Тема: Межличностные конфликты в условиях педагогического взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Межличностные конфликты в условиях педагогического взаимодействия



Вопрос 1

Позиция вмешательства в конфликт, когда педагог, будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его, называется позицией:

авторитарного вмешательства

избегания конфликта

нейтралитета

целесообразного вмешательства

Вопрос 2

Конфликты, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им учебных и внеучебных заданий, называются конфликтами:

отношений

поведения

деятельности

ценностей

Вопрос 3

Конфликты, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, называются конфликтами:

поведения

деятельности

отношений

ценностей

Вопрос 4

Классификация педагогических конфликтов (конфликты деятельности, поведения и отношений) была предложена в работе:

К Симоновой

А. Марковой

К.Митиной

М. Рыбаковой

Вопрос 5

Ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор. – это всё разновидности конфликтов.

организационных

межгрупповых

управленческих

педагогических

Тема: Технологии эффективного общения в ситуации конфликта

Вопрос 1

Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к та­ким способам, приемам и средствам общения, которые позволя­ют достичь следующей основной цели:

добиться убеждения соперника в своей правоте

добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника

добиться взаимного понимания

добиться превосходства в переговорном процессе над соперником

Вопрос 2

Коммуникативный аспект общения отражает стремление парт­неров по общению к:

обмену информацией

налаживанию добрых взаимоотношений

достижению взаимопонимания

расширению темы общения

Вопрос 3

Перцептивный аспект общения выражает потребность субъек­тов общения в:

установлении теплых дружеских взаимоотношений

сопереживании, во взаимной эмпатии

сохранении высокого статуса в общении

выявлении истинных мотивов общения у своего партнера

Вопрос 4

Адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого» состоит в следующем:

проявляет чувство вины; руководит; уточняет ситуацию

работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных

требует; покровительствует; руководит

работает с информацией; покровительствует; руководит

Вопрос 5

Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:

Переводе темы разговора

Спокойной реакции на эмоциональные действия партнера

Попытке понять мотивы партнера

Установке на рациональное восприятие партнера

 

Тема: Способы разрешения межличностных конфликтов

Вопрос 1

К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема неактуаль­на, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не прояв­ляет усилий для достижения соглашения...»?

«избегающий»

«уступающий»

«отрицающий»

«наступающий»

Вопрос 2

Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется:

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Вопрос 3

Кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, которое удовлетворяет интересы всех сторон, - это:

уступка

избегание

компромисс

сотрудничество

Вопрос 4

Какая из стратегий переговорного процесса нашла свое отражение в работах современных зарубежных и отечественных исследователей проблемы конфликта:

Выигрыш-проигрыш

Проигрыш-проигрыш

Проигрыш-выигрыш

Выигрыш-выигрыш

Вопрос 5

Механизм разрешения конфликта с помощью третьей стороны называется:

посредничество

компромисс

выбор альтернатив

картография конфликта

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Методы изучения межличностных конфликтов.

2. Межличностные конфликты: определение, особенности.

3. Причины межличностных конфликтов.

4. Классификация межличностных конфликтов.

5. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.

6. Семейные конфликты и их особенности.

7. Классификация семейных конфликтов.

8. Причины супружеских конфликтов.

9. Ролевой конфликт работающей женщины: определение, виды.

10. Конструктивные и деструктивные функции супружеских конфликтов.

11. Пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов.

12. Причины конфликтов между родителями и детьми.

13. Межличностные конфликты в организации

14. Межличностные конфликты в системе отношений «руководитель-подчиненный»

15. Способы предупреждения конфликтов в системе отношений «руководитель-подчиненный»

16. Межличностные конфликты в педагогическом процессе.

17. Межличностные конфликты в системе отношений «ученик-ученик»

18. Способы разрешения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик»

19. Основные подходы к конфликту в зарубежной психологии

20. Основные подходы к конфликту в отечественной психологии.

Особенности внутриличностных конфликтов

22.Конфликт в системе отношений «родитель-подросток»

23.Причины межличностных конфликтов в молодых семьях.

24.Причины межличностных конфликтов в системе отношений «родители-взрослые дети»

25.Гендерные особенности конфликтных взаимоотношений супругов

26.Типы конфликтов в образовательных учреждениях.

27.Конфликты и стресс.

28.Роль руководителя в разрешении межличностных конфликтов.

29.Характеристики конфликтных и неконфликтных учителей.

30.Особенности психологического консультирования семей в ситуации конфликта

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция представлений о конфликте.

2. Общая характеристика зарубежной конфликтологии.

3. Особенности развития конфликтологии в России.

4. Основные цели и задачи конфликтологии как науки.

5. Интрапсихическая интерпретация конфликтов (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.).

6. Когнитивистские подходы к пониманию конфликта: К. Левин, теории баланса, конфликт как когнитивная схема.

7. Современные тенденции в подходе к конфликтам.

8. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии.

9. Методы изучения конфликта.

10. Конфликт как тип трудных ситуаций.

12.Понятие межличностного конфликта, его сущность и структура.

13.Динамические характеристики межличностного конфликта.

14.Структура межличностного конфликта. Объективные и психологические составляющие конфликта.

15..Основные виды межличностных конфликтов.

16. Причины возникновения межличностных конфликтов.

17.Конфликты и трансактный анализ.

18.Функции конфликта. Модели развития межличностной конфликтной ситуации.

19.Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика.

20.Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте.

21.Типы конфликтных личностей.

22. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения.

23.Функции конфликтов в организации. Социально-психологические источники конфликтов в организации.

24. Причины конфликтов в звене «руководитель – подчиненный».

25. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали».

26. Пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным..

27.Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи.

28. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Типичные межличностные конфликты у супругов. Предупреждение супружеских конфликтов и способы их разрешения.

29.Причины конфликтов в системе «родители – дети». Формы проявления конфликтогенов между родителями и детьми, способы их предупреждения и разрешения.

30. Конфликты между учениками в школе: причины их возникновения, особенности протекания и пути разрешения.

31. Конфликты в сфере «учитель – ученик». Способы их разрешения.

32.Особенности прогнозирования и профилактики межличностных конфликтов.

33.Технология предупреждения конфликтов. Предупреждение конфликта и стресс.

34.Процесс психологического посредничества в конфликте.

35.Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе.

36..Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература:

1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов– М.: ЮНИТИ, 2010. – 551 с.

2.Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: учебное пособие/ Н.Ф. Вишнякова. – Минск. 2006.

3.Ворожейкин И. Е Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин.- М: Инфра-М, 2008. - 240 с.

4.Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

5.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию/ Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2006.

6. Конфликтология: учебник для вузов [ под ред. А.С. Кармина] – СПб.: Лань, 2007.

 

б) дополнительная литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. / А.Я., А.И. Шипилов. – М.: Изд-во Военного Университета-, 1996. –145с.

2. Агеева Л.Н. Конфликтология/ Л.Н. Агеева. -Ульяновск, 2010.-200с.

3. Большаков А.Г. Конфликтология организаций/ А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: Пресс, 2001.- 182 с.

4. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, И.М. Коряк.– Новосибирск: Наука, 1983. –141с.

5. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе/ Н.В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1990. –175 с.

6. Давлетчина Конфликтология.-Улан-Удэ,2005.-174с.

7. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. –204с.

8. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии /А.И.Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 119-134.

9. Донцов А.И. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Вестник МГУ. -Сер. 14, № 4. – 1977. – С. 23-33.

10. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта/ В.В Дружинин [и др.] – М. 1989.

11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов.– СПб: Питер, 2009. –. 400 с.

12. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии/ В.И. Журавлев. – М. 2000.

13. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты/ Е.Е. Николаева. – Рига; М. 1997.

14. Ключников С. Ю. Семейные конфликты: практика решения/ С.Ю. Ключников -.СПб: Питер, 2001.- 160 с

15. Козер Л. Функции социального конфликта/ Л.Коузер. – М. 2000.

16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МУ, 1991.-. 207с.

17. Леонов Конфликтология: учебно-методическое пособие. - М: МПСИ /Воронеж: МОДЭК., 2002. - 192 с.

18. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах/ Э.Э. Линчевский.. – СП б: изд-во Военмеха, 2000. –72 с.

19. Мажников В.И. Конфликтология/ В.И. Мажников.-Волгоград,2004.-40с.

20. Меньшова В.Н. Конфликтология/ В.Н. Меньшова. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000. –184 с.

21. Попова Т.Е. Конфликтология/ Т.Е. Попова.-Оренбург,2004.-51с.

22. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения/ Б.Д.Парыгин. - Л.: Наука, 1998.

23. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления/ А.Л. Свенцинский. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

24. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления/ Д.Скотт. - Киев: Внешторгиздат, 1991. - 191.с.

25. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика/ Э.А. Уткин. – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000. 272 с.

26. Хасан Б.И.Психология конфликтов и переговоры/ Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов М. 2004. – 192 с.

27. Цибульская М.В. Конфликтология/ М.В. Цибульская.-М.:МЭСИ,2009.-150с.

28. С. Чернышев. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций/ С.Чернышев.- М: Педагогическое общество России, 1999.-186 с.

 

в) методические разработки

1.Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов: методические указания/ Г.В. Игумнова. – Йошкар-Ола, 1996. — 64 с.

2.Игумнова Г.В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие/ Г.В. Игумнова. — Йошкар-Ола, 2001. — 100 с.

3. Игумнова Г.В.Классный руководитель: учебное пособие/ Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, 2002.- 104 с.

4.Игумнова Г.В. Конфликтология: учебное пособие/Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, МОСИ- ООО «СТРИНГ», 2006. – 160 с.

5.Игумнова Г.В. Конфликтология: учебное пособие/Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, МОСИ- ООО «СТРИНГ», 2011. – 214 с.

г) статьи из периодических изданий

Материал общего характера

1. Башмакова, С. Б. Коррекция эмоционального развития конфликтных детей / С. Б. Башмакова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 1. - С. 25-30. - Библиогр.: с. 30. О роли эмоции в деятельности ребенка, о формировании чувств. Обучение детей социально-приемливым формам взаимодействия.

2. Белинская, А. Б. Педагогические технологии по формированию практических навыков диагностирования и разрешения конфликтов / А. Б. Белинская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - N 1. - С. 3-29. - Библиогр.: с. 27-29 (48 назв.). - Продолж. Начало в NN 2-4, 2009. Представлены методы разрешения конфликтных ситуаций, игры и упражнения.

3. Бережная, Г. С. Педагогическая конфликтология как отрасль педагогической науки / Г. С. Бережная, Н. В. Самсонова // Профильная школа. - 2008. - N 6. - С. 10-12. - Библиогр.: с. 12 (5 назв.). Обосновываются признаки педагогической конфликтологии, которая представляет собой область науки, находящуюся на стыке педагогики и конфликтологии, решающую конфликтологические проблемы педагогической сферы на основе синтеза педагогического и конфликтологического знания.

4. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. - № 2. – С. 5-15

5. Власова, Э. Ю. Конфликтные ситуации: учимся разрешать / Э. Ю. Власова, Б. В. Куприянов, Т. В. Соболева // Народное образование. - 2010. - N 2. - С. 259-265. Об умении разрешать конфликтные ситуации профессионально. Даны рекомендации по проведению мастер-класса "Родитель и педагог по тонкому льду ожиданий".

6. Врачинская, Т. В. Периодизация исторического развития отечественной педагогической конфликтологии/ Т. В. Врачинская // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - N 12. - С. 153-160. - Библиогр.: с. 160 (4 назв.). Дана характеристика основных особенностей, присущих периодизации исторического развития отечественной педагогической конфликтологии.

7. Гребенкин, Е. В. Тренинг по профилактике конфликтного поведения / Е. В. Гребенкин // Школьные технологии. - 2008. - N 5. - С. 121-128. Представлена программа тренинга для учащихся 9-10 классов, с помощью которого школьники овладеют знаниями по основам конфликтологии.

8. Гуралевич, Я. В. Синтон-клуб - школа общения и взаимодействия подростков / Я. В. Гуралевич // Директор школы. - 2008. - N 3. - С. 89-92. - Опыт создания на базе школы N 82 г. Ульяновска клуба комфортного общения для трудных подростков.

9. Дмитриев, А. В. Становление конфликтологии и проблемы ее преподавания / А. В. Дмитриев // Социология образования. - 2009. - N 3. - С. 5-6. Вступительная статья главного редактора журнала "Социология образования" к монотематическому номеру, посвященному проблеме изучения конфликтологии.

10. Калягин, В. А. Возможность применения конфликтологии в логопедии / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова // Логопедия. - 2006. - N 4. - С. 46-49. - Библиогр.: с. 49. Формирование логопедом навыков успешной коммуникации.

11. Кашапов, М. М. Обучение творческому мышлению в условиях разрешения конфликтной ситуации / М. М. Кашапов // Психология обучения. - 2009. - N 12. - С. 51-66. - Библиогр.: с. 65 (14 назв.). Психологические основы обучения творческому мышлению в условиях конфликтной ситуации.

12. Кивва, Н. Конфликты и методы их разрешения / Н. Кивва, И. Глущенко// Учитель. - 2007. - N 3. - С. 20-23. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия.

13. Колесов, Д. Конфликт и компромисс / Д. Колесов // Практическая психология и логопедия. - 2010. - N 1. - С. 10-22. В статье рассматриваются конфликты, их сущность, структура, пути преодоления. Автор считает, что ущерб от конфликтов сопоставим с ущербом, который потерпело человечество от стихийных бедствий. Поэтому конфликты - явление нежелательное, и нам предстоит ещё выработать способы предотвращения и разрешения конфликтов.

14. Максудов, Р. Р. Школьная служба примирения - возможность снизить "градус эмоций" / Р. Р. Максудов, А. Ю. Коновалов// Директор школы. - 2006. - N 9. - С. 78-81. - Программа "Школьные службы примирения" - одна из форм работы с молодежью, препятствующая стихийному процессу социализации освоению подростками насильственных методов регулирования ситуаций.

15. Мапельман, В. М. Преподавание основ религиозных культур и светской этики: социальный эксперимент и возможные последствия / В. М. Мапельман // Социология образования. - 2010. - N 5. - С. 69-79. - Библиогр.: с. 78-79 (4 назв.).Рассмотрены причины формирования возможных конфликтных ситуаций, которые могут сложиться в связи с введением в школах курса "Основы религиозной культуры и светской этики" и его обеспечения преподавательскими кадрами.

16. Мирошниченко, О. П. Сущность и классификация межэтнических конфликтов / О. П. Мирошниченко // Инновации в образовании. - 2007. - N 12. - С. 53-64. - Библиогр.: с. 63-64 (16 назв.). Предложены различные подходы к объяснению природы этнических конфликтов, их классификации.

17. Положение о конфликтной комиссии по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - N 7. - С. 100-101. Задачи, функции и организация конфликтной комиссии. Права и обязанности членов конфликтной комиссии.

18. Почему дети строят железные дома? // Лицейское и гимназическое образование. - 2006. - N 6. - C. 21-24. Приводятся ответы учеников на вопросы анкеты о причинах межнациональных конфликтов и путях их преодоления.

19. Проблемы преподавания конфликтологии: круглый стол / Г. И. Письменский [и др. ] // Социология образования. - 2010. - N 4. - С. 4 -32. В центре внимания участников круглого стола оказались вопросы преподавания конфликтологии как учебной дисциплины, обладающей своими специфическими чертами.

20. Пукинска, О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта / Психологический журнал. – 2008. - № 5. – С. 63-72.

21. Роговая, А. В. Становление региональной конфликтологии как междисциплинарной отрасли знаний: по материалам экспертного опроса 2007 г. / А. В. Роговая // Право и образование. - 2008. - N 3. - С. 139-144. - Библиогр.: с. 144 (3 назв.). Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии в России.

22. Синякова, М. Г. Управление конфликтом, или Как эффективно внедрить инновации / М. Г. Синякова, Э. Э. Сыманюк // Российское образование. - 2010. - N 2. - С. 69-74. Внедрение инноваций - сложный управленческий процесс, порождающий большое количество конфликтов.

23. Чичварина, Т. Детские конфликты и усвоение социального опыта / Т. Чичварина // Народное образование. - 2009. - N 7. - С. 218-223. О том как сделать конфликтную ситуацию способом социализации и сформировать гармоничные межличностные отношения в классном коллективе.

24. Чичварина, Т. Влияние конфликтных ситуаций на усвоение детьми социального опыта / Т. Чичварина // Социальная педагогика. - 2009. - N 6. - С. 54-60. Как сделать конфликтную ситуацию способом социализации, как сформировать гармоничные межличностные отношения в классном коллективе.

25. Чуриков, И. Н. Конфликты в системе профессионального образования / И. Н. Чуриков // Среднее профессиональное образование. - 2007. - N 4. - С. 5-6. Противоречия в системе профессионального образования: разрыв между сферой профессионального образования и рынком труда, содержание профессионального образования, источники конфликтов.

26. Шалимова, К. Э. Детская ссора глазами педагога / К. Э. Шалимова, В. Э. Морозов // Образование в современной школе. - 2007. - N 5. - С. 42-46. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Детская ссора значительно отличается от других разновидностей ссоры, поскольку на нее активно влияет миропонимание ребенка. Для ее описания в статье использованы критерии, разработанные Я. Т. Рытниковой для характеристики разновидностей семейной беседы.

27. Шамликашвили, Ц. А. Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении / Ц. Шамликашвили; беседовал Б. Старцев // Вестник образования. - 2010. - N 9. - С. 10-20. Медиация - это особая форма примирительной процедуры, направленной на досудебное урегулирование гражданско-правовых, семейных, трудовых споров. Об использовании медиации как метода разрешения конфликтов в школьном образовании рассказывает президент Научно-методического центра медиации и права Цисана Автандиловна Шамликашвили.

28. Шепель, В. Магия личного обаяния / В. Шепель // Воспитание школьников. - 2008. - N 3. - С. 52-58. Причины конфликтов и пути их преодоления. Даны два психологических теста на оценку умения слушать и самоконтроля в общении.

29. Щербакова, О. И. Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход / О. И. Щербакова // Психологическая наука и образование. - 2009. - N 1. - С. 48-54. - Библиогр.: с. 53 (19 назв.). Содержательный аспект конфликтологической подготовки современных специалистов с акцентом на управление конфликтами.

30. Яковлева, Т. Н. О конфликтологической культуре молодежи / Т. Н. Яковлева // Мир образования - образование в мире. - 2006. - N 1. - С. 84-92. Одной из основных задач воспитания молодежи автор считает формирование "конфликтологической компетентности человека", начинающейся в школе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.095 с.)