Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Межличностные конфликты в условиях педагогического взаимодействияСодержание книги
Поиск на нашем сайте Вопрос 1 Позиция вмешательства в конфликт, когда педагог, будучи убежден, что конфликт – это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его, называется позицией: авторитарного вмешательства избегания конфликта нейтралитета целесообразного вмешательства Вопрос 2 Конфликты, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им учебных и внеучебных заданий, называются конфликтами: отношений поведения деятельности ценностей Вопрос 3 Конфликты, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, называются конфликтами: поведения деятельности отношений ценностей Вопрос 4 Классификация педагогических конфликтов (конфликты деятельности, поведения и отношений) была предложена в работе: К Симоновой А. Марковой К.Митиной М. Рыбаковой Вопрос 5 Ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор. – это всё разновидности конфликтов. организационных межгрупповых управленческих педагогических Тема: Технологии эффективного общения в ситуации конфликта Вопрос 1 Технологии эффективного общения в конфликте сводятся к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующей основной цели: добиться убеждения соперника в своей правоте добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника добиться взаимного понимания добиться превосходства в переговорном процессе над соперником Вопрос 2 Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к: обмену информацией налаживанию добрых взаимоотношений достижению взаимопонимания расширению темы общения Вопрос 3 Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в: установлении теплых дружеских взаимоотношений сопереживании, во взаимной эмпатии сохранении высокого статуса в общении выявлении истинных мотивов общения у своего партнера Вопрос 4 Адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого» состоит в следующем: проявляет чувство вины; руководит; уточняет ситуацию работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных требует; покровительствует; руководит работает с информацией; покровительствует; руководит Вопрос 5 Первое правило самоконтроля эмоций заключается в: Переводе темы разговора Спокойной реакции на эмоциональные действия партнера Попытке понять мотивы партнера Установке на рациональное восприятие партнера
Тема: Способы разрешения межличностных конфликтов Вопрос 1 К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема неактуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения...»? «избегающий» «уступающий» «отрицающий» «наступающий» Вопрос 2 Стремление субъектов взаимодействия идти на взаимные уступки и реализовывать свои интересы с учетом интересов противоположной стороны, называется: Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Вопрос 3 Кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, которое удовлетворяет интересы всех сторон, - это: уступка избегание компромисс сотрудничество Вопрос 4 Какая из стратегий переговорного процесса нашла свое отражение в работах современных зарубежных и отечественных исследователей проблемы конфликта: Выигрыш-проигрыш Проигрыш-проигрыш Проигрыш-выигрыш Выигрыш-выигрыш Вопрос 5 Механизм разрешения конфликта с помощью третьей стороны называется: посредничество компромисс выбор альтернатив картография конфликта
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Методы изучения межличностных конфликтов. 2. Межличностные конфликты: определение, особенности. 3. Причины межличностных конфликтов. 4. Классификация межличностных конфликтов. 5. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов. 6. Семейные конфликты и их особенности. 7. Классификация семейных конфликтов. 8. Причины супружеских конфликтов. 9. Ролевой конфликт работающей женщины: определение, виды. 10. Конструктивные и деструктивные функции супружеских конфликтов. 11. Пути предотвращения и разрешения супружеских конфликтов. 12. Причины конфликтов между родителями и детьми. 13. Межличностные конфликты в организации 14. Межличностные конфликты в системе отношений «руководитель-подчиненный» 15. Способы предупреждения конфликтов в системе отношений «руководитель-подчиненный» 16. Межличностные конфликты в педагогическом процессе. 17. Межличностные конфликты в системе отношений «ученик-ученик» 18. Способы разрешения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» 19. Основные подходы к конфликту в зарубежной психологии 20. Основные подходы к конфликту в отечественной психологии. Особенности внутриличностных конфликтов 22.Конфликт в системе отношений «родитель-подросток» 23.Причины межличностных конфликтов в молодых семьях. 24.Причины межличностных конфликтов в системе отношений «родители-взрослые дети» 25.Гендерные особенности конфликтных взаимоотношений супругов 26.Типы конфликтов в образовательных учреждениях. 27.Конфликты и стресс. 28.Роль руководителя в разрешении межличностных конфликтов. 29.Характеристики конфликтных и неконфликтных учителей. 30.Особенности психологического консультирования семей в ситуации конфликта
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция представлений о конфликте. 2. Общая характеристика зарубежной конфликтологии. 3. Особенности развития конфликтологии в России. 4. Основные цели и задачи конфликтологии как науки. 5. Интрапсихическая интерпретация конфликтов (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон и др.). 6. Когнитивистские подходы к пониманию конфликта: К. Левин, теории баланса, конфликт как когнитивная схема. 7. Современные тенденции в подходе к конфликтам. 8. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. 9. Методы изучения конфликта. 10. Конфликт как тип трудных ситуаций. 12.Понятие межличностного конфликта, его сущность и структура. 13.Динамические характеристики межличностного конфликта. 14.Структура межличностного конфликта. Объективные и психологические составляющие конфликта. 15..Основные виды межличностных конфликтов. 16. Причины возникновения межличностных конфликтов. 17.Конфликты и трансактный анализ. 18.Функции конфликта. Модели развития межличностной конфликтной ситуации. 19.Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии и их характеристика. 20.Стратегии поведения личности в конфликте. Двухмерная модель Томаса-Киллмена стратегии поведения в конфликте. 21.Типы конфликтных личностей. 22. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. 23.Функции конфликтов в организации. Социально-психологические источники конфликтов в организации. 24. Причины конфликтов в звене «руководитель – подчиненный». 25. Условия и способы предупреждения конфликтов «по вертикали». 26. Пути разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным.. 27.Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. 28. Характеристика конфликтности в супружеских отношениях. Типичные межличностные конфликты у супругов. Предупреждение супружеских конфликтов и способы их разрешения. 29.Причины конфликтов в системе «родители – дети». Формы проявления конфликтогенов между родителями и детьми, способы их предупреждения и разрешения. 30. Конфликты между учениками в школе: причины их возникновения, особенности протекания и пути разрешения. 31. Конфликты в сфере «учитель – ученик». Способы их разрешения. 32.Особенности прогнозирования и профилактики межличностных конфликтов. 33.Технология предупреждения конфликтов. Предупреждение конфликта и стресс. 34.Процесс психологического посредничества в конфликте. 35.Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. 36..Правила и кодексы поведения в конфликтном взаимодействии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ а) основная литература: 1.Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов. /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов– М.: ЮНИТИ, 2010. – 551 с. 2.Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: учебное пособие/ Н.Ф. Вишнякова. – Минск. 2006. 3.Ворожейкин И. Е Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин.- М: Инфра-М, 2008. - 240 с. 4.Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с. 5.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию/ Г.И. Козырев. – М.: Владос, 2006. 6. Конфликтология: учебник для вузов [ под ред. А.С. Кармина] – СПб.: Лань, 2007.
б) дополнительная литература: 1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. / А.Я., А.И. Шипилов. – М.: Изд-во Военного Университета-, 1996. –145с. 2. Агеева Л.Н. Конфликтология/ Л.Н. Агеева. -Ульяновск, 2010.-200с. 3. Большаков А.Г. Конфликтология организаций/ А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелова. – М.: Пресс, 2001.- 182 с. 4. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, И.М. Коряк.– Новосибирск: Наука, 1983. –141с. 5. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе/ Н.В. Гришина. – Л.: Лениздат, 1990. –175 с. 6. Давлетчина Конфликтология.-Улан-Удэ,2005.-174с. 7. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. –204с. 8. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии /А.И.Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 119-134. 9. Донцов А.И. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Вестник МГУ. -Сер. 14, № 4. – 1977. – С. 23-33. 10. Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта/ В.В Дружинин [и др.] – М. 1989. 11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов.– СПб: Питер, 2009. –. 400 с. 12. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии/ В.И. Журавлев. – М. 2000. 13. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты/ Е.Е. Николаева. – Рига; М. 1997. 14. Ключников С. Ю. Семейные конфликты: практика решения/ С.Ю. Ключников -.СПб: Питер, 2001.- 160 с 15. Козер Л. Функции социального конфликта/ Л.Коузер. – М. 2000. 16. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Изд-во МУ, 1991.-. 207с. 17. Леонов Конфликтология: учебно-методическое пособие. - М: МПСИ /Воронеж: МОДЭК., 2002. - 192 с. 18. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах/ Э.Э. Линчевский.. – СП б: изд-во Военмеха, 2000. –72 с. 19. Мажников В.И. Конфликтология/ В.И. Мажников.-Волгоград,2004.-40с. 20. Меньшова В.Н. Конфликтология/ В.Н. Меньшова. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000. –184 с. 21. Попова Т.Е. Конфликтология/ Т.Е. Попова.-Оренбург,2004.-51с. 22. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения/ Б.Д.Парыгин. - Л.: Наука, 1998. 23. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления/ А.Л. Свенцинский. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 24. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления/ Д.Скотт. - Киев: Внешторгиздат, 1991. - 191.с. 25. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика/ Э.А. Уткин. – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000. 272 с. 26. Хасан Б.И.Психология конфликтов и переговоры/ Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов М. 2004. – 192 с. 27. Цибульская М.В. Конфликтология/ М.В. Цибульская.-М.:МЭСИ,2009.-150с. 28. С. Чернышев. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций/ С.Чернышев.- М: Педагогическое общество России, 1999.-186 с.
в) методические разработки 1.Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов: методические указания/ Г.В. Игумнова. – Йошкар-Ола, 1996. — 64 с. 2.Игумнова Г.В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие/ Г.В. Игумнова. — Йошкар-Ола, 2001. — 100 с. 3. Игумнова Г.В.Классный руководитель: учебное пособие/ Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, 2002.- 104 с. 4.Игумнова Г.В. Конфликтология: учебное пособие/Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, МОСИ- ООО «СТРИНГ», 2006. – 160 с. 5.Игумнова Г.В. Конфликтология: учебное пособие/Г.В. Игумнова.- Йошкар-Ола, МОСИ- ООО «СТРИНГ», 2011. – 214 с. г) статьи из периодических изданий Материал общего характера 1. Башмакова, С. Б. Коррекция эмоционального развития конфликтных детей / С. Б. Башмакова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - N 1. - С. 25-30. - Библиогр.: с. 30. О роли эмоции в деятельности ребенка, о формировании чувств. Обучение детей социально-приемливым формам взаимодействия. 2. Белинская, А. Б. Педагогические технологии по формированию практических навыков диагностирования и разрешения конфликтов / А. Б. Белинская // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - N 1. - С. 3-29. - Библиогр.: с. 27-29 (48 назв.). - Продолж. Начало в NN 2-4, 2009. Представлены методы разрешения конфликтных ситуаций, игры и упражнения. 3. Бережная, Г. С. Педагогическая конфликтология как отрасль педагогической науки / Г. С. Бережная, Н. В. Самсонова // Профильная школа. - 2008. - N 6. - С. 10-12. - Библиогр.: с. 12 (5 назв.). Обосновываются признаки педагогической конфликтологии, которая представляет собой область науки, находящуюся на стыке педагогики и конфликтологии, решающую конфликтологические проблемы педагогической сферы на основе синтеза педагогического и конфликтологического знания. 4. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и межличностной конфликтностью подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. - № 2. – С. 5-15 5. Власова, Э. Ю. Конфликтные ситуации: учимся разрешать / Э. Ю. Власова, Б. В. Куприянов, Т. В. Соболева // Народное образование. - 2010. - N 2. - С. 259-265. Об умении разрешать конфликтные ситуации профессионально. Даны рекомендации по проведению мастер-класса "Родитель и педагог по тонкому льду ожиданий". 6. Врачинская, Т. В. Периодизация исторического развития отечественной педагогической конфликтологии/ Т. В. Врачинская // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - N 12. - С. 153-160. - Библиогр.: с. 160 (4 назв.). Дана характеристика основных особенностей, присущих периодизации исторического развития отечественной педагогической конфликтологии. 7. Гребенкин, Е. В. Тренинг по профилактике конфликтного поведения / Е. В. Гребенкин // Школьные технологии. - 2008. - N 5. - С. 121-128. Представлена программа тренинга для учащихся 9-10 классов, с помощью которого школьники овладеют знаниями по основам конфликтологии. 8. Гуралевич, Я. В. Синтон-клуб - школа общения и взаимодействия подростков / Я. В. Гуралевич // Директор школы. - 2008. - N 3. - С. 89-92. - Опыт создания на базе школы N 82 г. Ульяновска клуба комфортного общения для трудных подростков. 9. Дмитриев, А. В. Становление конфликтологии и проблемы ее преподавания / А. В. Дмитриев // Социология образования. - 2009. - N 3. - С. 5-6. Вступительная статья главного редактора журнала "Социология образования" к монотематическому номеру, посвященному проблеме изучения конфликтологии. 10. Калягин, В. А. Возможность применения конфликтологии в логопедии / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова // Логопедия. - 2006. - N 4. - С. 46-49. - Библиогр.: с. 49. Формирование логопедом навыков успешной коммуникации. 11. Кашапов, М. М. Обучение творческому мышлению в условиях разрешения конфликтной ситуации / М. М. Кашапов // Психология обучения. - 2009. - N 12. - С. 51-66. - Библиогр.: с. 65 (14 назв.). Психологические основы обучения творческому мышлению в условиях конфликтной ситуации. 12. Кивва, Н. Конфликты и методы их разрешения / Н. Кивва, И. Глущенко// Учитель. - 2007. - N 3. - С. 20-23. Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативные, но и позитивные последствия. 13. Колесов, Д. Конфликт и компромисс / Д. Колесов // Практическая психология и логопедия. - 2010. - N 1. - С. 10-22. В статье рассматриваются конфликты, их сущность, структура, пути преодоления. Автор считает, что ущерб от конфликтов сопоставим с ущербом, который потерпело человечество от стихийных бедствий. Поэтому конфликты - явление нежелательное, и нам предстоит ещё выработать способы предотвращения и разрешения конфликтов. 14. Максудов, Р. Р. Школьная служба примирения - возможность снизить "градус эмоций" / Р. Р. Максудов, А. Ю. Коновалов// Директор школы. - 2006. - N 9. - С. 78-81. - Программа "Школьные службы примирения" - одна из форм работы с молодежью, препятствующая стихийному процессу социализации освоению подростками насильственных методов регулирования ситуаций. 15. Мапельман, В. М. Преподавание основ религиозных культур и светской этики: социальный эксперимент и возможные последствия / В. М. Мапельман // Социология образования. - 2010. - N 5. - С. 69-79. - Библиогр.: с. 78-79 (4 назв.).Рассмотрены причины формирования возможных конфликтных ситуаций, которые могут сложиться в связи с введением в школах курса "Основы религиозной культуры и светской этики" и его обеспечения преподавательскими кадрами. 16. Мирошниченко, О. П. Сущность и классификация межэтнических конфликтов / О. П. Мирошниченко // Инновации в образовании. - 2007. - N 12. - С. 53-64. - Библиогр.: с. 63-64 (16 назв.). Предложены различные подходы к объяснению природы этнических конфликтов, их классификации. 17. Положение о конфликтной комиссии по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - N 7. - С. 100-101. Задачи, функции и организация конфликтной комиссии. Права и обязанности членов конфликтной комиссии. 18. Почему дети строят железные дома? // Лицейское и гимназическое образование. - 2006. - N 6. - C. 21-24. Приводятся ответы учеников на вопросы анкеты о причинах межнациональных конфликтов и путях их преодоления. 19. Проблемы преподавания конфликтологии: круглый стол / Г. И. Письменский [и др. ] // Социология образования. - 2010. - N 4. - С. 4 -32. В центре внимания участников круглого стола оказались вопросы преподавания конфликтологии как учебной дисциплины, обладающей своими специфическими чертами. 20. Пукинска, О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта / Психологический журнал. – 2008. - № 5. – С. 63-72. 21. Роговая, А. В. Становление региональной конфликтологии как междисциплинарной отрасли знаний: по материалам экспертного опроса 2007 г. / А. В. Роговая // Право и образование. - 2008. - N 3. - С. 139-144. - Библиогр.: с. 144 (3 назв.). Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии в России. 22. Синякова, М. Г. Управление конфликтом, или Как эффективно внедрить инновации / М. Г. Синякова, Э. Э. Сыманюк // Российское образование. - 2010. - N 2. - С. 69-74. Внедрение инноваций - сложный управленческий процесс, порождающий большое количество конфликтов. 23. Чичварина, Т. Детские конфликты и усвоение социального опыта / Т. Чичварина // Народное образование. - 2009. - N 7. - С. 218-223. О том как сделать конфликтную ситуацию способом социализации и сформировать гармоничные межличностные отношения в классном коллективе. 24. Чичварина, Т. Влияние конфликтных ситуаций на усвоение детьми социального опыта / Т. Чичварина // Социальная педагогика. - 2009. - N 6. - С. 54-60. Как сделать конфликтную ситуацию способом социализации, как сформировать гармоничные межличностные отношения в классном коллективе. 25. Чуриков, И. Н. Конфликты в системе профессионального образования / И. Н. Чуриков // Среднее профессиональное образование. - 2007. - N 4. - С. 5-6. Противоречия в системе профессионального образования: разрыв между сферой профессионального образования и рынком труда, содержание профессионального образования, источники конфликтов. 26. Шалимова, К. Э. Детская ссора глазами педагога / К. Э. Шалимова, В. Э. Морозов // Образование в современной школе. - 2007. - N 5. - С. 42-46. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Детская ссора значительно отличается от других разновидностей ссоры, поскольку на нее активно влияет миропонимание ребенка. Для ее описания в статье использованы критерии, разработанные Я. Т. Рытниковой для характеристики разновидностей семейной беседы. 27. Шамликашвили, Ц. А. Медиация в образовании: школьный социум, основанный на позитивном общении / Ц. Шамликашвили; беседовал Б. Старцев // Вестник образования. - 2010. - N 9. - С. 10-20. Медиация - это особая форма примирительной процедуры, направленной на досудебное урегулирование гражданско-правовых, семейных, трудовых споров. Об использовании медиации как метода разрешения конфликтов в школьном образовании рассказывает президент Научно-методического центра медиации и права Цисана Автандиловна Шамликашвили. 28. Шепель, В. Магия личного обаяния / В. Шепель // Воспитание школьников. - 2008. - N 3. - С. 52-58. Причины конфликтов и пути их преодоления. Даны два психологических теста на оценку умения слушать и самоконтроля в общении. 29. Щербакова, О. И. Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход / О. И. Щербакова // Психологическая наука и образование. - 2009. - N 1. - С. 48-54. - Библиогр.: с. 53 (19 назв.). Содержательный аспект конфликтологической подготовки современных специалистов с акцентом на управление конфликтами. 30. Яковлева, Т. Н. О конфликтологической культуре молодежи / Т. Н. Яковлева // Мир образования - образование в мире. - 2006. - N 1. - С. 84-92. Одной из основных задач воспитания молодежи автор считает формирование "конфликтологической компетентности человека", начинающейся в школе.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.01 с.) |