Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики психодиагностики межличностных отношений

Поиск

Классификация методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна по различным основаниям, например:

· объекту (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.),

· задачам, решаемым обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.),

· особенностям используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.),

· исходной точке отсчета диагностики межличностных отношений (методическая реализация определенных теоретических воззрений, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, что необходимо учитывать при организации исследования и при подборе методических приемов).

Достоинства и недостатки методик приведены в табл. 18.

Таблица 18

Достоинства и недостатки методик психодиагностики

межличностных отношений

Класс методик Достоинства Недостатки
     
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений Простота применения Легкость обработки Наглядность представления результатов Влияние социальных установок, отношения к самому процессу исследования. Влияние психологической защиты. Проблема отражения эмоционального отношения в сознании человека
Окончание табл. 18
     
Косвенная оценка межличностных отношений Простота применения Возможности использования в методиках, основанных на игровой деятельности, при интерпретации «рисунка семьи», в ситуации психотерапии и профконсультировании; вне зависимости от теоретической ориентации психолога Неразработанность и предоставление сравнительно узкой информации о межличностных отношениях
Наблюдения и экспертная оценка ситуации Непосредственное наблюдение за поведением человека Фиксирование реакций в контексте предыдущих и последующих событий Возможность моделирования желаемого поведения Прогностические возможности Являются методическими приемами моделирования межличностных отношений, а не точной, стандартизованной измерительной процедуры
Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения Простота применения Легкость обработки Наглядность представления результатов Направленность на решение специфических задач, для которых создавались методики
Исследования субъективного отражения межличностных отношений Возможность отражения на вербальном и невербальном уровнях Получение обширной информации о межличностных отношениях Субъективизм в интерпретации данных
       

Краткая характеристика методик диагностики межличностных отношений представлена в табл. 19.


Таблица 19

Методики диагностики межличностных отношений

Название методики Аннотация
   
Диагностика межличностных отношений на основе субъективных представлений
Социометрический тест Дж. Морено   Существующие формы (модификации) ¾ аутосоцио-метрические методики Я. Л. Коломинского, К.Е. Данилина, А.И. Донцова Суть метода ¾ субъективные межличностные предпоч-тения (выборы) членов группы по определенным сферам Шкалы ¾ критерии: деловой, эмоциональный, ролевой и др., т. е. по сферам жизнедеятельности Процедура обработки: 1) обработка данных по каждому критерию в отдельности; 2) составление социоматрицы, определение индивидуального социометрического статуса индивида (лидер, отверженный, изолированный); 3)графическое отображение полученных данных ¾ структуры межличностных отношений (социограмма); 4) подсчет дополнительных индексов: социального статуса, эмоциональной экспансивности как отдельных членов, так и группы в целом, групповой сплоченности Количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от количества выбранных критериев
Q- классификация (Q-sort) В. Стефенсон 1953 Мургулец Л.В. 1990   Существующие формы (модификации) ¾ изменение видов заданных групп в зависимости от задач исследования Теоретическое основание ¾ проекция Предмет диагностики: тенденции поведения в группе Шкалы ¾ зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы Процедура обработки: 1) подсчет тенденций по каждой из сопряженных пар (количество положительных ответов складывается с количество отрицательных ответов для противоположной тенденции) 2) Суммарное количество баллов по каждой тенденции переводится в коэффициент от –1 до +1. Количество вопросов (заданий) ¾ набор из 60 карточек, с названиями свойств личности и описания поведения.

 

Продолжение табл. 19
   
Самоотчеты
Опросник интерперсональной ориентации Шутца (FIRO-b)   Существующие формы (модификации) ¾ Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений Теоретическое основание ¾ трехфакторная теория интерперсонального поведения В. С. Шутца Предмет диагностики: Поведение индивида в трех областях межличностных потребностей: включения (I), контроля (C) и аффекта (А). Шкалы ¾ Iе – включение, выраженное поведение Iw – включение, требуемое поведение Се – контроль, выраженное поведение Сw – контроль, требуемое поведение Ае – аффект, выраженное поведение Аw – аффект, требуемое поведение. Шкалы сформированы на основе монотонно детерминированной модели Гуттмана. Процедура обработки: подсчет баллов по ключу Количество вопросов (заданий) ¾ 54 задания
Методика изучения родительских отношений (PARI) Е.С. Шефер, Р.К. Белл   Существующие формы (модификации) ¾ адаптирована Т.В. Нещерет. Теоретическое основание ¾ концепция аттитюдов Предмет диагностики: родительские установки, преимущественно материнские, к ребенку и разным сторонам семейной жизни Шкалы ¾ (23) отношение к семейной роли; отношение родителей к ребенку по 3 основаниям – оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке Процедура обработки: подсчет баллов по ключу Количество вопросов (заданий) ¾ 115 суждений
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) Варга, Столин Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ концепция Столина Предмет диагностики: родительское отношение Шкалы ¾ принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник» Процедура обработки: 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в процентильные ранги; Количество вопросов (заданий) ¾ 61 суждение

 

Продолжение табл. 19
   
Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса Существующие формы (модификации) ¾ адаптирован Н.В. Гришиной Теоретическое основание ¾ положения о закономерностях поведения в конфликтных ситуациях Томаса Шкалы (5) ¾ соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание Процедура обработки: 1) подсчет общего количества баллов по каждой шкале; 2) графическое отображение результатов (преобладающей стратегии поведения) Количество вопросов (заданий) ¾ адаптированный вариант методики включает 30 пунктов
Методики косвенной оценки межличностных отношений
Техники наблюдения реальной ситуации Ф. Кронджета, А. Моллера   Существующие формы (модификации) ¾ схема исследования, в которой проксемическое поведение двух людей в реальной ситуации фиксируется наблюдателем; более сложная схема: проксемическое поведение членов группы записывается на видеопленку с последующим анализом поведения каждого Теоретическое основание ¾ закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры. Суть метода –– выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы зависит от его межличностных отношений -положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния Процедура обработки: 1) измерение расстояния между испытуемыми или между испытуемым и экспериментатором; 2) сравнение с нормативом Количество вопросов (заданий) –– в зависимости от цели исследования

 

Продолжение табл. 19
   
Методики наблюдения и экспертной оценки ситуации
Ситуационный тест Р. Бейлса   Существующие формы (модификации) ¾ «Дилемма узника». Она предназначена для изучения процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью Теоретическое основание ¾ исходной точкой служат ситуативные детерминанты поведения, гештальты трансакции. Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям Шкалы ¾ 12 показателей, которые объединены в 4 категории (области): позитивных эмоций, решения проблем, постановки проблем и негативных эмоций Процедура обработки: 1) подсчет числа наблюдаемых реакций по выделенным категориям (шкалам); 2) графическое отображение полученных данных Количество вопросов (заданий) ¾ в зависимости от цели исследования
Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений
Совместный тест Роршаха В.Бланшара     Существующие формы (модификации) ¾ обычно эксперимент включает две серии: индивидуальное и совместное тестирование, но может ограничиться только совместным тестом Роршаха (СТР) Теоретическое основание ¾ проективный подход в исследовании личности Шкалы ¾ категории анализа: 1) практическая активность партнеров; 2) количество предложений или продуцирование идей, развиваемых в ходе совместного решения; 3) проникаемость; 4) решение или руководство; 5) аффективный стиль отношений; 6) кооперация; 7) качество решения и процедуры Процедура обработки: 1) подсчет встречаемости реакций по категориям анализа; 2) определение по количеству и качеству совместных ответов уровня сплоченности и совместимости группы (процесс нахождения совместных решений демонстрирует стили межличностного взаимодействия)

 

Окончание табл. 19
   
Тест цветовых конструктов А. М. Эткинда Существующие формы (модификации) ¾ 2 варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций: краткий вариант ¾ к каждому понятию требуется подобрать какой-нибудь один подходящий цвет. Полный вариант ¾ цвета ранжируются в порядке соответствия понятию Теоретическое основание ¾ его использование опирается на концепцию отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых преобразований личности. Методическая основа базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности Шкалы ¾ в зависимости от цели и программы исследования Процедура обработки: 1) качественный анализ цветоассоциативных ответов во взаимной связи друг с другом; 2) формализованный анализ цветоассоциативных ответов, предлагается двухмерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности (В) и нормативности (Н) Количество вопросов (заданий) ¾ 8-цветовой стимульный материал
Методика «Рисунок семьи» В. Хьюлса Существующие формы (модификации) ¾ модификации К. Маховера, Дж. Бука, Н. Сандберга, В. Вульфа и др. Р. Бернс, С. Кауфман: для детей и взрослых Теоретическое основание ¾ концепция К. Маховер, основанная на том, что рисунок является выражением «Я» обследуемого и его взаимоотношений с окружающими Шкалы ¾ дифференциация шкал, направленных на диагностику межличностных отношений в семье Процедура обработки: включает 4 клинических уровня анализа: характеристики индивидуальных структур, действия, стиль, символы. Традиционно процедура обработки состоит из следующих этапов: 1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи; 3) 3) анализ процесса рисования Количество вопросов (заданий) ¾ выполняется один рисунок и задается 6 вопросов


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.008 с.)