Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН



Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.). Организационно-методическая работа занимает от 40 до 80% бюджета рабочего времени врачей-гигиенистов, руководителей структурных подразделений, главных специалистов и главного врача областного центра ГСЭН.

Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое; научно-практическое; консультативное; планово-нормативное; учебно-методическое; штатно-кадровое; санитарно-статистическое; контрольное; организационно-массовое; внедрение элементов научной организации труда; совершенствование информационного обеспечения деятельности.

Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.

Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов.

Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).

Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно-кадрового обеспечения центров ГСЭН.

Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН.

Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС “Санэпид”, “Анализ противоэпидемических мероприятий”, “Окружающая среда”, “Кадры” и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга.

 

Штаты и кадры районных (городских) центров ГСЭН.
Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению
деятельности госсанэпидслужбы

В сети санитарно-профилактических учреждений России (2620 учреждений) районные и городские центры ГСЭН составляют 88,7%, из них 66,2% — в сельских районах и 22,5% — в городах.

Штаты и кадры центров ГСЭН первого уровня управления определяются их типом и категорией. Тип центра ГСЭН учитывает преобладание сельского или городского населения, а категория — его общую численность на административной территории. Однако некоторые центры ГСЭН в сельских районах применяли штатные нормативы городских центров ГСЭН III категории. В настоящее время главные врачи всех уровней управления, реализуя предоставленное им право, могут изменять численность специалистов (в пределах фонда заработной платы) и их профиль в зависимости от социально-экономических и санитарно-гигиенических условий и особенностей своих территорий, наличия целевых комплексных программ (федеральных, региональных и местных) и др.

Среди всех штатных должностей в центрах ГСЭН РФ среднегодовые врачебные должности составляют 21,8%; среднего медперсонала — 43,3%; младшего медперсонала — 22%. Соотношение врачей и среднего медперсонала в центрах ГСЭН — 1:2 (необходимое соотношение — 1:4).

Всего в сети санитарно-профилактических учреждений, включая центры ГСЭН на транспорте, дезстанции, противочумные станции, другие хозрасчетные санэпидучреждения (без ведомственных санэпидучреждений МПС РФ, Минздрава РФ, Минобороны, МВД и МБ РФ), имеется 42925 штатных врачебных должностей.

Современные подходы к штатно-кадровому обеспечению деятельности госсанэпидслужбы предполагают:

— создание и научное обоснование информационно-аналити­ческих технологий госсанэпиднадзора, перечней и моделей специалистов госсанэпидслужбы, учитывающих ее современные задачи и функции (новые технологии должны включать госсанэпиднадзор за всеми факторами, определяющими здоровье населения, в том числе социально-экономическими);

— максимальное сохранение численности специалистов, уровня их профессиональной переподготовки для успешного выполнения основных задач и функций госсанэпидслужбы;

— внедрение в центры ГСЭН социально-гигиенического мониторинга (СГМ), современных методов анализа, оценки и квалиметрии изменений в окружающей среде и здоровье населения территории для последующей научно обоснованной коррекции специалистами центров ГСЭН планов социально-экономического развития коллективов, территорий, программ обеспечения санэпидблагополучия населения.

С учетом вышеизложенного планируется обоснование потребностей центров ГСЭН в соответствующих специалистах, в том числе в специалистах:

— широкого профиля или врачей первого контакта (специалисты-аналитики первичной медико-социальной помощи);

— узкого профиля (в рамках существующих специальностей).

Внедрение новых технологий должно повлечь изменение структуры штатных должностей в центрах ГСЭН; изменить соотношение медицинских врачебных и неврачебных должностей, лиц с высшим и лиц со средним специальным образованием; определить удельный вес немедицинских специальностей для обеспечения деятельности центров ГСЭН, новые формы и методы взаимодействия специалистов внутри госсанэпидслужбы и функционального взаимодействия с другими службами и структурами государственной власти.

Новая отчетная форма № 19 “Санэпид” содержит информацию о структуре и штатно-кадровом обеспечении центров ГСЭН, их укомплектованности с учетом категорий и функциональных направлений деятельности.

 

Основные нормативные правовые акты и документы,
определяющие деятельность госсанэпидслужбы, разработку
и реализацию федеральных и региональных целевых программ

 

Конституция Российской Федерации.

Закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, 1991.

Закон Российской Федерации “О недрах”, 1992.

Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, 1992.

Указ Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” № 453 от 01.06.92 г.

Инструкция о порядке приостановления или прекращения работ Госсанэпидслужбы РФ. Приложение 2 к приказу Госкомсанэпиднадзора РФ № 47 от 08.05.92 г.

О введении в действие табеля (перечня) форм статистической отчетности органов, учреждений, предприятий и организаций, подведомственных Госсанэпиднадзора России. Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ № 113 от 16.12.92 г.

Инструкция о порядке оформления и передачи материалов в органы прокуратуры по санитарным правонарушениям должностными лицами Госсанэпидслужбы Российской Федерации. Утв. приказом Госкомсанэпиднадзора РФ № 109 от 09.12.92 г.

Типовая инструкция по делопроизводству в органах и учре-
ждениях Госсанэпидслужбы РФ. Утв. Госкомсанэпиднадзора РФ
№ 01-19/46-19 от 25.12.92 г.

Концепция развития государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы Российской Федерации. Утв. Госкомсанэпиднадзора РФ 25.05.92 г.

Постановление Совета Министров — Правительства “О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации” № 437 от 11.05.93 г.

Постановление Совета Министров — Правительства “О развитии Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации” № 264 от 01.04.93 г.

Указ Президента РФ “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения” № 468 от 20.04.93 г.

Федеральная программа развития Госсанэпидслужбы Российской Федерации на 1993—1995 годы. Одобрена решением Президиума Совета Министров РФ. Протокол № 2 от 20.02.93 г.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, 1993.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ «“О реализации федеральной целевой программы Российской Федерации “Вакцино­профилак­тика”» № 144 от 29.12.93 г.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ «“О реализации федеральной целевой программы “АнтиСПИД”» № 103 от 04.10.93 г.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ «“Об организации работ по реализации “Федеральной программы развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1993—1995 годы”» № 73 от 26.07.93 г.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации” № 51 от 31.05.93 г.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О развитии государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации”
№ 30 от 14.04.93 г.

Служебное письмо Госкомсанэпиднадзора РФ “О перечне федеральных целевых программ” № 01-20/142-12 от 14.09.93 г.

Служебное письмо Госкомсанэпиднадзора РФ «“О Республиканской долговременной программе “Миграция”» № 01-20/84-12 от 03.06.93 г.

Инструкция о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов на юридических лиц за санитарные правонарушения. Утв. приказом Госкомсанэпиднадзора РФ № 61 от 07.07.93 г.

Положение о социально-гигиеническом мониторинге. Утв. постановлением Правительства России № 1146 от 06.10.94 г.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О реализации федеральной миграционной программы” № 56 от 16.06.94 г.

Приказ Госкомсанэпиднадзора РФ “О реализации Государственной программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994—1996 годы” № 22 от 21.03.94 г.

Служебное письмо Госкомсанэпиднадзора РФ “О разработке и реализации региональных целевых программ” № 01-20/62-12 от 15.04.94 г.

Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от 05.06.94 г.

Положение о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 625 от 05.06.94 г.

Постановление Правительства РФ “Об утверждении федеральной целевой программы по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994—1997 годы” № 624 от 05.06.94 г.

Постановление Правительства РФ «“Об утверждении федеральной целевой программы “Вакцинопрофилактика” на 1993—1997 годы”» № 623 от 05.06.94 г.

Постановление Правительства РФ “О плане действия Правительства по охране окружающей среды на 1994—1995 годы” № 496 от 18.05.94 г.

Постановление Правительства РФ “Об утверждении основных направлений социальной политики Правительства Российской Федерации на 1994 год” № 474 от 06.05.94 г.

Постановление Правительства РФ “О государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994—1996 годы” № 158 от 28.02.94 г.

Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге” № 1146 от 06.10.94 г.

Приказ № 145 ГКСЭН от 24.11.94 г. «“О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1146 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге”».

Рекомендации Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации о построении структуры центров ГСЭН. Информационное письмо
№ 01-20/189-10 от 28.10.94 г.

 

Права и обязанности должностных лиц по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Права и обязанности должностных лиц, органов и учреждений госсанэпидслужбы изложены в ст. 38 и 39 закона РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (1991).

Главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право:

— вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан;

— беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, а также условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;

— предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

— поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения;

— выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей;

— приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать строительство и эксплуатацию объектов;

— вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения;

— принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источником их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями; об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих; о проведении дезинфекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям;

— вызывать в учреждения госсанэпидслужбы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам санитарных правонарушений;

— рассматривать дела о санитарных правонарушениях, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении дисциплинарных мер воздействия;

— предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов;

— получать от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения госсанэпидслужбы задач;

— отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты госсанэпидслужбы, осуществляющие санэпиднадзор, в пределах своей компетенции обязаны:

— использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений;

— координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, заинтересованными в защите прав граждан и общества, в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологи­ческого благополучия;

— сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может быть им известна при выполнении своих функциональных обязанностей;

— содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия и выполнения санитарного законодательства Российской Федерации.

 

Права и обязанности граждан в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия

Права и обязанности граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия изложены в ст. 5 и 6 закона РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, в ст. 7, 41, 42 Конституции Российской Федерации, разделах 4, 5, 6, 8, 10 и 12 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”.

Граждане России имеют следующие права.

1. Право на благоприятную среду обитания (окружающая природная среда, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемая или используемая продукция и др.), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека, настоящего и будущих поколений.

2. Право на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями и гражданами, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно или по решению суда.

3. При обращении на предприятия и в организации имеют право на получение полных и достоверных сведений: о состоянии среды обитания, здоровья населения, эпидемической обстановки; о действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, пищевых продуктов, а также питьевой воды.

4. Непосредственно или через своего представителя, либо через общественные объединения имеют право участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Граждане России обязаны: 1) заботиться о своем здоровье, здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставляемые обществом возможности по формированию здорового образа жизни; 2) соблюдать действующие санитарные правила; 3) проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; 4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц госсанэпидслужбы;
5) использовать право на получение информации о санитарно-эпидемической обстановке на благо своего здоровья и здоровья окружающих.

 

Формы и методы планирования работы центров ГСЭН

Для планирования работы в центрах ГСЭН необходимо иметь данные о составе населения, медико-демографической ситуации (рождаемость, смертность и др.), о заболеваемости, об основных характеристиках образа жизни и перспективах социально-экономи­ческой ситуации и состояния окружающей среды. Различают планирование перспективное (стратегическое) и текущее (тактическое). Организация выполнения планов включает мероприятия по подготовке различных решений, достаточному и своевременному обеспечению кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, по координации деятельности различных специалистов медицинского и немедицинского профиля, методическое руководство и др. Планирование деятельности приобретает специфические особенности в соответствии с уровнем управления санитарно-эпидемиологической службы. Ответственность за организацию, планирование и непосредственное проведение мероприятий на конкретной территории лежит на главном государственном санитарном враче данного административного уровня.

Планы работы можно подразделить на 4 основные группы:
1) планы работы по времени (текущие и перспективные); 2) планы центра ГСЭН по содержанию планируемых мероприятий (планы развития и планы деятельности структурных подразделений); 3) комплексные планы санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий; 4) планы-задания по объектам, подлежащим санитарному надзору. При составлении плана можно руководствоваться функционально-отраслевым, проблемно-тематическим и программно-целевым принципами.

Функционально-отраслевой принцип планирования позволяет выделить конкретные задачи на планируемый период с учетом объема и характера деятельности конкретного отдела, лаборатории, отделения, специалиста. Он наиболее удобен при текущем квартальном планировании, а также при планировании на год разделов работы каждого подразделения.

Проблемно-тематический принцип составления плана позволяет выделить основные, общие для всей санэпидслужбы административной территории мероприятия независимо от того, какие подразделения являются их исполнителями. Этот метод наиболее приемлем при составлении комплексных планов по отдельным проблемам (санитарная охрана воздушного бассейна, почвы, водоемов; профилактика кишечных инфекций, травматизма) и соответствует структуре центров ГСЭН в настоящий период.

При этом методе планирования различные по характеру мероприятия объединены общей задачей, единой направленностью, что позволяет определить их стоимость, ожидаемую экономическую, социальную и медико-санитарную эффективность.

Программно-целевой принцип планирования более наукоемок и эффективен. Он предусматривает: постановку конкретных и реальных целей в масштабе всего учреждения или территории; определение задач, необходимых для их реализации; уточнение ожидаемых результатов для каждой из целей, по степени достижения которых можно судить об эффективности деятельности; разработку пакетов мероприятий, ориентированных на выполнение конкретных целевых установок; распределение мероприятий по исполнителям, соисполнителям и видам комплексирования (внутриучрежденческое — между специалистами различных подразделений центра ГСЭН; внутриотраслевое — взаимодействие учреждений, входящих в систему госсанэпидслужбы; межотраслевое — проведение мероприятий совместно с органами власти и управления, другими контрольными и надзорными структурами); определение сроков исполнения и разработку системы контроля реализации планового документа; расчет стоимости мероприятий и определение источников их финансирования.

Этот принцип обеспечивает комплексность и большую целенаправленность деятельности госсанэпидслужбы, отражает координирующую роль центров ГСЭН при проведении профилактических и оздоровительных мероприятий на административных территориях.

При планировании на территориальном уровне допускается сочетание функционально-отраслевого и проблемно-тематического принципов. Годовой план работы можно сгруппировать по 4 основным разделам: 1) организационные мероприятия и работа с кадрами; 2) мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости;
3) общесанитарные и оздоровительные мероприятия; 4) материально-техническое оснащение. Выделяют основные проблемы и задачи, участие в решении этих проблем различных подразделений.

Простейшей формой текущего планирования является индивидуальное планирование. С этой целью каждый сотрудник составляет план-график работы на определенный период (как правило, на месяц). Составляются планы-графики командировок, выполнения научно-практической работы и т. п. При составлении плана-графика необходимыми предпосылками являются общие задачи годового плана, анализ эффективности обследования объектов за предыдущий период, дополнительная информация по изменению санитарного состояния на объекте (изменение режима работы, возможности реконструкции объекта, предложения администрации, общественности и др.).

Индивидуальные планы должны быть конкретными. В них должны быть отражены объекты и сроки обследования, отметки о контроле выполнения, результаты. При планировании числа посещений объектов санитарными врачами и их помощниками в течение года исходят из принятых ранее ориентировочных норм: пищевые объекты — 7—8 раз, коммунальные — 4—5 раз, детские и подростковые учреждения — 8—9 раз. Один хозяйственно-пищевой водопровод планируется обследовать 10—12 раз в год. Посещать объекты в виде предупредительного санитарного надзора желательно не менее 4 раз в год.

Составлением годового плана не ограничивается плановая работа. В последние годы в деле планирования большое внимание стало уделяться разработке так называемых комплексных планов (оздоровления внешней среды, профилактики отдельных заболеваний и др.). План называется комплексным потому, что он охватывает весь комплекс санитарно-противоэпидемических и лечебно-профилакти­ческих мероприятий.

Планы-задания составляют только на те объекты, где необходимо проведение крупных санитарно-гигиенических мероприятий, требующих больших капиталовложений (реконструкция, строительство и благоустройство детских оздоровительных лагерей, баз отдыха и др.).

Основными требованиями, предъявляемыми к планам, являются: актуальность, конкретность, действенность и реальность каждого планируемого мероприятия; совместное участие различных специалистов в осуществлении запланированных мероприятий; выделение главных задач на данный отрезок времени; оценка качества выполнения и эффективности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.062 с.)