодекс интеллектуальной честности учёного гласит, что нужно измерить всё, что вообще возможно измерить в изучаемом предмете исследования, и только после этого делать однозначные выводы, при этом всегда оговаривая степень гипотетичности выводов.

Если автор научного текста не может объяснить, что конкретно может подразумевать неявное количественное суждение в его тексте и как с помощью исторических источников можно наполнить данное суждение конкретным содержанием, то такое количественное суждение лучше вообще не употреблять. В противном случае, текст, призванный описывать историческую действительность, будет описывать никогда не существовавшую в историческом прошлом виртуальную реальность, отражающую степень некомпетентности автора этого текста.

Задание:

1. Рассмотрите небольшой фрагмент из исторической литературы или из Вашего исследования, и установите, какие неявные количественные суждения и типы лингвистических переменных употребляются в тексте этого фрагмента.

2. Каким конкретно-историческими количественными данными можно было бы расшифровать эти суждения, то есть, что конкретно в предмете Вашего исследования можно было бы посчитать?

3. Кого типа будет измерительная шкала признака, отражённого в Вашем количественном суждении (порядковая, интервальная, безразмерная, номинальная, абсолютная или относительная, вариационная или динамическая)?

4. Позволяют ли сохранившиеся исторические источники сделать такую количественную расшифровку качественных характеристик Вашего объекта исследования?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.006 с.)