Внутриличностные противоречия и конфликты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутриличностные противоречия и конфликты



Внутриличностный конфликт можно рассматривать как одну из стадий развития внутриличностного противоречия - «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаи­модействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).

Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, стол­кновений между людьми. Ситуация противостоя­ния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере од­ним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разреше­ния и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон.

Психоаналитическая интерпретация

Хорни: Интерперсо­нальные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интер­претируются через его внутренние конфликты, межличностное поведение - че­рез его личностный тип, определяющийся характером разрешения им внутренних конфликтов.

К. Левин (удовлетворение потребностей): как может индивид найти доста­точное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы? Конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак связан с витальными потребностями людей.

М. Дойч: зависимость от контекста

Фундаментальные измерения интерпер­сональных отношений:

1. Кооперацияконкуренция.

2. Распределение власти (равное или неравное).

3. Ориентация на задачусоциально-эмоциональная ориентация.

4. Формальныйнеформальный характер отношений.

5. Интенсивность и значимость.

Конфликты в различных сферах взаимодействия

Я. Л. Коломинский Д. Б. Эльконин: динамика: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игру­шек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрас­те -из-за правил игры. Основными сферами взрослого взаимодействиями, где возникают меж­личностные проблемы, являются дом и работа.

Два основных вида социальных конфликтов:

1. К онфликты ценнос­тей - это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями (когнитивные), имеющи­ми для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что являет­ся для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим.

2. Ресурсные конфликты (или конфликты интересов, мотивационные ) — это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, ока­зывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу.

Ролевые конфликты возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой час­тью совместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным.

Так, Э. Берн, автор трансактного анализа, выделяет роли партнеров по общению в соответствии с эго-состояниями двух вступающих в общение людей.

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования

«Я» человека. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них.

Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях,

как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество.

Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом, как в детстве, так и на протяжении взрослой жизни и диктующие ему линию поведения. Оно также содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления «Родителя»: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. д.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. д.).

Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные (эмоциональное отношение) комплексы, связанные с ранними переживаниями.

Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного».

Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся».

Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку

ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь и теперь» и не зависит от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.

У каждого человека одно эго-состояние может переходить в другое:

один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как «Родитель», то как «Взрослый», то как «Ребенок». Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние.

 

Тема 5. Конфликтное взаимодействие

Структура конфликта

1. Стороны (участники) конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации. Выделяют инициатора, активную и пассивную стороны, пассивных участников.

Условия возникновения и протекания конфликта

Факторы ситуации — социокуль­турный контекст (культурные нормы протекания и разре­шения конфликтов), непосредственный ситуационный фон, наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др.

Объективные особенности внеш­ней ситуации – общий характер отношений: позитивная взаимозависимо­сть (кооперативная ситуация) или негативная (конкурентная ситуация). Равенство — неравенство партнеров. Ориентации на задачу или взаимоотношения.

Тесные контакты между людьми (например, супружеские отноше­ния) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах.

Субъективные факторы – интересы участников, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологиче­ские особенности.

3. Предмет конфликта — объект противоречащих или несовместимых притязаний сто­рон: материаль­ный предмет (одна книга на двоих), возможность (одна должность, на которую претендуют участники), некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюде­ние/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтую­щих сторон, однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.

4. Действия участников конфликта взаимонаправлены и взаимообусловлены - конфликтное взаимодействие - основное содержание процесса конфликта.

5. Исход конфликта -не столько ре­зультат, сколько его идеальный образ, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия, определяющий его направленность и регулирующий конкретные действия участни­ков ситуации.

Динамические характеристики конфликтов - этапы развития:

1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации);

2) осознание ситуации как конфликтной;

3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт);

4) разрешение конфликта.

Оценка ситуации

Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реаль­ные, они становятся реальными по своим послед­ствиям». Следствием «определения ситуации» ста­новится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением.

Понимание обра­за восприятия как «ориентировочной основы поведения» позволяет утверждать, что «образы» людей, групп, социальных явлений становятся регуляторами поведе­ния человека, более значимыми, чем сами объекты. «Определение ситуации» вы­полняет функцию категоризации применительно к социальным ситуациям, отвечая тем самым потребности человека в уменьшении сложности окружающего мира.

Основой «определения ситуации» является содержание обыденного знания, здравый смысл человека, то, что составляет «объем знаний под рукой».

Главный признак, на основании которого человек определяет ситу­ацию как конфликтную, - воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны.

Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Если же внешняя ситуация является менее определенной, ее восприятие в большей степени зависит от инди­видуальных особенностей участников.

«Объективные» факторы определения ситуации -общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее людям прихо­дить к согласию относительно характера ситуации. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуаль­ные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий.

Групповые факторы определения ситуации -влияние возраста, пола, профессиональных особенностей на преимуще­ственный характер конфликтов.

Индивидуальные факторы определения ситуации

Отсутствие личностной тревожности, интернальность (уверен в себе, не нуждается во внешней поддержке) способствует устойчивости в экстремальных ситуациях, меньшей подверженности дистрессу.

«Экстерналы» — неуве­рены в себе, нуждаются в поощрениях, болезненно реагируют на порица­ния, полагаются на случай, на судьбу. Обыден­ное представление о «конфликтной личности» связано с человеком, который чаще других оказывается участником конфликтных ситуаций, т. е. обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных или конфликтному реагиро­ванию на те или иные внешние обстоятельства. У человека может сформироваться своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматизации отношений и усилению межличностной напряженности. Еще одна основа «конфликтности» личности - неадекватность сформировавшихся у человека представлений о себе и других: завышенная самооценка, тенденция к ее подтверждению за счет низкой оценки других приводят к возникновению межличностных затруднений. В этих случаях может возникать устойчивая ориентация на преимущественное восприятие негативных свойств окру­жающих и как следствие — преобладание в отношении к ним отрицательных оце­нок. Другой вид «конфликтности» личности связан с преимущественным — более частым, чем это бывает в среднем, — использованием «конфликтных» стратегий взаимодействия.

Людей, «трудных» в общении, отличает выраженная ориентация на достижение собственных целей, стрем­ление добиваться своего, не считаясь с интересами и желаниями другого. Такая установка на жесткую реализацию своих интересов любой ценой приводит к тому, что человек начинает испытывать труд­ности в решении проблем, зависящих от других.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.01 с.)