Раздел (модуль) 2. Личностный фактор юридической деятельности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел (модуль) 2. Личностный фактор юридической деятельности



Тема 2.1. Познавательные процессы и учет их особенностей в юридической деятельности

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Общая характеристикапознавательнойсферы личности. Понятие, виды и основные свойства ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

2. Поисково-познавательный характер юридической деятельности.

3. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение.

4. Исследование познавательной сферы личности как предмет исследования судебно-психологической экспертизы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Юристу необходимо учитывать психологические закономерности формирования свидетельских показаний. В этой связи следует повторить:

- понятие об ощущении и восприятии;

- основные свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность);

- память как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта;

- мышление как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности;

- понятие «внимание», укажите основные свойства внимания (объем, устойчивость, переключение, распределение и т.д.);

- воображение как познавательный процесс.

Уделите внимание вопросам диагностики индивидуальных особенностей познавательной деятельности личности, изучению приемов активизации памяти человека.

Изучая познавательную деятельность человека, рассмотрите вопрос о судебно-психологической экспертизе (СПЭ) способности воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Ее предмет и компетенцию. Поводы для назначения.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М.: Юрайт, 2001. - 336с.

2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с.

3. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с.

4. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с.

5. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: Учеб. пособие. - Минск, 2007. – 368с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2004.- 713с.

Дополнительная литература:

 

1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - М., 1996.- 160с.

2. Рогов Е.И., Скрипкина Т.П. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования.- Ремонтное: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1995.- 464с.

3. Семко М.А. Особенности познавательной деятельности личности: характеристика психических процессов и их учет в работе сотрудника ОВД: Лекция / Юр. ин-т МВД России. - М., 1994.- 25с.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каково значение использования в юридической деятельности психологических данных об основных свойствах познавательной сферы человека?

2. В чем проявляется своеобразие требований к познавательным способностям юриста?

Тема 2.2. Эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности, их психолого-правовая оценка

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Понятие, физиологические механизмы и виды эмоциональных переживаний. Индивидуальное своеобразие эмоций.

2. Негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) эмоциональные переживания: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.

3. Конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния: психологическое содержание; их роль и значение в юридической деятельности.

4. Понятие воли. Структура волевого акта. Волевые качества личности. Понятие «порока воли» в праве.

5. Общая характеристика мотивационной сферы личности.

6. Мотивация преступного поведения. Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы.

7. Исследование психических состояний и свойств личности как предмет судебно-психологической экспертизы.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Изучая судебно-психологическое значение эмоций, воли и мотивов, следует повторить их общепсихологическую характеристику. Дайте классификацию эмоций. Особое внимание обратите на негативные (депрессия, страх, апатия, состояние неопределенности и т.д.) и конфликтные (фрустрация, стресс, аффект) эмоциональные состояния. Раскройте их психологическое содержание, а также роль и значение в юридической практике:

- СПЭ эмоциональных состояний;

- индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к аффекту. Поводы к назначению. Аффект на почве простого алкогольного опьянения.

-СПЭ стрессовых состояний.

Дайте определения: психологическому понятию «воля»; понятию «порока воли» в праве. Выявите психологическое содержание и причины «порока воли».

Изучая структуру личности, выделите подструктуру направленности личности (мотивационная сфера). Дайте в связи с этим классификацию потребностей и мотивов. Рассмотрите осознаваемые мотивы поведения (интересы, стремления, убеждения) и неосознаваемые мотивы поведения.

Рассмотрите соотношение мотива, цели и наступившего результата в умышленных и неосторожных преступлениях. Изучите психологическую характеристику умышленных и неосторожных преступлений.

Изучая мотивацию преступной деятельности, соотнесите юридическое и психологическое понятие “мотива преступления”.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М.: Юрайт, 2001. - 336с.

2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с.

3. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с.

4. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2004.- 713с.

Дополнительная литература:

 

1. Абабков В.А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб: Речь, 2004.- 166с.

2. Абрамова Г.С. Психология только для студентов: Учеб. пособие для вузов.- М.: ПЕРСЭ, 2001.- 271с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 1997.

4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.- М., 1990. - 114с.

5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах.- Минск, 1999. - 384с.

6. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия.- Минск, 2001.- 656с.

7. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты: Метод. пособие. - М., 2002.- 168с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека.

2. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека?

Тема 2.3. Психология личности. Использование знаний об индивидуально-психологических особенностях личности в юридической деятельности

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

Вопросы для обсуждения

1. Личность как междисциплинарный объект исследования. Понятие личности в психологии.

2. Биологический и социальный факторы развития личности. Взаимодействие социального и биологического факторов в формировании личности преступника.

3. Психологические основы изучения и оценки личности преступника.

4. Темперамент: понятие; физиологические основы; характеристика различных типов темперамента.

5. Понятие о характере. Факторы, влияющие на формирование характера. Типология характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард и др.). Акцентуация характера.

6. Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические, характерологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения, к несчастным случаям.

7. Понятие и содержание визуальной психодиагностики.

8. Исследование индивидуально-психологических особенностей личности как предмет судебно-психологической экспертизы.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Рассмотрите биологически обусловленную подструктуру личности и уясните понятие о темпераменте. Обратите внимание на свойства нервной системы как физиологической основы темперамента. Определите свойства темперамента. Составьте представление о типологии темпераментов, их психологической характеристике. Задумайтесь о роли темперамента в деятельности человека.

Определите отличие темперамента от характера. Обратите внимание на роль социальной среды в формировании характера.

Следует усвоить понятие о способностях, составить представление о соотношении между задатками и способностями, рассмотреть виды способностей.

Обратите внимание на социальную детерминированность индивидуального преступного поведения и криминологическую структуру личности преступника. Опирайтесь при этом на современные подходы к определению соотношения биологического и социального в структуре личности.

Рассмотрите понятие и структуру психических аномалий. Изучите проблемау криминогенности психических аномалий, их общую характеристику.

Изучите влияние алкоголя на психику, особенности изменений личности при алкоголизме, в том числе особенности женского алкоголизма.

Рассмотрите акцентуации характера как крайние варианты нормы, а также понятие психопатии. Изучите особенности судебно-психологической оценки психологических особенностей психопатических и акцентуированных личностей.

Обратите внимание на понятие патопсихологического синдрома, на характеристику основных патопсихологических синдромов и их криминогенное значение.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций.- М.: Юрайт, 2001. - 336с.

2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с.

3. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с.

4. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2004.- 713с.

Дополнительная литература:

 

1. Аверин В.А. Психология личности: Учеб. пособие.- 2-е изд.- СПб., 2001. 191с.

2. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1998.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Моск. Психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. - 352с.

4. Гуревич К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, № 5.- С.29-37.

5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2-х т. - М.; Воронеж, 2005. – Т. 1. – 568с.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2-х т.- М.; Воронеж, 2005. – Т. 2. – 456с.

7. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. - М.: Просвещение, 1990.- 448с.

8. Фрейд 3. Энциклопедия психоанализа. - М., 1996.- 477с.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите основные факторы развития личности.

2. Сформулируйте цели и укажите способы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.

3. Раскройте содержание, соотношение и практическое значение понятий психологическая, криминологическая и криминалистическая характеристика субъекта преступления.

4. Можно ли разделить типы темперамента человека на хорошие и плохие?

5. Как темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности?

6. Как темперамент влияет на формирование характера? Что лежит в основе типологии характеров и какие типологии характера Вы знаете?

7. Какие типы акцентуаций характера представляют «опасность» с точки зрения формирования криминального поведения личности?

8. Как проявляются и какое значение в деятельности юриста имеют индивидуально-психологические особенности личности?

9. Назовите профессионально-значимые свойства и качества личности юриста.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.012 с.)