Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Экономическая эффективность по вильфредо парето–парето-оптимальное состояние, или оптимум парето.
1. Экономическая теория: предмет, цели и задачи, функции, методы. Экономические категории и законы. Микроэкономика. Макроэкономика. Основные вопросы экономики
1.
ЭКОНОМИКА
| – наука о правилах, искусстве ведения домашнего хозяйства, домоводства (древнегреческие и древнеримские мыслители)
| – наука о создании, распределении и приумножении богатства наций (меркантилисты, физиократы)
| – наука о том, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения неограниченных потребностей (А. Смит)
| – наука, изучающая совокупность производственных отношений между людьми, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на основе достигнутого уровня развития производительных сил (К. Маркс)
| – наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление (Л. Роббинс)
| – наука, изучающая теоретические основы экономических процессов, эффективное использование ограниченных производственных ресурсов и управление ими с целью достижения максимального удовлетворения нужд человека (К. Макконел и С. Брю)
| 2.
Характерные черты экономической теории как науки
| – общественная наука, изучающая хозяйственную (экономическую) сторону жизни общества
| – тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д.
| – историческая наука, так как развивается и изменяется по мере развития человеческого общества
| – наиболее точная из всех общественных наук, так как при изучении своего предмета широко пользуется количественными методами исследования
| – состоит из двух крупных разделов: микроэкономики и макроэкономики
| 3.
Экономическая теория – теоретическая и методологическая основа
для других экономических наук
| Отраслевые конкретно-экономические науки:
· экономика промышленности
· экономика сельского хозяйства
· экономика строительства
· экономика здравоохранения
· экономика социальной работы и т.д.
| Функциональные экономические науки:
· экономика труда
· финансы
· денежное обращение
· кредит
· статистика и т.д.
| Дисциплины на стыке различных отраслей знания:
· политические науки
· психология
· экономическая география
· экономическая история
· экология
· демография и т.д.
| 4.
Четыре основных вопроса экономики
| Что?
| Какие из возможных товаров и услуг и в каком количестве должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?
| Как?
| При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
| Для кого?
| Кто будет покупать созданные товары и услуги и оплачивать их, извлекая из них пользу? Как должен быть распределён валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?
| Когда?
| В какой период времени (настоящий или будущий) следует осуществлять производство (потребление) произведенных благ?
| 5.
Функции
экономической теории
| Познавательная, теоретическая –познание экономических законов, принципов, правил; изучение экономических явлений и процессов
| Практическая – рекомендации по использованию экономических законов, принципов, положений, выводов в экономической политике, хозяйственной практике, профессиональной деятельности и домашнем хозяйстве
| Мировоззренческая – выработка экономического мышления, формирование экономической грамотности; формирование научного представления об экономике у изучающих ее как учебную дисциплину
| Методологическая – экономическая теория является базой для других, прикладных экономических наук (финансовой науки, статистики, демографии, теории менеджмента, маркетинга и др.)
| 6.
Экономическая теория
| Нормативная
| Позитивная
| – выносит оценки, утверждает, что должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Отражает субъективные ценностные суждения людей о том, что хорошо и что плохо, и опирается на этические понятия, такие как «справедливость», а не на строгие экономические обоснования. Объективные факты не могут доказать истинность или ложность нормативных утверждений.
Например, утверждение, выраженное фразой: «люди, имеющие большой доход, должны платить больший подоходный налог, чем те люди, которые имеют низкий доход», является нормативным. Реальные экономические эффекты налогообложения, при котором богатые несут более тяжкое бремя налогов, чем бедные, является предметом изучения позитивной экономической теории
| – исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, познаёт существующую реальность – что есть, как было,а не то, что «должно быть». Стремится отразить отношения между экономическими переменными, измерить эти соотношения, найти их количественные характеристики. Осуществляет прогнозирование о том, что может происходить в экономических процессах, когда изменяется та или иная переменная. Позитивную экономическую теорию нередко принято называть областью «чистой теории».
Любое позитивное положение может быть проверено практикой.
Так, утверждение, что «уменьшение налогов ведет к увеличению расходов населения на потребление», может быть подтверждено или опровергнуто на практике при изучении влияния налогообложения на расходы
| 7.
8.
Макроэкономика
| Микроэкономика
| Особенности
| тяготеет к динамике, росту
| тяготеет к стабильности, равновесию
| подчиняется принципу социального эффекта
| подчиняется принципу рыночной целесообразности
| основной экономический субъект: государство
| три основных экономических субъекта: фирма, домохозяйство, банк
| 9.
Основные цели экономического развития
| 1.
| ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.Обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг – более высокий уровень жизни
| 2.
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов
| 3.
| ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать, исходя из потребностей общества
| 4.
| СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции
| 5.
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы
| 6.
| СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши
| 7.
| ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЁННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев
| 8.
| ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Стремимся участвовать во всемирном хозяйстве, поддерживать баланс международных экономических отношений
| 9.
| ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
|
10.
| | | | | | | | | | Производительность (эффективность)
| | | | | |
ЦЕЛИ
ОРГАНИЗАЦИИ
11.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ,
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
| Метод научной абстракции
| Анализ и синтез
| Индукция и дедукция
| Логический и эмпирический методы
| Факторный анализ
| Системный подход
| Экономическое моделирование
| Функциональный анализ
| Экспериментирование
| Графический метод и др.
|
12.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
| Метод научной абстракции
| Исключение из экономического анализа частного, случайного, преходящего, второстепенного, не относящихся к делу экономических и внеэкономических факторов и выделение сущностного, постоянного, типичного, устойчивого
| Анализ
Синтез
| Расчленение сложного явления (комплексной проблемы) на ряд более частных составляющих элементов. Автономное рассмотрение этих элементов.
Соединение результатов анализа отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое, в комплексное понятие
| Дедукция
Индукция
| Движение от общего к частному: от итоговых теоретических положений к частным аспектам теории;
– от теоретических обобщений к реальным фактам (приводимым в порядке иллюстрации и подтверждения теоретических выводов).
Движение от частного к обобщению:
– построение теоретической концепции на основе использования более частных теоретических элементов;
– построение теории на основе анализа конкретных фактов
| Логический
Эмпирический
| Построение экономических умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения. Использование законов логики.
Построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами
| Факторный анализ
| Исследование экономического явления путем рассмотрения поочередного воздействия на него все большого количества влияющих обстоятельств (т.е. факторов)
|
13.
изучение объекта по частям
например,
анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырьё, энергия, зарплата и т.д.)
| изучение объекта в целом
например,
определение показателя себестоимости продукции (как суммы всех затрат)
|
14.
Понятия индукции и дедукции
Индукция Дедукция
(обобщение) (выведение)
15.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
| Каузальный метод
| Функциональный метод
| Нахождение и обозначение четко определенных причинно-следственных зависимостей между экономическими явлениями или обстоятельствами. Экономическая теория, развиваясь вплоть до начала XX в. в форме классической политической экономии, ориентировалась на использование этого метода.
Пример: изложение зависимости между ходом технического прогресса, углублением разделения труда, ростом его производительности и, в итоге, — повышением объемов производимого ВВП
| Нахождение и обозначение определенных взаимозависимостей между экономическими явлениями или обстоятельствами. Объекты исследования могут менять свой статус причины или следствия. Введение функционального метода было связано с маржинальной теорией на рубеже XIX–XX вв. и активным внедрением математического аппарата исследования.
Пример: изложение функциональной, взаимной зависимости между процессами инфляции и безработицы (график «кривой Филлипса»)
|
16.
Правила получения корректных выводов
при экономических исследованиях
| 1. Правило «прочих равных условий». Поскольку большинство экономических явлений зависят от многих факторов, то для изучения влияния одного фактора описание явления должно быть построено так, чтобы оно позволяло исследовать влияние только данного фактора при неизменных значениях прочих факторов
| 2. Следует избегать ошибок типа «вследствие – после». В силу чрезмерной сложности экономических явлений не следует делать вывод, что причиной является данный фактор, не проверив или не исключив влияние остальных возможных факторов
| 3. Избегать «ошибок композиции» вывода, когда то, что справедливо для части, формально распространяется на целое и может оказаться неправильным
|
17.
Экономические законы
Экономический закон – объективная причинно-следственная устойчивая, повторяющаяся связь и взаимозависимость между явлениями, процессами в хозяйственной жизни общества; выражает как качественные, так и количественные стороны экономических процессов
|
от юридических законов экономические отличаются тем, что действуют объективно, независимо от сознания людей; имеют общественный и исторический характер; нельзя произвольно устанавливать и отменять
| | Примеры:
– закон стоимости
– закон спроса
– закон предложения
– закон денежного обращения
– закон возвышения человеческих потребностей и др.
|
18.
Экономические категории
Экономические категории –понятия, выражающие сущностные, обобщенные, внешние и внутренние стороны, черты каких-либо экономических явлений и процессов; научные, теоретические понятия, образующие в совокупности понятийный аппарат экономической теории
| цена
| | спрос
| | налоги
| | прибыль
| | издержки
| Основные экономические категории
рынок
| | деньги
| | доход
| | и другие
|
19.
Основные этапы развития экономической теории
| Теоретическая школа
| Представители
| Основные положения
| Меркантилизм
(от итал. мерканте – торговец),
XVI–XVII вв.
| Ж.-Б. Кольбер,
Т. Ман,
А. Монкретьен
| Богатство нации – золото; источник богатства – торговля. Отсюда практические рекомендации: ввозить в страну меньше товаров, а вывозить больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства.
| Физиократы
(от греч. физис – природа и кратос – власть, т.е. «власть природы»),
XVIII в.
| Ф. Кенэ,
А. Тюрго
| Источник богатства нации – сельскохозяйственное производство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополнительный продукт (превышение произведенного продукта над потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Вывод: промышленность – «бесплодная сфера», так как только перерабатывает продукты земледелия.
| Английская классическая политэкономия,
XVII-XVIII вв.
| У. Петти,
А. Смит («Исследование о причинах и природе богатства народов», 1776 г.),
Д. Рикардо
| Источник богатства общества – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства. В условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под «невидимой рукой» А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
| Марксистская политэкономия,
середина XIX в.
| К. Маркс
(«Капитал»,
1867 г.),
Ф. Энгельс
| Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции, ликвидации частной собственности и замены ее общественной. Рынок следует заменить планом; всей экономической жизнью общества должно руководить государство
| Маржинализм
(от лат. марго – край, предел),
XIX в.
| У. Джевонс,
К. Менгер,
Л. Вальрас,
Е. Бем-Баверк
| Предмет изучения экономической теории – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего, собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию предельных величин, широко используемую в современных экономических теориях.
| Неоклассическое направление,
конец XIX в.
| А. Маршалл
(«Принципы экономической науки», 1890 г.)
| Развивая идеи маржиналистов, А. Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, в частности, влияние фактора времени на рыночное равновесие и др.
| Кейнсианство,
XX в.
| Дж. М. Кейнс
(«Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.)
| Такие негативные явления, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, внутренне присущи рынку и хотя рыночный механизм может самостоятельно справиться с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Чтобы их миними-зировать, необходимо государственное вмешательство. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.
| Монетаризм,
XX в.
| М. Фридмен
(«Количественнаятеория денег», 1956 г.)
| Между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно, можно регулировать ход экономических процессов, изменяя количество денег в обращении, выпуск которых является прерогативой государства. Государство может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении.
| | | | | |
|