Раздел (модуль) 3. Социально-психологические основы юридической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел (модуль) 3. Социально-психологические основы юридической деятельности



Тема 3.1. Психология общения. Особенности и значение коммуникативных процессов в юридической деятельности

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Понятие, виды и средства общения.

2. Структура речевого поведения. Виды и функции речи.

3. Социально-психологические закономерности понимания речевого сообщения. Виды и техники слушания.

4. Типы коммуникативных барьеров. Приемы повышения эффективности общения.

5. Понятие невербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур невербального поведения.

6. Кинесика как совокупность телодвижений (жестов, мимики и т.д.), применяемых в процессе человеческого общения.

7. Просодика, экстралингвистика и их роль в регуляции речевого поведения.

8. Пространственно-временная организация общения.

9. Тактика установления и развития психологических контактов в юридической деятельности.

10. Переговорный процесс как специфический вид деятельности юриста. Правила ведения переговоров.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Рассмотрите понятие, виды и средства общения. Обратите внимание на

типы коммуникативных барьеров, приемы повышения эффективности общения.

Изучая тему, сформулируйте понятие коммуникативной компетентности юриста, определите его содержание. Обратите внимание на общие социально-психологические особенности профессионального общения юриста: речевой этикет и требования, предъявляемые к речи юриста, средства невербального общения.

Уясните тактику установления и развития психологических контактов в юридической деятельности.

Обратите внимание на процессуальные и непроцессуальные формы и ситуации профессионального общения.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365с.

2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с.

3. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с.

4. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с.

5. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. - СПб: Речь, 2004. - 624с.

6. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. - СПб: Речь, 2004.- 240с.

7. Психология и этика делового общения: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

Дополнительная литература:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2001.- 480с.

2. Аврамцев В.В. Психология профессионального общения юриста: Учеб.-метод. пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 88с.

3. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие. - М.,1996.- 373с.

4. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Дону: РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.

5. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ.- СПб: Питер, 2000.- 688с.

6. Носков В.А. Психотехника общения: Учеб. пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001. - 120с.

7. Полтавцева Л.И. Психология в криминалистике: существенные «мелочи» межличностного общения//Закон и право. М., 2003. № 2.

8. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. - М.: Транс-лесиздат, 1998. - 78с.

9. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.

10. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях.- М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002.- 192с.

11. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

12. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление.- М.: Смысл, 2002. -246с.

13. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров / Пер. с нем.- М.: Экономика, 1988.- 141с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте особенности и значение коммуникативных процессов в юридической деятельности.

2. Раскройте понятие экспрессивного репертуара человека.

3. Какие приемы установления психологического контакта Вам известны?

 

Тема 3.2. Психология межличностного взаимодействия и его специфика в сфере юридической деятельности

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендуемую литературу по данной теме.

2.На основе изученной литературы составьте письменный план ответа на каждый из учебных вопросов семинарского занятия.

3*. По изученной теме, ориентируясь на контрольные вопросы, сформулируйте в письменном виде краткие выводы.

II. План семинарского занятия

(Форма обучения очная и заочная)

1. Общая характеристика межличностных отношений.

2. Эмоционально-оценочная природа отношений.

3. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Проблема точности межличностного восприятия.

4. Эмпатия и рефлексия как формы познания человека человеком

5. Межличностная аттракция и факторы ее возникновения.

6. Межличностное взаимодействие и его виды.

7. Понятие о внеколлективном поведении и факторах, определяющих его психологические особенности. Основные формы внеколлективного поведения. Психологическая характеристика толпы, слухов, паники, причин и условий их развития и влияния на общественный порядок.

8. Динамические (заражение, внушение, подражание и др.) и статичные (обычаи, традиции и др.) социально-психологические явления.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Целью изучения рекомендуемой литературы является формирование представления об общей характеристике межличностных отношений. Рассмотрите механизмы и эффекты межличностного восприятия. Определите, в чем заключается проблема точности межличностного восприятия. Обратите внимание на классификацию видов межличностного взаимодействия и их содержательную характеристику.

Изучая тему, сформулируйте понятие внеколлективного поведения людей. Определите содержание факторов, определяющих его психологические особенности. Обратите внимание на основные формы внеколлективного поведения. Уясните психологическую характеристику толпы, слухов, паники, причин и условий их развития и влияния на общественный порядок.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365с.

2. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. - СПб: Речь, 2004. - 624с.

3. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. - СПб: Речь, 2004.- 240с.

4. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. - М.: Знание, 1999.- 304с.

5. Зельдович Б.Э. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: Учеб. пособие для юр. вузов. - М.: Экзамен, 2003. - 320с.

6. Еникеев М.И. и др. Общая, социальная, юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2003. - 752с.

Дополнительная литература:

 

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2001.- 480с.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс. 2000. - 288с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.- М.: Апрель-ПРЕСС, 2001. - 640с.

4. Введение в практическую социальную психологию: Учеб. пособие. - М.,1996.- 373с.

5. Душкина М.Р. Психология влияния. – СПб.: ПИТЕР, 2004.- 224 с.

6. Жуков И.А., Полтавцева Л.И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий. Учебно-методическое пособие. Ростов н/Дону: РЮИ МВД России, 2006. – 48 с.

7. Караяни А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия // Психологический журнал. - 2003.- Т.24, № 6.- С. 47-55.

8. Карнеги Д. Собрание сочинений: в 3-х т. Т.2: Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Звездные моменты из жизни мировых знаменитостей / Пер с англ. - СПб.: Азбука, 1998.- 432с.

9. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ.- СПб: Питер, 2000.- 688с.

10. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. - СПб.: Речь, 2003. - 40с.

11. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 639 с.

12. Рощин С.К. Психология толпы: Анализ прошлых исследований и проблем сегодняшнего дня // Психологический журнал.- 1994.- № 5.

13. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Практикум по юридической психологии: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

14. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. - СПб: Речь, 2004.- 304с.

15. Скрыпников А.И., Лаговский А.Ю., Бегунова Л.А. Значение поведенческих реакций подозреваемого для экспресс-оценки его психологических особенностей. М., 1995. 52 с.

16. Чичерин В.С. Психология толпы и учет ее в деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1995. - № 2.

17. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: Познание людей по их внешнему облику. - М., 1992.- 42с.

18. Фрай О. Детекция лжи и обмана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения и совместной деятельности.

2. Назовите психологические особенности взаимодействия в юридической деятельности.

3. Какие явления и процессы относятся к массовым социально-психологическим феноменам?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.03 с.)