Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Экономические учения эпохи дорыночной экономики

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

Методические рекомендации по изучению дисциплины «История экономических учений»…………………………………………………8

ТЕМА 1. Введение в историю экономических учений.

Особенности формирования экономических воззрений в

докапиталистической эпохе……….……………………..…….………10

ТЕМА 2. Меркантилизм – первая концепция экономической теории периода зарождения рыночных экономических отношений……………………………………………………………….16

ТЕМА 3. Зарождение и развитие классической политической

экономии…………………………………………………………………23

ТЕМА 4. Экономическая теория марксизма…………………………..30

ТЕМА 5. Маржинальная революция. Формирование

школ – австрийской и лозаннской школы и неоклассического

направления экономической мысли……………………………………36

ТЕМА 6. Кейнсианская революция. Концепции

кейнсианства, неолиберализма, посткейнсианства,

неокейнсианства, монетаризма и

«новой классики»……….………………………………………………42

ТЕМА 7. Институционализм. Инновационная и эволюционная

экономика……………………………………………………………….49

ТЕМА 8. Экономической мысли России советская эпоха, периода «перестройки» и постсоветских реформ.

Теории трансформации экономических систем……………………....54

Технологическая карта………………………………………………….63

Вопросы к зачету «История экономических учений»…………………………………………………………………..64

Библиография …………………………………………………………..69

Приложение 1 Макет «Рабочей тетради»………………………………….……….73

Приложение 2. Груневеген П. «Политическая экономия

и экономическая наука»……………………………………………………………..90

Приложение 3. Нуреев Р.М. Роль схоластики: действительная и мнимая………105

ВВЕДЕНИЕ

Цели освоения дисциплины «История экономических учений»:

- формирование экономического мышления и представления об эволюции развития экономической мысли;

- развитие умений анализировать предпосылки формирования экономических школ, направлений и обосновать методологический выбор принципов, методов, подходов исследования экономических явлений и процессов;

- овладение методами экономического анализа, представленных в экономических теориях, в альтернативных экономических концепциях;

- овладение навыками самостоятельного изучения теоретического материала, концептуального анализа и их использования в процессе познания экономической реальности.

Место дисциплины в структуре ООП

«История экономических учений» входит в базовую часть (Б.1).

Она опирается на знания, полученные в результате освоения дисциплин: «История», «История экономики» и «Микроэкономика».

Знания, полученные студентами при изучении курса «История экономических учений» являются основой для изучения последующих дисциплин: «История рыночной экономики» («История аграрных отношений»), «Системный анализ» («Анализ экономических систем»), «Макроэкономика», «Институциональная экономика», «Экономика труда».

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. Общекультурных:

- владения культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК 1);

- способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК 4);

- способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способности к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК 9);

- осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладания высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК 11);

- способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК 12);

- владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК 13);

- владения одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК 14);

2. Профессиональных:

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК4);

- способен, используя отечественные и зарубежные ИСТОЧНИКИ информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчет (ПК 9).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления (ОК 1, ОК 9, ОК 11, ОК 14);

- основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач (ОК 12, ОК 13);

- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне (ПК 4);

- основы построения расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне (ПК 9).

Уметь:

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности (ОК 1, ОК 9);

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе (ОК 11)

- применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач (ОК 12, ОК 13);

- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности (ОК 14);

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК 4);

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи (ПК 9).

Владеть:

- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества (ОК 1, ОК 10);

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ОК 9);

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ОК 11);

- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач (ОК 12);

- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов (ОК 13);

- навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса (ОК14);

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и экономических моделей (ПК 4);

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ПК 9).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ».

 

В структуре курса «История экономических учений» выделены четыре раздела, которые отражают особенности эволюции мировой и отечественной экономической мысли в дорыночной, нерегулируемой и регулируемой рыночной экономике. В четвертом разделе рассматриваются особенности развития экономической науки в России, формирование и развитие экономической мысли в советскую эпоху, периодов «перестройки» и постсоветских реформ.

При изучении этих разделов следует, прежде всего, дать характеристику каждой эпохе, определить социально-экономические и теоретические предпосылки формирования экономических школ и направлений, определить и обосновать предмет и методологические подходы, принципы исследования экономических явлений и процессов в рамках школы.

В дорыночной эпохе исследования проводились в основном на нано - и микро - уровнях, с применением методов формальной логики, элементов метода каузального анализа и принципов иррационализма.

В эпоху нерегулируемой рыночной экономики формировались доминирующие методы исследования, характеризующие ту или иную экономическую школу:

- методы логической (научной) абстракции, исторический метод (английская классическая школа политической экономии, марксистская и историческая школы);

- каузальный, математический, индивидуально-психологический или субъективистский, позитивный (маржинализм, австрийская школа, лозаннская школа);

- функциональный, анализа и синтеза; принципы взаимодействия и релятивизма (неоклассическое направление А. Маршалла).

В эпоху регулируемой рыночной экономики доминирующими стали следующие методы и принципы исследования: каузальный, психологический, математический и нормативный; принципы: эволюционизм, органицизм, полифункционализм; уровень- макро (Кейнсианская школа, институциональная школа, школа монетаризма). В советскую эпоху в экономических исследованиях в основном применялись методы диалектического и исторического материализма, математические, статистические, сравнительный, исторический и каузальный методы анализа.

При составлении характеристики школы или экономического направления следует:

- дать характеристику эпохе (социальная, экономическая, политическая);

- определить теоретические предпосылки формирования школы;

- указать представителей школы, их основные работы, концепции, теории;

- предмет, метод и уровень исследования;

- определить вклад экономической школы в процесс развития экономической мысли;

- возможности применения концепции, подходов, принципов, разработанных в рамках конкретной школы в современной эпохе.

Требования к оформлению Рабочей тетради (см. приложение макет рабочей тетради).

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №1

1. Предмет и методы исследования в экономической науке. Основные этапы развития экономической теории.

2. Формирование экономической мысли в Древнем Мире (Древняя Греция, Древний Рим, Древний Восток).

3. Экономические учения средневековья. Экономическая мысль канонического права. Августин Блаженный и Фома Аквинский. Эразм Ротердамский и Мартин Лютер.

4. Экономические идеи феодальной России. «Русская правда». «Домострой». «Правительница Еразма»

5. Социально-экономические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 1-4

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава1.

3. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 1, 2.

ИСТОЧНИКИ

1. Аристотель. Соч. В 4-х т. М: Мысль, 1975-1983.

2. Груневегена П. «Политическая экономия и экономическая наука», С.680-687 / Экономическая теория под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Платон. Соч. В 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972.

4. Шумпетер Й.А. История экономического анализа. В з-х т. Том 3. Экономическая школа Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург 2001г.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем причина регламентации хозяйственной жизни на Древнем Востоке?

2. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность концепции Аристотеля «экономика и хрематистика».

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке и в Западной Европе? Изложите суть концепций «социальная физика» Ибн-Хальдуна и «справедливая цена» Ф.Аквинского.

4. Какие права и нормы хозяйственных отношений установлены в Русской Правде?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

1. Заполните таблицы 1.1-1.8. При оформлении табл. 1.1. Эволюция предмета экономической науки использовать статью П. Груневегена «Политическая экономия и экономическая наука» / Экономическая теория под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена.- М.: ИНФРА-М, 2004. С.680-687.

2. Составить резюме, дать краткую характеристику эпохе дорыночной экономики.

3. Составить глоссарий по теме №1: экономика, хрематистика, методы, методология, парадигма, экономическая школа, экономическое направление, гипотеза, концепция, теория, синтез, анализ, позитивный и нормативный методы анализа.

4.Составить тесты по дидактическим единицам (функции денег, «социальная цена», богатство, деньги, стоимость, свойства товара).

ТЕСТЫ

(выберите варианты ответа)

1. В качестве предмета изучения домоводство рассматривали:

а) Д. Кенэ;

б) Ксенофонт;

в) А.Смит;

г) Ф.Хагчесон.

2. Аристотель относит к сфере хрематистики:

а) земледелие;

б) ремесло;

в) пчеловодство;

г) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

д) мелкую торговлю.

3. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги – это:

а) совершенно бесполезный товар;
б) результат соглашения между людьми;
в) единственное проявление богатства человека и государства;
г) техническое средство, облегчающее обмен;
д) финансовый актив.

4. Предметом изучения классической политической экономии является:

а) сфера потребления;

б) сфера обращения;

в) сфера производства;

г) сфера обращения и сфера производства одновременно.

5. Основные методологические принципы науки:

а) органицизм;

б) эволюцианизм;

в) релятивизм;

г) протекционизм.

6. Автором концепции экономики и хрестоматии является:

а) Ибн - Хальдун;

б) Фома Аквинский;

в) Аристотель;

г) Ксенофонт.

Справедливая цена-это

а) цена обоснованная издержками;

б) договорная цена;

в) разная, для различных сословий;

г) цена обусловлена субъективной оценкой полезности.

8. Ксенофонт рассматривал в качестве основных проблем:

а) обоснованность деления общества на классы;

б) функция денег;

в) разделение труда;

г) зависимость между ценой и спросом;

д) богатство.

9. Синтез – это метод познания, с помощью которого:

а) анализируется экономические процессы;

б) формируется экономический закон;

в) обеспечивается воссоздание единой (целостной) картины.

10. Релятивизм - методологический принцип, допускающий:

а) утверждение иррациональности человека и истории;

б) только целостный (системный) подход к изучению объектов;

в) абсолютизацию положений об изменчивости действительности и условности наших знаний.

Выберите варианты согласно тексту задания

1. Соотнесите определения:

1) функциональный анализ   -основывается на многоступенчатом процессе мысленного расчленения изучаемого явления;
2) метод индукции   -основан на умозаключениях от частного к общему;
3) анализ   -предполагает целенаправленное искусственное воспроизведение экономического явления;
4) экономический эксперимент   -обосновывает взаимозависимость экономических и неэкономических факторов, выявляет взаимосвязи в экономике.

2. Расположите последовательно по мере формирования школы:

а) физиократизм; 1.
б) маржинализм; 2.
в) институциональная экономическая теория; 3.
г) меркантилизм; 4.
д) кейнсианство; 5.
е) классическая экономическая теория. 6.

Вопросы с ответами да/нет

Ответьте утвердительно или отрицательно.

1. Многие концепции явились основой государственных экономических программ.

Да Нет

2. Экономическая наука постепенно сближается с естественно-научными дисциплинами, так как в ней все шире применяются точные математические методы.

Да Нет

3. Современную экономическую теорию можно определить как науку о распределении ограниченных ресурсов.

Да Нет

4. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса «что должно быть?», а не на констатацию «что есть».

Да Нет

5. Без знания высшей математики теоретическую экономику изучать невозможно.

Да Нет

6. Если экономисты одинаково трактуют основные принципы экономики, то они обязательно единодушны в своих политических оценках.

Да Нет

7. Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства.

Да Нет

8. Деление видов человеческой деятельности на естественную - экономию и неестественную - хрематистику принадлежит Платону.

Да Нет

9. Можно ли согласиться с авторами экономических идей и концепций древнего мира и средневековья, что деньги возникли не стихийно, а в результате соглашения людей между собой.

Да Нет

10. Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств посредством ссылок на тексты священного писания и морально-этическая характеристика экономических категорий.

Да Нет

Теперь вы должны:

1. Дать определение предмету и методологии экономической науки, определить предмет и объект исследования

2. Знать основные методы и принципы, применяемые в экономической науке.

3. Назвать причины, предпосылки формирования экономических воззрений в Древнем мире и эпоху Средневековья.

4. Знать основные экономические проблемы: эквивалентность обмена, источник богатства, роль морально-этических норм при раскрытии сущности экономических категорий, торгово-ростовщические отношения, роль денег в экономике, определение цены, причины социальной дифференциации общества.

5. Освоить дидактические единицы (понятия, термины): экономика; хрематистика; политическая экономия, экономикс, новая экономическая теория, позитивная и нормативная экономика.

Методология, методы - каузальный, функциональный, математический и субъективно-психологический; основные методологические принципы: иррационализм, релятивизм, эволюционизм, органицизм, полифункционализм. Хозяйственная деятельность; торгово-ростовщические операции; натуральное хозяйство; богатство, эквивалентность обмена; пропорциональность обмена; потребительная стоимость; меновая стоимость; деньги, функции денег; «естественный» характер устройств государства; «социальная физика»; «справедливая цена»; ростовщический капитал; процент; товар; торговля, морально-этический принцип, авторитарность, произвольный и непроизвольный обмен.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №2

1. Особенности ранних меркантилистских доктрин. Концепция богатства и основ рыночных отношений.

2. Поздний меркантилизм в воззрениях Т.Мена, Дж. Локка, Р.Кантильона, Дж.Ло, И.Б.Кольбера, А.Монкретьена.

3. Количественная теория денег Жана Бодэна. Роль денег в экономике в воззрениях Дж.Лоу, Д.Юма, Кантильона. Теория ползучей инфляции.

4. Экономические идеи меркантилизма в России. А.Л.Ордын-Нащокин, Ю. Крижанич, И.Посошков.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. глава 4.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 2.

3. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие /С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 4.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе

ИСТОЧНИКИ

1. Ибн-Хальдун. Книга назиданий. Сборник начал и сообщений // История Африки в древних и средневековых источниках. М., 1990. С.369-375.

2. Кампанелла Т. Город солнца. М., 1954.

3. Мор Т. Утопия. М., 1978.

4. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951.

5. Ротердамский Э. Философские произведения. М., 1987.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Раскройте суть концепции национального богатства и способов его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

2. Сравните трактовки денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизм, номиналистической и количественной теории денег в трудах Т.Мана, Дж.Лоу, Д.Юма, Катильона.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

1.Заполните таблицу 1.10.

2.Составить резюме, дать характеристику меркантилизма, выявить исторические особенности меркантилизма Англии, Франции, России.

3.Составить глоссарий по теме № 2.: меркантилизм, протекционизм, кольбертизм, «социальная физика», политическая экономия (в трактовке А. Монкретьена), торговый и денежный баланс.

4.Составить тесты по дидактическим единицам (количественная теория денег, революция цен, порча монеты, чистый продукт, основные черты раннего и позднего меркантилизма).

5. Написать реферат на тему: 1.Особенности развития меркантилизма в России. 2.Система ценностей средневекового человека.3.Модель «идеального гражданина» Аристотеля. 4.Идеальное общество Платона. 5.Номиналистическая и количественная теория денег. 6.Теория ползучей инфляции. 7.Рациональные элементы теории меркантелизма.

ТЕСТЫ

(выберите варианты ответа)

11. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

а) рост заграничных инвестиций;

б) превышение импорта над экспортом;

в) превышение экспорта над импортом.

12.Меркантилисты ввели понятие:

а) национальное богатство;

б) общее благо;

в) благо индивида;

г) благо

13. Основной экономической задачей ранние меркантилисты считали обеспечение:

а) активного торгового баланса;

б) активного денежного баланса;

в) эквивалентного обмена во внешней торговле;

г) эквивалентного обмена во внутренней торговле.

14. Основной задачей экономики поздние меркантилисты считали обеспечение:

а) активного торгового баланса;

б) пассивного денежного баланса;

в) эквивалентного обмена во внешней торговле;

г) эквивалентного обмена во внутренней торговле.

15. Особенностью метода меркантилистов не является:

а) макроэкономический подход к анализу экономических явлений;

б) прагматическая направленность выводов, связанных с решением проблемы обогащения нации;

в) отказ от анализа абстрактных понятий;

г) нормативный характер выводов.

16. Основные принципы раннего меркантилизма:

а) установление максимально высоких цен на экспорт товара;

б) всемерное ограничение импорта иностранного товара;

в) вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества для сохранения активного торгового баланса;

г) запрет вывоза из страны золота и серебра как всемерного богатства.

17. Основные принципы позднего меркантилизма:

а) допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей;

б) допускается импорт товаров, при условии дополнительного сальдо при внешний торговле;

в) импорт не должен допускаться в отношении товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым способом;

г) запрет вывоза сырьевых ресурсов.

18. Основным источником обогащения меркантилисты считали:

а) сельское хозяйство;

б) промышленное производство;

в) внешнюю торговлю;

г) внутреннюю торговлю.

19. Единственной, не связанной с интересами внешней торговли проблемой, интересовавшей меркантилистов, была проблема:

а) увеличения количества денег в стране;

б) увеличения количества товаров в стране;

в) обеспечения занятости населения;

г) проведения грамотной политики государства.

20. Внеэкономическим методом проведения политики протекционизма в эпоху меркантилизма является:

а) установление налоговых льгот и субсидий на экспорт;

б) введение высоких пошлин на импорт;

в) прямое ограничение на импорт предметов роскоши;

г) все ответы неверны.

21. Представителем меркантилизма в Англии является:

1) А.Монкретьен;

2) Томас Ман;

3) Фома Аквинский;

4) А.Тюрго.

22. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:

а) эмпирический;

б) каузальный;

в) функциональный;

г) математический.

23. Автором термина «политическая экономия» является меркантилист:

а) Дж. Ло;

б) Ф. Аквинский;

в) А. Монкретьен;

г) Н. Барбон;

д) Дж. Стюарт,

е) Т. Манн.

Вопросы с ответами да/нет

Ответьте утвердительно или отрицательно.

11.Установление максимально высоких цен на экспорт товара соответствует принципам раннего меркантилизма.

Да Нет

12. Всемерное ограничение импорта иностранного товара соответствует принципам позднего меркантилизма.

Да Нет

13. Запрет вывоза из страны золота и серебра как всемерного богатства соответствует принципам раннего меркантилизма

Да Нет

14.Протекционизм это политика направленная на поддержку феодалов.

Да Нет

15. Меркантилисты - сторонники сильной государственной власти

Да Нет

16. Согласно доктрине позднего меркантилизма относительно низкие цены на экспорт допустимы.

Да Нет

17. Доктрина раннего меркантилизма гласит - допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии дополнительного сальдо при внешний торговле.

Да Нет

18. По мнению меркантилистов, импорт должен допускаться в отношении товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым способом.

Да Нет

19. Вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества для сохранения активного денежного баланса.

Да Нет

20.Доктрина меркантилизма – первая теория международной торговли.

Да Нет

Теперь вы должны:

1. Знать предмет и методы изучения меркантилистов, сущность меркантилистской концепции о богатстве, торговом и денежном балансе, международной торговле, отличительные черты раннего и позднего меркантилизма.

2. Уметь обосновать предпосылки формирования концепции меркантилизма, историческое значение доктрины меркантилизма.

3.Выявить особенности меркантилизма Англии, Франции, России.

4. Освоить следующие дидактические единицы: торговый баланс; денежный баланс; источник богатства; чистый продукт; земельная рента; протекционизм.

 

РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Второй раздел курса охватывает периоды эволюции школ и направлений экономической мысли, методологической революции, придерживавшихся теоретико-методологических принципов laissez faire абсолютной свободы экономической деятельности. Именно в эту эпоху сформировались принципы «невидимой руки» экономического человека, естественного порядка вещей, полного невмешательства государства в экономику, экономического эгоизма А. Смита (XVIII в.), закон рынков Ж. Б. Сэя (XIX в.), которые заложили основу теоритической школы классической политической экономии.

Одновременно формировались альтернативные классической школе направления: экономический романтизм, утопический социализм, социально-историческое направление (немецкая историческая школа), марксисткое направление. В процессе маржиналистской революции формировались новые школы (австрийская, лозанская, неоклассическое направление), которые заложили основу микроэкономического анализа и позитивной экономики. В качестве предмета изучения классики предпочитали сферу производства и условия свободной конкуренции, а метода исследования – каузальный, исторический, позитивный. Предметом исследования маржиналистов стала сфера потребления, поведенческие аспекты, проблемы достижения равновесия, рационального поведения, формирования «экономического империализма».Доминирующими методами исследования стали индивидуально – субьективистский каузальный (К.Менгер, Австрийская школа),математический (Л.Вальрас, Лозанская школа), и функциональный (неоклассическое направление).

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №3

1. Предшественники классической школы (Д.Юм, Д.Норс, Р.Кантильон, У.Петти, П.Буагильбер).

2. Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Ф. Кенэ.

3. Общая характеристика работы А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Учение о «экономическом человеке» и «невидимой руке». Учение о классах, разделении труда, обмене, деньгах, доходах, капитале и его структуре, воспроизводстве, прибыли, ренте. Двойственная позиция в теории стоимости. Трактовка производительного и непроизводительного труда.

4. Д.Рикардо - трактовка стоимости, капитала, происхождения доходов, природы денег и денежного обращения, проблем реализации общественного продукта. Теория земельной ренты.

5. Т.Мальтус и его теория народонаселения. Сущность теории издержек, «железного закона заработной платы» и концепции «третьих лиц».

6. Ж-Б Сэй и его «Трактат политической экономии». Теория трех факторов производства. Происхождение стоимости и доходов различных классов общества. «Закон рынков» Ж-Б Сэя.

7. «Основы политической экономии» Дж. Милля. Теория стоимости, «рабочего фонда» и «нейтральности» денег. Программа социальных реформ.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 3, 4, 5, 6.

3. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 3, 4, 5.

ИСТОЧНИКИ

1. Петти У. Трактат о налогах и сборах. // Антология экономической классики. М., 1993. Т.1.

2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.//Антология экономической классики. М.,1993. Т.1.

3. Милль Дж. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: В2х т. М.,1980.

4. Рикардо Д. начала политической экономии и налогового обложения.// Антология экономической классики. М.,1993. Т.1.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии?

2. В чем преимущества и недостатки предмета изучения и методологии экономического анализа классической политической экономии по сравнению с меркантилизмом?

3. Каковы источники роста богатства в соответствии с взглядами А. Смита, Д. Рикардо?

4. С именем Д. Рикардо связывают создание теории ренты. Как обосновывает он процесс образования ренты?

5. Сравните принцип относительных издержек Д. Рикардо с принципом абсолютных издержек А. Смита (во внешней торговле).

6. Дж. С. Милль предполагал написать обновленный вариант «Богатства народов». В какой мере удалось ему осуществить замысел?

7. Прокомментируйте проблему, выдвинутую Т. Мальтусом в его известном труде. Как трактуется она в современных условиях?

8. Каковы основные положения факторной теории стоимости Ж.-Б. Сэй?

9. В чем смысл и значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

1.Заполните таблицу 1.11.

2.Резюме. Дать характеристику этапов развития классической школы политэкономии.

3.Составить глоссарий по теме №3 (экономический либерализм, теория трудовой стоимости, теория земельной ренты, теория капитала, теория издержек, теория международной торговли А. Смита и Д. Рикардо, физиократия, переменный, постоянный капитал (Ф. Кэне), воспроизводство, стадии воспроизводства).

4.Составить тесты по дидактическим единицам («железный закон заработной платы»; закон рынков Сэя; закон народонаселения Мальтуса, закон производительности труда (А.Смита), принцип невидимой руки (Д. Рикардо), принцип сравнительных издержек (Д. Рикардо), принцип абсолютных издержек (А. Смит).

ТЕСТЫ

(выберите варианты ответа)

24. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:

а) А.Смит;

б) Д. Рикардо;

в) Дж.С.Милль;

г) К.Маркс;

д) Т.Мальтус.

25. В классической политической экономии приоритетным методом экономического анализа является:

а) эмпирический метод;

б) каузальный метод;

в) функциональный метод;

г) математический.

26. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего составляет стоимость:

а) физиологического минимума;

б) прожиточного минимума;

в) максимально возможного уровня;

г) среднего уровня.

27. В соответствии с классической политической экономией деньги – это:

а) искусственное изобретение людей;

б) важнейший фактор экономического роста;
в) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен;

г) богатство.

28. Категорию «деньги» У. Петти рассматривает с позиции:

а) номиналистической теории денег;

б) металлической теории денег;
в) количественной теории денег.

29. У. Петти и П. Буагильбер — родоначальники теории стоимости, определяемой:

а) затратами труда (трудовая теория);

б) производственными издержками (теория издержек);

в) предельной полезностью;

г) ценность товара.

30. Согласно А. Тюрго единственным источником всякого богатства считается труд:

а) торговца;
б) земледельца (фермера);

в) ремесленника;

г) ростовщика;

д) купца.

31. Согласно А.Смиту, гораздо большую стоимость к действитель­ному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый:

а) в торговлю;

б) в земледелие;

в) в промышленность.

32. Согласно методологической позиции А.Смита частный ин­терес:

а) не отделим от общего интереса;

б) стоит выше общественного;

в) вторичен по отношению к общественному;

г) первичен по отношению к коллективному.

33. «Невидимая рука» А.Смита — это:

а) механизм государственного управления экономикой в интересах всего общества;

б) действие в условиях свободы конкуренции предпринимателей, не зависящих от воли и намерений индивида объективных экономи­ческих законов;

в) механизм хозяйствования в рыночной экономике.

34. Согласно А.Смиту в структуре торговли должна доминировать:

а) внутренняя торговля;

б) внешняя торговля;

в) транзитная торговля;

г) международная торговля.

35. Согласно А.Смиту, в каждом развитом обществе стоимость то­варов обусловлена:

а) затратами труда;

б) затратами труда и капитала;

в) суммой доходов.

36. Согласно А.Смит труд можно считать производительным, если он приложен:

а) в сельскохозяйственном производстве;

б) в любой отрасли материального производства;

в) в отраслях материального и нематериального производства.

37. В структуре капитала А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.240 (0.012 с.)