Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические конфликты и кризисы: понятие, сущность, причины, типология, способы разрешенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «конфликт» употребляется для обозначения определенного вида общественных отношений, специфического социального явления. Определить социальный конфликт можно как столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои противоположные и несовместимые властные интересы и цели. Политический конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это противоборство двух или более разнонаправленных субъектов при реализации их политических интересов и целей в условиях противодействия. Субъектами, участниками конфликтов могут быть индивиды, социальные общности, партии, общественные организации и движения, государства, надгосударственные структуры — от региона до мирового сообщества в целом. Главными объектами политических конфликтов выступают государственная власть, сохранение или свержение власти, распределение ее ресурсов, полномочий и благ, господства и подчинения. Социальное значение конфликта лучше всего можно понять через его функции. Политический конфликт может выполнять как негативные (разрушительные), так и позитивные (созидательные) функции. Последние превалируют в современных политических конфликтах, прежде всего в странах, обладающих гибкой, развитой системой социально-политического представительства. Созидательные, позитивные функции заключаются в том, что конфликт позволяет проявиться вовне внутренним разногласиям и недовольству, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан; способствует агрегированию групповых интересов, позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам, тем самым дифференцирует новые потребности и уточняет структуру общества; стимулирует действия политических институтов, способных поставить ситуацию под контроль; становится катализатором разрешения назревших социально-политических преобразований; содействует социальной интеграции граждан в политике и обществе; стимулирует уменьшение стагнации (застоя) в обществе, является источником развития политических и общественных процессов, содействует появлению инноваций. Источники политических конфликтов делятся на внесоциальные, комбинированные и социальные. Внесоциальные источники вызваны чувствами страха, паники, голода, агрессивностью человека и проявляются в виде народных самосудов, голодных бунтов и иных нерациональных акций. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», − отмечал А.С. Пушкин (1799-1837). Комбинированные конфликты отражают противоречия человека и природы, где обе стороны вносят свой вклад в развитие конфликта. В социальных конфликтах наиболее широким источником являются общественные факторы. Выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации: борьба и соперничество субъектов политики за власть, ее статусы и ресурсы (конфликты интересов); расхождение субъектов политики в определении базовых ценностей и политических идеалов при оценке прошлого, настоящего и будущего развития страны (конфликты ценностей); осознание гражданами своей принадлежности к той или иной общности людей и их стремление реализовать права и интересы своей общности, ее статусные, национальные, территориальные и другие претензии (конфликты идентификации). Типологизация конфликтов строится на основе различных критериев: постепени распространения различают конфликты глобальные, межсистемные, внутрисистемные, межрегиональные, региональные, межгосударственные, внутригосударственные, внутриорганизационные, межличностные; с точки зрения зон и областей различают конфликты внешне- и внутриполитические; по степени и характеру их нормативной регуляции можно говорить об институциализированных (имеющих под собой правовую основу их разрешения) и неинституциализированных конфликтах; по степени вовлечения людей в разрешение спора можно выделить глубоко и неглубоко укорененные (в сознании людей) конфликты; по форме протекания выделяют открытые (явные) и скрытые конфликты; по временным характеристикам различают долговременные и кратковременные конфликты; в соответствии со строением и организацией власти выделяют конфликты вертикальные (между различными уровнями власти) и горизонтальные (внутри субъектов и носителей власти). Одна из наиболее значимых типологий, позволяющих судить о глубине и сложности конфликта, - это типология американского теоретика Анатолия Рапопорта (1911-2007). Изложенная им в 1960 г. теория конфликта считается фундаментальным открытием XX в. В свете теории игр А. Рапопорт делит конфликты на следующие: · «схватка» — разрешение конфликтной ситуации с позиции силы. «Схватки» предполагают борьбу сторон до конца (победа во что бы то ни стало). Победа одной из них оборачивается поражением другой. Это конфликт «с нулевой суммой» («победитель получает все, проигравший ничего»); · «дебаты» — средний уровень конфликта. Это достаточно ожесточенная и резкая борьба, где участники также ориентированы на хоть и небольшой, но односторонний выигрыш, на какую-то победу за одним, частичное ограничение прав свобод и привилегий другой стороны. Победа достигается не любой ценой. Используются легальные, более гуманные средства борьбы, соблюдаются отдельные правила в разрешении конфликта, возможны компромиссы; · «игры» — низкий уровень конфликта, участники которого ориентированы на достижение взаимного согласия и добиваются его на основе применения соответствующих процедур и правил, закрепленных в государственных и международно-правовых актах. Это институциализированные конфликты, которые не разрушают сложившиеся отношения, конфликты «не с нулевой суммой». Они заканчиваются восстановлением баланса интересов, приведением в норму сложившихся в конкретном государстве и в мире в целом общественных отношений. Конфликтологи предлагают ряд специальных процедур, подходов, рекомендаций, способов управления конфликтами. Управление конфликтами — это целенаправленное влияние на различные компоненты конкретного взаимодействия сторон, позволяющее им сблизить свои позиции и цели и примирить интересы. Наиболее распространенными технологиями являются урегулирование и разрешение конфликтов. Урегулирование конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том политическом обществе, где данный конфликт возник и развивается в форме политической борьбы. Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Конфликт может вступить в стадию кризиса, пойти по пути эскалации. Разрешение же конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, основанные на согласовании политических интересов. Основные способы разрешения конфликтов — это раскрытие подлинных причин и истинных целей конфликта; локализация конфликта, четкое определение его границ; оценка установившегося соотношения сил, накала противостояния сторон, прогнозирование их возможных действий; выбор наиболее оптимальных стратегии и тактики; организационная, материальная, ресурсная, коммуникационная обеспеченность процесса разрешения конфликта; недопущение промедления в принятии намеченных мер; последовательность всех действий в разрешении конфликта; разрешение конфликтов мирными средствами, посредством переговоров, взаимных уступок, исключение угроз и военного давления; применение предусмотренных законом акций устрашения как совокупности всех возможных средств, в том числе и военных, при условии, если силовое давление обязательно дополняется использованием комплекса мирных средств, политических мер, сопровождается переговорным процессом; использование третьей силы в лице мирового сообщества (применение санкций, войск посредников); выход за пределы сложившейся конфликтной ситуации, т.е. рассмотрение ее с точки зрения общих принципов, объединяющих позиции обеих сторон (приверженность к демократии, свободе, равенству, гуманизму и др.); достижение компромисса, консенсуса — самого главного подхода в ликвидации конфликта; поиск путей снижения негативных последствий, минимизация последствий конфликта и постконфликтных отношений. Крайней формой политического конфликта является политический кризис (от гр. krisis — поворотный пункт, исход) — потеря политической системой стабильности, равновесности и эффективности с ее полной или частичной неспособностью к выполнению своих функций, обновлению и развитию. Политический кризис может проявляться в виде перерыва в функционировании всей или отдельного элемента политической системы с позитивным или негативным для нее исходом. Это может быть кризис правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический, общенациональный. Общенациональный кризис − одновременное и резкое обострение всех общественных противоречий, повлекших за собой подъем социальной напряженности и активности, «паралич власти», приведших к потере политической системой способности к управлению, ее разрушению, ликвидации или к полной трансформации в новое качественное состояние. Общенациональный кризис охватывает все общество, все структуры власти, сопровождается массовыми протестами и действиями. Основными видами политических кризисов являются: кризис легитимности (возникает в результате несоответствия деятельности власти ценностным представлениям большинства граждан); кризис идентичности (имеет своим следствием несоответствие между этнокультурными, национальными и гражданско-государственными аспектами единства); кризис политического участия (возникает вследствие создания искусственных препятствий для включения в политическую жизнь определенных социальных групп); кризис проникновения (проявляется в результате обострения противоречий между центральными и местными органами государственной власти за перераспределения полномочий и ресурсов власти в свою пользу); кризис распределения (возникает вследствие неспособности власти обеспечить доступность материальных благ для всех слоев населения). Таким образом, реальные политические сообщества людей в процессе своей жизнедеятельности сотрудничают и конфликтуют друг с другом. Конфликт и кризис — один из вариантов взаимодействия субъектов политики. Способность властей (а равно и всех участвующих в конфликте сторон) регулировать и разрешать возникшие противоречия дает им дополнительные возможности для эффективной реализации своих целей и интересов в политическом процессе. К концу XX в. наметилась линия приоритета диалога в конфликтных и кризисных ситуациях. Мир пришел к выводу о необходимости поддержания оптимальных форм взаимоотношений конфликтующих сторон, нахождения компромиссов даже в тупиковых ситуациях.
Тест
1.Вставьте пропущенное: Политическая __________ есть совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управлении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребности и интересов. 2.Вставьте пропущенное: Соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок сторон, определяется как __________. 3.Соотнесите понятия с их определениями: 1) реформа а) политическое господство, неограниченная власть лица, группы; 2) война б) качественные изменения, коренной переворот во всех сферах жизни общества; 3) диктатура в) реакция свергнутого класса на потерю власти, борьба за реставрацию старого строя; 4) конформизм г) вооруженная борьба между государствами, классами, этническими общностями 5) контрреволюция д) форма насилия, основанная на страхе, физическом моральном воздействии; 6) террор е) пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, приспособленчество 7) революция ж) преобразование общественных отношений при сохранении основ существующего строя. 4.Политическое участие — это: а) принуждение граждан к исполнению своих обязанностей; б) восприятие, осмысление и оценивание индивидами политической жизни общества; в) реагирование граждан на политические события; г) вовлеченность граждан в процесс принятия политических решений. 5. Мотивами политического участия могут быть: а) желание жизненного успеха; б) получение выгоды; в) понимание общественного долга; г) потребность повелевать другими; д) конформизм. 6. Вовлеченность человека в политику зависит: а) от политического режима; б) типа политической культуры общества; в) распределения общественных ресурсов; г) социально-экономического статуса индивида; д) разрешения власти. 7. Политический конфликт — это: а) противоборство между субъектами политики из-за власти в условиях противодействия; б) столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои противоположные и несовместимые 8. Субъектами, участниками конфликтов являются: а) индивиды; б) социальные общности; в) политические партии; г) общественные объединения; д) государства; е) конформисты. 9. Основными причинами политической конфронтации являются: а) соперничество за статусы и ресурсы власти: б) расхождение в определении базовых ценностей и политических идеалов; в) противоречия между субъектами политики из-за раз г) амбиции политических лидеров. 10. Институциализированным конфликтом является: а) мятеж; б) переворот; в) путч; г) забастовка; д) война. 11. Политический кризис — это: а) потеря политической системой целостности и стабильности; б) полная или частичная неспособность политической системы к обновлению и развитию. 12. Установите соответствие между типом конфликта и его 1) «схватка» а) конфликт, характеризующийся жестким противостоянием сторон, готовых вести борьбу до победы; 2) «дебаты» б) конфликт, участники которого ориентированы на достижение определенного одностороннего выигрыша; 3) «игры» в) конфликт, участники которого ориентированы на достижение согласия. 13. Разрешение конфликта достигается: а) мирными средствами, посредством переговоров, взаимных уступок, исключением угроз и военного давления; б) с помощью акций устрашения, применением всех возможных средств, в том числе и военных; в) посредством подключения силы, применения санкций
Вопросы для повторения 1.Что такое политическая деятельность? 2.Кратко охарактеризуйте основные способы мирной и немирной форм политического действия. 3.Что такое политическое участие? 4.Какие факторы определяют мотивы политического участия граждан? 5.Назовите причины политической иммобильности граждан и пути ее преодоления. 6.Охарактеризуйте конфликт как социальное явление. 7.Перечислите функции политических конфликтов. 8.Назовите основные причины, источники политических конфликтов. 9.Дайте характеристику типов политических конфликтов. 10.Что такое политические кризисы: их понятие и разновидности? 11.Приведите варианты выхода из конфликта. 12.Каков порядок урегулирования и разрешения конфликта? 13.Приведите основные типы (модели) поведения конфликтующих сторон. 14.Назовите формы и способы урегулирования и разрешения политических конфликтов.
Литература 1.Бабосов, ЕМ. Конфликтология: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов. — 2-е изд. — Минск, 200.1. 2.Заглавии, Н.В. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия / Н.В. Загладин, В.Г. Путилин. — М., 2006. 3. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Кибанов [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М 2005.
Политические элиты и лидеры В политическом процессе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 2382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.014 с.) |