Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел (модуль) 2. Личностный фактор юридической деятельности↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 2.1. Познавательные процессы и учет их особенностей в юридической деятельности I. Задания для самостоятельной работы 1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме. 2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия. 3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы. II. План семинарского занятия (Форма обучения очная) 1. Общая характеристикапознавательнойсферы личности. Понятие, виды и основные свойства ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания. 2. Поисково-познавательный характер юридической деятельности. 3. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение. 4. Исследование познавательной сферы личности как предмет исследования судебно-психологической экспертизы. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Юристу необходимо учитывать психологические закономерности формирования свидетельских показаний. В этой связи следует повторить: - понятие об ощущении и восприятии; - основные свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность); - память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта; - мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности; - понятие «внимание», укажите основные свойства внимания (объем, устойчивость, переключение, распределение и т.д.); - воображение как познавательный процесс. Уделите внимание вопросам диагностики индивидуальных особенностей познавательной деятельности личности, изучению приемов активизации памяти человека. Изучая познавательную деятельность человека, рассмотрите вопрос о судебно-психологической экспертизе (СПЭ) способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Ее предмет и компетенцию. Поводы для назначения. IV. Рекомендуемые источники Основная литература: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М.: Юрайт, 2001. - 336с. 2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с. 3. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с. 4. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с. 5. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие. - Минск, 2007. – 368с. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2004.- 713с. Дополнительная литература:
1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М., 1996.- 160с. 2. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования.- Ремонтное: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995.- 464с. 3. Семко М.А. Особенности познавательной деятельности личности: характеристика психических процессов и их учет в работе сотрудника ОВД: Лекция / Юр. ин-т МВД России. - М., 1994.- 25с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Каково значение использования в юридической деятельности психологических данных об основных свойствах познавательной сферы человека? 2. В чем проявляется своеобразие требований к познавательным способностям юриста? Тема 2.2. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка I. Задания для самостоятельной работы 1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме. 2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия. 3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы. II. План семинарского занятия (Форма обучения очная) 1. Понятие, физиологические механизмы и виды эмоциональных переживаний. Индивидуальное своеобразие эмоций. 2. Негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) эмоциональные переживания: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности. 3. Конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности. 4. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Понятие «порока воли» в праве. 5. Общая характеристика мотивационной сферы личности. 6. Мотивация преступного поведения. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы. 7. Исследование психических состояний и свойств личности как предмет судебно-психологической экспертизы. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Изучая судебно-психологическое значение эмоций, воли и мотивов, следует повторить их общепсихологическую характеристику. Дайте классификацию эмоций. Особое внимание обратите на негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) и конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния. Раскройте их психологическое содержание, а также роль и значение в юридической практике: - СПЭ эмоциональных состояний; - индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к аффекту. Поводы к назначению. Аффект на почве простого алкогольного опьянения. -СПЭ стрессовых состояний. Дайте определения: психологическому понятию «воля»; понятию «порока воли» в праве. Выявите психологическое содержание и причины «порока воли». Изучая структуру личности, выделите подструктуру направленности личности (мотивационная сфера). Дайте в связи с этим классификацию потребностей и мотивов. Рассмотрите осознаваемые мотивы поведения (интересы, стремления, убеждения) и неосознаваемые мотивы поведения. Рассмотрите соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Изучите психологическую характеристику умышленных и неосторожных преступлений. Изучая мотивацию преступной деятельности, соотнесите юридическое и психологическое понятие “мотива преступления”. IV. Рекомендуемые источники Основная литература: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М.: Юрайт, 2001. - 336с. 2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с. 3. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с. 4. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2004.- 713с. Дополнительная литература:
1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004.- 166с. 2. Абрамова Г.С. Психология только для студентов: Учеб. пособие для вузов.- М.: ПЕРСЭ, 2001.- 271с. 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 1997. 4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М., 1990. - 114с. 5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Минск, 1999. - 384с. 6. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия.- Минск, 2001.- 656с. 7. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты: Метод. пособие. - М., 2002.- 168с. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека. 2. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека? Тема 2.3. Психология личности. Использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности в юридической деятельности I. Задания для самостоятельной работы 1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме. 2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия. 3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы. II. План семинарского занятия (Форма обучения очная) Вопросы для обсуждения 1. Личность как междисциплинарный объект исследования. Понятие личности в психологии. 2. Биологический и социальный факторы развития личности. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника. 3. Психологические основы изучения и оценки личности преступника. 4. Темперамент: понятие; физиологические основы; характеристика различных типов темперамента. 5. Понятие о характере. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард и др.). Акцентуация характера. 6. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям. 7. Понятие и содержание визуальной психодиагностики. 8. Исследование индивидуально-психологических особенностей личности как предмет судебно-психологической экспертизы.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию Рассмотрите биологически обусловленную подструктуру личности и уясните понятие о темпераменте. Обратите внимание на свойства нервной системы как физиологической основы темперамента. Определите свойства темперамента. Составьте представление о типологии темпераментов, их психологической характеристике. Задумайтесь о роли темперамента в деятельности человека. Определите отличие темперамента от характера. Обратите внимание на роль социальной среды в формировании характера. Следует усвоить понятие о способностях, составить представление о соотношении между задатками и способностями, рассмотреть виды способностей. Обратите внимание на социальную детерминированность индивидуального преступного поведения и криминологическую структуру личности преступника. Опирайтесь при этом на современные подходы к определению соотношения биологического и социального в структуре личности. Рассмотрите понятие и структуру психических аномалий. Изучите проблемау криминогенности психических аномалий, их общую характеристику. Изучите влияние алкоголя на психику, особенности изменений личности при алкоголизме, в том числе особенности женского алкоголизма. Рассмотрите акцентуации характера как крайние варианты нормы, а также понятие психопатии. Изучите особенности судебно-психологической оценки психологических особенностей психопатических и акцентуированных личностей. Обратите внимание на понятие патопсихологического синдрома, на характеристику основных патопсихологических синдромов и их криминогенное значение.
IV. Рекомендуемые источники Основная литература: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М.: Юрайт, 2001. - 336с. 2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с. 3. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с. 4. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2004.- 713с. Дополнительная литература:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие.- 2-е изд.- СПб., 2001. 191с. 2. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1998. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Моск. Психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 352с. 4. Гуревич К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, № 5.- С.29-37. 5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2-х т. - М.; Воронеж, 2005. – Т. 1. – 568с. 6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2-х т.- М.; Воронеж, 2005. – Т. 2. – 456с. 7. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 1990.- 448с. 8. Фрейд 3. Энциклопедия психоанализа. - М., 1996.- 477с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Назовите основные факторы развития личности. 2. Сформулируйте цели и укажите способы изучения личности в профессиональной деятельности юриста. 3. Раскройте содержание, соотношение и практическое значение понятий психологическая, криминологическая и криминалистическая характеристика субъекта преступления. 4. Можно ли разделить типы темперамента человека на хорошие и плохие? 5. Как темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности? 6. Как темперамент влияет на формирование характера? Что лежит в основе типологии характеров и какие типологии характера Вы знаете? 7. Какие типы акцентуаций характера представляют «опасность» с точки зрения формирования криминального поведения личности? 8. Как проявляются и какое значение в деятельности юриста имеют индивидуально-психологические особенности личности? 9. Назовите профессионально-значимые свойства и качества личности юриста.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.011 с.) |