Закон единства анализа и синтеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон единства анализа и синтеза



 

Анализ и синтез как элементы человеческого познания

Закон единства, его следствия принципы выполнения

Методика управленческого анализа и синтеза организаций

 

Анализ и синтез как элементы человеческого познания

Суть анализа (декомпозиции) состоит в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза (агрегирования) — в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое.

В целом люди различаются по доминированию аналитического или синтетического склада мышления. Например, чтобы разобраться в трудностях семейной жизни, человек с аналитическим мышлением выделит основные ее элементы (жилищные условия, отношения в семье, интересы и потребности членов семьи, материальное положение и др.), затем проанализирует их в отдельности, найдет неблагополучные элементы и попытается найти причины сложившегося положения и по возможности улучшить эти элементы. А далее в его понимании улучшенные элементы семейной жизни должны совместно привести к благополучию. Человек с синтетическим мышлением при семейных неурядицах попытается представить себе все элементы, окружающую семью (соседей, школьных учителей своих детей, отношение к работе, уровень жизни окружающих людей и т.д.). В таком наборе он постарается найти наилучшие условия для существования семьи, возможно, этим решением будет перевод ребенка в другую школу или переезд семьи в другой район города, страны.

Аналитичность находит отражение в существовании различных наук, в продолжающейся дифференциации (разделении) наук, во все более глубоком изучении все более узких вопросов.

Синтетичность мышления приводит, к развитию обобщенных наук о природе, человеке, космосе (например, кибернетика, теория функционирования мозга, космогония); а также к созданию пограничных наук типа бионики, биофизики, персономики, политологии и др.

Например, можно разделить студентов на две группы по преобладанию аналитического или синтетического мышления. Каждая группа для повышения эффективности обучения должна заниматься по своей методике:

• для аналитической — больше времени можно уделять деталям процесса,

• для синтетической — больше внимания уделять сравнительному анализу процесса в целом с эталонами, моделями и др.

Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Анализ (разделение) некоторой системы может идти по трем путям:

• выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства (например, в Государственном университете управления ( ГУУ ) все входящие в него институты можно рассматривать как независимые части по учебной, методической и научной работе);

• выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств (например, в ГУУ кафедры институтов можно рассматривать как зависимые от административно-хозяйственных подразделений, единой бухгалтерии);

• выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные свойства (например, в ГУУ одного студента в отрыве от преподавателей, учебного процесса, общественной деятельности можно рассматривать как случайного человека, зашедшего в здание университета).

При различных путях выделения анализ частей должен проводиться так, чтобы не были потеряны важные свойства частей и была бы реальная польза для всей организации. Так, если в организации рассматривать каждое подразделение в отдельности как самостоятельное, довести до совершенства ее деятельность, то совсем необязательно будет работать наилучшим образом и состоящая из них вся организация. Например, если в ГУУ собрать всех Нобелевских лауреатов в качестве преподавателей, а в качестве студентов — только школьников-медалистов; всех поселить в общежитие, чтобы не тратили время на дорогу; для укрепления дисциплины ввести казарменное положение; для стимулирования ввести “розги и пряники”, то эта система вряд ли будет совершенной, хотя каждая часть совершенна.

Важная сторона аналитической работы — анализ причинно-следственных связей между выделенными частями, который сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между частями целого. Трудность аналитической работы состоит в определении элемента, до которого следует производить разделение целого. Здесь могут помочь опыт и интуиция, опыт помогает при повторяющихся ситуациях, а интуиция — при новых. Например, в Год семьи, периодично проводимый в США, внимание государства сосредоточено на методах по совершенствованию семейных отношений. Анализ можно вести на трех уровнях:

• государственном — для совершенствования семейного законодательства, в том числе внедрение контрактной системы; осуществление протекционизма при приеме на работу и продвижение персонала из благополучных семей;

• общественном — для создания клубов семьи, формирования общественного мнения о важности семьи;

• семейном — для проведения просветительской, воспитательной, примиренческой работы с членами семьи.

Наилучший результат, как нам кажется, получится при государственном подходе к решению этой задачи, хотя каждый из остальных также имеет свои преимущества.

Синтез (объединение) осуществляется на базе взаимной необходимости и взаимодействия. Получение при объединении элементов нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединенных элементов, носит название эмерджентность. Это явление находится в рамках диалектического закона перехода количества в качество. Эффект синергии, рассмотренной в §3.2, — составная часть эмерджентности. Эмерджентность больше относится к явлениям (новым товариществам, компаниям, объединениям, союзам и т.д.), а синергия — к процессам, происходящим в элементах организаций. Например, автомобильный завод объединился с экспортно-импортной фирмой в форме объединения; в результате существенно вырос объем закупок дизельных двигателей и объем продаж готовых легковых автомобилей за рубежом — это эмерджентность. Кроме того, приход на завод людей, хорошо знающих конъюнктуру мирового автомобильного рынка, резко усилил оптимизм в коллективах завода, стимулировал внедрение новых технологий и, как следствие, существенно повысилась производительности труда на ряде производств — это синергия. Если же объединились две однотипные компании по производству обуви и это не привело к суммарному увеличению продукции, то в этом случае нет ни эмерджентности, ни синергии. Процесс объединения проводится в два этапа:

• моделирование нового целого либо мысленное, либо с помощью пакетов прикладных программ на компьютере (например, программа “ИМИТАК”, разработанная на кафедре экономической кибернетики ГУУ);

• натурная реализация.

Процесс анализа и синтеза в природе идет постоянно и циклично (рис. 4.5).

Рис.4.5. Бесконечный цикл анализа и синтеза

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.008 с.)