Тема 6. Кейнсианская революция. Концепции кейнсианства, неолиберализма, посткейнсианства и неокейнсианства, монетаризма и «новой классики». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Кейнсианская революция. Концепции кейнсианства, неолиберализма, посткейнсианства и неокейнсианства, монетаризма и «новой классики».



ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №6

1. Макроэкономические теории Кейнса: теория общей занятости, теория денег, теория процентной ставки, теория эффективного спроса, теория регулирования национальной экономики, теория мультипликатора

2. Теории экономической динамики и акселератора. (Р.Харрод, Е.Домар), цикла и антициклической политики (Э.Хансен). «Неоклассический синтез» (модель Хикса – Хансена).

3. Посткейнсианство. Методологические подходы и основные проблемы исследований: проблемы распределения, ценообразования, экономической политики. (Д.Тобин, П.Сраффа)

4. Теория экономического развития Й.Шумпетера, монетаризма И.Фишера, М.Фридмена. Экономическая политика монетаризма. Инструменты и методы регулирования. Стабилизационная политика.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ядгаров, Я. С.История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с., глава 19, 20.

2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 29-35.

3.Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 17 - 21.

ИСТОЧНИКИ

1. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. // Антология экономической классики: В 2х т. Т.2. М.,1993.

2. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.

3. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959.

4. Хикс Дж. Стоимость и капитал. М., 1993.

5. Харрод Р., Хансен Э. Классики кейнсианства: В 2-х т. М., 1997.

6. Харрод Р. К теории экономической динамике. М., 1959.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое эффект мультипликации, какую роль он играет в теории Дж. М. Кейнса?

2. В чем суть «теории экономического развития» И. Шумпетера?

3. Существо и значение модели IS—LM, предложенной Дж. Хиксом.

4. Поясните смысл однофакторной модели Р. Харрода и Е. Домара

5. Какие функциональные связи отражает уравнение обмена И. Фишера?

6. Количественная теория денег М. Фридмена.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

1.Заполните таблицу 6.1., 8.4.

2. Темы рефератов: 1. Кейнсианская революция. 2. Проблемы неопределенности и информации в экономической теории. 3. Теории экономического роста. 4. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон. 5. Макроэкономическое направление в маржинализме. 6. Концепция неоклассического синтеза.

3.Резюме школ и направлений: кейнсианство, неокейнсианство, посткейнсианство, монетаризм, «новая классика», неолиберализм, неоклассический синтез.

4. Задания для составления глоссария по теме №6 (мультипликатор, акселератор, уравнение обмена Фишера, кембриджская формула, эффективный спрос, денежное правило Фридмана, кривая Филлипса, количественная теория денег, гипотеза рационального ожидания).

5. Составить тесты по дидактическим единицам: склонность к потреблению, склонность к сбережению, спекулятивный, трансакционный мотивы спроса, предпочтения ликвидности, рациональное поведение, денежный мультипликатор, акселератор.

ТЕСТЫ

(выберите варианты ответа)

62. Кто из перечисленных экономистов является предста­вителем неоавстрийской школы?

а) К. Менгер;

б) Ф. Визер;

в) Бем-Баверк;

г) Ф. Хайек;

д) А. Лаффер.

63. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж. М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления:

а) опережают темпы прироста доходов;

б) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы;

в) остаются на прежнем уровне.

64. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж. М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента:

а) в сторону увеличения;

б) в сторону снижения;

в) до конкретного уровня.

65. В теории Кейнса мультипликатор выражает:

а) количественную связь между приростом дохода и приростом инвестиций;

б) обратную зависимость между уровнем цены и совокупным спросом;

в) количественную связь между приростом сбережений и инвестиций;

г) количественную связь между приростом инвестиций и приростом дохода.

66. Кейнсианский анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:

а) экономика функционирует в условиях неполной занятости;

б) цены гибкие;

в) реальные величины более подвижны;

г) номинальные величины относительно жесткие.

67. Кейнс выявил следующие причины относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде:

а) длительность трудовых договоров;

б) государственное регулирование минимальной заработной платы;

в) деятельность профсоюзов;

г) полная занятость.

а) 7

68. По мнению Дж. М. Кейнса общее равновесие возможно:

а) как при полной занятости, так и при наличии вынужденной безработицы;

б) только при полной занятости;

в) только в условиях циклической безработицы;

г) в условиях экономического роста и спада.

69. Определяющими факторами фридменовской формулы дополнительного ежегодного предложения денег являют­ся среднегодовые темпы:

а) ожидания инфляции;

б) прироста ВНП;

в) прироста национального дохода;

г) прироста безработицы.

д)

70. По мнению Дж. М. Кейнса причиной вынужденной безработицы является:

а) рост общего уровня цен;

б) рост сбережений;

в) недостаточный объем инвестиций;

г) нарушение общего равновесия.

71. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

а) приоритетности неденежных факторов;

б) приоритетности денежных факторов;

в) стабильности «кривой Филлипса»;

г) нестабильности «кривой Филлипса»;

д) стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы» (ЕНБ).

72. Классическая кривая Филлипса – «Теорема» Фридмена отражает:

а) прямую зависимость между инфляцией и динамикой безработицы;

б) прямую зависимость между безработицей и инфляцией;

в) обратную зависимость между динамикой общего уровня цен (инфляцией) и динамикой безработицы;

г) отрицательную зависимость между ценой и спросом.

 

Вопросы с ответами «да/нет»

Ответьте утвердительно или отрицательно.

48. Неолиберализм - своеобразный вариант теории государ­ственного регулирования, но с большим, чем в кейнсианстве, акцентом на поддержание естественного рыночного механизма.

Да Нет

49. Неолиберальная методология Ойкена родственна неоклас­сической, так как центрально-управляемое хозяйство осуж­дается в ней с позиций традиций западной культуры.

Да Нет

50. Ойкен в отличие от неоклассиков подчеркивал, что не только центрально-управляемая, но и децентрализован­ная рыночная экономика возникает не стихийно, а фор­мируется сознательными действиями, при ведущей роли государства.

Да Нет

51. Появление неолиберализма в конце 20-х - начале 30-х гг. свидетельствовало о кризисе неоклассической идеи не­вмешательства государства в экономику.

Да Нет

52. Основу неолиберальной методологии Ойкена составляет концепция немецкой исторической школы о «националь­ном хозяйстве» как воплощение «национального духа».

Да Нет

53. В теории монетаризма Фридмен показал, что в течение 75 лет изменения денежной массы регулярно предшествовали поворотным моментам экономического цикла.

Да Нет

54. По Фридмену, фискальная политика является более вер­ным регулятором, чем кредитно-денежная.

Да Нет

55. Ф. фон Хайек является лауреатом премии памяти А. Нобеля.

Да Нет

56. Конкуренция, по Хайеку, представляет ценность только потому и в той среде, в какой ее результаты непредска­зуемы и в целом отличны от тех, на которые кто-либо рас­считывал или мог рассчитывать.

Да Нет

57. Теория «социального рыночного хозяйства» предусматривает «сознательное конструирование механизма путем введе­ния четкого законодательства, внешнеэкономической поли­тики и жестких трудовых и социальных гарантий».

Да Нет

Теперь вы должны:

1. Дать характеристику макроэкономических школ-кейнсианской, монетарной;

2. Назвать предпосылки формирования экономических школ и направлений;

3. Знать экономическое учение Дж.М.Кейнса, неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики, экономические теории несовершенной конкуренции, предложения, концепции социального рыночного хозяйства, «неоклассического синтеза», кумулятивного процесса и посткейнсианские концепции;

4. Раскрыть роль Дж.М Кейнса в формировании макроэкономики;

5. Предмет изучения макроэкономики.

6. Методология исследования макроэкономических процессов и явлений.

7. Освоить следующие дидактические единицы (понятия, термины): Эффективный спрос; «основной психологический закон»; склонность к потреблению; ожидаемая прибыльность капиталовложений, предпочтение ликвидности; «кейнсианский крест», методы государственного регулирования; мультипликатор.

Равновесие на денежном рынке; условие равновесия на товарном рынке. Количественная теория денег; уравнение обмена; спрос и предложение денег; денежное правило Фридмена; перманентный доход; временный доход.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.021 с.)