Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивационный конфликт и ранжирование потребностейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Удовлетворение одной потребности нередко происходит за счет другой. Тратя деньги на насыщение одной потребности, вы урезаете бюджет, необходимый для удовлетворения остальных. Аналогично, отводя время на насыщение одной по-требности, вы отнимаете его у других. Компромиссные решения по поводу удов-летворения различных потребностей порождают мотивационный конфликт.
Существует три основные формы мотивационного конфликта. Конфликт «при-ближение — приближение» (имеется в виду приближение к удовлетворению по-требности) возникает тогда, когда человек должен выбрать один из двух или более желательных вариантов (например между покупкой новой мебели и морскимкруизом). Конфликт «избежание — избежание» предполагает выбормежду двумя или более нежелательными вариантами (например между необходимостью ко-сить траву во дворе и чистить бассейн). Наконец, конфликт «приближение — из-бежание» возникает, когда выбранный стиль поведения влечет за собой как по-ложительные,такиотрицательныепоследствия. Курениесигаретудовлетворяетпотребность курильщика в никотине, но угрожает его здоровью. Пациенты, при-нимавшие болеутоляющее средство «Celebrex», которое выписывают при артритах, не так давно пережили мотивационный конфликт «приближение — избежание». Это было связано с тем, что исследователи обнаружили, что принятие больших доз этого лекарства повышает риск инфарктов. «Члены моей семьи считают, что я не должен его принимать, — говорит один из потребителей. — Они говорят, пусть лучше боль вернется, но я буду жив. Они видят мир черно-белым. Я лучше, чем они, понимаю, что все положительные вещи сопровождаются побочными явле- 378Часть 3. Индивидуальные дете р минанты поведения потре бителей ниями и что побочные явления наступают не всегда». 53 На момент написания этой главы вопрос об изъятии препарата «Celebrex» с рынка еще не был решен, и это решение усложняла неоднозначность риска здоровью.54
Разрешение мотивационного конфликта требует, чтобы люди определяли оче-редность (т. е. относительную важность) своих потребностей. Назначение приори-тетов носит как краткосрочный (выбор потребности, которая б}'дет удовлетворена в данный момент), так и долгосрочный (потребностей, которые будут насыщены в будущем) характер. Урчание в животе побуждает вас немедленно удовлетворить потребность в пище. Забота о финансовой стабильности после выхода на пенсию побуждает в течение многих лет копить деньги.
Отличаясь по большинству других аспектов, потребители неодинаковы и с точки зрения ранжирования потребностей. Что для одного человека имеет первостепенное значение, для другого безразлично. Согласно исследованиям, 24% опрошенных женщин в возрасте 20-50 лет полностью согласны с утверж-дением: «Мне небезразлично, что обо мне думают другие люди».53 Для этой груп-пы респонденток потребность производить желательное впечатление в обществе имеет огромное значение, гораздо большее, чем для женщин, не согласных с дан-ным утверждением. Товары, которые, как считается, способствуют удовлетворе-нию этой потребности, имеют больше шансов быть купленными — но только теми потребителями, которые ставят данную потребность на важное место.
Одним из известнейших подходов к определению относительной приоритет-ности потребностей является иерархия Абрахама Маслоу (рис. 8.1), в соответ-ствии с которой одни потребности превосходят по важности другие.56 В основе всей иерархии лежат физиологические потребности; они являются самыми важ-ными. И только когда базовые физиологические потребности удовлетворены, индивид поднимается на следующий уровень иерархии. Фактически, А. Мас-лоу упорядочил потребности, начиная с самых важных (лежащих на первом уров-не иерархии) и заканчивая наименее значимыми (находящимися на вершине иерархии).
Ценность иерархии А. Маслоу состоит и в том, что она напоминает людям о необходимости оценивать потребности в соответствии с их значимостью. Но не следует рассматривать ее как единственно возможную иерархию. Хотя мно-гие люди, возможно, согласятся с предложенным А. Маслоу порядком, он ни в коей мере не отражает приоритеты всех и каждого в любой ситуации. Иногда люди пренебрегают базовыми нуждами ради потребностей более высокого по-рядка. Материнская любовь может заставить женщину подвергнуться опасности во имя спасения своего ребенка. Некоторые люди, удовлетворяя потребность в самоутверждении, стремятся добиться профессионального успеха, но отказы-ваются от любви.
Различия между потребителями с точки зрения ранжирования потребностей в конечном счете влияют на то, как они оценивают товары. Разные потребности побуждают потребителей искать в продуктах различные выгоды. Покупатели ав-томобилей, которыми в большой степени движет желание производить опреде-ленное впечатление в обществе, придают значение иным выгодам, нежели потре-бители, отдающие приоритет надежности машины. Соответственно, оценочные
Потребности высшего уровня
Потребности низшего уровня
Рис. 8. 1. Иерархия потребностей А. Маслоу
критерии (см. гл. 4), используемые в процессе принятия решения, могут варьиро-ваться в зависимости от искомых выгод и удовлетворяемых потребностей. Люди, главной заботой которых является имидж, оценивают в первую очередь дизайн и престиж автомобиля. Характеристики машины, связанные с безопасностью (на-личие воздушных подушек, антиблокировочной тормозной системы), и ее место в рейтинге надежности больше интересуют индивидов, руководимых потребно-стью в надежном транспортном средстве.
Вследствие различий в мотивационных приоритетах потребителей компаниям выгодно сегментировать рынки исходя из этих различий. Во-первых, можно вы-полнить так называемое сегментирование по выгодам. Сегментирование по вы-годам заключается вразделении потребителей наразличныерыночныесегментынаосноветехвыгод (т.е.удовлетворяемыхимипотребностей), которыеониигцут в продукте и потреблении. Компании получают возможность разрабатывать болееэффективные маркетинговые программы и адаптировать их с учетом потребностей рынка. Очевидно, стиль позиционирования бутилированной воды для движимого заботой о здоровье сегмента рынка отличается от стиля позиционирования для потребителей, воспринимающих воду в бутылках как удобный способ сообщить свой образ социальному окружению. 380 Часть 3. Индивиду альные детер минанты поведения потребителей
Интенсивность мотивации
До сих пор мы не касались вопроса об интенсивности мотивации, о том, насколь-ко сильно потребители мотивированы конкретной потребностью. Иногда из-заудовлетворения какой-то потребности человек отодвигает на второй план все ос-тальное. А иногда интенсивность мотивации носит умеренный характер.
В гл. 4 мы отмечали, что осознание потребности зависит от степени несоот-ветствия между текущей ситуацией (тем, что мы имеем на данный момент) и идеальной (тем, что хотим иметь). По мере увеличения данного несоответствия вероятность осознания потребности повышается. Одновременно увеличивает-ся и интенсивность мотивации. Человек, который не ел сутки, испытывает гораз-до более настоятельную необходимость наполнить желудок, чем тот, кто недавно пообедал. Сила мотивации зависит также от важности потребности. Потребно-сти, которые, по мнению потребителей, являются наиболее важными, будут удов-летворяться более целеустремленно.
Об интенсивности мотивации можно говорить и в свете концепции вовлечен-ности. Вовлеченность — это степень релевантности (существенности) объекта или поведения для человека.57 Чем более способными удовлетворить потреб-ность воспринимаются объект или поведение, тем больше их релевантность для данного индивида. Чем сильнее потребители мотивированы к удовлетворению своих потребностей, тем выше их вовлеченность в потенциальный источник их насыщения (т. е. в продукт). Например, потребители, мотивированные произво-дить благоприятное впечатление в обществе, более других вовлечены в товары, которые, по их мнению, способны удовлетворять эту потребность. Равным обра-зом продукты, вызывающие наиболее высокую вовлеченность (наиболее реле-вантные для наших персональных потребностей), способствуют усилению моти-вации к их приобретению и потреблению.
Важность понятий вовлеченности и интенсивности мотивации состоит в том, что они детерминируют количество усилий, прилагаемых потребителями к удов-летворению своих потребностей. Чем сильнее мотивация и вовлеченность, тем упорнее старается потребитель насытить некую потребность. Он становится вни-мательнее к релевантной информации. Он больше размышляет над ней и острее реагирует на аргументы рекламодателей (см. гл. 15). Расширяется внешний по-иск. 58 Кроме того, возможно расширится и набор рассматриваемых потребите-лем в процессе поиска вариантов выбора.
Иногда компании формируют свои маркетинговые программы в соответствии с вовлеченностью потребителей. Блестящий пример такого подхода — программа лояльности Nintendo (с ней можно ознакомиться на www.nintendo.com), которая предполагает три уровня членства. Верхнего уровня, который называется «Sage», можно достичь при наличии значительной вовлеченности в сайт Nintendo. «Мы получаем необыкновенную отдачу от этой программы, — говорит Дэн Оусен, он-лайн-менеджер Nintendo в Америке. — Мы можем четко определить группу "Sage", составляющую ядро наших потребителей». С момента запуска сайта в декабре 2003 г. количество регистрирующихся на нем за неделю посетителей утроилось, а около 3 млн посетителей просматривают содержание сайта ежемесячно.э9
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.013 с.) |