Тема. Технологии предупреждения, профилактики и разрешения конфликтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Технологии предупреждения, профилактики и разрешения конфликтов



 

1. Объясните термин «переговоры». В чем заключаются отличительные особенности переговоров?

2. Сравните позиционный торг и переговоры на основе взаимного учета интересов. Каковы преимущества и недостатки этих двух стратегий ведения переговоров?

3. В чем заключается подготовка сторон к переговорам?

4. Какие этапы можно выделить в процессе ведения переговоров?

5. Каково влияние различных типов решений на дальнейшие взаимоотношения участников переговоров?

6. Что является показателем успешности переговоров?

7. Какова роль посредника в разрешении конфликтов?

8. Чем обуславливается приоритетное использование того или иного способа разрешения конфликта?

9. Как составить карту конфликта?

10. Какие методы преодоления психологического напряжения наиболее приемлемы для вас?

11. Что нужно делать, чтобы минимизировать уровень стресса?

12. Как распознать истинные причины конфликтов?

13. Как научиться предвосхищать их появление?

14. Как правильно вести себя с конфликтующими сторонами?

15. Как научиться управлять конфликтами и разрешать их на справедливой и конструктивной основе?

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа №1.

Психологическая природа конфликта

1. Выделите основные стадии процесса возникновения противоречий. Постройте схему возникновения конфликта.

2. Дайте несколько определений конфликта, учитывая при этом, различные подходы к определению данного понятия.

3. Дайте определение конфликтной ситуации, инцидента, субъекта и объекта конфликта.

4.Сформулируйте возможные причины и предпосылки возникновения конфликтной ситуации.

5.Определите роль конфликтов в жизнедеятельности человека.

6.Позитивные и негативные функции конфликта. В чем они выражаются?

7. Каковы функциональные и дисфункциональные проявления конфликта?

8. Дайте характеристику основных стадий конфликта латентного периода (предконфликтного), открытого периода и послеконфликтного латентного периода.

9. Что называется эскалацией конфликта?

10. Назовите основные признаки эскалации конфликта.

11.Какие существуют формы завершения конфликта?

12. Приведите примеры конкретных конфликтных ситуаций с ярко выраженной эскалацией конфликтогенов.

Контрольная работа №2.

Методы исследования и диагностики конфликтов

1. Назовите философские и общенаучные принципы изучения конфликтов.

2. Какие методы психологии применяются в конфликтологии для изучения межличностных конфликтов?

3. Дайте характеристику каждому методу.

4. В чем заключается диагностика МЛО при определении уровня конфликтности личности?

5. Для чего предназначены опросники Басса-Дарки и Айзенка?

6. В чем суть модульной методики диагностики межличностных конфликтов.

7. В чем суть ситуационного метода исследования межличностных конфликтов

Контрольная работа №3.

Виды конфликтов

Виды конфликтов в зависимости от:

- количества участников;

- способа разрешения;

- природы возникновения;

- направленности воздействия;

- степени выраженности;

- от соотношения позитивных и негативных элементов в конфликтах; от сфер жизнедеятельности.

1. Дайте характеристику каждому из видов конфликтов.

3. Охарактеризуйте составные элементы конфликта.

4.Сформулируйте причины возникновения конфликта между личностями.

5. Какова связь конфликтного сознания и конфликтного поведения?

6.В чем суть конфликта как принципа саморегуляции и самокоррекции?

7. Типы поведения человека в конфликтной ситуации.

8. Основные механизмы возникновения межличностных конфликтов.

 

Контрольная работа №4.

Особенности внутриличностных конфликтов

1.Понятие внутриличностного конфликта. Сформулируйте возможные условия возникновения внутриличностного конфликта.

2.Какими методами можно обнаружить присутствие внутриличностного конфликта?

3. Дайте характеристику основным видам внутриличностных конфликтов.

4. Определите основные условия предупреждения внутриличностного конфликта.

5. Преодоление внутриличностного конфликта. Назовите основные механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.

Контрольная работа №5.

Конфликты между руководителями и подчиненными

1.Сформулируйте возможные способы предупреждения конфликтов «по вертикали»

2. Какие на ваш взгляд, ошибочные действия могут привести к конфликту между руководителем и подчиненным?

3. Какие условия способствуют предупреждению конфликтов «по вертикали»?

4. Охарактеризуйте основные способы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным.

 

 

Контрольная работа №6.

Прогнозирование и профилактика конфликтов

1.Сформулируйте основные мероприятия по профилактике конфликтов.

2. Дайте характеристику объективным условиям, способствующим профилактике деструктивных конфликтов.

3.Какие организационно-управленческие условия способствуют предупреждению конфликтов?

4.Сформулируйте социально-психологические условия профилактики конфликтов.

 

Контрольная работа №7.

Предупреждение конфликтов

1. В чем суть организационно-управленческих и социально психологических условий предупреждения конфликтов?-

2. Сформулируйте основные правила критики и правила восприятия критики.

3. Раскройте понятие стресса как причину конфликта и как следствия конфликта.

4. Какие факторы влияют на возникновение стрессов личности в организации?-

5. Приведите примеры психологических факторов, ведущих к возникновению стрессовых ситуаций.

6. Назовите и охарактеризуйте этапы подготовки и принятия оптимальных управленческих решений.

7. В чем заключается основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений?-

8. Назовите основные психологические причины некомпетентных конфликтных решений.

 

Контрольная работа №8.

Способы управления конфликтами

1. Раскройте сущность понятия управление конфликтами.

2. Назовите основные этапы оптимального управления конфликтом.

3. В чем заключается институционализированый и неинституционализированый конфликты?

4. Легитимизация конфликта. Каковы условия легитимности институциональной процедуры?

5. В чем заключаются межличностные методы управление конфликтом?

6. В чем заключаются структурные методы управления конфликтом?

7. Роль переговоров в конфликте. Назовите основные этапы переговорного процесса.-

8. Раскройте суть понятия процесса медиации.

9. Какова роль третьей стороны в конфликте?

10. Какие факторы влияют на эффективность медиации?

11. Роль руководителя в урегулировании конфликта.

12. Каковы особенности деятельности психолога по урегулированию конфликтов?

 

Контрольная работа №9.

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны

1. Что такое медиация?

2. Кто может выступать в роли медиаторов?

3. Перечислите основные этапы процесса медиации.

4. Какие факторы влияют на эффективность медиации?

5. Охарактеризуйте основные этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными.

Контрольная работа №10.

Конструктивное разрешение конфликтов

1. Завершение конфликта. Дайте характеристику основных форм завершения конфликта.

2. Рассмотрите основные стратегии разрешения конфликтов. Выделите преимущества и недостатки каждой из них.

3. Раскройте сущность основных психологических механизмов переговорного процесса -

4. Охарактеризуйте основные этапы переговоров

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

1 Общие закономерности возникновения конфликтов их развития и завершения – это:

а) объект конфликтологии;

б) предмет конфликтологии.

в) цель конфликтологии

2. Первая «волна» публикаций по проблеме конфликта проявляется в:

а) I период истории развития конфликтологии (до 1924 г.);

б) II период истории развития конфликтологии (1924-1990 гг.);

в) III период истории развития конфликтологии (1990 г. – настоящее

время).

3 Изучая конфликт необходимо стремиться исследовать максимально большее количество связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами – это принцип:

а) развития;

б) всеобщей связи;

в) системного подхода;

г) принцип преемственности.

4 Опросник предназначенный для определения индивидуального уровня агрессивности личности – это -

а) опросник А.Басса – А.Дарки;

б) личностный опросник Г.Айзенка;

в) опросник К.Томаса.

5 Накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта это:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) конфликтоген.

6 Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель- подчиненный» выделяют: низкая культура общения, недобросовестное исполнение своих обязанностей, стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой и другие – это:

а) управленческие причины;

б) личностные причины.

7 Эскалация конфликта свойственна:

а) латентному периоду (предконфликтный период);

б) открытому периоду;

в) латентному периоду (послеконфликтный период).

8 Конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями – это -

а) мотивационный конфликт;

б) нравственный конфликт;

в) ролевой конфликт;

г) конфликт неадекватной самооценки.

9 Стратегия поведения в конфликтных ситуациях, подразумевающая

принятие точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени:

а) приспособление;

б) компромисс;

в) сотрудничество.

10 Конфликт, возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий – это

а) случайный конфликт;

б) условный конфликт;

в) конструктивный конфликт;

г) смещенный конфликт.

11 Медиатор – это:

а) третья сторона в конфликте;

б) лицо, подталкивающее участников к конфликту;

в) лицо, планирующее конфликт и его развитие, предусматривающее

различные пути обеспечения и охраны участников.

12 Наиболее эффективный стратегией поведения в конфликте является:

а) избегание;

б) приспособление;

в) компромисс;

г) сотрудничество.

13 Тенденция благоприятствовать членам собственной группы в противовес другой группы – это:

а) конфликт интересов;

б) внутригрупповой фаворитизм.

14 Конфликтоустойчивость зависит от группы факторов, проявляющихся в эмоционально- волевой устойчивости – это:

а) психофизиологический фактор;

б) когнитивный фактор;

в) мотивационный фактор;

г) социально-психологический фактор.

15 Совместная деятельность участников конфликта, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению – это:

а) управление конфликтом;

б) разрешение конфликта;

в) урегулирование конфликта.

16 Своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии - это -

а) посредник;

б) арбитраж;

в) помощник;

г) наблюдатель.

 

Вариант 2

1 «…может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений» - это:

а) объект конфликтологии;

б) предмет конфликтологии;

в) конфликт.

2 Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках

социологии и правоведения в:

а) I период истории развития конфликтологии (до 1924 г.);

б) II период истории развития конфликтологии (1924-1990 гг.);

в) III период истории развития конфликтологии (1990 г. – настоящее

время).

3 Принцип, требующий максимально полного знания конфликтологом всего, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет – это:

а) принцип развития;

б) принцип преемственности;

в) принцип исторического подхода;

г) принцип междисциплинарности.

4 Опросник, предназначенный для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях – это:

а) опросник А.Басса – А.Дарки;

б) личностный опросник Г.Айзенка;

в) опросник К.Томаса.

5 Слово, действие (бездействие) которое может привести к конфликту- это:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) конфликтоген.

6 Такие причины конфликтов по вертикали как: субординационный характер отношений, разбалансированность рабочего места, недостаточная обеспеченность управленческих решений и т.п. относят к:

а) объективным причинам;

б) субъективным причинам.

7 Прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства – это:

а) эскалация конфликта;

б) сбалансированное противодействие.

8 Конфликт между стремлениями к обладанию и к безопасности – это:

а) мотивационный конфликт;

б) нравственный конфликт;

в) ролевой конфликт;

г) конфликт неадекватной самооценки.

9 При данной стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение, что дает им возможность найти приемлемый для всех выход:

а) стратегия приспособления;

б) компромисс;

в) сотрудничество.

10. Конфликты, в основе которых лежат нарушения в области взаимоотношений – это:

а) экономические конфликты;

б) социально-психологические конфликты;

в) социально-бытовые конфликты.

11. Лицо, подталкивающее одного или нескольких участников к конфликту – это:

а) медиатор;

б) подстрекатель;

в) организатор.

12 Работа, направленная на обоснованное предположение о возможном возникновении конфликта в будущем – это:

а) управление конфликтом;

б) прогнозирование конфликтов;

в) профилактика конфликтов.

13 Устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента – это:

а) эмоциональный компонент конфликтоустойчивости личности;

б) волевой компонент конфликтоустойчивости личности;

в) познавательный компонент конфликтоустойчивости личности.

14. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, но окончательное решение остается за оппонентами – это:

а) арбитр;

б) посредник;

в) помощник;

г) наблюдатель.

15. Вид конфликтогена, проявляющийся в излишней уверенности в своей правоте – это:

а) хвастовство;

б) категоричность;

в) прямые проявления превосходства

г) приказ.

 

Вариант 3

1 Наиболее острый способ разрешения значительных противоречий, возникающий в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями:

а) предмет конфликтологии;

б) объект конфликтологии;

в) конфликт.

2 Первые кандидатские диссертации по проблеме конфликта защищались в период:

а) с 1924-1934 гг.;

б) с 1935 – 1948 гг.;

в) с 1949-1972 гг.;

г) с 1973-1989 гг.

3 Принцип, показывающий необходимость учета в процессе изучения

конфликтов всех конкретных условий, в которых они развиваются: места, времени, конкретной обстановки в конкретном коллективе – это:

а) принцип развития;

б) принцип всеобщей связи;

в) принцип исторического подхода;

г) принцип объективности.

4 Опрос ник, позволяющий выявить тип темпераметра личности – это:

а) опросник А. Басса – А. Дарки;

б) личностный опросник Г. Айзенка;

в) опросник К. Томаса.

5 Стечение обстоятельств, являющееся поводом для конфликта – это:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) конфликтоген.

6 Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель-

подчиненный» выделяют: необоснованные и ошибочные решения, нарушения в системе стимулирования труда, недостаточная профессиональная подготовка

руководителей и т.д. – это:

а) управленческие причины;

б) личностные причины.

7. Конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение – это:

а) мотивационный конфликт;

б) конфликт нереализованного желания;

в) нравственный конфликт;

г) ролевой конфликт.

8. Стратегия поведения в конфликте заключающаяся в отказе человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу – это:

а) стратегия принуждения;

б) стратегия уклонения;

в) стратегия приспособления.

9 Работа, направленная на такую организацию жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними – это:

а) управление конфликтом;

б) прогнозирование конфликтов;

в) профилактика конфликтов.

10. Способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой – это:

а) эмоциональный компонент конфликтоустойчивости;

б) волевой компонент конфликтоустойчивости;

в) мотивационный компонент конфликтоустойчивости.


Вариант 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.086 с.)