Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Потребности: понятие, факторы формирования, классификация и характеристика. Закон возвышения потребностей
Похожие статьи вашей тематики
26.
ПОТРЕБНОСТИ
| – состояние нужды, неудовлетворённости индивида в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие, которые «толкают» человека к определенным действиям, деятельности
|
27.
Факторы, формирующие потребности:
| · биологическая природа человека
| · духовный мир человека
| · природно-климатические условия
| · национальные, культурные, религиозные представления
| · социально-экономические условия жизни
| · уровень развития производства, научно-технический прогресс и др.
|
28.
Классификация, виды потребностей
(Альфред Маршалл: 1842–1924)
| · Первичные и вторичные
| · Абсолютные (безусловные) и относительные
| · Высшие и низшие
| · Положительные и отрицательные
| · Неотложные и отсроченные
| · Общие и особенные
| · Обычные и чрезвычайные
| · Индивидуальные и коллективные
| · Частные и государственные
|
29.
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Самовыражения,
Самореализации
Потребности
Самоутверждения высшего уровня
(признание, статус, (вторичные)
престиж, личные
достижения и т.д.)
Социальные
(любовь, духовность, привязанность,
принадлежность к чему или
кому-либо, общение и т.д.)
Безопасности и защищённости Потребности
(существование, здоровье, страховой полис, низшего
работа, пенсия, уверенность в уровня
завтрашнем дне, экология и т.д.) (первичные)
Физиологические
(пища, вода, дыхание, сон, отдых, жилище, секс и т.д.)
30.
Закон возвышения потребностей
| экономический закон, выражающий качественную и количественную направленность развития потребностей. В ходе развития общества происходит рост и видоизменение потребностей, исчезновение одних и возникновение других, новых, в результате чего круг потребностей расширяется, их структура качественно меняется, причем доля интеллектуальных и социальных потребностей возрастает, а физические потребности все более «облагораживаются». В возникновении и в определении способа их удовлетворения все большую роль играют социально-культурные факторы
|
Производство и его секторы, виды, уровни, стадии, основные системы. Распределение, обмен, потребление.
31.
Производство
| – это процесс целесообразной деятельности людей, экономических субъектов по созданию экономических благ для удовлетворения потребностей человека
– это процесс, результат соответствующего эффективного соединения, преобразования факторов производства (ресурсов)
– это объективная необходимость, т.к. природа не предоставляет человеку всех необходимых ему благ, и он должен их производить
|
32.
Два уровня производства
| индивидуальное производство
| общественное производство
| – деятельность в масштабах основной производственной единицы (предприятия, фирмы)
| – вся система производственных связей между предприятиями и «производственная инфраструктура» (отрасли и предприятия, сами продукты не производящие, но обеспечивающие её технологическое движение (транспорт, связь, складские помещения и т.д.)
|
33.
ИНФРАСТРУКТУРА
| – система обслуживающих рыночную экономику видов деятельности
| – система обслуживания, функция которой заключается в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения
| – система производственного обслуживания, направленная на создание общих условий производства
| – совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования основного производства
|
34.
ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА ИНФРАСТРУКТУРЫ
| Производственная инфраструктура
| Социальная (непроизводственная) инфраструктура
| – это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (материально-техническое снабжение, склады, транспорт, связь, вычислительные центры, средства экологической защиты и пр.)
| – это сфера, обеспечивающая необходимые социально-культурные условия жизни людей (в том числе и работников производства с их семьями); включает жилищное и коммунальное хозяйство, торговлю, службу быта, образование, здравоохранение и другие звенья
|
35.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
экономи- продуктов,
ческих благ,
ресурсов услуг,
товаров
| | ПОТРЕБЛЕНИЕ
личное производ-
ственное
| | ОБЩЕСТВЕННОЕ
ПРОИЗВОДСТВО
36.
Производство –
это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека
|
| Распределение –
это процесс определения доли, пропорций участия каждого хозяйствующего субъекта в произведенном продукте
|
Сферы экономики
– стадии общественного производства
Обмен –
процесс движения благ и услуг от одного субъекта к другому, форма общественной связи производителей и потребителей
|
| Потребление –
процесс конечного использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей
|
37.
Структура общественного производства
| Сфера материального производства
| Непроизводственная сфера
|
Производство продукта в материально-вещественной форме
|
Оказание услуг материального характера
|
Оказание услуг нематериального характера
|
Духовная, интеллектуальная деятельность, результатом которой являются нематериальные блага
| | | | | Сфера услуг
38.
ОТРАСЛИ
| Сферы материального производства
| Непроизводственной сферы
| · Промышленность
| · Здравоохранение и социальное обеспечение
| · Строительство
| · Просвещение
| · Сельское хозяйство
| · Культура
| · Грузовой транспорт
| · Искусство
| · Связь по обслуживанию производства
| · Наука и научное обслуживание
| · Торговля и общественное питание
| · Жилищно-коммунальное хозяйство
| · Материально-техническое снабжение
| · Пассажирский транспорт
| · Заготовка и сбыт
| · Бытовые и другие услуги
|
39.
ВОСПРОИЗВОДСТВО
| процесс производства, рассматриваемый в непрерывном движении и возобновлении.
Включает воспроизводство:
– материальных благ;
– рабочей силы
– производственных отношений
|
40.
Два типа воспроизводства
41.
Два типа развития производства и воспроизводства
| Экстенсивный
| Интенсивный
| · происходит за счёт количественного прироста уже используемых, имеющихся производительных сил
| · происходит за счёт качественного обновления производительных сил
|
42.
ЭКСТЕНСИВНЫЕ
ИНТЕНСИВНЫЕ
43.
Экономические субъекты (Агенты)
(Неоклассическая школа)
| Домашние хозяйства
| Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно – потребление). Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам. Сфера интересов –максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы
| Фирмы
| Самостоятельные хозяйственные единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестирование. Сфера интересов– максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспанацию и укрепление экономической власти)
| Государство
| Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов. Сфера интересов – регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики
| Экономические субъекты
| Производитель, продавец
| Потребитель, покупатель
| Управляющие
|
44.
Блага (классификация видов)
| Критерий: участие человека в производстве благ
| Экономические
| Характерные черты:
· ограниченное количество
· необходимость затрат на производство
· наличие рыночной цены
| Неэкономические (свободные)
| Характерные черты:
· практически неограниченное количество
· отсутствие затрат на производство
· отсутствие рыночной цены
| Критерий: субстанция благ
| Материальные
| вещная
форма благ
| Характерные особенности:
· производство и потребление происходят разновременно
| Нематериальные
| услуги
| Характерные особенности:
· производство и потребление происходят одновременно
· услуги не могут быть приобретены в собственность
· услуги не подлежат хранению
· непостоянство качества
· неотделимость от источника
| Критерий: создаются самой рыночной системой или государством
| Частные
| Создаются рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них заплатил
| Общественные
| Предоставляются государством всем гражданам (система внутренней и внешней безопасности, правовой порядок, социальные блага)
| Критерии: характер использования
| Потребительские (прямые)
| Блага текущего потребления
| Производственные (косвенные)
| Производственные ресурсы (оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация)
| Критерии: характер соотносимости друг с другом
| Комплиментарные блага
| – Блага, которые могут дополнять друг друга в процессе потребления; применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к зубной пасте служит зубная щетка, а к зубной щетке — футляр для нее. При изменении спроса на один из таких товаров спрос на другой меняется аналогичным образом
| Субституты
| – Блага, которые являются заменяемыми (альтернативными) по отношению друг к другу. Например, если подорожает баранина, то заменим ее говядиной
| Критерии: длительность потребления
| Краткосрочного потребления
| Срок службы не превышает одного года
| Долгосрочного потребления
| Срок службы превышает один год
|
|