Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Экономическая теория марксизмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №4 1. Структура «капитала» К.Маркса. Теория стоимости и денег. 2. Двойственный характер труда. Производство прибавочной стоимости. Норма эксплуатации и норма прибыли. Социально-экономическая природа капитала. 3. Накопление капитала и его социально-экономические последствия. 4. Обращение капитала и образование прибыли. Теория средней прибыли и цены производства. 5. Торговый и ссудный капитал. Теория земельной ренты. 6. Теория цикличности экономического развития при капитализме. Схемы простого и расширенного воспроизводства. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - глава 10. 2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 7. 3.Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 9. ИСТОЧНИКИ 1. Маркс К. Капитал. М.1988. Т.1. С.56-80, 140-156, 188-209, 516-527. 2. Маркс К. Капитал. М.1989. Т.2. Гл.1-2. 3. Маркс К. Капитал. М.1990. Т.3. Гл. 9, 10, 44. 4. Экономическо-философские рукописи 1844г.// Маркс К., Энгельс Ф. – Собр. соч. 2, изд. 2, Т 42. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что принял К. Маркс в качестве научных источников для своих социально-экономических исследований? 2. Как трактует К. Маркс категории «стоимость», «цена производства», «прибавочная стоимость», «производительный труд»? 3. Проанализируйте марксистские понятия «органическая структура капитала», «норма эксплуатации», «всеобщий закон капиталистического накопления». 4. Почему К. Маркс не принимал количественную теорию денег? 5. Что понимал К. Маркс под абсолютной рентой? 6. Каковы особенности теории воспроизводства К. Маркса? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 1.Заполните таблицу 1.1. 2.Составить резюме, дать характеристику марксисткой школы политэкономии 3.Составить глоссарий по теме №4 (марксистская политическая экономия, капитал, прибавочная стоимость, рабочая сила, общественно-экономическая формация). 4.Составить тесты по дидактическим единицам: постоянный и переменный капитал; кругооборот капитала; формы капитала; прибавочная стоимость; конкретный и абстрактный труд; норма прибыли; воспроизводство простое и расширенное; абсолютная и дифференциальная рента; экономические циклы; функции денег. ТЕСТЫ (выберите варианты ответа) 38. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению: а) перелив капитала из одного занятия в другое; б) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия; в) рост относительного уровня заработной платы рабочих; г) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала; д) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре капитала доли постоянного капитала. 39. Согласно Марксу прибавочная стоимость создается: а) трудом, капиталом и землей; б) неоплаченным трудом производительных рабочих; в) постоянным капиталом; г) переменным капиталом. 40. В теории воспроизводства К.Маркса обосновываются следующие положения: а) тождественность ценности «годичного продукта» и создаваемых за год доходов; б) различия простого и расширенного типов воспроизводства; в) несостоятельность доктрин экономических кризисов недопотребления; г) случайный характер экономических кризисов при капитализме. 41. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит: а) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике; б) допускает деление капитала на постоянный и переменный; в) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара»; г) придерживается теории интенсивного воспроизводства; д) придерживается теории расширенного воспроизводства. 42. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость: а) А. Смит; б) Д. Риккардо; в) Ж.Б. Сэй; г) К. Маркс; д) Ф. Кенэ. 43. В теории воспроизводства К. Маркса обосновываются такие положения, как: а) циклический характер экономического развития при капитализме; б) нециклический характер экономического развития при капитализме; в) различия простого и расширенного типов воспроизводства; г) правомерность доктрин экономических кризисов недопотребления; д) преходящий характер экономических кризисов при капитализме. 44. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К.Маркса в связи с тем, что А.Смит: а) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике; б) допускает деление капитала на основной и оборотный; в) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта труда» и «цены всякого товара». 45. Методологические подходы К. Маркса: а) функциональный; б) математический; в) исторический; г) классовый 46. Согласно Марксу труд может быть: а) абстрактным; б) конкретным; в) общественным; г) изолированным. 47. В капитале Маркса выделены следующие функции денег: а) мировые деньги; б) средства обращения; в) средства платежа; г) средства погашения долга. 48. Согласно Марксу степень напряженности труда является функцией: а) абстрактной стороны труда; б) конкретной стороны труда; в) конкретной производительности труда. Вопросы с ответами да/нет Ответьте утвердительно или отрицательно. 30. Проблема общих кризисов сбыта экономического цикла рассматривается Марксом в рамках абстрактной теории обращения общественного капитала. Да Нет 31. Рабочая сила как товар обладает потребительной и меновой стоимостью. Да Нет 32. Обращение капитала представляет собой последовательный переход стоимости капитала из денежной формы в производительную, из производительной в товарную, из товарной вновь в денежную. Да Нет 33. Рабочее время является источником богатства капиталиста. Да Нет 34. Роста накопления капитала способствует согласно Марксу относительному и абсолютному ухудшению положения наемных работников. Да Нет 35. Согласно Марксу существует исторический предел существования капитала. Да Нет 36. Согласно Марксу безработица есть не только результат, но условия существования капиталистического хозяйства. Да Нет 37. С обращением капитала связано и превращение прибавочной стоимости в прибыль. Да Нет 38. В основе тенденции к понижению средней нормы прибыли Маркса лежит рост производительной силы труда в обществе, необходимой для максимизации прибавочной стоимости. Да Нет 39. В основе тенденции к понижению средней нормы прибыли Маркса лежит снижение естественного плодородия почвы. Да Нет Теперь вы должны: 1. Дать определение понятий капитал, норма прибыли, воспроизводство, рабочая сила, рента. 2.Назвать причины, предпосылки формирования марксисткой школы 3. Предмет изучения школы политической экономии 4. Особенности методологии исследования К. Маркса. 5. Освоить следующие дидактические единицы (понятия, термины): капитал; постоянный и переменный капитал; кругооборот капитала; формы капитала; прибавочная стоимость; норма прибавочной стоимости; товар; потребительская и меновая стоимость; конкретный и абстрактный труд; норма прибыли; воспроизводство простое и расширенное; средняя норма прибыли; абсолютная и дифференциальная рента; экономические циклы; накопление капитала; распределение доходов, функции денег. ТЕМА 5. МАРЖИНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛ - АВСТРИЙСКОЙ И ЛОЗАННСКОЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ №5 1. Формирование исторической школы Ф. Лист и его «национальная система политической экономии». В. Рошер, К. Книс, В. Гильдебранд – основатели немецкой исторической школы. Новая историческая школа. Работы Г. Шмоллера, К. Бюхера, Л. Брентано. Последующие поколения исторической школы Германии (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитгоф). 2. Предпосылки возникновения, этапы развития, сущность и особенности маржинализма. (Г.Госсен, А.Курно, Ж.Дюпюи) 3. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, О.Бем-Баверк). Теории ценности, цены и процента на капитал. 4. Маржинальные концепции Эджуорта. Теории предельной полезности У.Джевонса. 5. Кембриджская школа. Теория спроса, предложения, цен и доходов А.Маршалла. Ценность произведенных благ. 6. Американская школа маржинализма. Дж.Б.Кларк и его концепция «статики» и «динамики». Теория предельной производительности факторов производства и распределения доходов. 7. Теория общего экономического равновесия Л.Вальраса. Оптимум Парето. Экономическая теория благосостояния А. Пигу. 8. Теоретико-методологические особенности второго этапа маржинальной революции ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учебник для вузов / Я. С. Ядгаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 480 с., глава 14, 15, 16. 1. 2. История экономических учений: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М.: ИНФРА-М, 2009. – глава 10, 11, 12, 13, 14, 15. 3. Бартенев С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / С. А. Бартенев. - М.: Юристъ, 2000. – глава 10, 11, 12. ИСТОЧНИКИ 1. Австрийская школа политической экономии. Менгер, Бем-Баверк, Визер. М.,1992 2. Виннер Дж. Концепция полезности в теории ценности // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993. 3. Джевонс У. Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии // Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993, стр. 67-78 4. Кларк Дж. Распределение богатства. М.: 1992. гл. 16,20,23,24. 5. Маршалл А. Принципы политической экономии: В 3-х томах, М.: 1983 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Назовите основные методологические подходы и принципы, применяемые представителями исторической школы. 2. Раскройте суть деления благ на блага низшего и высшего порядка по принципу комплементарности (дополняемости). 3. Как характеризует К. Менгер природу возникновения стоимости ценности экономических благ? Что лежит в основе его «теории вменения»? 4. Каково содержание «теории ожидания» О. Бем-Баверка? Что он относит к «окольным» и «прямым методам» производства? 5. Сравните теорию «прибавочной стоимости» К. Маркса и «теорию ожидания» О. Бем-Баверка. 6. Какой критерий принял В. Парето в своей модели для достижения максимизации полезности? 7. Что характеризуют «кривые безразличия» В. Парето? ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ 1.Заполните таблицу 1.10. 2.Составить резюме, дать сравнительную характеристику экономических школ маржинализма: австрийской, лозаннской, неоклассической. 3.Составить глоссарий по теме №5. (равновесная цена; возрастающая, постоянная и убывающая отдача; закон убывания предельной полезности, предельная производительность; спрос, предложение, альтернативный выбор, экономическое благо, субституты, комплементарные товары). 4.Составить тесты по дидактическим единицам: предельная полезность; ценность; потребительский выбор; кривые безразличия; процент на капитал; альтернативные издержки; принцип «вменения»; эластичность спроса, предложения. ТЕСТЫ (выберите варианты ответа) 49. Метод маржинального анализа предполагает изучение экономических явлений на основе... величин. а) предельных; б) валовых; в) средних; г) минимальных. 50. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на исследовании: а) суммарных экономических величин; б) средних экономических величин; в) предельных экономических величин. 51. Предметом изучения субъективного направления экономической мысли является проблематика: а) сферы обращения (спроса); б) сферы производства (предложения); в) сферы обращения и сферы производства. 52. Приоритетным методом экономического анализа субъективного направления экономической мысли является: а) эмпирический; б) каузальный; в) функциональный; г) индивидуально-психологический. 53. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: а) сфера обращения (спроса); б) сфера производства (предложения); в) сфера обращения и сфера производства. 54. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе: а) трудовой теории; б) теории издержек; в) теории предельной полезности; г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками. 55. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать: а) У. Джевонса; б) Л. Вальраса; в) А. Маршалла; г) Дж. Б.Кларка; д) В. Парето. 56. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе: а) трудовой теории; б) теории издержек; г) выявления равновесной цены, определяемой предельной полезностью и предельными издержками. 57. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать: а) максимизацию полезности; б) выявление суммарной полезности; в) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов; г) выявление предельной полезности. 58. Первый закон Госсена отражает: а) зависимость между ценой и спросом; б) зависимость между спросом и предложением; в) зависимость между спросом и потреблением; г) связь между снижением предельной полезности и падением спроса. 59. Законы Г. Госсена объясняют: а) поведение потребителя в условиях инфляции; б) правила рационального поведения участников рыночного хозяйства; в) поведение потребителя в условиях роста потребностей; г) поведение потребителя в условиях ограниченности ресурсов. 60. Согласно положениям австрийской школы ценность факторов производства зависит от: а) редкости потребительских товаров; б) ценности потребительских товаров; в) спроса на потребительские товары; г) издержек на производство потребительских товаров. 61. Ценность товара по Менгеру определяется: а) количеством трудовых затрат; б) полезностью товара; в) редкостью товара; г) предельной полезностью экономического блага. Вопросы с ответами «да/нет» Ответьте утвердительно или отрицательно 40. Предшественником маржинализма является Г. Госсен, изложивший принципы маржиналистского анализа в 1854 г. Да Нет 41. Математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний. Да Нет 42. Блага высшего порядка рассматриваются К. Менгером в качестве неизбежной предпосылки экономического производства благ. Да Нет 43. В соответствии с «законом величины ценности вещи» Бем- Баверка, «ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи». Да Нет 44. Термин «предельная полезность» впервые был употреблен в работах Л. Вальраса. Да Нет 45. Представители австрийской школы, следуя примеру К. Маркса, применяли принцип монизма, т.е. искали единое основание цены. Да Нет 46. Стоимость и равновесная цена употребляются в трактовке А. Маршалла как синонимы. Да Нет 47. А. Маршалл рассматривает процент на капитал как вознаграждение за ожидание (идея Н. Сениора). Да Нет Теперь вы должны: 1. Дать характеристику экономических школ, которые формировались в процессе маржинальной революции, определить их значимость в развитии микроэкономики. 2. Назвать теоретические предпосылки формирования экономических взглядов маржинализма. 3. Сформулировать проблему необходимости применения в экономических исследованиях предельных единиц. 4. Раскрыть роль К. Менгера, Л. Вальраса, А. Маршалла в формировании методов макроэкономического анализа. 5. Предмет и методологию маржинализма. 6. Освоить следующие дидактические единицы (понятия, термины): Предельная полезность; ценность; потребительский выбор; индивидуальный обмен; кривые безразличия; процент на капитал; обмен благ; альтернативные издержки; принцип «вменения». Цена спроса; цена предложения; двухкритериальная сущность стоимости товара; равновесная цена; эластичность спроса; возрастающая и постоянная отдача; предельная производительность; капиталовооруженность; выбор потребителя; «кривые безразличия»; национальный дивиденд; «оптимум Парето», экономические законы - закон спроса и предложения, закон убывания предельной полезности, закон вмененных издержек, закон убывания предельной производительности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.011 с.) |