Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические конфликты и кризисы: понятие, сущность, причины, типология, способы разрешения

Поиск

 

Понятие «конфликт» употребляется для обозначения опре­деленного вида общественных отношений, специфического социального явления. Определить социальный конфликт можно как столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои противоположные и несовмес­тимые властные интересы и цели.

Политический конфликт (от лат. conflictus — столкнове­ние) — это противоборство двух или более разнонаправлен­ных субъектов при реализации их политических интересов и целей в условиях противодействия. Субъектами, участника­ми конфликтов могут быть индивиды, социальные общнос­ти, партии, общественные организации и движения, госу­дарства, надгосударственные структуры — от региона до ми­рового сообщества в целом. Главными объектами политиче­ских конфликтов выступают государственная власть, сохра­нение или свержение власти, распределение ее ресурсов, полномочий и благ, господства и подчинения.

Социальное значение конфликта лучше всего можно по­нять через его функции. Политический конфликт может вы­полнять как негативные (разрушительные), так и позитивные (созидательные) функции. Последние превалируют в современных политических конфликтах, прежде всего в странах, обладающих гибкой, развитой системой социаль­но-политического представительства. Созидательные, по­зитивные функции заключаются в том, что конфликт по­зволяет проявиться вовне внутренним разногласиям и недо­вольству, сигнализируя обществу и властям о существую­щих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан; способствует агрегированию групповых интересов, позволяет более четко определить свои позиции конкуриру­ющим политическим силам, тем самым дифференцирует но­вые потребности и уточняет структуру общества; стимулиру­ет действия политических институтов, способных поставить ситуацию под контроль; становится катализатором разреше­ния назревших социально-политических преобразований; содействует социальной интеграции граждан в политике и обществе; стимулирует уменьшение стагнации (застоя) в об­ществе, является источником развития политических и об­щественных процессов, содействует появлению инноваций.

Источники политических конфликтов делятся на внесоциальные, комбинированные и социальные. Внесоциальные источники вызваны чувствами страха, паники, голода, аг­рессивностью человека и проявляются в виде народных са­мосудов, голодных бунтов и иных нерациональных акций. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и бес­пощадный», − отмечал А.С. Пушкин (1799-1837).

Комбинированные конфликты отражают противоречия человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в раз­витие конфликта.

В социальных конфликтах наиболее широким источни­ком являются общественные факторы.

Выделяют три основные причины, лежащие в основе по­литической конфронтации: борьба и соперничество субъек­тов политики за власть, ее статусы и ресурсы (конфликты интересов); расхождение субъектов политики в определе­нии базовых ценностей и политических идеалов при оценке прошлого, настоящего и будущего развития страны (кон­фликты ценностей); осознание гражданами своей принад­лежности к той или иной общности людей и их стремление реализовать права и интересы своей общности, ее статусные, национальные, территориальные и другие претензии (кон­фликты идентификации).

Типологизация конфликтов строится на основе различ­ных критериев: постепени распространения различают конфликты глобальные, межсистемные, внутрисистем­ные, межрегиональные, региональные, межгосударствен­ные, внутригосударственные, внутриорганизационные, межличностные; с точки зрения зон и областей различают конфликты внешне- и внутриполитические; по степени и характеру их нормативной регуляции можно говорить об институциализированных (имеющих под собой правовую ос­нову их разрешения) и неинституциализированных кон­фликтах; по степени вовлечения людей в разрешение спора можно выделить глубоко и неглубоко укорененные (в созна­нии людей) конфликты; по форме протекания выделяют от­крытые (явные) и скрытые конфликты; по временным ха­рактеристикам различают долговременные и кратковремен­ные конфликты; в соответствии со строением и организацией власти выделяют конфликты вертикальные (между различ­ными уровнями власти) и горизонтальные (внутри субъек­тов и носителей власти).

Одна из наиболее значимых типологий, позволяющих су­дить о глубине и сложности конфликта, - это типология американского теоретика Анатолия Рапопорта (1911-2007). Изложенная им в 1960 г. теория конфликта считается фун­даментальным открытием XX в. В свете теории игр А. Рапопорт делит конфликты на следующие:

· «схватка» — разрешение конфликтной ситуации с по­зиции силы. «Схватки» предполагают борьбу сторон до кон­ца (победа во что бы то ни стало). Победа одной из них обора­чивается поражением другой. Это конфликт «с нулевой сум­мой» («победитель получает все, проигравший ничего»);

· «дебаты» — средний уровень конфликта. Это достаточ­но ожесточенная и резкая борьба, где участники также ори­ентированы на хоть и небольшой, но односторонний выиг­рыш, на какую-то победу за одним, частичное ограничение прав свобод и привилегий другой стороны. Победа достигает­ся не любой ценой. Используются легальные, более гуман­ные средства борьбы, соблюдаются отдельные правила в раз­решении конфликта, возможны компромиссы;

· «игры» — низкий уровень конфликта, участники кото­рого ориентированы на достижение взаимного согласия и до­биваются его на основе применения соответствующих проце­дур и правил, закрепленных в государственных и междуна­родно-правовых актах. Это институциализированные кон­фликты, которые не разрушают сложившиеся отношения, конфликты «не с нулевой суммой». Они заканчиваются вос­становлением баланса интересов, приведением в норму сло­жившихся в конкретном государстве и в мире в целом обще­ственных отношений.

Конфликтологи предлагают ряд специальных процедур, подходов, рекомендаций, способов управления конфликта­ми. Управление конфликтами — это целенаправленное влияние на различные компоненты конкретного взаимодей­ствия сторон, позволяющее им сблизить свои позиции и цели и примирить интересы.

Наиболее распространенными технологиями являются урегулирование и разрешение конфликтов.

Урегулирование конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том поли­тическом обществе, где данный конфликт возник и развива­ется в форме политической борьбы. Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин кон­фликта, сохраняя тем самым определенную вероятность но­вого обострения уже урегулированных отношений. Кон­фликт может вступить в стадию кризиса, пойти по пути эска­лации.

Разрешение же конфликта предполагает исчерпание са­мого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоя­тельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, основанные на согласова­нии политических интересов.

Основные способы разрешения конфликтов — это рас­крытие подлинных причин и истинных целей конфликта; локализация конфликта, четкое определение его границ; оценка установившегося соотношения сил, накала противо­стояния сторон, прогнозирование их возможных действий; выбор наиболее оптимальных стратегии и тактики; организационная, материальная, ресурсная, коммуникационная обеспеченность процесса разрешения конфликта; недопуще­ние промедления в принятии намеченных мер; последова­тельность всех действий в разрешении конфликта; разреше­ние конфликтов мирными средствами, посредством перего­воров, взаимных уступок, исключение угроз и военного дав­ления; применение предусмотренных законом акций устра­шения как совокупности всех возможных средств, в том чис­ле и военных, при условии, если силовое давление обязатель­но дополняется использованием комплекса мирных средств, политических мер, сопровождается переговорным процес­сом; использование третьей силы в лице мирового сообще­ства (применение санкций, войск посредников); выход за пределы сложившейся конфликтной ситуации, т.е. рассмот­рение ее с точки зрения общих принципов, объединяющих позиции обеих сторон (приверженность к демократии, свобо­де, равенству, гуманизму и др.); достижение компромисса, консенсуса — самого главного подхода в ликвидации кон­фликта; поиск путей снижения негативных последствий, минимизация последствий конфликта и постконфликтных отношений.

Крайней формой политического конфликта является по­литический кризис (от гр. krisis — поворотный пункт, ис­ход) — потеря политической системой стабильности, равно­весности и эффективности с ее полной или частичной неспо­собностью к выполнению своих функций, обновлению и раз­витию. Политический кризис может проявляться в виде пе­рерыва в функционировании всей или отдельного элемента политической системы с позитивным или негативным для нее исходом. Это может быть кризис правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический, об­щенациональный. Общенациональный кризис − одновре­менное и резкое обострение всех общественных противоре­чий, повлекших за собой подъем социальной напряженности и активности, «паралич власти», приведших к потере поли­тической системой способности к управлению, ее разруше­нию, ликвидации или к полной трансформации в новое ка­чественное состояние. Общенациональный кризис охватыва­ет все общество, все структуры власти, сопровождается мас­совыми протестами и действиями.

Основными видами политических кризисов являются: кризис легитимности (возникает в результате несоответ­ствия деятельности власти ценностным представлениям большинства граждан); кризис идентичности (имеет своим следствием несоответствие между этнокультурными, нацио­нальными и гражданско-государственными аспектами един­ства); кризис политического участия (возникает вслед­ствие создания искусственных препятствий для включения в политическую жизнь определенных социальных групп); кризис проникновения (проявляется в результате обостре­ния противоречий между центральными и местными органа­ми государственной власти за перераспределения полномо­чий и ресурсов власти в свою пользу); кризис распределения (возникает вследствие неспособности власти обеспечить до­ступность материальных благ для всех слоев населения).

Таким образом, реальные политические сообщества лю­дей в процессе своей жизнедеятельности сотрудничают и конфликтуют друг с другом. Конфликт и кризис — один из вариантов взаимодействия субъектов политики. Способность властей (а равно и всех участвующих в конфликте сторон) ре­гулировать и разрешать возникшие противоречия дает им дополнительные возможности для эффективной реализации своих целей и интересов в политическом процессе. К концу XX в. наметилась линия приоритета диалога в конфликтных и кризисных ситуациях. Мир пришел к выводу о необходи­мости поддержания оптимальных форм взаимоотношений конфликтующих сторон, нахождения компромиссов даже в тупиковых ситуациях.

 

Тест

 

1.Вставьте пропущенное:

Политическая __________ есть совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении об­ществом и государством по реализации общественно значи­мых целей, потребности и интересов.

2.Вставьте пропущенное:

Соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок сто­рон, определяется как __________.

3.Соотнесите понятия с их определениями:

1) реформа а) политическое господство, неограниченная власть

лица, группы;

2) война б) качественные изменения, коренной переворот во

всех сферах жизни обще­ства;

3) диктатура в) реакция свергнутого класса на потерю

власти, борьба за реставрацию старого строя;

4) конформизм г) вооруженная борьба между государствами,

классами, этническими общно­стями

5) контрреволюция д) форма насилия, основанная на страхе, физическом

моральном воздействии;

6) террор е) пассивное принятие существующего порядка,

отсутствие собственной пози­ции,

приспособленчество

7) революция ж) преобразование общественных отношений при

сохранении основ существую­щего строя.

4.Политическое участие — это:

а) принуждение граждан к исполнению своих обязанно­стей;

б) восприятие, осмысление и оценивание индивидами по­литической жизни общества;

в) реагирование граждан на политические события;

г) вовлеченность граждан в процесс принятия политиче­ских решений.

5. Мотивами политического участия могут быть:

а) желание жизненного успеха;

б) получение выгоды;

в) понимание общественного долга;

г) потребность повелевать другими;

д) конформизм.

6. Вовлеченность человека в политику зависит:

а) от политического режима;

б) типа политической культуры общества;

в) распределения общественных ресурсов;

г) социально-экономического статуса индивида;

д) разрешения власти.

7. Политический конфликт — это:

а) противоборство между субъектами политики из-за влас­ти в условиях противодействия;

б) столкновение субъектов политики в их взаимном стрем­лении реализовать свои противоположные и несовместимые
властные интересы и цели.

8. Субъектами, участниками конфликтов являются:

а) индивиды;

б) социальные общности;

в) политические партии;

г) общественные объединения;

д) государства;

е) конформисты.

9. Основными причинами политической конфронтации яв­ляются:

а) соперничество за статусы и ресурсы власти:

б) расхождение в определении базовых ценностей и поли­тических идеалов;

в) противоречия между субъектами политики из-за раз­
личного у них социального статуса;

г) амбиции политических лидеров.

10. Институциализированным конфликтом является:

а) мятеж;

б) переворот;

в) путч;

г) забастовка;

д) война.

11. Политический кризис — это:

а) потеря политической системой целостности и стабиль­ности;

б) полная или частичная неспособность политической

системы к обновлению и развитию.

12. Установите соответствие между типом конфликта и его
признаками:

1) «схватка» а) конфликт, характеризующийся жестким противостоянием сторон, готовых вести борьбу до победы;

2) «дебаты» б) конфликт, участники которого ориентированы на достижение определенного одностороннего выигрыша;

3) «игры» в) конфликт, участники которого ориентированы на достижение согласия.

13. Разрешение конфликта достигается:

а) мирными средствами, посредством переговоров, взаим­ных уступок, исключением угроз и военного давления;

б) с помощью акций устрашения, применением всех воз­можных средств, в том числе и военных;

в) посредством подключения силы, применения санкций
и войск посредников.

 

Вопросы для повторения

1.Что такое политическая деятельность?

2.Кратко охарактеризуйте основные способы мирной и немирной форм политического действия.

3.Что такое политическое участие?

4.Какие факторы определяют мотивы политического участия граждан?

5.Назовите причины политической иммобильности граждан и пути ее преодоления.

6.Охарактеризуйте конфликт как социальное явление.

7.Перечислите функции политических конфликтов.

8.Назовите основные причины, источники политичес­ких конфликтов.

9.Дайте характеристику типов политических конфлик­тов.

10.Что такое политические кризисы: их понятие и раз­новидности?

11.Приведите варианты выхода из конфликта.

12.Каков порядок урегулирования и разрешения кон­фликта?

13.Приведите основные типы (модели) поведения кон­фликтующих сторон.

14.Назовите формы и способы урегулирования и разре­шения политических конфликтов.

 

Литература

1.Бабосов, ЕМ. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов. — 2-е изд. — Минск, 200.1.

2.Заглавии, Н.В. Международный терроризм: истоки, проб­лемы, противодействия / Н.В. Загладин, В.Г. Путилин. — М., 2006.

3. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Кибанов [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М 2005.

 

Политические элиты и лидеры

В политическом процессе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.014 с.)