Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутриличностные противоречия и конфликтыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внутриличностный конфликт можно рассматривать как одну из стадий развития внутриличностного противоречия - «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаимодействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998). Межличностные конфликты — это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми. Ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон. Психоаналитическая интерпретация Хорни: Интерперсональные проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интерпретируются через его внутренние конфликты, межличностное поведение - через его личностный тип, определяющийся характером разрешения им внутренних конфликтов. К. Левин (удовлетворение потребностей): как может индивид найти достаточное пространство свободного движения для удовлетворения своих собственных персональных нужд внутри группы, не затрагивая интересов группы? Конфликты становятся более серьезными, если затрагивают наиболее значимые потребности человека. Брак связан с витальными потребностями людей. М. Дойч: зависимость от контекста Фундаментальные измерения интерперсональных отношений: 1. Кооперация — конкуренция. 2. Распределение власти (равное или неравное). 3. Ориентация на задачу — социально-эмоциональная ориентация. 4. Формальный — неформальный характер отношений. 5. Интенсивность и значимость. Конфликты в различных сферах взаимодействия Я. Л. Коломинский Д. Б. Эльконин: динамика: у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего школьного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте -из-за правил игры. Основными сферами взрослого взаимодействиями, где возникают межличностные проблемы, являются дом и работа. Два основных вида социальных конфликтов: 1. К онфликты ценностей - это ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями (когнитивные), имеющими для них особое значение. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. 2. Ресурсные конфликты (или конфликты интересов, мотивационные ) — это ситуации, затрагивающие цели, планы, устремления, мотивы участников, оказывающиеся несовместимыми или противоречащими друг другу. Ролевые конфликты возникают из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила являются неотъемлемой частью совместного взаимодействия, его регуляторами, без которых оно оказывается невозможным. Так, Э. Берн, автор трансактного анализа, выделяет роли партнеров по общению в соответствии с эго-состояниями двух вступающих в общение людей. Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования «Я» человека. Выделяются три основных эго-состояния: «Родитель», «Ребенок» и «Взрослый». Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние «Родитель» обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, требования, догмы, санкции, забота, могущество. Содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом, как в детстве, так и на протяжении взрослой жизни и диктующие ему линию поведения. Оно также содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления «Родителя»: «заботящийся» (советы, поддержка, опека и т. д.) и «контролирующий» (запреты, санкции и т. д.). Эго-состояние «Ребенок» содержит в себе аффективные (эмоциональное отношение) комплексы, связанные с ранними переживаниями. Различают Ребенка «естественного» («свободного») и «адаптированного». Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающийся». Эго-состояние «Взрослый» включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует «здесь и теперь» и не зависит от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. У каждого человека одно эго-состояние может переходить в другое: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как «Родитель», то как «Взрослый», то как «Ребенок». Кроме того, в поведении и переживаниях индивида может одновременно проявляться более чем одно эго-состояние.
Тема 5. Конфликтное взаимодействие Структура конфликта 1. Стороны (участники) конфликта обычно обозначаются в терминах ролевых позиций, в рамках которых осуществляется их взаимодействие в данной ситуации. Выделяют инициатора, активную и пассивную стороны, пассивных участников. Условия возникновения и протекания конфликта Факторы ситуации — социокультурный контекст (культурные нормы протекания и разрешения конфликтов), непосредственный ситуационный фон, наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта и др. Объективные особенности внешней ситуации – общий характер отношений: позитивная взаимозависимость (кооперативная ситуация) или негативная (конкурентная ситуация). Равенство — неравенство партнеров. Ориентации на задачу или взаимоотношения. Тесные контакты между людьми (например, супружеские отношения) потенциально содержат в себе и множественные виды кооперативных связей, и одновременно — в явном или скрытом виде — противоречия в целях и интересах. Субъективные факторы – интересы участников, преследуемые ими цели, их социокультурные и индивидуально-психологические особенности. 3. Предмет конфликта — объект противоречащих или несовместимых притязаний сторон: материальный предмет (одна книга на двоих), возможность (одна должность, на которую претендуют участники), некое ценностное утверждение, исключающее мнение другого, или соблюдение/несоблюдение каких-то правил и т. д. Предмет конфликта, как правило, связан с целями конфликтующих сторон, однако не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта. 4. Действия участников конфликта взаимонаправлены и взаимообусловлены - конфликтное взаимодействие - основное содержание процесса конфликта. 5. Исход конфликта -не столько результат, сколько его идеальный образ, имеющийся у участников конфликтного взаимодействия, определяющий его направленность и регулирующий конкретные действия участников ситуации. Динамические характеристики конфликтов - этапы развития: 1) возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); 2) осознание ситуации как конфликтной; 3) конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); 4) разрешение конфликта. Оценка ситуации Теорема Томаса: «Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям». Следствием «определения ситуации» становится поведение, которое человек строит в соответствии со своим определением. Понимание образа восприятия как «ориентировочной основы поведения» позволяет утверждать, что «образы» людей, групп, социальных явлений становятся регуляторами поведения человека, более значимыми, чем сами объекты. «Определение ситуации» выполняет функцию категоризации применительно к социальным ситуациям, отвечая тем самым потребности человека в уменьшении сложности окружающего мира. Основой «определения ситуации» является содержание обыденного знания, здравый смысл человека, то, что составляет «объем знаний под рукой». Главный признак, на основании которого человек определяет ситуацию как конфликтную, - воспринимаемая несовместимость собственной цели и целей другой стороны. Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. Если же внешняя ситуация является менее определенной, ее восприятие в большей степени зависит от индивидуальных особенностей участников. «Объективные» факторы определения ситуации -общее «коллективно разделяемое» знание, позволяющее людям приходить к согласию относительно характера ситуации. Некоторые ситуации обладают «сильными» характеристиками: в этих ситуациях, несмотря на личностные различия, проявляются незначительные индивидуальные вариации в поведении; ситуации со «слабыми» характеристиками допускают большее проявление индивидуальных различий. Групповые факторы определения ситуации -влияние возраста, пола, профессиональных особенностей на преимущественный характер конфликтов. Индивидуальные факторы определения ситуации Отсутствие личностной тревожности, интернальность (уверен в себе, не нуждается во внешней поддержке) способствует устойчивости в экстремальных ситуациях, меньшей подверженности дистрессу. «Экстерналы» — неуверены в себе, нуждаются в поощрениях, болезненно реагируют на порицания, полагаются на случай, на судьбу. Обыденное представление о «конфликтной личности» связано с человеком, который чаще других оказывается участником конфликтных ситуаций, т. е. обладает повышенной склонностью к восприятию ситуаций как конфликтных или конфликтному реагированию на те или иные внешние обстоятельства. У человека может сформироваться своеобразное «эмоциональное тяготение» к периодической драматизации отношений и усилению межличностной напряженности. Еще одна основа «конфликтности» личности - неадекватность сформировавшихся у человека представлений о себе и других: завышенная самооценка, тенденция к ее подтверждению за счет низкой оценки других приводят к возникновению межличностных затруднений. В этих случаях может возникать устойчивая ориентация на преимущественное восприятие негативных свойств окружающих и как следствие — преобладание в отношении к ним отрицательных оценок. Другой вид «конфликтности» личности связан с преимущественным — более частым, чем это бывает в среднем, — использованием «конфликтных» стратегий взаимодействия. Людей, «трудных» в общении, отличает выраженная ориентация на достижение собственных целей, стремление добиваться своего, не считаясь с интересами и желаниями другого. Такая установка на жесткую реализацию своих интересов любой ценой приводит к тому, что человек начинает испытывать трудности в решении проблем, зависящих от других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.120 (0.007 с.) |