Характеристика основных методов психодиагностики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика основных методов психодиагностики



К основным методам психодиагностики относятся тесты, стандартизированные самоотчеты (опросники), проективные методы.

Тесты

Тест — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.

Различают следующие виды тестов:

1) вербальные и невербальные (по речевому признаку),

2) групповые и индивидуальные (по форме процедуры),

3) интеллектуальные и личностные (по направленности),

4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям).

Характеристика основных тестов

Тесты аппаратурные –– тип методик, требующих применения специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Используются для оценки психофизиологических свойств. Достоинства этих тестов — высокая точность и объективность результатов, возможность автоматизации сбора данных, высокая валидность; недостатки ––высокая стоимость оборудования, ограниченные возможности качественного анализа, отсутствие контакта с испытуемым. Аппаратурные тесты часто используются в школьной и групповой психодиагностике при групповых обследованиях уровня подготовки, достижений, профессиональных навыков, знаний.

Примеры: 1) приборы для измерения времени реакции (реактометры и рефлексометры);

2) приборы для измерения типологических особенностей

высшей нервной деятельности (прибор Хильченко).

Тестовая батарея — совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.

Примеры: 1) тест интеллекта Векслера;

2) тест структуры интеллекта Амтхауэра;

3) батарея тестов общих способностей.

Тесты бланковые («тесты карандаша и бумаги») — тип методик, предусматривающих самостоятельную работу испытуемых. Структура бланковой методики: инструкция, пример решения задачи, рабочие задания, ответный лист. Бланковая процедура используется также в тестах достижений, тестах способностей, тестах интересов. Практически все личностные опросники, диагностические анкеты, большинство групповых тестов являются бланковыми методиками.

Примеры: 1) корректурная проба;

2) методика незаконченных предложений;

3) исследование самооценки.

Тесты вербальные — тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т. е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят: от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности.

Примеры: 1) тесты интеллекта;

2) тесты специальных способностей;

3) тесты достижений.

Тесты групповые — тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы, испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения: 1)жесткая регламентация процедуры; 2) краткая инструкция, не требующая дополнительного объяснения; 3) строгое соблюдение самостоятельности работы испытуемого; 4) количество испытуемых — 20-25 человек. Достоинства групповых тестов: простота применения; необязательна профессиональная подготовка человека, который проводит обследование. К числу недостатков относятся отсутствие контакта с испытуемым, невозможность качественного анализа информации, низкие надежность и валидность. В связи с этим групповые тесты относятся к разряду вспомогательных средств.

Примеры: 1)Общих способностей батарея тестов;

2) тесты интеллекта;

3) тесты достижений;

4) личностные тесты.

Тесты достижений — тип методик, направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.

Отличия от тестов интеллекта: 1) отражают влияние специальных программ обучения, а не уровня общих способностей; 2) измеряют достижения (знания) на момент обследования, а не прогнозируют будущее развитие.

Это самая многочисленная группа тестов, так как достижения могут проявляться в различных видах деятельности, при изучении разных дисциплин и разных программ.

Примеры: 1) тест понимания научных принципов;

2) тест достижения в математике;

3) тест восприятия литературы.

Тесты интеллекта. Интеллект — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект — те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты строятся в зависимости от теории интеллекта.

Примеры: 1) тест Векслера,

2) тест Амтхауэра,

3) тест Равена,

4) Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Тесты креативности — группа методик для измерения творческих способностей личности.

Примеры: 1) тест креативности Дж. Гилфорда;

2) тест креативности Е. Торранса;

3) методика «креативного поля» Д.Б. Богоявленской.

Тесты критериально-ориентированные — тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия, в качестве которого рассматриваются конкретные знания, умения, навыки, необходимые для решения той или иной задачи. Это отличие от традиционных психометрических тестов, оценка в которых осуществляется на основе соотнесения индивидуальных результатов с групповыми (ориентация на статистическую норму).

Тесты личности — группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

Примеры: 1)личностные опросники,

2)любые другие методики, направленные на диагностику эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида.

Тесты практические — тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями.

Пример: прогрессивные матрицы Равена.

Тесты результативности (power-tests) — тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается, либо имеет вспомогательный характер.

Примеры: методики исследования личности.

Тесты скорости (speed-tests) — тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач.

Примеры: 1) корректурная проба;

2) большинство тестов интеллекта, достижений.

Тесты специальных способностей — группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации.

Примеры: тесты музыкальных, математических, психомоторных способностей.

В последние десятилетия в связи с развитием компьютерной техники и технологий возникла и такая категория тестов как тесты компьютеризированные, использование которых предусматривает как компьютерный, так и бланковый вариант; а также тесты компьютерные, изначально конструируемые для компьютерной среды.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.011 с.)