Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей

Поиск

Содержание коррекционной работы

 

I. Пояснительная записка: Цель, задачи и содержание коррекционной работы.   СТР.2-5
II Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей СТР.6-7
III. Программно-методическое обеспечение (методический комплекс) коррекционно-развивающей работы с детьми. СТР.8-9
IV. Система комплексного,индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей (психолого-медико-педагогическое обследование, мониторинг динамики развития, планирование коррекционных мероприятий)   СТР.10-15
V. Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий. СТР.16-26
VI. Взаимодействие с родителями воспитанников     СТР.26-29
VII. Взаимодействие с другими организациями по осуществлению коррекционной помощи детям   СТР.30-33
VIII. Профилактика речевых нарушений.   СТР.34

 

 

I. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно - правовая база и документальная основа Программы коррекционной работы дошкольного образования

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.)

3. Декларация прав ребенка.

4. Международная конвенция о правах ребенка (13.12.1959 г.)

  1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от 27.10.11 г. № 2562)
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях"
  3. Федеральные государственные образовательные требования дошкольного образования
  4. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124)»
  6. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
  7. Методические рекомендации по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста (№1653 от 24.11.09г.)

 

Цель программы. Организация работы педагогических работников и специалистов образовательного учреждения в направлении создания оптимальных психолого-медико-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ТНР и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

· своевременное выявление детей и обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными с ТНР;

· определение особых образовательных потребностей детей и обучающихся с ТНР, детей-инвалидов;

· определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

· создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР основной образовательной программы начального общего образования и их интеграция в ОУ;

· создание системы помощи дошкольникам с ТНР в освоении основной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям и обучающимся с ТНР с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК);

· разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ТНР;

· возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получение дополнительных образовательных коррекционных услуг;

· реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей и обучающихся с ОВЗ;

· консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

 

Программа коррекционной работы содержит:

· перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей и обучающихся с ТНР

· систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей;

· описание специальных условий обучения и воспитания детей и обучающихся с ТНР, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

· механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, воспитателей и других специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ТНР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для обучения детей с ТНР.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ТНР; защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении детей с ТНР в группу компенсирующей направленности.

- Принцип гуманизации означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

Направления работы:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление трудностей в обучении детей с ТНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь детям с ТНР в условиях ДОУ;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТНР и их семьей по вопросам коррекции.

 

 

Задачи:

1. Своевременное выявление детей с ЗРР и ТНР;

2. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы;

3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с ТНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;

4. Оценка результатов помощи детям с ТНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ТНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ТНР (в соответствии рекомендациями ТПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР.

Программа коррекционной работы содержит следующие РАЗДЕЛЫ:

1. Характеристика контингента учащихся с ТНР.

2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ТНР в условиях образовательного процесса.

3. Формы обучения, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ТНР, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы. (приложение № 1 -3)

4. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной и коррекционной программы дошкольного образования.

5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ТНР.

6. Механизм взаимодействия в коррекционных мероприятиях (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинских работников и МБОУ «ЦДиК»)

Звукопроизношение

Цель: выявление умения ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи.

Ребенку предлагается произнести звук:
- изолированно;
- в составе слогов;
- в составе слов;
- в предложениях.
Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговой состав, а также стечение согласных. Исследуемый звук должен занимать разные позиции (начало, середина, конец) в слове.

Звукопроизношение оценивается в баллах:
5 – все звуки есть;
4 – нарушены один-два звука, звуки в стадии автоматизации;
3 – нарушена одна группа звуков;
2 – нарушены две и более групп звуков.

1- нарушены три и более групп звуков

Проверка производится по следующим критериям:

5 – автоматизация звука в связной речи, звук введен в речь,

4 –автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях,

3 – автоматизация звука в слогах, звукосочетаниях, словах,

2 – звук поставлен,

1 – звук отсутствует, искажен или замена.

 


Фонематическое восприятие

Цель: выявление уровня сформированности фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
Оценка производится в баллах:

5 – задание выполняет самостоятельно без ошибок

4 – в самостоятельной деятельности допускает одну-две ошибки, которые может найти и исправить

3 – допускает ошибки при выполнении задания, требуется помощь и руководство

2 – фонематические процессы несовершенны, многими формами анализа не владеет

1 – фонематический слух не развит


Ребенку предлагают выполнить четыре вида заданий на доступном и соответствующем периоду обучения речевом материале.

IV. Звуковой анализ слова

Определить место звука в слове (три позиции).

  • 5 лет:

«а» – «аист», «рука», «мак»;
«к» – «кот», «рак», «окно»;
«м» – «мак», «дом», «лампа».

  • 6 лет:

«ш» – «шуба», «малыш», «кошка»;
«с» – «сом», «коса», «нос»;
«у» – «утка», «бегу», «лук».

Диагностика связной речи

Цель этапа – изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования.

I. Пересказ

  • 5 лет.

Кот
В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.
Ёжик
Живет в лесу ёжик. Летом ежик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит.
Умная галка
Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.

  • 6 лет.

Творческий рассказ (вместо пересказа). Придумать конец истории.
Весна. Солнце сверкает на небе. Марина спешит во двор. Там ее ждут подруги. Она бежит по лестнице. Вдруг Марина услышала жалобное мяуканье…

IV. Описательный рассказ

· 5 лет: яблоко.

· 6 лет: мягкая игрушка.

Оценка связности речи

Баллы Пересказ, творческий пересказ Рассказ по серии сюжетных картинок Описание предмета Рассказ по сюжетной картине
  Составлен самостоятельно; полностью передается содержание; соблюдается связность и последовательность изложения, грам. нормы; употребляются разнообразные языковые средства Составлен самостоятельно; полно и адекватно отражен сюжет; соблюдены грамматические нормы языка Описан самостоятельно, последовательно; полностью и точно Составлен самостоятельно, полно, точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых норм.
  Составлен с некоторой помощью (побуждения, наводящих вопросов); передается содержание; отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений. Составлен с некоторой помощью; полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей, в целом не нарушающие соответствия сюжету; единичные ошибки в построение фраз. Описан самостоятельно или с небольшой помощью; в целом правильно, но не полно; морфолого-синтаксические нарушения Составлен с небольшой помощью; нарушена связность; пропуски эпизодов и отдельные морфолого-синтаксические нарушения.
  Используются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия Составлен с помощью наводящих вопросов и указаний; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смысловые несоответствия. Описан по наводящим вопросам, неполно, неточно; лексические и синтаксические затруднения. Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски, смысловые несоответствия
  Составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность; бедность и однообразие языковых средств Составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуски эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий. Описан с помощью, по наводящим вопросам; крайне бедный словарь; нет последовательности; выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие предмета Задание не выполнено даже с помощью вопросов; большая часть рассказа – простое перечисление предметов и действий; бедность содержания, нет связности; грубые лексико-грамматические ошибки.
  перечисление объектов и действующих лиц   перечисление объектов и действующих лиц   Перечисление объектов и действующих лиц   Перечисление некоторых видимых предметов и действий  

.

 

V.3. РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.

Режимные моменты Период обучения Коррекционные задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях Коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти, других высших психических функций
    Утренняя гимнастика I Четко воспринимать словесную инструкцию педагога по выполнению упражнений. Координировать движения в соответствии с ней. Выполнить действия, связанные с ориентировкой в пространстве. Сосредоточить внимание: ü На действиях; ü Словесных инструкций педагога, показывающего упражнения. Запомнить последовательность двух-трех движений.
II Воспроизводить словесную инструкцию педагога. Запомнить последовательность четырех-шести движений.
III Самостоятельно составить и правильно произнести словесную инструкцию по выполнению упражнений Запомнить словесную инструкцию педагога, которая постепенно усложняется. Выполнить элементы пантомимы (подражание движениям животных)
Подготовка к завтраку, обеду и т.д. I Правильно использовать лексику, связанную с понятием посуда и ее виды, употребляя: ü беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы; ü предложные конструкции. Последовательно выполнить действия, входящие в обязанности дежурного по инструкции педагога, сопровождающейся показом, пояснением
II Использовать в речи словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки и т.п.), простые предложения с однородными членами (перечисление нескольких действий или их объектов).     Выполнить действия дежурного по словесной инструкции педагога.
III Составить краткий отчет о дежурстве по столовой. Самостоятельно спланировать и выполнить действия дежурного.
Подготовка к занятиям I Правильно называть принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые с их помощью. Сосредоточить внимание на последовательности действий при подготовке к занятиям. Запомнить правильное расположение материала и инструмента (для рисования, ручного труда) на столе, выбрать из них необходимые по показу педагога.
II Описать свойства материалов, используемых на занятиях. Употреблять разные предложные конструкции с опорой на картинки Выбрать инструменты и материалы по словесной инструкции педагога
III Составить отчет о дежурстве при подготовке занятий. Дать оценку работы дежурных Выбрать инструменты и материалы по словесной инструкции педагога
Дежурство в уголке природы     I Различать и правильно называть некоторые комнатные растения. Сопровождать свои действия речью. Запомнить указания педагога, сопровождающиеся наглядным показом.
II Описать форму и характер листьев, стебля комнатных растений, рассказать об особенности ухода за ними. Запомнить словесную инструкцию педагога и выполнять действия в соответствии с ней.
III Сделать отчет о дежурстве. Планировать свои действия в словесной форме после прослушивания инструкции педагога. Использовать речь для самостоятельного распределения обязанностей дежурных. Внимательно наблюдать за поведением животных и развитием растений в уголке природы.
Подготовка к прогулке. Прогулка. I Правильно употреблять лексику, грамматические конструкции, связанные с понятиями одежда, обувь, растения, животные, птицы, времена года и др.   Наблюдать за сезонными изменениями в природе. Определить существенные признаки предметов и явлений (в контексте изученных тем).
II Использовать в речи относительные прилагательные, образованные от названий: ü материалов, из которых изготовлена одежда, обувь; ü деревьев, фруктов.     Внимательно выслушивать и запомнить постепенно усложняющуюся словесную инструкцию педагога во время работы на участке и выполнить действия в соответствии с ней.  
III Правильно конструировать простые предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при ответах на вопросы педагога.  
Дидактические игры I-III Правильно использовать навыки и умения, полученные на логопедических занятиях: ü для закрепления употребления конструкции с предлогами в, на, под, используются игры «Найти место предмета на картинке», «Угадай, где спряталась игрушка» и др. ü совершенствования умения составлять рассказ по сюжетным картинкам, игры «Веселое путешествие», «Наши дела» и др. Определить недостающие детали в изображении предметов. Выделить мелкие отличия в изображениях одного и того же предмета при последовательном рассматривании двух картинок и т.д.
Одновременно выполнять два действия (игры «Делай как мы», «Слушай и делай»)
Определить различия между 2-3 сюжетными картинками и т.д.    
Подвижные игры I-III   Согласовывать речь с движением при выполнении отдельных игровых действий.   Выполнить задания, направленные на развитие слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, а также воображения.  
Театрализованные игры I-III Выразительно произносить текст знакомой сказки, стихотворения. Правильно использовать прямую и косвенную речь. Выбрать куклы, би-ба-бо, игрушки, атрибуты, декорации в соответствии с задачами и содержанием игры. Запомнить текст сказки, стихотворения. Воссоздать ход игры до её начала.  
Сюжетно-ролевые игры I-III Использовать речь для распределения ролей, ролевого взаимодействия, усвоения ролевых взаимоотношений и др. Планировать с помощью речи последовательность действий при возведении коллективных построек. Составить рассказ об игре. Последовательно выполнить ряд действий, связанных с игрой. Выбрать атрибуты, игрушки, материалы в соответствии с замыслом игры.  

Организация деятельности

1. Специалисты, включенные в состав ПМПк, составляют индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации в условиях ДОУ, и осуществляют коррекционно-развивающую работу непосредственно в помещении ДОУ.

2. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ с согласия родителей (законных представителей) и на основании договора между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.

3. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка/

4. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

5. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) на комплексное всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и (или) состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

6. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседаний ПМПк.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) воспитанников в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

8. ПМПк ДОУ готовит документы наТПМПК в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в обучении и воспитании воспитанника.

9. Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума.

10. Заседания ПМПк оформляются протокольно. В журнале протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов консилиума, а также принятые ими решения. Протоколы подписываются председателем и всеми членами консилиума.

11. Архив ПМПк хранится у председателя консилиума и выдается только специалистам и воспитателям, работающим в ПМПк. Председатель и специалисты несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование в ПМПк и ПМПК.

Внешнее взаимодействие

РАБОТА ДОУ В МИКРОСОЦИУМЕ

 

 


VIII. ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ (приложение №6,7)

 

 

№ п/п Содержание работы срок Отметка о выполнении
С детьми
1. Логопедическое обследование детей средней группы   III-IV  
2. Наблюдение за детьми раннего и младшего дошкольного возраста II  
3. Наблюдение за детьми по заявке родителей В течение года  
4. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста В течение года  
С воспитателями
1. Консультация для воспитателей I и II мл. групп «Профилактика речевых нарушений» II  
2.   Семинар-практикум для воспитателей средней группы «Схема обследования воспитателями речи дошкольников»   III    
3. Консультация для воспитателей средней группы «Комплексный подход в коррекции нарушений речи у дошкольников» I V  
С родителями
1. Родительское собрание во 2 младшей группе «Учим, играя»: - о роли игр в речевом развитии ребенка младшего возраста; - образцы игр на развитие всех сторон речи X  
2. Консультация для родителей средней группы «Почему ребенок говорит неправильно?»: -какова роль развития речи ребенка; -причины произносительных нарушений, нарушений работы слухового и голосового аппарата; речь взрослых I  
3. Родительское собрание в ср.гр.: «Звуковая культура речи»: -«Ох уж эти звуки» -как научить отличать звуки друг от друга IV  
4. Родительское собрание во II мл.гр. «Я знаю много слов»: -объем словаря ребенка данного возраста -о роли книги в развитии словаря ребенка -развитие лексико-грамматических категорий V  

 

Содержание коррекционной работы

 

I. Пояснительная записка: Цель, задачи и содержание коррекционной работы.   СТР.2-5
II Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей детей СТР.6-7
III. Программно-методическое обеспечение (методический комплекс) коррекционно-развивающей работы с детьми. СТР.8-9
IV. Система комплексного,индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей (психолого-медико-педагогическое обследование, мониторинг динамики развития, планирование коррекционных мероприятий)   СТР.10-15
V. Модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий. СТР.16-26
VI. Взаимодействие с родителями воспитанников     СТР.26-29
VII. Взаимодействие с другими организациями по осуществлению коррекционной помощи детям   СТР.30-33
VIII. Профилактика речевых нарушений.   СТР.34

 

 

I. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Нормативно - правовая база и документальная основа Программы коррекционной работы дошкольного образования

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.)

3. Декларация прав ребенка.

4. Международная конвенция о правах ребенка (13.12.1959 г.)

  1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от 27.10.11 г. № 2562)
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях"
  3. Федеральные государственные образовательные требования дошкольного образования
  4. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами.(Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124)»
  6. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
  7. Методические рекомендации по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста (№1653 от 24.11.09г.)

 

Цель программы. Организация работы педагогических работников и специалистов образовательного учреждения в направлении создания оптимальных психолого-медико-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ТНР и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

· своевременное выявление детей и обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными с ТНР;

· определение особых образовательных потребностей детей и обучающихся с ТНР, детей-инвалидов;

· определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

· создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР основной образовательной программы начального общего образования и их интеграция в ОУ;

· создание системы помощи дошкольникам с ТНР в освоении основной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

· осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям и обучающимся с ТНР с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК);

· разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ТНР;

· возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получение дополнительных образовательных коррекционных услуг;

· реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей и обучающихся с ОВЗ;

· консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

 

Программа коррекционной работы содержит:

· перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей и обучающихся с ТНР

· систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей;

· описание специальных условий обучения и воспитания детей и обучающихся с ТНР, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

· механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, воспитателей и других специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ТНР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для обучения детей с ТНР.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ТНР; защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении детей с ТНР в группу компенсирующей направленности.

- Принцип гуманизации означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса.

Направления работы:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление трудностей в обучении детей с ТНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь детям с ТНР в условиях ДОУ;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТНР и их семьей по вопросам коррекции.

 

 

Задачи:

1. Своевременное выявление детей с ЗРР и ТНР;

2. Разработка и реализация плана индивидуальной логокоррекционной работы;

3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми с ТНР в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами;

4. Оценка результатов помощи детям с ТНР и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ТНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико – педагогической помощи детям с ТНР (в соответствии рекомендациями ТПМПК);

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР.

Программа коррекционной работы содержит следующие РАЗДЕЛЫ:

1. Характе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.118 (0.019 с.)