Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование внутренней среды организации на базе анализа противоречийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для руководителя ступени противоречий — категории управляемые. Правильное формирование соответствующей ступени противоречий может повысить эффективность работы организации. Рассмотрим каждую ступень противоречий. На ступени различие руководитель и подчиненный достигают взаимопонимания в целях, основных средствах и методах выполнения задания. Различный подход к отдельным сторонам реализации поставленной цели (задачи) не мешает успешной работе. Различия часто возникают при нововведениях в отлаженном механизме взаимодействия. Различия не накапливаются и носят кратковременный характер. Очень хороший руководитель может длительное время (месяцы и даже годы) поддерживать в организации противоречия на ступени “различие”. При этом коллектив и руководитель будут представлять одну целеустремленную команду, которая может добиться больших производственных и социальных успехов. Взаимодействие на этой ступени может быть рекомендовано организациям с мало меняющейся технологией производства. Поляризация характеризуется взаимопониманием в целях (задачах), поставленных руководителем перед подчиненным, но различным подходом к средствам и методам их реализации. Однако это не мешает выполнять поставленные руководителем цели заданным путем. Своя точка зрения подчиненного либо может накапливаться для нахождения нового (своего) подхода к решению задачи, вызывая устойчивую поляризацию с мнением руководителя, либо переходит в различие при совместном обсуждении и нахождении лучшего варианта реализации поставленной задачи. Различие и поляризация — это естественные статические отношения в производственных условиях, в которых подчиненный должен понять, оценить и выполнить порученную работу. Столкновение характеризуется пониманием и поддержкой только части общей цели задания со стороны подчиненных. Руководитель и подчиненный при этом формируют различные частные цели, задачи и, естественно, предлагают различные способы их реализации. Столкновение может быть вызвано: • большим разбросом компетентности между руководителем и подчиненным как в ту, так и иную сторону; • переходом на производство нового изделия (например, при конверсии);
• низким уровнем управленческого образования руководителя. Столкновение может стать либо толчком к развитию и внедрению нововведений и последующим переходом на более низкие ступени противоречий, либо направлением к антагонизму. Столкновение позитивно реализует себя в проектных и опытных организациях. Руководитель должен сам организовывать такие столкновения в рамках проведения “мозговых штурмов”, обучения типа “управленческих прорывов” и т.д. Антагонизм характеризуется неадекватным подходом руководителя и подчиненного к общей и частным целям, средствам и методам их реализации. Он может привести к конструктивным (созидательным) или деструктивным (разрушительным) явлениям. В общем виде ступени противоречия могут быть представлены в виде табл. 2.7. Антагонизм позитивно реализует себя в поисковой работе организаций, в переходных или экстремальных условиях. Если руководитель не организует временный антагонизм, то он создается сам и обычно в нецивилизованных формах (ругань, угрозы, увольнение работников и т.д.). Работа в этом режиме должна носить кратковременный характер. Таблица 2.7. Условия, формирующие ступени противоречия
• Пример. Руководитель конструкторского бюро поставил перед подчиненными общую цель по разработке быстродействующего компьютера на базе нового ЧИПа (числовой интегральный преобразователь) и предложил вариант решения и распределения работ. Если при этом подчиненными: • план мероприятий был без обсуждения горячо одобрен и принят к исполнению, то это полная поддержка, • план мероприятий был скорректирован в деталях и принят, то это различие, • принципиально изменена подчиненными схема ЧИПа, скорректирован порядок сборки компьютера и затем эти изменения приняты руководителем, то это поляризация, • полностью отвергнута идея создания быстродействующих компьютеров на базе ЧИПа и предложен принципиально новый биоэлектронный подход (по идее А.А. Беляева из книги “Голова профессора Доуэля”) при создании компьютеров, то это столкновение,
• отвергнута сама идея создания нового компьютера из-за недостаточной квалификации персонала, отсутствия современного оборудования и большой конкуренции со стороны японских фирм и предложена новая общая цель, направленная на производство современных электронных игрушек или электронных замков зажигания для автомобилей, то это антагонизм. Если при этом руководство принимает данную новую цель, то это созидательный процесс, если категорически не принимает, то — разрушительный. • Ступени “различие” и “поляризация” эффективны в подразделениях с медленно меняющейся технологией (например, в экономических, финансовых). Ступени “столкновение” и “антагонизм” эффективны в конструкторских, технологических, научных подразделениях, в которых предполагается инновационный процесс. В табл. 2.8 приведены рекомендации по эффективному использованию ступеней противоречий. Все противоречия могут быть сведены к трем видам: системным, производственным и личностным. Системные противоречия отражают взаимодействия управляющей и управляемой систем. Это противоречия между базисом и надстройкой, производительными силами и производственными отношениями; возможным, желаемым и необходимым. Различие, поляризация и столкновение способствуют решению системных противоречий путем эволюционного развития. Антагонизм приводит к смене форм собственности и либо к переходу в более демократическую систему управления, либо к возврату в ранее существовавшую систему производства и управления. Таблица 2.8. Области применения ступеней противоречий
Производственные противоречия отражаются в рамках отдельных подсистем. Это противоречия между объектами и субъектами управления, городом и деревней, спросом и предложением, имеющимся и требуемым уровнями образования. Личностные противоречия отражают бытовой уровень отношений между людьми и определяются степенью удовлетворения социальных потребностей и интересов человека. К личностным относятся противоречия между человеком и человеком, человеком и коллективом, человеком и компьютером, коллективами. Общая типология коммуникаций представлена на рис. 2.16.
Рис. 2.16. Общая типология коммуникаций
Управление противоречиями
В приведенном выше материале продемонстрировано, что все ступени противоречий встречаются в реальной жизни. Более того, ими нужно управлять и инициировать их, если ступень противоречия не соответствует реальной ситуации. В каждом коллективе организации де-факто существует одна из четырех ступеней противоречия или полная поддержка. Задача руководителя заключается в переводе коллектива с существующей ступени противоречия на требуемую. Это осуществляется путем создания и (или) предотвращения конфликтов (рис. 2.17). Рис. 2.17. Переход с одной ступени противоречий на другую Конфликт должен быть подготовлен, ограничен и иметь три фазы: создание, функционирование и выход. В конце параграфа приведен конкретный пример формирования конфликта. Конфликт — это временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных (возмущающих воздействий), существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе. Конфликты — реальность нашей жизни. Они играют очень важную социально-психологическую роль как в обществе, так и в любой организации, например в семье. Конфликты бывают естественные и искусственные. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Обычно конфликты снимают накопившую напряженность в отношениях людей и переводят их на какое-то время на прежний уровень, и далее по циклу. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. Создать конфликт и хорошо из него выйти — это большое искусство. Люди, коллективы и даже целые организации по-разному реагируют на конфликтные ситуации: от внешнего спокойствия и пассивности до желания преодолеть и агрессивности (рис. 2.18). Рис. 218. Реакции объекта управления на возмущающее воздействие Конфликты могут быть деловые или открытые, межличностные или скрытые, тлеющие. Конфликты могут быть порождены интригой. Интрига — это нечестное, намеренное запутывание людей, чтобы вынудить их к определенным действиям и нанесению ущерба. Оградить себя от интриг можно путем:
• создания четкой информационной службы на всех уровнях, • соблюдением дистанции в общении с подчиненными, • понятной для подчиненных мотивировкой принятых решений. Основанием для конфликта может быть повод, т.е. случайное стечение обстоятельств. Руководитель не должен допускать перенос производственных противоречии в межличностные отношения, а работники должны научиться переключаться со ступеней противоречий, создающихся при решении производственных задач, на обычный дружелюбный уровень бытовых отношений. Управление противоречиями (создание, проведение и завершение) относится к вершинам искусства управления. В табл. 2.9 приведен ряд правил, полезных для руководителя. Таблица 2.9. Правила предотвращения или создания конфликтов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.12 (0.01 с.) |