Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль средств массовой информации в современном политическом процессеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Средства массовой информации (СМИ) - сложный и многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явлениях в природе и обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности. К ним относятся печатные органы (пресса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), сеть Интернет, журналистика, а также обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают государственные, общественные, частные (коммерческие) масс-медиа. СМИ как институт политической системы выполняет следующие функции: информирования; образования; социализации; легитимации власти; научного и культурного просветительства; критики и контроля; нормативно-ценностную; обеспечения связи населения и власти; охранительную; формирования общественного сознания и мнения; пропагандистскую; мобилизационную; рекламы; развлечения и др. Средства массовой информации это функциональный элемент политической системы, обеспечивающий посредством информирования взаимосвязь других ее составных частей. Масс-медиа одновременно и эффективный субъект политического процесса, и непосредственный носитель политической власти. Как субъект политического процесса (СМИ обладают определенным ресурсом и объективными возможностями влияния на управление обществом и личностью), они способствуют становлению нового социального уклада, основанного на коммуникациях. Последовательно и разносторонне освещая социальную действительность, СМИ удовлетворяют потребность аудитории в объективной информации, обеспечивают открытость и прозрачность политического процесса, его демократичность. Они являются мощным средством политической социализации личности, формирования конструктивного общественного мнения, воздействия на массовое политическое сознание и поведение. Масс-медиа помогают ориентироваться человеку в идеологическом и политическом пространстве, включать массы в политический процесс, предотвращать отчуждение власти от масс, доводить до власти их интересы и потребности. По мнению Джоржа Оруэлла (19031950) — английского писателя, СМИ — главное орудие управления людьми. Все это делает СМИ социально-политическим субъектом политического процесса. Вовлечение СМИ в политический процесс означает политизацию самих медиа. СМИ одновременно проводник и катализатор власти. Масс-медиа является новым социальным институтом, имеющим определенную власть и оказывающим на нее влияние. Прерогатива, монополия СМИ на владение информационными ресурсами, непосредственное обладание информационной властью привели к усилению их роли в политике. Влияние СМИ на политику осуществляется через воздействие на информационный процесс. Масс-медиа не нейтральный посредник новостей: они не только отражают, но и осмысливают происходящее, конструируют социальную реальность, определенным образом формируют общественную мысль, соответствующие умонастроения и мироощущения. Используют эффективные способы убеждения и мобилизации людей, прямого воздействия на массы. Активно влияя на электоральное поведение граждан при проведении референдумов и выборов, СМИ непосредственно решают вопрос о власти, обеспечивают ее легитимность. Победа на выборах, как и сам факт, их проведения, напрямую зависят от СМИ. Средства массовой информации навязывают политике свои правила. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько она отражает реальные факты, а также от способа и форм подачи информации. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики о власти и какую информацию от СМИ получает сама власть, 1 во многом зависят их политические действия. Характер и содержание информации оказывают непосредственное влияние на политические, социально-экономические, духовные процессы, функционирование институтов власти, принимаемые политические решения, являются средством контроля за властью и социальной средой. Иметь важную информацию - значит иметь власть. Возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре означает иметь двойную власть согласно афоризмам, «кто владеет информацией, владеет миром», «кто управляет информацией, управляет миром». В настоящее время эффективность использования информации в политических целях многократно усилилась. Современные масс-медиа произвели настоящую революцию в политических отношениях и способах социального управления миром. Можно уверенно утверждать, что СМИ, оказывая влияние на политические процессы, процедуры выработки и принятия важных решений, их пропаганду и реализацию, играют не последнюю роль в поддержании политической системы, а также государственности в целом, особенно в период кризисов. Роль информационных факторов неуклонно возрастает и в мировой политике. Таким образом, СМИ приобрели значительную власть. Обладание СМИ властью, влияние СМИ на власть приводят к медиатизации политики, политической жизни. Политизация СМИ и медиатизация политики достигли высокого уровня. Место и роль СМИ в структуре власти и обществе зависят от содержания и направления государственно-информационной политики, ресурсов масс-медиа, от того, в чьих руках они находятся, от состояния общества, степени развития его гражданских, правовых институтов, остроты социальных и других конфликтов. Чем развитее общество, тем независимее СМИ. Степень рациональной автономности структур коммуникаций является признаком демократизации общества. Государственно - информационная политика есть деятельность по регулированию процессов производства, хранения, передачи и пользования информацией в интересах личности, общества и государства. Она направлена на защиту национальных интересов в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности, внутренней и внешней политики государства, развитие основ гражданского общества, реализацию конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею. Государственно-информационная политика обеспечивает духовное возрождение народа, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций, пропаганду патриотизма и гуманизма, развитие культурного и научного потенциала страны. В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости медиаобразования населения, его компьютерной грамотности, прежде всего молодежи. Это позволит преодолеть новый вид неравенства людей — информационное. Информационная власть использует рациональные и иррациональные методы воздействия на сознание и поведение людей. Рациональным является воздействие на чувства, разум (рассудок, интеллект, ум) человека. Это воздействие предполагает честное, прямое обращение к людям, их осознанному критическому мышлению. Иррациональным называется воздействие, которое воспринимается без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления. Иррациональное влияние на сознание и поведение людей носит скрытый характер и реализуется через воздействие на эмоции, психику, подсознание человека. Обычно иррациональному воздействию придается негативный смысл. Современные СМИ активно используются для политического манипулирования — скрытого рационального и иррационального воздействия на социальное сознание и поведение людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам. Манипулятивный арсенал СМИ достаточно широк. Методов, приемов информационно-психологического воздействия на сознание и поведение людей специалисты насчитывают свыше четырнадцати. Именно манипулятивные технологии СМИ являются самыми перспективными методами борьбы за власть. Лассуэлл назвал СМИ новым властным институтом манипулирования умами массовой аудитории. В демократических государствах информационная деятельность является объектом правового и морального регулирования. СМИ, будь то государственные, общественные или частные, в соответствии с правовыми нормами предназначены обеспечивать право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации обо всем спектре политических событий. Они призваны способствовать консолидации общества, координации его интересов. Не должны допускать противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание, пропаганду насилия, жестокости, аморальности, антиобщественного поведения. Те, кто используют информационные технологии, несут ответственность за вред, который последние могут причинить. От полноты информированности населения, качества и доступности информации, степени доверия к СМИ, соблюдения моральных и правовых норм работниками масс-медиа, содержания политико-коммуникационного воспитания граждан как потребителей информации зависит и уровень информационной культуры самих СМИ.
Тест
1.СМИ выполняет функции: а) информирования; г) цензуры; б) критики и контроля; д) социализации. в) мобилизации; 2.Вовлечение СМИ в политический процесс означает: а) их социализацию; в) мобилизацию; б) монополизацию; г) политизацию. 3.Обладание СМИ властью, их влияние на власть приводит: а) к политизации СМИ; б) разделению властей; в) изменению конституционного строя; г) медиатизации политики. 4.Вставьте пропущенное: Сложный многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явлениях в природе и обществе и их доведению с помощью специальных технических средств до общественности — это определение (запишите аббревиатурой).
Вопросы для повторения 1. Каковы сущность, структура и функции СМИ? 2. Опишите место и роль СМИ в современном политическом процессе. 3. Что такое медиатизация политики и политизация СМИ? 4. Охарактеризуйте сущность государственно-информационной политики. Литература 1.Егоров, А.Н. СМИ Республики Беларусь как субъект политического процесса / А.Н. Егоров // Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. — Гродно, 2008. — Ч. 1. 2Лазаревич, АЛ. Глобальное коммуникационное общество / А.А. Лазаревич. — Минск, 2008. 3.Судоргип, О А. Новая роль информационного пространства в XXI веке / О.А. Судоргин // Власть. — 2009. — № 1. 4.О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-3 // Звязда. — 2008. —- 1 жн.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.008 с.) |