Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Методики диагностики мотивационной сферы личности
Похожие статьи вашей тематики
В психодиагностике мотивации выделяют три основные группы методов: прямые методы, косвенные методы (личностные опросники) и проективные методы (табл. 14). В основу прямых методов положена прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация). По этим методам можно судить скорее о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях, чем о реально действующих мотивах поведения и деятельности. В опросниках предлагаются утверждения, касающиеся некоторых поведенческих характеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпирически связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением объективности ответов из-за действия фактора социальной желательности или защитной мотивации.
Проективные методы построены на анализе продуктов воображения и фантазии. Они основаны на исследованиях влияния мотивации на воображение и перцепцию. Проективные методы используются для диагностики глубинных мотивационных образований, особенно неосознаваемых мотивов.
Достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности представлены в табл. 13.
Таблица 13
Достоинства и недостатки методик диагностики
мотивационной сферы личности
Достоинства
| Недостатки
| Высокая надежность, характерная для большинства методик
| Противоречивость данных о валидности
| Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации
|
| Необходимость совместного использования прямых и косвенных методов психодиагностики
|
Таблица14
Методики диагностики мотивации
Название
| Аннотация
|
|
| Прямые методы
| Анкеты, интервью прямой вопрос
| Существующие формы (модификации) ¾ анкеты, интервью, прямой вопрос
Теоретическое основание ¾ когнитивная репрезентация (прямая оценка представлений человека о причинах или особенностях поведения, интересах и т. д.)
Шкалы определяются целью исследования. Диагностируются, скорее, «кажущиеся мотивы», причинные стереотипы, ценностные ориентации, поэтому эти методики используются для изучения не мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности
Процедура обработки:
1) подсчет первичных баллов по каждой шкале;
2) сравнение со статистической нормой;
3) графическое отображение результатов.
Количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от цели исследования
|
Продолжение табл. 14
|
|
| Личностные опросники
| Список личност-ных предпочтений А. Эдвардса (EPPS)
| Существующие формы (модификации) ¾ модификация Т. В. Корнилова, Г. В. Парамей, С. Н. Ениколопова
Теоретическое основание ¾ опросник А. Эдвардса, с помощью которого измеряют силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем к тесту тематической апперцепции (ТАТ)
Шкалы (15): достижение, принятие авторитетов, порядок, демонстративность, автономия, аффилиация, самопознание, принятие опеки, доминирование, подчинение, оказание опеки, толерантность к новому, стойкость в достижении целей, гетеросексуальность, агрессия
Процедура обработки:
1) подсчет первичных баллов;
2) сопоставление полученных результатов с нормативными данными;
3) построение мотивационного профиля;
4) подсчет итогового индекса (итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня)
Количество вопросов (заданий) ¾ 210 пар утверждений
| Тест-опросник для измерения потребности в достижениях Орлова Ю.М.
| Существующие формы (модификации) ¾ нет
Теоретическое основание ¾ авторская концепция
Предмет диагностики: потребность в достижениях
Шкалы ¾ потребность в достижениях
Процедура обработки:
1)получение сырых баллов;
2)перевод сырых баллов в стены;
3)сравнение с существующими нормативами
Количество вопросов (заданий) ¾ 23 утверждения
| Опросник для измерения результи-рующей тенденции мотивации достиже-ния (RAM)
А. Мехрабиана
| Существующие формы (модификации) ¾ тест-опросник мотивации достижения (ТМД), модификация М. Ш. Магомед-Эминова. Опросник имеет две формы: для мужчин (А) и для женщин (Б)
Теоретическое основание ¾ теория мотивации достижения Дж. Аткинсона
Шкалы: мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи, а также результирующая тенденция мотивации достижения
Процедура обработки:
1) подсчет суммарного балла по каждой шкале;
2) определение доминирующей мотивационной тенденции на основе суммарного балла
Количество вопросов (заданий) ¾ для женщин ¾30, для мужчин ¾32
|
Продолжение табл. 14
|
|
| Опросник для измерения аффилиа-тивной тенденции и чувствительности к отвержению А. Мехрабиана
| Существующие формы (модификации) ¾ тест-опросник мотивации аффилиации (ТМА) модификация М. Ш. Магомед-Эминова
Теоретическое основание ¾ использование факторного анализа для определения внутренней структуры опросника. Исследования общих ожиданий индивида о позитивном и негативном исходе при установлении межличностного контакта
Шкалы (2): СП ¾ стремление к принятию (аффилиативная тенденция) и СО ¾ страх отвержения (чувствительность к отвержению)
Процедура обработки:
1) подсчет суммарных баллов по каждой шкале;
2) сопоставление индексов СП и СО;
3) определение доминирующей мотивационной тенденции
Количество вопросов (заданий) ¾ 50 (первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая ¾ 24 пункта)
|
|
| Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Элерса
| Существующие формы (модификации) ¾ адаптация М.А. Котика
Теоретическое основание ¾ теория мотивации Д. Мак-Клелланда
Предмет диагностики: мотивация избегания неудач
Шкалы ¾ избегание неудач
Процедура обработки: подсчитывается сумма набранных баллов по 1 баллу за выборы, совпавшие с ключом
Количество вопросов (заданий) ¾ список прилагательных, характеризующих различные личностные особенности, представленных в 30 строках, по 3 слова в каждой строке
| Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса
| Существующие формы (модификации) ¾ адаптация М.А. Котика
Теоретическое основание ¾ теория мотивации Д. Мак-Клелланда
Предмет диагностики: мотивация достижения успеха
Шкалы ¾ достижения успеха
Процедура обработки: подсчет баллов в соответствии с ключом
Количество вопросов (заданий) ¾ 41 утверждение
|
Продолжение табл. 14
|
|
| Проективные методы
| Тест тематичес-кой апперцепции (ТАТ) Мюррея
| Существующие формы (модификации) ¾ ТАТ для диагностики мотивации подростка Е. Т. Соколовой, для лиц различного культурного уровня, для людей пожилого и старческого возраста. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин и мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). ТАТ Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена.
Форма А (для подростков и взрослых со средним и выше уровнем интеллекта). Форма Б (для детей, для взрослых с низким уровнем интеллекта и образования и для больных с психотической симптоматикой).
Варианты ТАТ для разных возрастных групп: САТ (CAT-S CAT-H); МРТ, SPST, SAT, GAT
Варианты ТАТ для этнокультурных групп Т-ТАТ, SAPAT
Варианты ТАТ для решения разных прикладных задач:VAT, TGP, TFA, FRI, SAM, EAT, SAT
Теоретическое основание ¾ представления З. Фрейда о механизме проекции, а также многочисленные исследования влияния мотивации на воображение и апперцепцию. Признание в психике человека двух тенденций: первая выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии с прошлым опытом; вторая состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается, прежде всего, на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей
Шкалы ¾ 4 темы: 1) то, что обследуемый реально совершает; 2) то, к чему обследуемый стремится; 3) то, что он испытывает в настоящий момент; 4) то, каким ему представляется будущее.
В результате получают сведения об основных стремлениях, о потребностях обследуемого, о воздействиях, оказываемых на него, о конфликтах, возникающих с другими людьми, и способах их разрешения
|
Продолжение табл. 14
|
|
|
| Процедура обработки (контент-анализ):
1) нахождение «героя», с которым обследуемый идентифицирует себя;
2) определение его важнейших характеристик;
3) сравнительная оценка сил, исходящих от «героя», и сил, исходящих из среды;
4) формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др.
Количество вопросов (заданий) ¾ стимульный материал ТАТ включает стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одной пустой таблицы, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию
| Детский апперцептивный тест (САТ – Children’s Apperception Test) Л.Беллака
| Существующие формы (модификации) ¾ модификации CAT-S, CAT-H. Методика предназначена для детей 3-10 лет.
Теоретическое основание ¾ создан на основе ТАТ Мюррея
Предмет диагностики: глубинные структуры мотивации детей
Шкалы ¾ главная тема, главный герой, главная потребность, среда. Персонажи, конфликты, страхи, защиты, адекватность Супер Эго, интеграция Эго.
Процедура обработки: качественный и количественный анализ (подсчет количества слов, частоты тем)
Количество вопросов (заданий) ¾ 10 стандартных черно-белых таблиц-рисунков, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные
| ТАТ для диагностики мотивации достижения Х.Хекхаузена (HTAT)
| Существующие формы (модификации) ¾ Модификация Магомед-Эминова, Б.Г. Ребзуева, адаптация Л.Н. Собчик, решетка мотива достижения Шмальта
Теоретическое основание ¾
Предмет диагностики: две независимые тенденции в мотивации достижения: надежда на успех и боязнь неудачи
Шкалы ¾ надежда на успех и боязнь неудачи (категории анализа частично с категориями системы Д.Мак-Клелланда)
Процедура обработки: качественный анализ высказываний с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения
Количество вопросов (заданий) ¾ 6 картин
|
Продолжение табл. 14
|
|
| ТАТ для диагностики мотивации достижения Д.Мак-Клелланда
| Существующие формы (модификации) ¾ нет
Теоретическое основание ¾ интеракционистская парадигма, теория мотивации МакКлелланда
Предмет диагностики: потребность в достижении
Шкалы ¾ категории анализа: потребность достижения, позитивные и негативные целевые ожидания (антиципации), инструментальная активность, направленная на достижение цели, внутренние и внешние препятствия, внешняя поддержка, позитивные и негативные эмоциональные состояния, возникающие вследствие успеха или неудачи, тема достижения
Процедура обработки: качественный анализ высказываний с точки зрения присутствия в них признаков темы достижения.За каждый из этих признаков засчитывается по одному баллу; сумма баллов определяет общую выраженность потребности в достижении
Количество вопросов (заданий) ¾ четыре слайда, изображающих ситуации, связанные с тематикой достижения (2 заимствованы из ТАТ Мюррея, 2 созданы дополнительно)
| Решетка мотива достижения (Leistungsmotivs Gitter) Г.Д. Шмальт 1976
| Существующие формы (модификации) ¾ нет
Теоретическое основание ¾ проективная методика. Близка к модификации ТАТ Х. Хекхаузена
Предмет диагностики: интенсивность и экстенсивность мотива достижения
Шкалы ¾ 3 мотивационных тенденции: НУ - уверенность в успехе, БН1 – активное избегание неудачи, БН2 – боязнь неудачи.
Процедура обработки: объединение выбранных утверждений по каждой из картинок с целью получения матрицы ответов (решетки), столбцы которой представляют интенсивность мотива, а строки – экстенсивность
1)получение сырых баллов;
2)перевод сырых баллов в стены;
3)сравнение с существующими нормативами
Количество вопросов (заданий) ¾ стимульный материал состоит из 18 картин, объединенных в тройки, относящиеся к 6 различным сферам жизнедеятельности (труд, музыка, школьное обучение, самоутверждение, оказание помощи, спорт)
|
Продолжение табл. 14
|
|
| Мульти-Мотив- Тест
(ММТ)
Х. Шмальт, К. Соколовски
| Существующие формы (модификации) ¾ адаптирован
С.А. Шапкиным
Теоретическое основание ¾ концепция мотивации Хекхаузена
Предмет диагностики: мотивы достижения, аффилиации, лидерства
Шкалы ¾ надежда на успех, боязнь неудачи, надежда на аффилиацию, боязнь отвержения, надежда на получение контроля, страх потери контроля
Процедура обработки:,.
1) качественный анализ рассказов по рисункам;
2) анализ ответов на вопросы, подсчет индексов по шкалам
Количество вопросов (заданий) ¾ 14 рисунков, ряд вопросов к каждому рисунку
| Методика мотива-ционной индукции Нюттена (MIM)
| Существующие формы (модификации) ¾ различные варианты методик незаконченных предложений
Теоретическое основание ¾ влияние временной перспективы на поведение человека. Исходная позиция: наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает и которые имеют знание места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но которые в не меньшей степени стимулируют его активность. Эти объекты-цели или «мотивационные объекты» несут в себе индексы времени
Шкалы ¾ автором разработано 2 кода: код времени (Т –– в настоящий момент, Д –– в интервале дня, Н –– в ближайшую неделю, М –– в ближайший месяц, Г –– в течение года, Ж –– ко всему периоду жизни, С –– к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализацией; активность, связанная с учебной или профессиональной деятельностью; активность, связанная с общением; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации)
Процедура обработки осуществляется методом контент-анализа: 1) подсчет баллов по предложенным Нюттеном кодам; 2) графическое отображение полученных данных на одном графике по двум кодам.
Количество вопросов (заданий) ¾ первый буклет 20 незаконченных предложений, второй ¾ 10
|
Окончание табл. 14
|
|
| Тест юморис-тических фраз (ТЮФ), А. Г. Шмелева и В. С. Болдыревой
| Существующие формы (модификации) ¾ варианты в 80-ю и 45-ю карточками
Теоретическое основание ¾ разработанная А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой концепция, исходящая из того, что, чем боьшее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы
Шкалы (10): садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве, человеческая глупость).
Процедура обработки: 1) подсчет тестовых баллов, отражающих «напряженность» отдельных мотивационных тем; 2) графическое представление полученных результатов в виде мотивационного профиля; 3) анализ отдельных тем и их комбинаций.
Количество вопросов (заданий) ¾ стимульный материал представляет собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на каждую), а остальные фразы являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа 10 основных)
|
| Идеографические техники
| Психосемантическая диагностика скрытой мотивации (ПДСМ) Соломин
| Существующие формы (модификации) ¾ нет
Теоретическое основание ¾ методический комплекс представлен модифицированными вариантами техники репертуарных решеток, семантического дифференциала и цветового теста отношений
Предмет диагностики: содержание и структура потребностей, мотивов различных видов деятельности, осознанных и неосознаваемых отношений
Шкалы ¾ диагностические категории определяются в зависимости от цели и задач исследования
Процедура обработки: обработка осуществляется с помощью специально разработанной компьютерной программы
Количество вопросов (заданий) ¾ стимульным материалом является список понятий, а также 8 цветовых карточек
|
|
|