Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретация полученных данных1Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шаг 4. Проведите интерпретацию результатов (табл. 4). Выявите первичные и вторичные факторы. Первичные факторы Фактор А. Аффектотимия (сердечность доброта) –– сизотимия (обособленность, отчужденность) 1 — 3 стена –– склонность к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Предпочитает работать сам, избегая компромиссов. Склонен к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Во многих профессиях это желательно. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким. 4 стена –– сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия). 7 стенов –– обращенность вовне, легкость в общении. 8 — 10 стенов –– говорят о склонности к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению; готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем. Предпочитает ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением. Этот человек легко включается в активные группы. Он щедр в личных отношениях, не боится критики. Хорошо запоминает события, фамилии, имена и отчества. Фактор В. Высокий интеллект –– низкий интеллект 1 — 3 стена — склонен к медленному пониманию материала при обучении. «Туповат», предпочитает конкретную, буквальную интерпретацию. Его «тупость» отражает или низкий интеллект, или является следствием снижения функций в результате психопатологии. 4 стена — менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению). 7 стенов — более интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный (высокая способность к обучению). 8 — 10 стенов — быстро воспринимает и усваивает новый учебный материал. Имеется некоторая корреляция с культурным уровнем, а также с реактивностью. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях. Фактор С. Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) –– слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость) 1 — 3 стена — имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий невротическую симптоматику (фобии, нарушения сна, психосоматические расстройства). Низкий фактор свойствен всем формам невротических и некоторым психическим расстройствам. 4 стена — чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается. 7 стенов — эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый. 8 — 10 стенов — эмоционально зрелый, устойчивый, невозмутимый. Большая способность к соблюдению общественных моральных норм. Иногда смиренная покорность перед нерешенными эмоциональными проблемами. Хороший уровень фактора С позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах. Фактор Е. Доминантность(настойчивость, напористость) –– конформность (покорность, зависимость) 1 — 3 стена — уступающий другим, покорный. Часто зависим, признает свою вину. Стремится к навязчивому соблюдению корректности, правил. Эта пассивность является частью многих невротических синдромов. 4 стена — скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся. 7 стенов — самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый (доминантный). 8 — 10 стенов — утверждающий себя, свое «Я», самоуверенный, независимо мыслящий. Склонен к аскетизму, руководствуется собственными правилами поведения, враждебный и экстрапунитивный (авторитарный), командует другими, не признает авторитетов. Фактор F. Сургенсия (беспечность) –– десургенсия (озабоченность) 1 — 3 стена — неторопливый, сдержанный. Иногда мрачен, пессимистичен, осмотрителен. Считается очень точным, трезвым, надежным человеком. 4 стена — трезвый, осторожный, серьезный, молчаливый. 7 стенов — безалаберный, импульсивно-живой, веселый, полный энтузиазма. 8 — 10 стенов — веселый, активный, разговорчивый, беззаботный, может быть импульсивным. Фактор G. Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость) –– слабость «Сверх -Я"(недобросовестность) 1 — 3 стена — тенденция к непостоянству цели, непринужденный. 4 стена — пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Избегает правил, малообязательный в поведении, не прилагает усилий к выполнению групповых заданий и выполнению социально-культурных требований. Его свобода от влияния группы может привести к асоциальным поступкам, но временами делает его деятельность более эффективной. Отказ от подчинения правилам уменьшает соматические расстройства при стрессе. 7 стенов — сознательный, настойчивый, на него можно положиться, степенный, обязательный. 8 — 10 стенов — требователен к себе, руководствуется чувством долга, настойчив, берет на себя ответственность, добросовестен, склонен к морализированию, предпочитает работящих людей, остроумный. Фактор Н. Пармия (смелость) –– тректия (робость) 1 — 3 стена — застенчивый, уклончивый, держится в стороне, «тушуется». Обычно испытывает чувство собственной недостаточности. Речь замедленна, затруднена, высказывается трудно. Избегает профессий, связанных с личными контактами. Предпочитает иметь 1 — 2 близких друзей, не склонен вникать во все, что происходит вокруг него. 4 стена — застенчивый, сдержанный, неуверенный, боязливый, робкий. 7 стенов — авантюрный, социально смелый, незаторможенный, спонтанный. 8 — 10 стенов — общительный, смелый, испытывает новые вещи, спонтанный и живой в общении. Некоторая «толстокожесть» позволяет ему стойко переносить жалобы и слезы, трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Может небрежно относиться к деталям, не реагировать на сигналы об опасности. Фактор I. Премсия (мягкосердечность, нежность) –– харрия (суровость, жестокость) 1 — 3 стена — практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности, но скептически относится к субъективным и культурным аспектам жизни. Иногда безжалостный, жестокий, самодовольный. Руководя группой, заставляет ее работать на практической и реалистической основе. 4 стена — сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности. 7 стенов — слабый, зависимый, недостаточно самостоятельный, беспомощный, сензитивный. 8 — 10 стенов — слабый, мечтательный, разборчивый, капризный, женственный, иногда требовательный к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный. Не любит грубых людей и грубых профессий. Склонен замедлять деятельность группы и нарушать ее моральное состояние нереалистическим копанием в мелочах, деталях. Фактор L. Протенсия (подозрительность) –– алаксия (доверчи-вость) 1 — 3 стена — склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других. Хорошо работает в группе. 4 стена — доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый. 7 стенов — подозрительный, имеющий собственное мнение, не поддается обману. 8 — 10 стенов — недоверчивый, сомневающийся, часто погружен в свое «Я», упрямый, заинтересован во внутренней психической жизни. Осмотрителен в действиях, мало заботится о других людях, плохо работает в группе. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе. Фактор М. Аутия (мечтательность) –– праксерния (практичность) 1 — 3 — беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, заботится о деталях, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях, но иногда может быть недостаточно развито воображение. 4 стена — практичный, тщательный, конвенциальный. Управляем внешними реальными обстоятельствами. 7 стенов — человек с развитым воображением, погруженный во внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемный. 8 — 10 стенов — склонен к неприятному для окружающих поведению (некаждодневному), неконвенциальный, не беспокоится о повседневных вещах, самомотивированный, обладает творческим воображением. Обращает внимание на «основное» и забывает о конкретных людях и реальностях. Изнутри направленные интересы иногда ведут к нереалистическим ситуациям, сопровождающимся экспрессивными взрывами. Индивидуальность ведет к отвержению его в групповой деятельности. Фактор N. Искусственность (проницательность, расчетливость) –– безыскуственность (наивность, простота) 1 — 3 стена — склонен к отсутствию утонченности, к сентиментальности и простоте. Иногда грубоват и резок, обычно естествен и спонтанен. 4 стена — прямой, естественный, бесхитростный, сентиментальный. 7 стенов — хитрый, нерасчетливый, светский, проницательный (утонченный). 8 — 10 стенов — утонченный, опытный, светский, хитрый. Склонен к анализу. Интеллектуальный подход к оценке ситуации, близкий к цинизму. Фактор О. Гипотимия (склонность к чувству вины) –– гипертимия (самоуверенность) 1 — 3 стена — безмятежный, со спокойным настроением, его трудно вывести из себя, невозмутимый. Уверенный в себе и своих способностях. Гибкий, не чувствует угрозы, иногда до такой степени, что не чувствителен к тому, что группа идет другим путем и что он может вызвать неприязнь. 4 стена — безмятежный, доверчивый, спокойный. 7 стенов — тревожный, депрессивный, обеспокоенный (тенденция аутопунитивности), чувство вины. 8 — 10 стенов — депрессивен, плохое настроение преобладает, мрачные предчувствия и размышления, беспокойство. Тенденция к тревожности в трудных ситуациях. Чувство, что его не принимает группа. Высокий балл распространен в клинических группах всех типов. Фактор Q1. Радикализм (гибкость) –– консерватизм (ригидность) 1 — 3 стена — убежден в правильности того, чему его учили и принимает все как проверенное, несмотря на противоречия. Склонен к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей. Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям, придерживается традиций. 4 стена — консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям. 7 стенов — экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий. 8 — 10 стенов — поглощен интеллектуальными проблемами и имеет сомнения по различным фундаментальным вопросам. Он скептичен и старается вникнуть в сущность идей старых и новых. Он часто лучше информирован, менее склонен к морализированию, более — к эксперименту в жизни, терпим к несообразностям и изменениям. Фактор Q2. Самодостаточность (самостоятельность) –– социабельность (зависимость от группы) 1 — 3 стена — предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение и восхищение, зависит от них. Склонен идти с группой. Необязательно общителен, скорее ему нужна поддержка со стороны группы. 4 стена — зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость). 7 стенов — самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый. 8 — 10 стенов — независим, склонен идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Он не считается с общественным мнением, но необязательно играет доминирующую роль в отношении других (см. фактор Е). Нельзя считать, что люди ему не нравятся, он просто не нуждается в их согласии и поддержке. Фактор Q3. Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) –– импульсивность (низкий самоконтроль поведения) 1 — 3 стена — не руководствуется волевым контролем, не обращает внимание на социальные требования, невнимателен к другим. Может чувствовать тебя недостаточно приспособленным. 4 стена — внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция). 7 стенов — контролируемый, социально точный. 8 — 10 стенов — имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения. Социально внимателен и тщателен, проявляет то, что обычно называют «самоуважением», и заботу о социальной репутации. Иногда, однако, склонен к упрямству. Фактор Q4. Фрустрированность (напряженность) –– нефрустрированность (расслабленность) 1 — 3 стена — склонен к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторых ситуациях его сверхудовлетворенность может вести к лени, достижению низких результатов. Напротив, высокий уровень напряжения может нарушить эффективность учебы или работы. 4 стена — расслабленный (ненапряженный), нефрустрированный. 7 стенов — напряженный, фрустрированный, побуждаемый, сверхреактивный (высокое энергетическое напряжение). 8 — 10 стенов — склонен к напряженности, возбудимости. Вторичные факторы Фактор F1. Приспособленность в отличие от тревоги Низкие баллы — в общем этот человек удовлетворен тем, что есть; может добиться того, что ему кажется важным. Однако очень низкие баллы могут означать недостаток мотивации в трудных ситуациях. Высокие баллы — высокий уровень тревоги в ее обычном понимании. Тревога не всегда невротическая, поскольку она может быть обусловлена ситуационно. Однако в чем-то имеет неприспособленность, так как человек недоволен в степени, которая не позволяет ему выполнять требования и достигать того, что желает. Очень высокая тревога обычно нарушает продуктивность, способствует соматическим расстройствам. Фактор F2. Интроверсия в отличие от экстраверсии Низкие баллы — склонность к сухости, к самоудовлетворению, «замороженности» межличностных контактов. Это может быть благоприятно в работе, требующей точности. Высокие баллы — социально контактен, незаторможен, успешно устанавливает и поддерживает межличностные связи. Это может быть очень благоприятным моментом в ситуациях, требующих темперамента такого типа. Эту черту следует считать всегда благоприятным прогнозом в деятельности, например в учебе. Фактор F3. Хрупкая эмоциональность в отличие от реактивной уравновешенности. Низкие баллы — тенденция к испытыванию затруднений в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако есть чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические склонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий. Высокие баллы — предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления. Фактор F4. Подчиненность в отличие от независимости Низкие баллы — зависимая от группы, пассивная личность, нуждающаяся в поддержке других лиц и ориентирующая свое поведение в направлении людей, которые такую поддержку оказывают. Высокие баллы — агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, при которых подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу. Вопросы для самопроверки 1. Какие классы черт Вы знаете? 2. Назовите достоинства и недостатки личностных опросников. 3. Какие личностные опросники Вы знаете? Охарактеризуйте их. 4. Кратко охарактеризуйте методику Р. Кеттелла. Задание для самостоятельной работы Проведите диагностику черт личности нескольких человек, используя опросник 16 PF; Обработайте результаты и дайте интерпретацию в письменном виде. Литература Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностр. психол. 1993. №1. Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб., М., 1999. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. Методические рекомендации. М., 1993. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001 Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 1995. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психологии). М., 1976 (Мини-Мульт). Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. Бодунов М.В., Романова Е.С. анализ факторной структуры пересмотренной версии темпераментального опросника Стреляу на примере русской и немецкой популяции // Психол. журн. 1993 № 3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. Бурлачук Л.Ф., Королев Д.К. Адаптация опросника для диагностики 5 факторов личности // Вопр. психол. 2000. №1. Голдберг Л., Шмелев А.Г. Межкультурное исследование лексики личностных черт: «Большая пятерка»факторов в английском и русском языках // Психол. журн. 1993 №4. Данилова Н.Н., Шмелев А.Г. Тест–опросник Стреляу // Практикум по психодиагностике (психодиагностические материалы). М., 1988. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994. Забродин Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике. М., 1994. Капустин А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб., 2001. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков. М., 1994. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. Методики психодиагностики в спорте /В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. М.,1984. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб, 2000. Оллпорт Г. Личность в психологии. М., СПб., 1998. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. М.; Ростов н/Д., 1996. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/Под ред. К.М. Гуревича. М.,1981. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982 Психология: Словарь/Под. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. Ржичан П. Психодиагностика. М., 1975. Рукавишников А.А. Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р.Кеттелла. Методическое руководство. СПб., 2001. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (СРI) / Науч. ред. Н. А. Батурин. Челябинск – Санкт-Петербург: Психрон, 1995. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. М., 1992. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М., 1990. Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста ЕР1 //Психол. журн. 1987. №1. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб пособие. М., 1995. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб, 2003. Собчик Л.Н. СМИЛ (MMPI)стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб., 2003. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.,1987. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. М., 1999. Ядов В.А. Диспозициональная концепция личности // Социальная психология. Л. 1979.
ТЕМА третьЯ Психологическая Диагностика Цель занятия: 1. Знакомство с основами и методами психодиагностики способностей. 2. Диагностика способностей студентов с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Предмет диагностики - интеллектуальные способности.
Способности Способности ¾ индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности1. Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Основные черты способностей Основные черты способностей отличают одного человека от другого; имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Между способностями, знаниями и умениями существует своеобразная диалектическая связь: для овладения последними необходимы соответствующие способности, а само формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений. Что касается природных, врожденных факторов, то они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки (свойства нервной системы), лежащие в основе формирования способностей, сами же способности –– всегда результат развития в конкретной деятельности. Принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности, т.е. предполагают общее интеллектуальное развитие человека. Люди отличаются друг от друга различной способностью отражать окружающую среду, оперировать полученной информацией, видеть в ней и вскрывать связи и отношения между предметами и явлениями, предвидеть последствия своих действий, запоминать события и т. п. Эти и другие способности, связанные с познанием мира, были объединены в психологии понятием «интеллект», которое является одним из центральных в психологическом тестировании. Разные авторы по-разному определяют этот конструкт. Так, Д. Векслер (1939) определяет его следующим образом: интеллект есть сложная общая способность индивида действовать целенаправленно, думать рационально и взаимодействовать эффективно с окружением. Д. П. Дас (1973) понимает интеллект как способность планировать и структурировать собственное поведение с перспективой на конечную цель. А. Анастази (1974) трактует интеллект как комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успехов в определенной культуре. Обобщая эти определения, можно признать, что интеллект-это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения способности человека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения –– всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а, прежде всего, те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах, предназначенных для оценки разных сторон интеллекта: логического мышления, ассоциативной и смысловой памяти, арифметических способностей, пространственной визуализации и т. д. Существенная особенность интеллекта состоит в том, что он является суммацией опыта, полученного человеком в определенной культуре, от момента его рождения. Мы можем оценить только то, чего достиг человек в данной культуре на момент тестирования, но почему он достиг такого уровня, мы сказать не можем. Важным вопросом проблемы интеллекта, который принципиально влияет на его измерение, является вопрос о структуре интеллекта, его одно-, двух- или многофакторности. Ч. Спирмен на основе анализа матриц интеркорреляций различных интеллектуальных субтестов выдвинул гипотезу об однофакторности интеллекта. Им было высказано предположение о существовании G (General) фактора, который детерминирует результаты всевозможных измерений интеллекта. Этот фактор интерпретировался им как умственная энергия (Mental Energy) и связывался прежде всего со способностью устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. На основе теории Ч. Спирмена были созданы такие тесты, как «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, тест «Домино», тест ТIP и др. Другую точку зрения на структуру интеллекта высказал Л. Терстон. Он в результате тщательного математического анализа данных интеллектуальных тестов пришел к выводу, что интеллект по своей природе неоднороден и включает в себя ряд первичных факторов, которые детерминируют разные группы умственных операций. Им были выделены следующие первичные факторы: V –– понимание слов, W –– беглость речи, N ––легкость оперирования цифровым материалом, S –– пространственная ориентация, M –– ассоциативная память, P –– скорость восприятия и I (R) –– индуктивное мышление. На основе этих положений Л. Терстон отстаивает точку зрения на то, что интеллект следует представлять не просто в виде одного показателя (IQ), а в виде профиля оценок по первичным факторам. Американский психолог Дж. Гилфорд предложил модель интеллекта, содержащую 120 факторов. Модель представляет собой куб с тремя измерениями, комбинации которых определяют различные типы интеллектуальных способностей. Каждый фактор интеллекта образуется сочетанием: · типа интеллектуальной операции (C –– понимание, M ––запоминание, D –– дивергентное мышление, N –– конвергентное мышление, E ––оценивание); · содержания или формы предъявляемой информации (F ––образная, S –– символическая, M –– семантическая, B –– поведенческая); · продукта, результата приложения конкретной интеллектуальной операции к конкретному содержанию или форме информации (U –– элементы или единицы, C –– классы, R –– отношения, S –– системы, T –– трансформации, I –– импликации). Таким образом, каждая интеллектуальная способность кодируется тремя буквенными обозначениями, например, способность к оценке мотивов поведения другого человека –– СВI. Однако такая широта охвата признаков интеллекта является и достоинством и недостатком данной теории. Достаточно распространенной за рубежом является концепция интеллекта Р. Кеттелла. Он полагает, что фактор G складывается из двух общих факторов: текучего интеллекта, обусловленного индивидными свойствами, (gf) и кристаллизованного интеллекта, обусловленного опытом (gc). Существует также признанная теория интеллекта. Разрабатываемая Р. Стернбергом –– триадная теория интеллекта, включающая контекстуальную, компонентную и экспериментальную части. Интеллект, согласно Стернбергу, не может быть рассмотрен вне социокультурного контекста. Среди современных концепций интеллекта выделяется концепция Д.Векслера, содержащая два фактора интеллекта: вербальный и невербальный. Таким образом, в основу конструирования тестов интеллекта закладываются как однофакторная, так и многофакторная теории. Одним из популярнейших в Европе тестов, разработанных в русле мультифакторной теории интеллекта, является тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. В этом тесте интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности. Эта субструктура является упорядоченной целостностью умственных способностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Р. Амтхауэр выделил четыре ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемонический. На их диагностику и направлены 9 субтестов методики. Специальные способности рассматриваются по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторным, сенсорным); во-вторых, по видам деятельности (конторским, артистическим, художественным и др.). Примерами тестов специальных способностей являются: · тест технических способностей Беннета; · DAT –– тест различных способностей; · GATB –– батарея тестов; · Тест аналогий Миллера; · Шкала оценки моторики Озерецкого; · Фигуры Рыбакова и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.132 (0.014 с.) |