Тест-опросник А. Мехрабиана, направленный на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест-опросник А. Мехрабиана, направленный на



Измерение мотивации достижения

(модификация М. Ш. Магомед-Эминова)

Краткая характеристика методики

Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху MS и избегания неудачи MAF в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях и др.

При конструировании теста был использован метод факторного анализа. Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую тенденцию мотивации достижения, т. е. разницу MS - MAF, так как пункты построены на основе сравнительных утверждений. Поэтому ответ на пункт показывает, преобладает ли MS над MAF или наоборот. Высокие показатели по этому тесту указывают на тенденцию достижения (MS > MAF), а низкие показатели ¾ на тенденцию избегания (MS < MAF).

ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Тест представляет собой опросник, имеющий две формы: мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

Возможности методики

Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения.

Мотивирование испытуемых

Наименьшее число искажений возникает в том случае, если испытуемый имеет личную заинтересованность в результатах эксперимента, но не усматривает в информации, которую ожидает получить от психолога, нечто определяющее его жизнь в широком масштабе. Такой подходящий уровень мотивации бывает тогда, когда у испытуемого есть желание расширить знание о самом себе, испытать себя, проверить. Хорошим способом мотивирования является обещание рассказать после обработки экспериментальных данных о результатах, дать небольшой комментарий, если потребуется.

Инструктирование испытуемых

Перед началом обследования испытуемым дается примерно такая инструкция: «Вам предлагается тест, который состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 ¾ полностью согласен;

+2 ¾ согласен;

+1 ¾ скорее согласен, чем не согласен;

0 ¾ нейтрален;

-1 ¾ скорее не согласен, чем согласен;

-2 ¾ не согласен;

-3 ¾ полностью не согласен.

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на листе ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание».

Лабораторная работа № 3

Цель ¾ диагностика мотивациии достижения и избегания неудач с помощью опросника А. Мехрабиана.

Оснащение: текст опросника (форма А, Б)1, лист ответов, ключи, интерпретация полученных данных.


Порядок выполнения работы

Эксперимент проводится в группе. Экспериментатор (педагог) знакомит испытуемых (студентов) с инструкцией:«Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

+3 ¾ полностью согласен;

+2 ¾ согласен;

+1 ¾ скорее согласен, чем не согласен;

0 ¾ нейтрален;

-1 ¾ скорее не согласен, чем согласен;

-2 ¾ не согласен;

-3 ¾ полностью не согласен.

Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на листе ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени Вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание».

Затем психолог напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Текст опросника (форма А)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться над ним в одиночку.

3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.

4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определять свою роль.

7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.

8. Я предпочел бы важное трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. Если бы я собрался играть в карты, то скорее сыграл бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышлений.

12. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

13. В свободное от работы время я овладею техникой какой-нибудь игры скорее для развития своих умений, чем для отдыха и развлечений.

14. Я скорее предпочту сделать какое-то дело так, как я считаю нужным, пусть даже с 50% риска ошибиться, чем делать его, как мне советуют другие.

15. Если бы мне пришлось выбирать, то я скорее выбрал бы работу, в которой начальная зарплата будет 100 долларов и может остаться в таком размере неопределенное время, чем работу, в которой начальная зарплата равна 80 долларам и есть гарантия, что не позднее чем через 5 лет я буду получать более 180 долларов.

16. Я скорее стал бы играть в команде, чем соревноваться один на один.

17. Я предпочитаю работать, не щадя сил, пока полностью не удовлетворюсь полученным результатом, чем стремиться закончить дело побыстрей и с меньшим напряжением.

18. На экзамене я предпочел бы конкретные вопросы по пройденному материалу вопросам, требующим для ответа высказывания своего мнения.

19. Я скорее выбрал бы дело, в котором имеется некоторая вероятность неудачи, но есть и возможность достигнуть большего, чем такое, в котором мое положение не ухудшится, но и существенно не улучшится.

20. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

21. Если бы я мог вернуться к одному из двух незавершенных дел, то я скорее вернулся бы к трудному, чем к легкому.

22. При выполнении контрольного задания я больше беспокоюсь о том, как бы не допустить какую-нибудь ошибку, чем думаю о том, как правильно его решить.

23. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

24. После неудачи я скорее становлюсь еще более собранным и энергичным, чем теряю всякое желание продолжать дело.

25. Если есть сомнения в успехе какого-либо начинания, то я скорее не стану рисковать, чем все-таки приму в нем активное участие.

26. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

27. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

28. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверен.

29. Я работаю продуктивнее над заданием, когда мне конкретно указывают, что и как выполнять, чем когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах.

30. Если бы я успешно решил какую-то задачу, то с большим удовольствием взялся бы еще раз решить аналогичную задачу, чем перешел бы к задаче другого типа.

31. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

32. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Текст опросника (форма Б)

1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.

2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, как решать.

3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.

4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.

5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции четко определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я сама должна определять свою роль.

6. Более сильные переживания у меня вызываются страхом неудачи, чем надеждой на успех.

7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.

8. Я предпочла бы важное трудное дело, где вероятность неудачи равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.

9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.

10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.

11. После успешного ответа на экзамене я скорее с облегчением вздохну, что «пронесло», чем порадуюсь хорошей оценке.

12. Если бы я собралась играть в карты, то я скорее сыграла бы в развлекательную игру, чем в трудную, требующую размышления.

13. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, тем, где все участники приблизительно равны по силам.

14. После неудачи я становлюсь еще более собранной и энергичной, чем теряю всякое желание продолжать дело.

15. Неудачи отравляют мою жизнь больше, чем приносят радость, успехи.

16. В новых неизвестных ситуациях у меня скорее возникает волнение и беспокойство, чем интерес и любопытство.

17. Я скорее попытаюсь приготовить новое интересное блюдо, хотя оно может плохо получиться, чем стану готовить привычное блюдо, которое обычно хорошо выходило.

18. Я скорее займусь чем-то приятным и необременительным, чем стану выполнять что-то, как мне кажется, стоящее, но не очень увлекательное.

19. Я скорее затрачу все свое время на осуществление одного дела, чем постараюсь выполнить быстро за это же время два-три дела.

20. Если я заболела и вынуждена остаться дома, то я использую время скорее для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, чем почитать и поработать.

21. Если бы я жила с несколькими девушками в одной комнате и мы решили бы устроить вечеринку, я предпочла бы сама организовать ее, чем чтобы это сделала какая-нибудь другая.

22. Если у меня что-то не выходит, я лучше обращусь к кому-то за помощью, чем стану сама продолжать искать выход.

23. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

24. Когда я берусь за трудное дело, я скорее опасаюсь, что не справлюсь с ним, чем надеюсь, что оно получится.

25. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем тогда, когда несу за свою работу личную ответственность.

26. Мне больше нравится выполнять сложное незнакомое задание, чем задание знакомое, в успехе которого я уверена.

27. Если бы я успешно решила какую-то задачу, то с большим удовольствием взялась бы решать еще раз аналогичную, чем перешла бы к задаче другого типа.

28. Я работаю продуктивнее над заданием, когда передо мной ставят задачу лишь в общих чертах, чем когда мне конкретно указывают, что и как выполнять.

29. Если при выполнении важного дела я допускаю ошибку, то чаще я теряюсь и впадаю в отчаяние, чем быстро беру себя в руки и пытаюсь исправить положение.

30. Пожалуй, я больше мечтаю о своих планах на будущее, чем пытаюсь их реально осуществить.

Обработка результатов (подсчет суммарного балла)

Шаг 1. В соответствии с представленными ниже ключами оценки, данные по каждому из суждений опросника переведите в баллы следующим образом.

Для определения суммарного балла ответам испытуемых на прямые пункты опросника приписываются баллы на основе соотношения:

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

1 2 3 4 5 6 7

 

Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (приписываются баллы на основе соотношения:

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

7 6 5 4 3 2 1

Ключ к мужской форме

Прямые: 1, 3, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 28, 31

Обратные: 2, 4, 6, 9, 11, 12, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32

Ключ к женской форме

Прямые: 1, 2, 4, 7, 8, 10, 14, 17, 19, 21, 23, 26, 28

Обратные: 3, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 30

 

Шаг 2. Проведите интерпретацию результатов

На основе подсчета суммарного балла определите, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.

Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успеха у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такую деятельность, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей в их когнитивной сфере обычно имеется ожидание успеха, т. е., берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрения за действия, направленные на достижение поставленной цели.

Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам.

Люди, ориентированные на успех, проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. При слишком легких и очень трудных задачах они ведут себя иначе, чем те, кто мотивирован на неудачу. При доминировании мотивации достижения успеха человек предпочитает задачи средней или слегка повышенной степени трудности.

Для человека, ориентированного на успех в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает. Другими словами, люди, мотивированные на успех, проявляют тенденцию возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу, кроме того, после неудачи они обычно добиваются лучших результатов.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то можно сделать вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

Люди, мотивированные на избегание неудачи, проявляют неуверенность в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания.

Люди, ориентированные на неудачи, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные профессии. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. При преобладании мотивации избегания неудачи выбирают задачи, наиболее легкие и наиболее трудные. Для людей, ориентированных на неудачу, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении падает. Таким образом, люди, ориентированные на неудачу, стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% –– мотивом избегания неудачи.

Вопросы для самопроверки

1. В чем различие понятий «мотив» и «мотивация"?

2. В чем трудности диагностики мотивации?

3. Какие методики психодиагностики мотивации Вы знаете? Кратко охарактеризуйте их.

4. Назовите достоинства и недостатки методик диагностики мотивационной сферы личности.

Задание для самостоятельной работы

1. Собрать данные сов сей группы и проранжировать их.

2. Определить суммарные баллы, соответствующие трем уровням выраженности: высокому, среднему, низкому (см. процедуру подсчета суммарного балла).

3. Дать интерпретацию индивидуальным результатам в соответствии с содержанием понятия «мотивация достижения».

Литература

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001

Беллак Л., Беллак С. Руководство по тесту детской апперцепции / Пер. с англ. Под ред Л.Ф. Бурлачука. Киев, 1995.

Бом Э. Руководство по психодиагностике. М.,1977.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб., 1999

Гуревич К.М. Психологическая диагностика. М., 1981.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. Методическое руководство. М.,2004.

Личность, мотивация, потребность // Энцикл. психолог. тестов. М., 1997.

Магомед-Эминов М.Ш. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы / Ред. колл. А.А. Бодалев, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин. М., 1988.

Магомед-Эминов М. Ш. Тест-опросник измерения мотивации достижения. Модификация тест-опросника А. Мехрабиана // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Ред. колл. А.А. Бодалев, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин. М., 1988.

Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1998.

Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1981.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса / Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса / Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

Мотивация личности. М., 1982.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб., 2000.

Орлов Ю. М.. Тест-опросник для измерения потребности в достижениях // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы / Ред. колл. А.А. Бодалев, И.М. Карлинская, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин. М., 1988.

Практикум по психодиагностике: Диагностика мотивации и саморегуляции. М.,1990.

Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.,1988.

Психология: Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации. Методическое руководство. СПб: Иматон, 2001.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2Т. М., 1986.

Шапкин С.А. Опросник мотивации достижения: новая модификация // Психол. журн 2000. №3.


ТЕМА пятАЯ

ПСиХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений в

области психодиагностики самосознания

2. Диагностика самосознания с помощью тест-опросника самоотношения

Предмет диагностики ¾ самоотношение как компонент

самосознания

Самосознание Уровневое строение самосознания Методики психодиагностики самосознания

Самосознание

Самосознание –– осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям1; относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе2.

Самосознание –– это процесс осознания своего «Я» во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Оно помогает человеку сохранять себя и свое «Я», а также регулирует всю сложную систему внутреннего психического мира человека.

Самосознание включает три главных компонента:

1) самопознание. Этот процесс начинается с познания себя через сравнение с другими. Другой, более высокий уровень самопознания ¾ сравнение по типу «Я и Я”;

2) самооценку ¾ определенное эмоционально-ценностное отношение к себе;

3) самовоспитание ¾ процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.

Самосознание характеризуется также своим продуктом-представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией».

Различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого).

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта:

1) знания о себе, т.е. содержательную часть представлений человека о себе, его «Я-концепция»;

2) самоотношение, т.е. эмоционально-оценочную реакцию на знание о себе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 5458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.067 с.)