Особенности социально-экономических организаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности социально-экономических организаций



 

Социально-экономическая организация, основа которой показана на рис. 1.7, характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся:

• межличностные, бытовые отношения;

• отношения по уровням управления;

• отношения к человеку общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

• материальное стимулирование и ответственность;

• прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

В табл. 1.3 показано соответствие между уровнями названных выше связей и получающихся при этом состояний социально-экономических организаций.

Для социально-культурных или социально-образовательных организаций таблица будет иметь такой же вид, если заменить слова “экономические связи” на культурные или образовательные. Эта таблица имеет очень большое практическое значение при организации или диагностике организации, и мы советуем разобраться в ней самостоятельно.

Таблица 1.3. Влияние связей на состояние организаций

Социальные Экономические связи
связи Слабые Средние Сильные
Слабые Неустойчивые организации Слабые организации Конфликтные организации
Средние Слабые неформальные организации Средние организации
Сильные Сильные неформальные организации   Сильные организации

Пример. Покажем, как работать с данной таблицей. Предприниматель решил проявить самостоятельность и организовать свое дело (свой бизнес) в области приготовления и продажи пирожных. Он нашел специалистов и штат его будет составлять пять человек. У предпринимателя есть большой соблазн заинтересовать работников только материальным вознаграждением. И это может привести к большим конфликтам. Если же часть материального вознаграждения пустить на социальные нужды (охрану и гуманизацию труда), то это, возможно, приведет его к успеху. •

 

Особенности организации человеко-машинных коммуникаций

Современный этап информатизации общества требует нового подхода к человеко-машинным коммуникациям. В организациях существует большой объем технических и логических операций, которые выполняются в диалоговом режиме с помощью компьютеров. При этом человек, работая с компьютером, переносит на него все те привычки, которые у него проявляются при общении со своим коллегой, подчиненным и руководителем. При работе с компьютером человек может улыбаться, ругаться, может даже получить инфаркт. Необходимо правильно организовать структуру информации, выдаваемой компьютером. Как известно, всю информацию можно разделить на два типа: машинную и социальную. Машинная информация функционирует только между техническими средствами, социальная — между людьми. Таким образом, в системе информационных коммуникаций (рис. 1.11) социальная информация функционирует в системе человек—человек, машинная — в системе компьютер—компьютер. Какой же она должна быть в системе человек — компьютер?

Рис.1.11. Схема человеко-машинных коммуникаций

Компьютер в диалоговом режиме должен имитировать профессиональный интеллектуальный потенциал системы, в том числе потенциал человека.

Программное, математическое и информационное обеспечение компьютера, необходимое для его функционирования на уровне одушевленного специалиста, т.е. работа человека с компьютером должна создавать эффект взаимодействия специалистов.

Для успешной реализации диалога “человек — компьютер” пакеты прикладных программ должны строиться исходя из организационных, социальных, психологических аспектов взаимодействия. Так, в начале диалога на экране дисплея может появляться текст с приветствиями, с анекдотами, напоминаниями и т.д. Общение с компьютером дисциплинирует людей, делает их более решительными и уверенными. Использование компьютеров дома и на рабочих местах создает не просто новые условия труда, а формирует новую среду обитания, новый тип отношений человека с миром.

Социальная информация должна поддерживать в человеке высокий профессиональный и эмоциональный уровень диалога. Социальная и машинная информация организует информационное обеспечение управления. Обработка социальной информации с использованием компьютера происходит в автоматизированном режиме с участием человека. Отсюда появились названия “автоматизированная система управления”, “автоматизированное рабочее место” (АРМ).

Машинная информация обрабатывается в автоматическом режиме без участия человека. Таким образом, в АРМе должно быть реализовано два режима работы: автоматизированный и автоматический. Социальная информация в компьютере должна иметь следующие составляющие:

• профессиональную: техническую, экономическую, гуманитарную, управленческую и др.;

• бытовую, реализующую потребности пользователя по жилищным, бытовым, медицинским вопросам;

• информационную, реализующую интересы пользователя по культурным, спортивным, образовательным, политическим вопросам;

• функциональную разгрузку: игры или ситуации, снимающие стресс;

• диалоговую — для организации общения на уровне интеллектуального собеседника, коллеги, подчиненного, руководителя.

Так, для заведующего отделом маркетинга составляющие социальной информации могут быть следующими.

• Профессиональная:

план — тематический план, план мероприятий, срочные работы;

кадры — списочный состав, план отпусков, план повышения квалификации, премирование;

ресурсы — техника, материал, интеллектуальные пакеты прикладных программ;

сотрудничество — организация, командировки, выставки.

• Бытовая:

телефонный справочник — организаций, личный;

база данных внутренняя — жилье, питание, продукты, одежда, медицина, культмассовые мероприятия.

• Информационная:

записная книжка — календарь, напоминания, контроль исполнения и выполнения, архив;

база данных внутренняя — финансы предприятия, маркетинг изделий, функции и ОСУ, экономика;

база данных внешняя — спорт, кино, театр, выставки, хобби.

• Разгрузочная:

набор игр и ситуаций применительно к специальности и конкретному человеку.

• Диалоговая:

системы, организующие комфортную среду взаимодействия и доступа в широкий набор баз данных.

Соотношение между этими составляющими в общем объеме информации должно выбираться с учетом особенностей производства и коллектива.

Как показывает анализ информационного обеспечения многочисленных АРМ, в состав социальной информации включаются только профессиональная информация и набор случайных компьютерных игр.

Резюме

 

• Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.

• Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Социальные организации играют существенную роль в современном мире.

• В. организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, к субъективным — процессы, связанные с принятием управленческих решений.

• В организации имеются формальные и неформальные лидеры. В коллективе может существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

• В теории организации рассматриваются базовые схемы отношений индивидов: линейная, кольцевая, колесообразная и звездообразная.

• Базовые схемы формируют производные схемы отношений, к которым относятся иерархическая, штабная и матричная. Классификация организаций охватывает следующие группы: правительственные и неправительственные; коммерческие и некоммерческие; бюджетные и небюджетные; общественные и хозяйственные; формальные и неформальные.

• Социально-экономическая организация характеризуется Наличием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся межличностные, бытовые отношения; отношения по уровням управления; отношения к человеку общественных организаций. К экономическим — материальное стимулирование и ответственность; прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.

• Современный этап информатизации общества требует нового подхода к человеко-машинным коммуникациям. В организациях существует большой объем технических и логических операций, которые выполняются в диалоговом режиме с помощью компьютеров. Компьютер в диалоговом режиме должен имитировать профессиональный интеллектуальный потенциал системы, в том числе потенциал человека. Для успешной реализации диалога “человек — компьютер” пакеты прикладных программ должны строиться на основе организационных, социальных, психологических аспектов взаимодействия.

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите основные виды социальных систем.

2.В чем особенность социально-экономических организаций?

3. В чем заключаются особенности социальных организаций?

4. Какие объективные и субъективные процессы происходят в организации?

5. Каково взаимодействие формальных и неформальных лидеров в организации?

6. Какова особенность линейной схемы отношений индивидов в организации?

7. Какова особенность кольцевой схемы отношений индивидов в организации?

8. Какова особенность колесообразной схемы отношений индивидов в организации?

9. Какова особенность звездообразной схемы отношений индивидов в организации?

10. Какова особенность иерархической схемы отношений индивидов в организации?

11. Какова особенность штабной схемы отношений индивидов в организации?

12. Какова особенность матричной схемы отношений индивидов в организации?

13. Приведите основную классификацию организаций.

14. В чем преимущества правительственных организаций перед неправительственными?

15. В чем разница между коммерческими и некоммерческими организациями?

16. Составьте перечень пяти общественных и хозяйственных организаций.

17. Какова роль неформальных организаций в обществе?

18. Каков состав социальных и экономических связей в организации?

19. Каковы особенности формирования социальной информации при человеко-машинных коммуникациях?


Хозяйственные организации

Общие понятия хозяйственной организации

Организационно-правовые формы организаций

Основные типы фирм по функциональному назначению

Элементы теорий мотивации в хозяйственных организациях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.022 с.)