Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Межличностные конфликты в условиях педагогического взаимодействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос 1 Позиция вмешательства в конфликт, когда педагог, будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его, называется позицией: авторитарного вмешательства избегания конфликта нейтралитета целесообразного вмешательства Вопрос 2 Конфликты, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им учебных и внеучебных заданий, называются конфликтами: отношений поведения деятельности ценностей Вопрос 3 Конфликты, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, называются конфликтами: поведения деятельности отношений ценностей Вопрос 4 Классификация педагогических конфликтов (конфликты деятельности, поведения и отношений) была предложена в работе: К Симоновой А. Марковой К.Митиной М. Рыбаковой Вопрос 5 Ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор. – это всё разновидности конфликтов. организационных межгрупповых управленческих педагогических Тема: Технологии эффективного общения в ситуации конфликта Вопрос 1 Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующей основной цели: добиться убеждения соперника в своей правоте добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника добиться взаимного понимания добиться превосходства в переговорном процессе над соперником Вопрос 2 Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к: обмену информацией налаживанию добрых взаимоотношений достижению взаимопонимания расширению темы общения Вопрос 3 Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в: установлении теплых дружеских взаимоотношений сопереживании, во взаимной эмпатии сохранении высокого статуса в общении выявлении истинных мотивов общения у своего партнера Вопрос 4 Адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого» состоит в следующем: проявляет чувство вины; руководит; уточняет ситуацию работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных требует; покровительствует; руководит работает с информацией; покровительствует; руководит Вопрос 5 Первое правило самоконтроля эмоций заключается в: Переводе темы разговора Спокойной реакции на эмоциональные действия партнера Попытке понять мотивы партнера Установке на рациональное восприятие партнера
Тема: Способы разрешения межличностных конфликтов Вопрос 1 К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема неактуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения...»? «избегающий» «уступающий» «отрицающий» «наступающий» Вопрос 2 Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется: Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Вопрос 3 Кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, которое удовлетворяет интересы всех сторон, - это: уступка избегание компромисс сотрудничество Вопрос 4 Какая из стратегий переговорного процесса нашла свое отражение в работах современных зарубежных и отечественных исследователей проблемы конфликта: Выигрыш-проигрыш Проигрыш-проигрыш Проигрыш-выигрыш Выигрыш-выигрыш Вопрос 5 Механизм разрешения конфликта с помощью третьей стороны называется: посредничество компромисс выбор альтернатив картография конфликта
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Методы изучения межличностных конфликтов. 2. Межличностные конфликты: определение, особенности. 3. Причины межличностных конфликтов. 4. Классификация межличностных конфликтов. 5. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов. 6. Семейные конфликты и их особенности. 7. Классификация семейных конфликтов. 8. Причины супружеских конфликтов. 9. Ролевой конфликт работающей женщины: определение, виды. 10. Конструктивные и деструктивные функции супружеских конфликтов. 11. Пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов. 12. Причины конфликтов между родителями и детьми. 13. Межличностные конфликты в организации 14. Межличностные конфликты в системе отношений «руководитель-подчиненный» 15. Способы предупреждения конфликтов в системе отношений «руководитель-подчиненный» 16. Межличностные конфликты в педагогическом процессе. 17. Межличностные конфликты в системе отношений «ученик-ученик» 18. Способы разрешения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» 19. Основные подходы к конфликту в зарубежной психологии 20. Основные подходы к конфликту в отечественной психологии. Особенности внутриличностных конфликтов 22.Конфликт в системе отношений «родитель-подросток» 23.Причины межличностных конфликтов в молодых семьях. 24.Причины межличностных конфликтов в системе отношений «родители-взрослые дети» 25.Гендерные особенности конфликтных взаимоотношений супругов 26.Типы конфликтов в образовательных учреждениях. 27.Конфликты и стресс. 28.Роль руководителя в разрешении межличностных конфликтов. 29.Характеристики конфликтных и неконфликтных учителей. 30.Особенности психологического консультирования семей в ситуации конфликта
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция представлений о конфликте. 2. Общая характеристика зарубежной конфликтологии. 3. Особенности развития конфликтологии в России. 4. Основные цели и задачи конфликтологии как науки. 5. Интрапсихическая интерпретация конфликтов (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). 6. Когнитивистские подходы к пониманию конфликта: К. Левин, теории баланса, конфликт как когнитивная схема. 7. Современные тенденции в подходе к конфликтам. 8. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. 9. Методы изучения конфликта. 10. Конфликт как тип трудных ситуаций. 12.Понятие межличностного конфликта, его сущность и структура. 13.Динамические характеристики межличностного конфликта. 14.Структура межличностного конфликта. Объективные и психологические составляющие конфликта. 15..Основные виды межличностных конфликтов. 16. Причины возникновения межличностных конфликтов. 17.Конфликты и трансактный анализ. 18.Функции конфликта. Модели развития межличностной конфликтной ситуации. 19.Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. 20.Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. 21.Типы конфликтных личностей. 22. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. 23.Функции конфликтов в организации. Социально-психологические источники конфликтов в организации. 24. Причины конфликтов в звене «руководитель – подчиненный». 25. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали». 26. Пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным.. 27.Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. 28. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Типичные межличностные конфликты у супругов. Предупреждение супружеских конфликтов и способы их разрешения. 29.Причины конфликтов в системе «родители – дети». Формы проявления конфликтогенов между родителями и детьми, способы их предупреждения и разрешения. 30. Конфликты между учениками в школе: причины их возникновения, особенности протекания и пути разрешения. 31. Конфликты в сфере «учитель – ученик». Способы их разрешения. 32.Особенности прогнозирования и профилактики межличностных конфликтов. 33.Технология предупреждения конфликтов. Предупреждение конфликта и стресс. 34.Процесс психологического посредничества в конфликте. 35.Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. 36..Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ а) основная литература: 1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов– М.: ЮНИТИ, 2010. – 551 с. 2.Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: учебное пособие/ Н.Ф. Вишнякова. – Минск. 2006. 3.Ворожейкин И. Е Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин.- М: Инфра-М, 2008. - 240 с. 4.Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с. 5.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию/ Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2006. 6. Конфликтология: учебник для вузов [ под ред. А.С. Кармина] – СПб.: Лань, 2007.
б) дополнительная литература: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. / А.Я., А.И. Шипилов. – М.: Изд-во Военного Университета-, 1996. –145с. 2. Агеева Л.Н. Конфликтология/ Л.Н. Агеева. -Ульяновск, 2010.-200с. 3. Большаков А.Г. Конфликтология организаций/ А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: Пресс, 2001.- 182 с. 4. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, И.М. Коряк.– Новосибирск: Наука, 1983. –141с. 5. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе/ Н.В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1990. –175 с. 6. Давлетчина Конфликтология.-Улан-Удэ,2005.-174с. 7. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. –204с. 8. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии /А.И.Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 119-134. 9. Донцов А.И. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Вестник МГУ. -Сер. 14, № 4. – 1977. – С. 23-33. 10. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта/ В.В Дружинин [и др.] – М. 1989. 11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов.– СПб: Питер, 2009. –. 400 с. 12. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии/ В.И. Журавлев. – М. 2000. 13. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты/ Е.Е. Николаева. – Рига; М. 1997. 14. Ключников С. Ю. Семейные конфликты: практика решения/ С.Ю. Ключников -.СПб: Питер, 2001.- 160 с 15. Козер Л. Функции социального конфликта/ Л.Коузер. – М. 2000. 16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МУ, 1991.-. 207с. 17. Леонов Конфликтология: учебно-методическое пособие. - М: МПСИ /Воронеж: МОДЭК., 2002. - 192 с. 18. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах/ Э.Э. Линчевский.. – СП б: изд-во Военмеха, 2000. –72 с. 19. Мажников В.И. Конфликтология/ В.И. Мажников.-Волгоград,2004.-40с. 20. Меньшова В.Н. Конфликтология/ В.Н. Меньшова. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000. –184 с. 21. Попова Т.Е. Конфликтология/ Т.Е. Попова.-Оренбург,2004.-51с. 22. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения/ Б.Д.Парыгин. - Л.: Наука, 1998. 23. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления/ А.Л. Свенцинский. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 24. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления/ Д.Скотт. - Киев: Внешторгиздат, 1991. - 191.с. 25. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика/ Э.А. Уткин. – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000. 272 с. 26. Хасан Б.И.Психология конфликтов и переговоры/ Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов М. 2004. – 192 с. 27. Цибульская М.В. Конфликтология/ М.В. Цибульская.-М.:МЭСИ,2009.-150с. 28. С. Чернышев. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций/ С.Чернышев.- М: Педагогическое общество России, 1999.-186 с.
в) методические разработки 1.Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов: методические указания/ Г.В. Игумнова. – Йошкар-Ола, 1996. — 64 с. 2.Игумнова Г.В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие/ Г.В. Игумнова. — Йошкар-Ола, 2001. — 100 с. 3. Игумнова Г.В.Классный руководитель: учебное пособие/ Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, 2002.- 104 с. 4.Игумнова Г.В. Конфликтология: учебное пособие/Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, МОСИ- ООО «СТРИНГ», 2006. – 160 с. 5.Игумнова Г.В. Конфликтология: учебное пособие/Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, МОСИ- ООО «СТРИНГ», 2011. – 214 с. г) статьи из периодических изданий Материал общего характера 1. Башмакова, С. Б. Коррекция эмоционального развития конфликтных детей / С. Б. Башмакова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 1. - С. 25-30. - Библиогр.: с. 30. О роли эмоции в деятельности ребенка, о формировании чувств. Обучение детей социально-приемливым формам взаимодействия. 2. Белинская, А. Б. Педагогические технологии по формированию практических навыков диагностирования и разрешения конфликтов / А. Б. Белинская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - N 1. - С. 3-29. - Библиогр.: с. 27-29 (48 назв.). - Продолж. Начало в NN 2-4, 2009. Представлены методы разрешения конфликтных ситуаций, игры и упражнения. 3. Бережная, Г. С. Педагогическая конфликтология как отрасль педагогической науки / Г. С. Бережная, Н. В. Самсонова // Профильная школа. - 2008. - N 6. - С. 10-12. - Библиогр.: с. 12 (5 назв.). Обосновываются признаки педагогической конфликтологии, которая представляет собой область науки, находящуюся на стыке педагогики и конфликтологии, решающую конфликтологические проблемы педагогической сферы на основе синтеза педагогического и конфликтологического знания. 4. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. - № 2. – С. 5-15 5. Власова, Э. Ю. Конфликтные ситуации: учимся разрешать / Э. Ю. Власова, Б. В. Куприянов, Т. В. Соболева // Народное образование. - 2010. - N 2. - С. 259-265. Об умении разрешать конфликтные ситуации профессионально. Даны рекомендации по проведению мастер-класса "Родитель и педагог по тонкому льду ожиданий". 6. Врачинская, Т. В. Периодизация исторического развития отечественной педагогической конфликтологии/ Т. В. Врачинская // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - N 12. - С. 153-160. - Библиогр.: с. 160 (4 назв.). Дана характеристика основных особенностей, присущих периодизации исторического развития отечественной педагогической конфликтологии. 7. Гребенкин, Е. В. Тренинг по профилактике конфликтного поведения / Е. В. Гребенкин // Школьные технологии. - 2008. - N 5. - С. 121-128. Представлена программа тренинга для учащихся 9-10 классов, с помощью которого школьники овладеют знаниями по основам конфликтологии. 8. Гуралевич, Я. В. Синтон-клуб - школа общения и взаимодействия подростков / Я. В. Гуралевич // Директор школы. - 2008. - N 3. - С. 89-92. - Опыт создания на базе школы N 82 г. Ульяновска клуба комфортного общения для трудных подростков. 9. Дмитриев, А. В. Становление конфликтологии и проблемы ее преподавания / А. В. Дмитриев // Социология образования. - 2009. - N 3. - С. 5-6. Вступительная статья главного редактора журнала "Социология образования" к монотематическому номеру, посвященному проблеме изучения конфликтологии. 10. Калягин, В. А. Возможность применения конфликтологии в логопедии / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова // Логопедия. - 2006. - N 4. - С. 46-49. - Библиогр.: с. 49. Формирование логопедом навыков успешной коммуникации. 11. Кашапов, М. М. Обучение творческому мышлению в условиях разрешения конфликтной ситуации / М. М. Кашапов // Психология обучения. - 2009. - N 12. - С. 51-66. - Библиогр.: с. 65 (14 назв.). Психологические основы обучения творческому мышлению в условиях конфликтной ситуации. 12. Кивва, Н. Конфликты и методы их разрешения / Н. Кивва, И. Глущенко// Учитель. - 2007. - N 3. - С. 20-23. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. 13. Колесов, Д. Конфликт и компромисс / Д. Колесов // Практическая психология и логопедия. - 2010. - N 1. - С. 10-22. В статье рассматриваются конфликты, их сущность, структура, пути преодоления. Автор считает, что ущерб от конфликтов сопоставим с ущербом, который потерпело человечество от стихийных бедствий. Поэтому конфликты - явление нежелательное, и нам предстоит ещё выработать способы предотвращения и разрешения конфликтов. 14. Максудов, Р. Р. Школьная служба примирения - возможность снизить "градус эмоций" / Р. Р. Максудов, А. Ю. Коновалов// Директор школы. - 2006. - N 9. - С. 78-81. - Программа "Школьные службы примирения" - одна из форм работы с молодежью, препятствующая стихийному процессу социализации освоению подростками насильственных методов регулирования ситуаций. 15. Мапельман, В. М. Преподавание основ религиозных культур и светской этики: социальный эксперимент и возможные последствия / В. М. Мапельман // Социология образования. - 2010. - N 5. - С. 69-79. - Библиогр.: с. 78-79 (4 назв.).Рассмотрены причины формирования возможных конфликтных ситуаций, которые могут сложиться в связи с введением в школах курса "Основы религиозной культуры и светской этики" и его обеспечения преподавательскими кадрами. 16. Мирошниченко, О. П. Сущность и классификация межэтнических конфликтов / О. П. Мирошниченко // Инновации в образовании. - 2007. - N 12. - С. 53-64. - Библиогр.: с. 63-64 (16 назв.). Предложены различные подходы к объяснению природы этнических конфликтов, их классификации. 17. Положение о конфликтной комиссии по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - N 7. - С. 100-101. Задачи, функции и организация конфликтной комиссии. Права и обязанности членов конфликтной комиссии. 18. Почему дети строят железные дома? // Лицейское и гимназическое образование. - 2006. - N 6. - C. 21-24. Приводятся ответы учеников на вопросы анкеты о причинах межнациональных конфликтов и путях их преодоления. 19. Проблемы преподавания конфликтологии: круглый стол / Г. И. Письменский [и др. ] // Социология образования. - 2010. - N 4. - С. 4 -32. В центре внимания участников круглого стола оказались вопросы преподавания конфликтологии как учебной дисциплины, обладающей своими специфическими чертами. 20. Пукинска, О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта / Психологический журнал. – 2008. - № 5. – С. 63-72. 21. Роговая, А. В. Становление региональной конфликтологии как междисциплинарной отрасли знаний: по материалам экспертного опроса 2007 г. / А. В. Роговая // Право и образование. - 2008. - N 3. - С. 139-144. - Библиогр.: с. 144 (3 назв.). Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии в России. 22. Синякова, М. Г. Управление конфликтом, или Как эффективно внедрить инновации / М. Г. Синякова, Э. Э. Сыманюк // Российское образование. - 2010. - N 2. - С. 69-74. Внедрение инноваций - сложный управленческий процесс, порождающий большое количество конфликтов. 23. Чичварина, Т. Детские конфликты и усвоение социального опыта / Т. Чичварина // Народное образование. - 2009. - N 7. - С. 218-223. О том как сделать конфликтную ситуацию способом социализации и сформировать гармоничные межличностные отношения в классном коллективе. 24. Чичварина, Т. Влияние конфликтных ситуаций на усвоение детьми социального опыта / Т. Чичварина // Социальная педагогика. - 2009. - N 6. - С. 54-60. Как сделать конфликтную ситуацию способом социализации, как сформировать гармоничные межличностные отношения в классном коллективе. 25. Чуриков, И. Н. Конфликты в системе профессионального образования / И. Н. Чуриков // Среднее профессиональное образование. - 2007. - N 4. - С. 5-6. Противоречия в системе профессионального образования: разрыв между сферой профессионального образования и рынком труда, содержание профессионального образования, источники конфликтов. 26. Шалимова, К. Э. Детская ссора глазами педагога / К. Э. Шалимова, В. Э. Морозов // Образование в современной школе. - 2007. - N 5. - С. 42-46. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Детская ссора значительно отличается от других разновидностей ссоры, поскольку на нее активно влияет миропонимание ребенка. Для ее описания в статье использованы критерии, разработанные Я. Т. Рытниковой для характеристики разновидностей семейной беседы. 27. Шамликашвили, Ц. А. Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении / Ц. Шамликашвили; беседовал Б. Старцев // Вестник образования. - 2010. - N 9. - С. 10-20. Медиация - это особая форма примирительной процедуры, направленной на досудебное урегулирование гражданско-правовых, семейных, трудовых споров. Об использовании медиации как метода разрешения конфликтов в школьном образовании рассказывает президент Научно-методического центра медиации и права Цисана Автандиловна Шамликашвили. 28. Шепель, В. Магия личного обаяния / В. Шепель // Воспитание школьников. - 2008. - N 3. - С. 52-58. Причины конфликтов и пути их преодоления. Даны два психологических теста на оценку умения слушать и самоконтроля в общении. 29. Щербакова, О. И. Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход / О. И. Щербакова // Психологическая наука и образование. - 2009. - N 1. - С. 48-54. - Библиогр.: с. 53 (19 назв.). Содержательный аспект конфликтологической подготовки современных специалистов с акцентом на управление конфликтами. 30. Яковлева, Т. Н. О конфликтологической культуре молодежи / Т. Н. Яковлева // Мир образования - образование в мире. - 2006. - N 1. - С. 84-92. Одной из основных задач воспитания молодежи автор считает формирование "конфликтологической компетентности человека", начинающейся в школе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.157 (0.012 с.) |