Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От стабильности организаций к стабильности общества — это профессиональный результат реализации закона самосохранения.

Поиск

_______________________________________

1 Свод международных правил толкования торговых терминов, принятых Международной торговой палатой в 1936 г., который дополнялся и изменялся в 1953, 1967, 1976, 1980 и 90-х годах.

 

Резюме

 

• Теоретической основой для анализа общего состояния организации является закон самосохранения: — каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

• Для анализа положения организации очень важным показателем является уровень самосохранения. Представляют практический интерес семь уровней самосохранения.

• При работе с внешней средой могут использоваться четыре стратегии: пассивно-индивидуальная, пассивно-коллективная, активно-индивидуальная и активно-коллективная. Пассивно-индивидуальная стратегия основана на ожидании партнеров и предложений, для заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области. Активно-индивидуальная стратегия — это стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации. Активно-коллективная стратегия предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).

• Удержаться на заданных уровнях самосохранения компании помогает страхование ресурсов и рисков. Уменьшая потенциал организации на сумму страховых взносов, руководитель существенно увеличивает стабильность (постоянство) этого потенциала.

• Страхование рисков по всей управленческой и производственной цепочке деятельности фирмы может существенно увеличить страховое поле и уменьшить количество конечных рисков. Это выгодно как страхователям, так и страховщикам. Для комплексного страхования юридического лица необходимо реализовать девять отраслей страхования.

• Достаточно хорошо отработана методика анализа и оценки имущественного и технологического комплексов. Большие успехи достигнуты в анализе и оценке персонала и интеллектуальной собственности, связанной с технологией.

• Для оценки стоимости нематериальных активов применяются методы: функционально-стоимостный анализ (ФСА), статистические и экспертные.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какую формулировку и аналитический вид имеет закон самосохранения?

2. Какое влияние оказывают внешние и внутренние факторы на устойчивость организации?

3. Каковы суть и содержание уровня самосохранения?

4. Дайте характеристику семи уровней самосохранения организации.

5. Почему организацию, находящуюся на уровнях 1 и 7, необходимо немедленно ликвидировать?

6. Какое практическое значение имеет закон самосохранения в процессе обеспечения безопасности организации, персонала и руководителей?

7. Какие варианты реализации закона самосохранения существуют?

8. Дайте краткую характеристику четырех стратегий организации своего бизнеса.

9. При каких условиях пассивно-индивидуальная стратегия будет эффективна для предпринимателя?

10. При каких условиях активно-коллективная стратегия будет эффективна для бизнесмена?

11. Приведите общие рекомендации по выбору стратегии.

12. Как влияет страхование организации на стабилизацию уровня самосохранения?

13. Каков механизм определения суммы страховых взносов?

14. Какие основные ресурсы составляют стоимость организации?

15. Какие отрасли страхования необходимы для комплексного страхования ключевых ресурсов?

16. Что включает в себя расширенный набор нематериальных активов?

17. Какова методика определения расширенного набора нематериальных активов по обобщенной экономической схеме расширенного производства?

18. Какими методами может быть осуществлена оценка стоимости добавочной части нематериальных активов организации?


Закон развития

 

Философия развития

Закон и принципы развития

Бизнес-план — основа эффективной реализации закона развития

Философия развития

 

Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития:

• эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи);

• революционную, характеризующуюся скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса.

Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие — это переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному, регрессивное — это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам.

Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектическое единств?. Без регресса нет прогресса, а без прогресса нет регресса.

Развитие организаций обусловлено следующими факторами:

• изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.),

• изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.);

• потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

• старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

• изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны);

• техническим прогрессом;

• глобальным состоянием мировой цивилизации.

Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы (рис. 3.12), который включает восемь взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7) и ликвидация или утилизация (Э8) (рис. 3.12).

Рис.3.12. Динамика развития материальной системы

Восемь этапов включают как прогрессивное, так и регрессивное развитие. Тангенс угла наклона кривой на этапах внедрения, роста, зрелости спада и краха определяет принадлежность развития к эволюционной или революционной форме, спаду или подъему. Значения угла в диапазоне 50 — 60° свидетельствует о революционной форме развития, диапазон 10 — 30° — эволюционной форме развития, промежуточный диапазон 30 — 50° — это период постепенного перехода к перечисленным формам, диапазон 0 — 10° — это стабилизация или изменение запасов. Положительное значение тангенса свидетельствует о подъеме, а отрицательное — о спаде.

 

Закон и принципы развития

 

Закон развития формулируется так: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

В аналитическом виде данный закон записывается:

где R j потенциал системы на этапе j жизненного цикла;

R ij потенциал (ресурс) системы в области i (экономика, политика, финансы) и на этапе у;

K j весовой коэффициент влияния каждого предыдущего потенциала этапа на последующие;

F j функция этого влияния;

R max запланированные результаты по конкретным видам деятельности (в бизнес-плане или в других документах).

Первая формула в соотношении (3.7) рассчитывает потенциал системы на каждом этапе жизненного цикла. Как упоминалось в §3.1 и 3.3, основу потенциала организации составляют материальные и нематериальные ресурсы. Вторая и третья формулы в соотношении (3.7) определяют наиболее приемлемый коэффициент влияния К j каждого предыдущего потенциала этапа на последующие путем подбора функции F j. Конкретные данные по этим формулам рассчитываются симплекс-методом и методом наименьших квадратов (в целом механизм вычисления по соотношению (3.7) еще не разработан).

Закон развития опирается на ряд принципов: инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы R, начинается спустя некоторое время (7з) после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время (Гц) после их окончания (рис. 3.13).

Рис.313. Потенциал системы при воздействии Тз - время запаздывания, Тп - время продолжения

В организациях инерция проявляется в функционировании устаревшего оборудования, в использовании устаревших знаний и навыков, в деятельности отживших организационных структур. Инерция очень свойственна человеку независимо от его возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип эластичности состоит в том, что скорость (Сп) изменения потенциала системы R j зависит от самого потенциала R j, т. е.:

Скорость изменения потенциала или суммы ресурсов определяется углом подъема или спада кривой изменения ресурса в зоне эластичности (рис. 3.13). Если угол малый, то говорят о малой эластичности системы, т. е. система не очень восприимчива к воздействиям и малые воздействия могут пройти мимо нее незаметно. Если угол большой, то говорят о большой эластичности системы, ее активной восприимчивости. На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций.

Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровня самой организации.

Примеры поведения организаций с высокой эластичностью:

• при скачкообразном увеличении спроса на продукцию организация быстро задействует резервные мощности и привлекает смежные организации;

• при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники организации в короткие сроки разработали, освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

В табл. 3.8 приведены факторы, способствующие увеличению или уменьшению эластичности в организации.

Таблица 3.8. Факторы влияющие на эластичность организации

Эластичность организации
Увеличение Уменьшение
Университетская подготовка основного персонала Профессиональная подготовка основного персонала
Универсализация производства Специализация производства
Резервирование (страхование) Работа на всех производственных мощностях
Изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры) Сильная зависимость от внешней среды
Унификация изделий и их состыковка с другими Полная свобода на габариты и характеристики изделий
Введение ГОСТов и ОСТов Отсутствие обязательных норм
Ротация кадров Сокращение текучести кадров

Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы R j идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Кажущаяся дискретность (прерывистость) изменения потенциала системы часто объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирующаяся) к новому качеству или количеству.

Например, организация 28 марта получила кредит на 2 млн. руб., который был зачислен на ее расчетный счет в банке. Увеличился ли ее потенциал? Конечно нет, так как в строке баланса “кредиторская задолженность” появляется число 2 млн. руб.

Однако если организация будет успешно использовать этот кредит, то ее потенциал будет постепенно (непрерывно) расти.

Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала Системы R j. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

На рис. 3.12 ресурс системы претерпевал значительные изменения, а в конце, на этапах краха и ликвидации, ресурс уменьшается до нуля. Улучшение работы организации и расширение этапа стабилизации должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения новых ресурсов на каждом этапе развития продукции (рис. 3.14, в котором для простоты использованы только три этапа жизненного цикла: внедрение (Э2), насыщение (Э5) и спад (Э6)).

Рис. 3.14. Динамика развития стабильной материальной системы

Стабилизация осуществляется включением новой продукции в деятельность организации. Так, не дожидаясь спада продукции А, необходимо включить в деятельность организации новую продукцию Б, а затем аналогично продукцию В и продукцию Г. При этом образуется зона стабилизации ресурсов, обозначенная на рисунке жирными линиями.

Исходя из рассмотренного принципа для стабилизации профессионального уровня персонала организации необходимо создать систему постоянного обучения сотрудников. Если такого обучения нет, то этот процесс все равно будет идти, но спонтанно и неэффективно.

Специальные виды страхования также могут использоваться для стабилизации потенциала организации (см. §3.3).

Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

• крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

• всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений;

• рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

• передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Итак, результатом прогрессивного развития может стать синдром большого бизнеса. Снять этот синдром позволяют методы регрессивного развития (см. начало данного параграфа) путем движения назад к более простым структурам. Здесь можно привести известную поговорку о том, что “лучшее — враг хорошего”.

Закон развития относится к объективным законам организации. Поэтому в практике его реализации имеются три варианта.

Первый вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе развития.

Результат стихийного действия закона. В любой организации у руководителей и персонала постоянно ощущается стремление обезопасить себя путем наращивания ресурсов на всякий случай. И это стремление очень понятно и жизненно. В каждой семье есть одежда, книги, посуда и т.д., которые используются очень редко, а некоторые не используются со дня покупки. Наши знания, полученные в институтах и университетах, также частично являются балластом и постепенно забываются. А на эту продукцию были затрачены немалые ресурсы. Таким образом, по умолчанию идет процесс бессистемного наращивания потенциала. Так, на этапе внедрения (см. рис.3.12, этап Э2) у работников и руководителей любой организации сильны романтические представления о будущей конкурентной способности и прибыльности их продукции. Это будет подталкивать к интенсификации и расширению производства, привлечению дополнительных инвестиций. Характер наклона кривой внедрения будет приближаться к революционной форме (см. начало параграфа). Груз накопленного потенциала в организации снизит ее маневренность или даже не позволит ей выйти на этап роста, и коэффициент этапа Э3 будет очень мал. Израсходовав все ресурсы, компания может прервать свой жизненный цикл.

Второй вариант: руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Результат действия закона. Основу деятельности руководителя будет составлять бизнес-план, в рамках которого разрабатывается ресурсное обеспечение по этапам жизненного цикла продукции. Поэтому запасов практически не должно быть. Отсутствие запасов будет восприниматься персоналом болезненно и персонал будет предпринимать меры по их созданию. У руководителей, специалистов и рабочих ряда организаций всегда имеется неприкосновенный запас ресурсов, с которым они чувствуют себя более уверенными. Однако эти запасы требуют дополнительных площадей, охраны, и т.д. У профессионального руководителя очень трудная задача — убедить подчиненных в ненадобности дополнительных ресурсов. Таким образом, этот вариант очень тяжел для руководителя. Результаты действия закона развития будут зависеть от ряда факторов, в том числе от стиля управления, авторитета руководителя, заинтересованности работников.

Третий вариант: руководитель и подчиненные знают о законе развития и могут им управлять.

Результат действия закона будет проявляться в снижении себестоимости производства и увеличении оборачиваемости оборотных средств. При этом весь персонал в рамках своих полномочий и ответственности вносит свой вклад в позитивное действие закона. Практически реализуются планы поставок сырья, оборудования, комплектующих изделий в конкретное время, на конкретное место. Например, реализуется метод производства “с колес”, когда все необходимые изделия для производства привозят от поставщиков в требуемые время и место. При таком методе компания может существенно уменьшить складские помещения и число обслуживающих их работников.

Пример. Фирма “Мир увлечений” (ЗАО) работает три года. Основная деятельность — оптовая торговля различными изделиями для профессиональных и начинающих коллекционеров или моделистов. В ассортименте фирмы имеются всевозможные пластиковые наборы моделей для склеивания, наборы мозаики для детей и взрослых, другие товары для интересного досуга.

Фирма — крупнейший поставщик такого товара на российском рынке. Хорошо налаженные связи с поставщиками из Англии, Бельгии, Германии и США позволяют доставлять на российский рынок большой ассортимент подобной продукции и делают эту фирму весьма конкурентоспособной.

За два года работы фирма заняла прочные позиции среди оптовых покупателей различных городов России и приобрела широкую известность и хорошую репутацию. Казалось, все и далее будет идти хорошо и беспокоиться не о чем.

При подведении итогов за второй год выяснилось, что рост торгового оборота по сравнению с первым составил только 3% при росте закупок в 30%. Существенно замедлились темпы реализации товара. Если раньше склады фирмы были практически пустыми за две недели до прихода новой поставки, то теперь на складах остаются контейнеры с нереализованной продукцией.

Была резко усилена рекламная кампания в форме проведения телевизионных конкурсов, выставок и прочих мероприятий. Однако эффект оказался очень незначительным. Руководитель фирмы понял, что произошло быстрое насыщение рынка и объемы продаж уже невозможно резко увеличить. Он принял решение начать осваивать и развивать новые области рынка, также связанные с интересами коллекционеров и моделистов. Толчком к этому послужило посещение им двух международных торговых выставок. В плане реализации нового подхода к стратегии фирмы руководитель сменил главного менеджера по внешним связям и ввел в состав учредителей человека, чьи финансовые возможности и интересы совпадали с основными целями фирмы. Затем был составлен план дальнейшего направления развития и вложения средств с целью получения наибольшей прибыли.

В результате руководитель стал более внимательно следить за развитием событий и в зависимости от ситуации корректировалась деятельность фирмы.

В данной ситуации закон развития был понят руководителем скорее интуитивно. И это произошло вовремя, до того, как фирма зашла в тупик. У руководителя еще было время исправить положение и снова выйти в зону стабилизации ресурса системы, (см. рис.3.14).•

Бизнес-план - основа эффективной реализации закона развития

Бизнес-план является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Однако промфинтехплан — это сугубо технократический документ, рассчитанный только на специалистов, а бизнес-план — это соединение фоновой (пояснительной) информации-популизма со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию.

При составлении бизнес-плана применяются различные активизирующие методы, например, “мозговая атака”, “вопросы и ответы”.

Приведем набор активизирующих вопросов для составления бизнес-плана:

• Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?

• Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?

• Можно ли сделать продукт или работу более легкими?

• Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?

• Можно ли сделать это более приятным?

• Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?

• Можно ли сделать это более безопасным?

• Можно ли сделать это более полезным?

• Можно ли сделать это более удобным?

• Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

• Можно ли сделать это более надежным?

Особенности бизнес-плана для формирования результатов деятельности организации заключаются в следующем:

• процесс составления плана и детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют непредвзято и бесстрастно взглянуть на новое дело во всех его деталях;

• конечный продукт плана — это готовый результат, который помогает управлять организацией и довести дело до успешного завершения;

• бизнес-план — это хороший способ довести идеи руководителя до сведения других людей.

Типовая структура бизнес-плана включает следующие разделы:

1. Титульный лист

а) Название и адрес фирмы

б) Имена и адреса учредителей

в) Суть предлагаемого проекта

г) Стоимость проекта

д) Ссылка на секретность

2. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта (3—4 страницы)

3. Анализ положения дел в отрасли

а) Текущая ситуация и тенденции ее развития

б) Потенциальные конкуренты

в) Потенциальные потребители

4. Существо предлагаемого проекта

а) Продукты

б) Услуги

в) Помещение под офис; оборудование для него

г) Административный и производственный персонал

д) Сведения о самом предпринимателе и его партнерах

5. Производственный план

а) Описание производственного процесса и перечень операций, которые предполагается поручить субподрядчикам

б) Производственные помещения

в) Станки, оборудование

г) Поставщики сырья

6. План маркетинга

а) Цены

б) Каналы сбыта

в) Реклама

г) Прогноз новой продукции

д) Целевые показатели

7. Организационный план

а) Форма собственности

б) Сведения о партнерах или основных пайщиках

в) Мера ответственности партнеров (пайщиков)

г) Сведения о членах руководящего состава

д) Организационная структура, распределение обязанностей

8. Оценка риска

а) Слабые стороны своего предприятия

б) Вероятность появления новых технологий

в) Альтернативные стратегии

9. Финансовый план

а) План расходов и доходов

б) План денежных поступлений и платежей

в) Балансовый план

г) Точка окупаемости

д) Источники и использование средств

10. Приложения

а) Письма

б) Копии контрактов, лицензий и т.п.

в) Прейскуранты поставщиков

Бизнес-план служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

•Приложение

Основной набор вопросов при составлении бизнес-плана

А. Описание бизнеса

1. Почему вы уверены в успехе своего предприятия?

2. Имеете ли вы опыт предпринимательской деятельности?

3. В чем заключается “изюминка” вашего предприятия?

4. Консультировались ли вы со специалистами по менеджменту?

5. Какова стоимость вашего предприятия?

Б. Описание товара

1. Характеристика товара

2. Чем отличается ваша продукция от продукции конкурентов (качество, цена, объем)?

В. Характеристики рынков

1. Тенденция изменения спроса на рынках.

2. На каких из них ваша фирма уже представлена?

3. Каковы используемые вами торговые условия (ИНКОТЕРМС)?

4. Как расширить круг покупателей?

Г. Конкуренция

1. Какая команда является вашим ближайшим конкурентом?

2. В каком состоянии их дела — стабильны, на подъеме или идут на спад?

3. В чем вы рассчитываете их превзойти?

Д. Управление

1. Послужной список учредителей.

2. Опыт работы в данной области.

Е. Персонал

1. Сколько людей вам нужно сейчас, через пять лет?

2. Какова стратегия поддержки профессионализма?

3. Какие дополнительные выплаты вы планируете делать для работников?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.01 с.)