Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления реформы здравоохранения

Поиск

Основной целью перевода учреждений здравоохранения на новые условия хозяйствования является повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов, направленных на охрану здоровья населения. К базисным нормативно-хозяйственным принципам нового хозяйственного механизма (НХМ) относятся следующие.

1. Изменение системы бюджетного финансирования (не только распределение средств по статьям и нормативам, но и оказание платных услуг населению, выполнение работ на договорных началах, обслуживание контингентов и предприятий на хозрасчетной основе). Расширение прав руководителей в поощрении самостоятельности и инициативы сотрудников (бригады, подряды), в дифференциации оплаты, разделении фондов социального и производственного развития в зависимости от конечного результата.

2. Возможность перераспределения средств между структурными подразделениями.

3. Выделение бюджетных средств по долговременным экономическим нормативам из расчета на одного жителя в год на все виды диагностической лечебной и профилактической работы.

4. Гарантированная медицинская помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Однако сверхнормативные услуги (массаж, физиотерапевтические процедуры, специальные методы диагностики, нетрадиционные методы лечения и др.) оказываются за плату.

Составными частями НХМ являются:

— новая система финансирования, планирования, ценообразования медицинских услуг и взаиморасчетов между учреждениями;

— новые организационные структуры;

— развитие самоуправления и инициативности у членов трудового коллектива;

— новые формы хозяйствования и организации труда (аренда, бригадный подряд и др.);

— система дифференцированной оплаты и стимулирования труда по конечным результатам работы коллективов, подразделений и отдельных сотрудников;

— статистический учет и отчетность в новых условиях;

— система правового регулирования деятельности коллектива и руководителя медицинского учреждения.

Средства из единого фонда поступают в фонд производственных расходов и себестоимости услуг, в фонд производственного и социального развития и фонд оплаты труда. Для решения задач в условиях НХМ созданы территориальные медицинские объединения, куда могут входить поликлиники, женские консультации, детские поликлиники, диспансеры и стационары. Финансовые расчеты ведет централизованная финансовая служба.

В соответствии с условиями НХМ и новой системы временных показателей и критериев оценки работы учреждений здравоохранения и персонала для расчета стоимости услуг в медицинских учреждениях (в том числе входящих в ТМО) установлены новые критерии: для амбулаторно-поликлинических учреждений — число прикрепленных жителей (дифференцированно — по группам здоровья); для стационаров — число пролеченных больных, в зависимости от категории сложности лечения; для “Скорой помощи” — число вызовов, дифференцированнных по категории сложности; для консультативных поликлиник, диагностических центров и поликлинических отделений диспансеров — число консультативных приемов и диагностических исследований; для учреждений судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической службы — число судебно-медицинских экспертиз и патологоанатомических исследований, дифференцированных по сложности.

Развитие рыночной экономики, введение добровольного и обязательного медицинского страхования, осуществление платных и бесплатных услуг требуют совершенствования экономической стратегии в здравоохранении. Обязательным условием успешного функционирования отрасли является развитие хозрасчетных отношений между обществом в целом и отдельными предприятиями, между предприятиями и учреждениями, между внутренними подразделениями учреждения или предприятия. Хозрасчет основан на планомерном регулировании обществом деятельности предприятий с использованием товарно-денежных отношений и материальной заинтересованности. Сущность хозрасчета состоит в соизмерении в денежной форме затрат на производство продукции или оказание медицинских услуг и достижение определенных результатов, на возмещение расходов учреждений за счет их дохода и обеспечение прибыли. Иными словами, хозрасчет — это самоокупаемость, рентабельность и самофинансирование.

Учреждение в первую очередь должно покрыть свои расходы доходами. Кроме того, оно должно получить излишек доходов, то есть иметь прибыль. Новое в организации хозрасчета в настоящее время состоит в переходе от самоокупаемости к самофинансированию. Это значит, что за счет заработанных средств учреждение должно возместить не только все текущие расходы, включая оплату труда, но и вложить финансовые средства в реконструкцию, расширение производства, решение социальных проблем работников.

Самоокупаемостью затрат и получением прибыли хозрасчетные предприятия отличаются от учреждений, находящихся на бюджетном финансировании. Прибыль предприятия представляет разницу между выручкой за реализованную продукцию или оказание услуг и затратами на их производство и реализацию. Величина прибыли учреждения зависит от цен на продукцию или услуги, себестоимости продукции или услуги, объема произведенной продукции и оказанных услуг, качества и ассортимента продукции.

Экономически обоснованный рост прибыли должен базироваться на снижении себестоимости продукции или услуг за счет повышения производительности труда и экономии материальных затрат, увеличения объема выпуска продукции, повышения ее качества. Хозрасчет несовместим с противопоставлением интересов предприятия интересам общества, с завышением цен, снижением качества.

Материальная заинтересованность стимулирует лечебно-профилактические учреждения на организацию эффективных видов оказания медицинской помощи (стационары на дому, дневные стационары, оздоровительные комплексы и др.), различных профилактических мероприятий, что, естественно, приводит к уменьшению потребности в лечебной помощи и улучшению здоровья населения.

Новый механизм хозяйствования в здравоохранении предусматривает: 1) широкое применение экономических методов управления, в том числе оплату труда медицинских работников по конечным результатам; 2) изменение системы бюджетного финансирования из 3 основных источников — бюджетных средств, страховых средств и средств, полученных по договорам с предприятиями за оказание медицинской помощи и от частных лиц за оказание платных медицинских услуг; 3) переход от выделенных средств по отдельным статьям в бюджетной смете расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам из расчета средств на одного человека, на одного пролеченного больного и др.; 4) внедрение хозрасчетной сметы (или финансового плана); 5) использование новых форм организации труда (арендных и кооперативных отношений, бригадных форм, в том числе бригадного подряда, “гибких” режимов работы и др.); 6) предоставление самостоятельности коллективам учреждений и расширение прав руководителей здравоохранения в распределении финансовых средств.

 

Экономика здравоохранения. Источники финансирования.
Структура распределения и финансовый план учреждения.
Понятие о стоимости медицинских услуг.
Платные и бесплатные виды медицинской помощи

Экономика здравоохранения изучает социально-экономические закономерности формирования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на совершенствование системы здравоохранения и медико-социальное обеспечение мероприятий по укреплению здоровья населения. Экономика анализирует формы проявления экономических законов в здравоохранении, роль отрасли в экономике национального хозяйства, эффективность, методы рационального и эффективного использования материальных финансовых и кадровых ресурсов.

Финансирование здравоохранения включает понятие о бюджете здравоохранения и смете медицинского учреждения.

Государственный бюджет состоит из доходной и расходной части и базируется на показателях народнохозяйственного плана, который определяет всю экономическую жизнь страны. Бюджет страны утверждается Государственной Думой и приобретает силу закона. Бюджет здравоохранения конкретной территории включает общую сумму утвержденных ассигнований на все медицинские учреждения. Основная часть медицинских учреждений, в том числе больничные и поликлинические учреждения, осуществляют расходы из местных (области, края, города, района) бюджетов.

Смета — это финансовый план расходов, необходимых для работы медицинского учреждения в следующем году. После утверждения сметы расходов каждого учреждения в банке открывается кредит для этого учреждения.

Объем ежегодного расхода ЛПУ устанавливается по данным бухгалтерии, исходя из статей сметы, которая составляется по установленной форме и финансируется из госбюджета в соответствии с установленными нормами.

Смета составляется по единой форме: наименование и полный адрес учреждения; название бюджета (республиканский, местный); раздел и параграф бюджетной классификации. Смета состоит из 3 частей:

— показатели оперативной деятельности учреждений: мощность (число коек, число посещений), штаты;

— расчеты по каждой статье расходов;

— сводка расходов по статьям (18 статей).

Статьи расходов указывают на целевое назначение средств (статьи 6, 7, 11 и 17 упразднены).

Статья 1. Заработная плата.

Статья 2. Начисления на заработную плату.

Статья 3. Канцелярские и хозяйственные расходы.

Статья 4. Командировки и служебные разъезды.

Статья 5. Расходы учебные, на производственную практику, научно-исследовательские работы и приобретение книг для библиотек.

Статья 8. Стипендии.

Статья 9. Расходы на питание.

Статья 10. Приобретение медикаментов и перевязочных материалов.

Статья 12. Приобретение оборудования и инвентаря.

Статья 13. Капитальные вложения внегосударственного плана капитальных работ.

Статья 14. Приобретение мягкого инвентаря и оборудования.

Статья 15. Капитальные вложения, капитальное строительство.

Статья 16. Капитальный ремонт зданий и сооружений.

Статья 18. Прочие расходы.

В перспективе предполагается оставить лишь 3 укрупненные статьи, предусматривающие затраты на заработную плату, текущие расходы, капитальные вложения и капитальный ремонт.

Важнейшим направлением экономики здравоохранения является определение экономической эффективности медико-профилакти­ческих мероприятий и медицинской науки. Для этого используются косвенные расчеты стоимости дополнительно произведенной продукции или понесенного ущерба, прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья населения. Актуальность проблем экономики объясняется тем, что растет потребность в медицинской помощи, ограничиваются средства на здравоохранение, повышаются стоимость медицинской помощи и социальная значимость здравоохранения в развитии производительных сил.

Основным источником финансирования медицинских учреждений в настоящее время являются средства бюджета, выделяемые в соответствии с долговременными экономическими нормативами. Нормативы бюджетного финансирования устанавливаются в расчете на одного жителя в год, на лечение одного больного по профилю заболевания и на оказание различных видов медицинских услуг. Эти нормативы разрабатываются региональными органами управления.

Дополнительными источниками финансирования являются: поступления за услуги, оказанные сверх нормативов бесплатной медицинской помощи, за выполненные работы по договорам с предприятиями, по заказу местных органов самоуправления и вышестоящей организации; часть сумм от взысканных санэпидслужбой штрафов за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения; средства, полученные за счет снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности; добровольные взносы предприятий и благотворительных фондов.

Средства, полученные из всех источников, составляют единый фонд финансовых средств учреждения. Их расходование осуществляется согласно утвержденным финансовым планам, представляющим собой хозрасчетную смету. В отличие от бюджетной сметы финансовый план содержит план доходов и план (или смету) расходов. Расходы планируются по фонду оплаты труда (на заработную плату), по фонду материального поощрения и по фонду производственного и социального развития.

Тарифы на медицинские услуги в системе ОМС устанавливаются соглашением между страховыми медицинскими организациями, местной администрацией и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, учреждением или лицом, предоставляющими эти услуги.

Расчет между страховыми организациями и учреждениями здравоохранения осуществляется по прейскуранту. Прейскурант разрабатывается в соответствии с методикой расчета тарифов (цен) на медицинскую помощь (услуги).

Для перевода учреждений здравоохранения на экономические методы управления должны быть разработаны нормативы финансирования каждого типа учреждений. Определение стоимости медицинских услуг необходимо и для оказания платных медицинских услуг. В условиях рыночной экономики и медицинского страхования вопросы ценообразования приобретают особое значение. При установлении цен следует учитывать следующие принципы:

— цена должна отражать общественно необходимые затраты труда на производство товаров и оказываемых услуг, их потребительские свойства и качество;

— цены должны учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид товаров и услуг;

— цена должна обеспечивать получение прибыли каждому нормально работающему предприятию;

— цены должны иметь противозатратный характер и стимулировать улучшение качества продукции и услуг;

— цена — это денежное выражение стоимости медицинских услуг.

Стоимость — это количество труда, вложенного в оказание медицинской услуги определенного (заданного) качества. В отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и только потом продается, любая услуга характеризуется тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

Структурными элементами цены (тарифа) на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. Себестоимость рассчитывается за предшествующий период времени. При этом отдельно определяются затраты на лечение одного больного в каждом отделении стационара с учетом расходов по всем статьям, категория сложности лечения и цены на услуги в параклинических отделениях.

Себестоимость — это выраженные в денежной форме материальные затраты и оплата труда работников ЛПУ в расчете на единицу услуг (прикрепленного жителя, пролеченного больного и т. п.). Себестоимость показывает, в какую сумму обходится учреждению медицинское обслуживание, отражает текущие расходы. Себестоимость является важнейшим экономическим показателем, обобщающим деятельность учреждений.

Платные услуги были введены в первую очередь при оказании следующих видов медицинской помощи: процедуры и хирургические операции косметического характера, аборты, судебно-медицинская экспертиза, контактная коррекция зрения, протезирование зубов, массаж. Бесплатными остались все виды помощи при социально значимых заболеваниях и для отдельных контингентов населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды и др.).

Регулирование рынка в здравоохранении осуществляется по линии указанных платных и бесплатных услуг, а также по линии установления цен на медицинские услуги, развития личного интереса в предпринимательстве, приватизации, в свободном выборе пациентом лечащего врача и медицинского учреждения. Проблема маркетинга также актуальна в здравоохранении и заключается в том, как наилучшим образом найти рынок сбыта продукции и медицинских услуг, получить прибыль. Исходными для формирования цен на медицинские услуги являются себестоимость и прибыль. В себестоимости учитываются все затраты учреждения, связанные с оказанием медицинской помощи населению, начиная от оплаты труда и кончая расходами на медикаменты, питание больных, амортизацию основных фондов.

Размер прибыли, включаемой в тарифы на медицинские услуги, должен определяться исходя из величины фонда производственного и социального развития, материального поощрения и финансового резерва. Методика разработки тарифов на медицинские услуги сейчас пересматривается и совершенствуется. Тарифы разрабатываются в зависимости от категории сложности лечения пациентов и клинико-статистических групп, которые определяются на основе статистических данных, полученных экспертными советами лечебных учреждений. Определение цены на медицинские услуги является наиболее сложным и трудным моментом в условиях развития хозрасчетных отношений и внедрения медицинского страхования. Есть несколько подходов: определение цены на основе оплаты по установленным тарифам; специально определяемые цены с учетом клинико-статистических групп населения; по договорным ценам или соглашениям; по разработанным и принятым стандартам. Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия: 1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой; 2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.143 (0.013 с.)