Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология межличностного конфликта↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психология межличностного конфликта УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Йошкар-Ола
УДК 316.472.4
ББК 88.53
И 28 Печатается по решению Ученого совета АНО ВПО МОСИ
Рецензенты: Арон И.С, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и истории Поволжского государственного технологического университета Швецов Н.М. доктор педагогических наук, профессор МОСИ
И 28 Игумнова Г.В. Психология межличностного конфликта: учебно-методический комплекс. - Йошкар-Ола, МОСИ-ООО «СТРИНГ», 2012.-185 с.
В учебно - методическом комплексе представлены пояснительная записка к учебному курсу, учебно-тематический план, содержание курса, контенты лекционных занятий, планы практических занятий, методические рекомендации, темы рефератов, глоссарий, список литературы. В учебно-методическом комплексе при подготовке контентов лекций и тестовой базы были использованы работы Анцупова А.Я., Шипилова А.И, Емельянова С.М., Агеевой Л.Н., Поповой Т.Е.., Панкратовой И.А.
УДК 316.472.4 ББК 88.53 © Игумнова Г.В.,2012 ©МОСИ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 8 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.. 10 КОНТЕНТЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ.. 17 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 114 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 120 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ 121 МЕТОДИЧЕСКИЕ РКЕОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 125 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.. 126 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 127 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ... 133 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.. 137 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ.. 152 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 153 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 155 ГЛОССАРИЙ.. 170 Материально-техническое обеспечение дисциплины 186 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Поэтому психолог-практик должен научиться управлять конфликтом, используя для этого наиболее эффективные способы Исходя из этого, целью данного курса является углубление и систематизация знаний по проблемам теории конфликта у студентов, формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по управлению конфликтами в различных сферах деятельности, оказания помощи клиентам в преодолении конфликтов. Данный курс направлен на создание у студентов целостного представления о конфликте, об основных научных концепциях, оказавших влияние на отечественные и зарубежные исследования, о состоянии психологии конфликта на современном этапе. Психология межличностного конфликта – одна из дисциплин психологической подготовки в системе высшего профессионального психологического образования, по направлению подготовки 030300.62 «Психология». Цель освоения дисциплины: § вооружить студентов знаниями о специфике межличностного конфликта и способах его разрешения. задачи дисциплины: § сформировать у студентов представление о предмете и функциях конфликтологии; § сформировать у студентов представления о психологической природе межличностного конфликта; § обеспечить усвоение сведений о типах и причинах межличностных конфликтов; § обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков осуществления профессионального взаимодействия в соответствии с особенностями конфликтных отношений; § вооружить студентов знаниями о технологиях предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности. повысить компетентность будущих психологов в области социально психологических аспектов разрешения организационных, семейных, педагогических межличностных конфликтов.
Программа курса состоит из четырех разделов: Раздел 1. «Введение в конфликтологию», где студенты знакомятся с предметом и историей становления конфликтологии как науки, а также методами исследования и диагностики межличностных конфликтов; Раздел 2. «Теоретические основы конфликтологии», в котором рассматриваются содержание, уровни проявления, типология и динамические характеристики межличностного конфликта; Раздел 3. «Межличностные конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия» знакомит студентов с особенностями проявления конфликтов в различных сферах жизни: в семье, в организации, в сфере управления, в условиях учебной и педагогической деятельности и т.п.; Раздел 4. «Теория и практика прогнозирования, профилактики и разрешения межличностных конфликтов» - студенты овладевают знаниями и умениями конструктивного разрешения межличностных конфликтов, возникающих в разных сферах жизнедеятельности. Курс «Психология межличностного конфликта» включает изучение 11 тем. При изучении дисциплины используются различные формы организации обучения студентов: лекции, семинарские и практические занятия, написание рефератов, внеаудиторная самостоятельная работа по заданиям, предложенным преподавателем. В ходе изучения дисциплины используются следующие виды текущего контроля: выступления на семинарских занятиях, участие в обсуждении, выполнении заданий на практических занятиях, выполнение тестов, творческих работ и др. В качестве промежуточного контроля используются контрольные работы, подготовка докладов, презентаций и рефератов, тестовые задания. Итоговой формой проверки знаний является зачет. При допуске к зачету учитывается: активность студента в подготовке заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, подготовка к обсуждению вопросов на семинарских занятиях, качество выступлений, докладов; наличие конспектов, наличие презентаций к учебным занятиям и др. Курс рассчитан на 72 часа: аудиторных-38 часов, из них лекционных – 14часов, семинарских – 24 часа; на самостоятельное изучение материала отводится 34 часа. Курс носит теоретический и прикладной характер, основан на современных научных концепциях в области конфликтологии, социологии, психологии конфликта, а также накопленном конфликтологами реальном опыте в области регулирования межличностных конфликтов. Дисциплина «Психология межличностного конфликта» входит в вариативный блок. Изложение материала предусматривает как изучение теоретических основ психологии межличностного конфликта, так и овладении современными технологиями разрешения межличностных конфликтов. Необходимыми условиями для освоения данной дисциплины являются: знания по общей психологии, возрастной психологии, педагогической психологии, педагогики, что является основой для дальнейшего изучения дисциплин специализации. Занятия направлены на развитие определенных качеств личности, формирование умений и навыков в области коммуникативной деятельности в различных сферах жизни человека: в семье, на работе, в школе. Занятия способствую развитию профессиональной психологической компетентности, развитию эмпатии, целеполаганию и прогнозированию, предупреждению конфликтных ситуаций. Знание технологий разрешения межличностных конфликтов способствует формированию навыков конструктивного взаимодействия в ситуации педагогического профессионального общения, навыков психологической просветительской деятельности. Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин «Педагогика» (Б.1), «Общая психология» (Б.3), «Психология развития и возрастная психология» (Б.3), «Социальная психология» (Б 3) и служит основой для изучения таких дисциплин, как «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» (Б3), прохождения практики (Б. 5) и успешной итоговой государственной аттестации (Б.6) Современный психолог должен владеть технологиями эффективного взаимодействия, уметь анализировать конфликтные педагогические, управленческие, семейные ситуации, конструктивно разрешать межличностные конфликты и профессионально осуществлять консультационную деятельность по проблеме конфликта. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению: а) общекультурных (ОК): § способен и готов к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); § способен и готов к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей. б) профессиональных (ПК): § способен и готовк преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15); § способен и готов к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20). § способен и готов к самообразованию на протяжении всей жизни (ПК-20) По окончании изучения курса студент должен овладеть знаниями: § об основных понятиях конфликтологии и используемый в данной науке категориальный аппарат; § о причинах межличностных конфликтов в организациях, в учебной деятельности, в педагогической деятельности, в семье; § о способах разрешения межличностных конфликтов. По окончании изучения курса студент должен овладеть следующими умениями и навыками: § диагностировать и анализировать межличностные конфликты; § видеть различные социально-психологические варианты разрешения конфликтных ситуаций и выбирать для конкретной ситуации наиболее адекватный способ разрешения; § владеть основами организации переговорного процесса и основами посреднической деятельности в конфликте; § применять полученные знания при решении социально-психологических проблем в профессиональной деятельности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение в конфликтологию
Тема 1.1. История становления конфликтологии
Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция представлений о конфликте. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии во второй половине XIX и в XX веке. Возникновение и развитие конфликтологии как теории и как практики: Р. Дарендорф, М. Шериф, Л. Томпсон, К. Томас, М. Дойч, Р. Фишер, У. Юри и и др. Общая характеристика зарубежной конфликтологии. Особенности развития конфликтологии в России Периодизация истории отечественной конфликтологии. Основные направления исследования психологии межличностного конфликта в отечественной конфликтологии. Основные отрасли отечественной конфликтологии.
Тема 1.2. Методы изучения конфликта
Методологические основы исследования конфликтов. Системный подход к изучению конфликтов. Основные принципы исследования конфликтов. Этапы анализа конфликтов. Программа конфликтологического исследования. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных условиях. Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях. Изучение специфических форм социального взаимодействия как моделей конфликта. Опросные методы: шкалы диагностики наличия конфликта, тестовые процедуры и др. Модульная методика диагностики межличностных конфликтов, особенности ее применения. Ситуационный метод исследования конфликтов, общая характеристика. Особенности ситуационного исследования конфликтов. Обобщенные требования к знаниям по 1 разделу: В ходе изучения содержания материала студенты должны знать: о в озникновение и развитие конфликтологии как теории и как практики, основные теории конфликта отечественных и зарубежных ученых. Обобщенные требования к умениям: После изучения раздела студенты должны уметь выделять специфические черты различных научных подходов к проблеме межличностного конфликта, особенности и специфику научных исследований, позиции ученых, занимающихся проблемой изучения психологии конфликта. Контроль знаний по темам первого раздела осуществляется на семинарских (практических) занятиях. Проверяется наличие у студентов конспектов не менее трех источников и презентаций по теме выступления. Проводится итоговый письменный опрос по вопросам всего раздела.
Раздел 2. Теоретические основы конфликтологии
Тема 2.1. Межличностный конфликт как социальный феномен
Понятие конфликта, его сущность и структура. Содержание понятия конфликта в обыденном сознании. Динамические характеристики конфликта. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта. Этапы и фазы конфликта. Субъекты конфликта и их характеристика. Предмет конфликта, образ конкретной ситуации, мотивы конфликта. Позиции конфликтующих сторон и их роль в анализе конфликта. Проблема классификации в конфликтологии. Основные виды классификации конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Объективные факторы возникновения конфликтов. Организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины конфликтов. Конфликт как тип трудных ситуаций. Конфликтная ситуация. Типы конфликтных ситуаций. Поведение человека в трудных ситуациях Понятие межличностного конфликта и его структура. Основные подходы к изучению межличностных конфликтов. Мотивационный подход М. Дойча. Когнитивный подход. Деятельностный подход. Организационный подход. Сферы проявления межличностных конфликтов, их причины и способы разрешения. Классификация межличностных конфликтов. Межличностные конфликты и межличностные отношения. Уровни развития межличностных конфликтов: конфронтация, ссора, скандал, кризис. Психологические признаки межличностных конфликтов. Специфика проявления причин межличностных конфликтов в различных видах профессиональной деятельности и пути их разрешения.
Тема 2.2. Основные подходы к изучению конфликтов
Интрапсихическая интерпретация конфликтов: З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон. Ситуационные подходы: исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию – исследования М. Дойча, М. Шерифа и др. психологов. Когнитивистские подходы к пониманию конфликта: К. Левин, теории баланса, конфликт как когнитивная схема. Теории механизмов возникновения конфликтов. Формулы конфликтов по В.П. Шейнову. Конфликты типа А, Б, В. Зависимость конфликта от конфликтогенов. Закон эскалации конфликтов (формула А). Зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента (формула Б). Зависимость конфликта от двух и более ситуаций (формула В). Потери и искажение информации при общении оппонентов. Синтез ситуационного и личностного подходов в изучении конфликтов. Конфликты и трансактный анализ. Понятие трансакции и их типы. Основные поведенческие характеристики Родителя, Взрослого, Ребенка. Алгоритм трансактного анализа.
Тема 2.3. Конфликтное взаимодействие
Структура конфликта. Объективные составляющие конфликта. Психологические составляющие конфликта. Особенности восприятия конфликтной ситуации. Функции конфликта. Влияние конфликтов на основных участников и социальное окружение. Мотивы и цели участников взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Основные регуляторы конфликтного взаимодействия. Модели развития межличностной конфликтной ситуации.
Тема 2.4. Теории поведения личности в конфликте
Реакция человека на возникающие проблемы. Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характера: К. Леонгард, А.Е. Личко и др. Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Обобщенные требования к знаниям по 2 разделу: В ходе изучения содержания материала студенты должны знать: об основных подходах к изучению межличностных конфликтов, структуре межличностного конфликта, этапах конфликта, конструктивных и деструктивных функциях конфликта, о типах конфликта, о причинах конфликта, об особенностях конфликтного взаимодействия, о стилях поведения в ситуации конфликта. Обобщенные требования к умениям: После изучения данного раздела студенты должны уметь выделять специфические черты различных научных подходов к проблеме межличностного конфликта, уметь использовать различные стили поведения в ситуации конфликта, различать особенности поведения конфликтных личностей. Контроль знаний по темам второго раздела осуществляется на семинарских (практических) занятиях. Проверяется наличие у студентов конспектов и презентаций по теме выступления. Проводится итоговый тест по вопросам всего раздела. КОНТЕНТЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Ситуационные подходы Стратегии поведения людей в конфликтах рассматриваются как результат научения тем или иным моделям взаимодействия. М. Дойч - Теория о кооперации и конкуренции, ключевым моментом которой является «закон социальных отношений»: Характерные процессы и эффекты, вызванные данным типом социального отношения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения. Кооперация вызывает и вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и аттитюдах, готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чувствительностью к общим интересам и неподчеркиванием противоположных интересов, ориентацией на взаимную власть скорее, чем на различия во власти, и т. д. Конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе между собой и другим; ограниченной коммуникацией; минимизацией сходства в ценностях и увеличением чувствительности к противоположным интересам; подозрительными и враждебными установками; значимостью, ригидностью и масштабностью конфликтной проблемы и т. д. М. Шериф - ситуационный подход в изучении межгрупповых конфликтов: Конфликт между людьми возникает в ситуациях, когда преследуемые ими цели блокируются. Адекватное понимание этиологии конфликта требует оценивания контекста ситуации, в которой он возникает. Когнитивистские подходы - акцент на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения конфликтов. К. Левин (провозвестник когнитивизма)фактически объединил интрапсихический и ситуационный подходы, придав «внешним» (объективным) факторам «внутренний», субъективный характер. В теории поля конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины». Теории когнитивного соответствия Ф. Хайдер - теория структурного баланса - анализ согласованности между системой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружающих. Сущность социально-психологического конфликта - в рассогласовании между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей. Ньюком - акцент на процессе коммуникации между участниками взаимодействия, которые хотят, чтобы те, с кем они имеют дело, разделяли их точку зрения, особенно если речь идет о важных вещах, а их партнеры кажутся им привлекательными. Гуманистическая психология: «поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью» (Роджерс). Р. Мэй: Конфликт — это нормально, это то, что сопутствует как нашей внутренней жизни, так и нашему взаимодействию с людьми. Переживание конфликтов — тяжелый и болезненный процесс, но это часть жизни человека. Причиной личностных проблем является нарушение правильного распределения напряжений во внутренней структуре личности. Полное устранение конфликтов приведет к застою; задача - превращение деструктивных конфликтов в конструктивные. Отдельные виды конфликтов Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление (Краткий психологический словарь). В. С. Мерлин: психологический конфликт — это «состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности» Мотивационные конфликты К. Левин: 1) когда человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. 2) выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. 3) когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет «и плюсы, и минусы. Н. Миллер: фундаментальные принципы конфликтов между тенденциями приближения и избегания: 1. Тенденция к достижению цели тем сильнее, чем ближе к ней субъект - градиент приближения. 2. Тенденция к избеганию нежелательного объекта тем сильнее, чем ближе к нему субъект - градиент избегания. 3. Градиент избегания имеет более крутой характер, чем градиент приближения. 4. Усиление мотива повышает общий уровень градиента. Когнитивные конфликты — столкновение несовместимых представлений. Человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т. д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера: Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Чем сильнее диссонанс, что определяется значимостью его составляющих для человека, тем больше он будет стремиться к ослаблению этого диссонанса или его устранению. Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, переживаемый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем. Явления принимают характер конфликта только в том случае, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая значимые для человека представления, убеждения, ценности и потому делающая ее решение тяжелым. Ролевые конфликты 1. К онфликт «Я — роль», противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли, либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора. 2. Межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответственно требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми,что превращается для человека в серьезную психологическую проблему. Структура конфликта 1. Стороны (участники) конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации. Выделяют инициатора, активную и пассивную стороны, пассивных участников. Оценка ситуации Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Следствием «определения ситуации» становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением. Понимание образа восприятия как «ориентировочной основы поведения» позволяет утверждать, что «образы» людей, групп, социальных явлений становятся регуляторами поведения человека, более значимыми, чем сами объекты. «Определение ситуации» выполняет функцию категоризации применительно к социальным ситуациям, отвечая тем самым потребности человека в уменьшении сложности окружающего мира. Основой «определения ситуации» является содержание обыденного знания, здравый смысл человека, то, что составляет «объем знаний под рукой». Главный признак, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, - воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Если же внешняя ситуация является менее определенной, ее восприятие в большей степени зависит от индивидуальных особенностей участников. «Объективные» факторы определения ситуации -общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее людям приходить к согласию относительно характера ситуации. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуальные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий. Групповые факторы определения ситуации -влияние возраста, пола, профессиональных особенностей на преимущественный характер конфликтов. Индивидуальные факторы определения ситуации Отсутствие личностной тревожности, интернальность (уверен в себе, не нуждается во внешней поддержке) способствует устойчивости в экстремальных ситуациях, меньшей подверженности дистрессу. «Экстерналы» — неуверены в себе, нуждаются в поощрениях, болезненно реагируют на порицания, полагаются на случай, на судьбу. Обыденное представление о «конфликтной личности» связано с человеком, который чаще других оказывается участником конфликтных ситуаций, т. е. обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных или конфликтному реагированию на те или иные внешние обстоятельства. У человека может сформироваться своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматизации отношений и усилению межличностной напряженности. Еще одна основа «конфликтности» личности - неадекватность сформировавшихся у человека представлений о себе и других: завышенная самооценка, тенденция к ее подтверждению за счет низкой оценки других приводят к возникновению межличностных затруднений. В этих случаях может возникать устойчивая ориентация на преимущественное восприятие негативных свойств окружающих и как следствие — преобладание в отношении к ним отрицательных оценок. Другой вид «конфликтности» личности связан с преимущественным — более частым, чем это бывает в среднем, — использованием «конфликтных» стратегий взаимодействия. Людей, «трудных» в общении, отличает выраженная ориентация на достижение собственных целей, стремление добиваться своего, не считаясь с интересами и желаниями другого. Такая установка на жесткую реализацию своих интересов любой ценой приводит к тому, что человек начинает испытывать трудности в решении проблем, зависящих от других. Конфликтное взаимодействие Процесс и виды воздействия Убеждение, внушение, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция. Объектом воздействия становятся мотивы партнера, его ценности, представления о сложившейся ситуации, его эмоциональные состояния. Психологически конструктивное влияние отвечает трем критериям: 1) не быть разрушительным для личностей, участвующих во взаимодействии, и их отношений; 2) быть психологически корректным; 3) удовлетворять потребности обеих сторон. Приемы психологического давления: 1) использование в своих целях мотивов оппонента, например, таких как материальная заинтересованность, мотивы продвижения по службе и т.д. 2) создание угрозы Я-концепции оппонента, его представлениям о себе: манипулирование чувством страха, неуверенности в себе, вины и т. д. Типичные деструктивные приемы воздействия на противника: угрозы, «эмоциональные удары» (унижения, оскорбления), ссылка на авторитет (или, напротив, его отрицание), уклонение от обсуждения проблемы, лесть и т. д. Нормативные регуляторы Уход Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления: а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации; б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям. Уступка Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям. При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты. • И ногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели. • Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта. • Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность. При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Компромисс Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов. • Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы. • Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез. • Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. В предыдущем примере компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения. Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимод
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.156.15 (0.017 с.) |