Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль средств массовой информации в современном политическом процессе

Поиск

 

Средства массовой информации (СМИ) - сложный и многогранный институт по сбору, обработке, анализу соци­ально значимых сообщений о событиях и явлениях в приро­де и обществе и их доведению с помощью специальных тех­нических средств до общественности. К ним относятся пе­чатные органы (пресса, книги, массовые справочники, пла­каты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, ки­но, звукозапись и т.д.), сеть Интернет, журналистика, а так­же обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают государственные, обществен­ные, частные (коммерческие) масс-медиа.

СМИ как институт политической системы выполняет сле­дующие функции: информирования; образования; социали­зации; легитимации власти; научного и культурного просве­тительства; критики и контроля; нормативно-ценностную; обеспечения связи населения и власти; охранительную; фор­мирования общественного сознания и мнения; пропаган­дистскую; мобилизационную; рекламы; развлечения и др.

Средства массовой информации это функциональный элемент политической системы, обеспечивающий посред­ством информирования взаимосвязь других ее составных частей. Масс-медиа одновременно и эффективный субъект политического процесса, и непосредственный носитель политической власти.

Как субъект политического процесса (СМИ обладают опре­деленным ресурсом и объективными возможностями влия­ния на управление обществом и личностью), они способству­ют становлению нового социального уклада, основанного на коммуникациях. Последовательно и разносторонне освещая социальную действительность, СМИ удовлетворяют потреб­ность аудитории в объективной информации, обеспечивают открытость и прозрачность политического процесса, его демократичность. Они являются мощным средством политиче­ской социализации личности, формирования конструктив­ного общественного мнения, воздействия на массовое поли­тическое сознание и поведение. Масс-медиа помогают ориен­тироваться человеку в идеологическом и политическом про­странстве, включать массы в политический процесс, пре­дотвращать отчуждение власти от масс, доводить до власти их интересы и потребности. По мнению Джоржа Оруэлла (19031950) — английского писателя, СМИ — главное ору­дие управления людьми. Все это делает СМИ социально-по­литическим субъектом политического процесса. Вовлечение СМИ в политический процесс означает политизацию самих медиа.

СМИ одновременно проводник и катализатор власти. Масс-медиа является новым социальным институтом, имею­щим определенную власть и оказывающим на нее влияние. Прерогатива, монополия СМИ на владение информационны­ми ресурсами, непосредственное обладание информацион­ной властью привели к усилению их роли в политике. Влия­ние СМИ на политику осуществляется через воздействие на информационный процесс. Масс-медиа не нейтральный посредник новостей: они не только отражают, но и осмысли­вают происходящее, конструируют социальную реальность, определенным образом формируют общественную мысль, со­ответствующие умонастроения и мироощущения. Использу­ют эффективные способы убеждения и мобилизации людей, прямого воздействия на массы. Активно влияя на электоральное поведение граждан при проведении референдумов и выборов, СМИ непосредственно решают вопрос о власти, обеспечивают ее легитимность. Победа на выборах, как и сам факт, их проведения, напрямую зависят от СМИ.

Средства массовой информации навязывают политике свои правила. Информированность граждан, в том числе по­литиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько она отражает реальные факты, а также от способа и форм подачи информации. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики о власти и какую информацию от СМИ получает сама власть, 1 во многом зависят их политические действия. Характер и содержание информации оказывают непосредственное влия­ние на политические, социально-экономические, духовные процессы, функционирование институтов власти, принимае­мые политические решения, являются средством контроля за властью и социальной средой. Иметь важную информа­цию - значит иметь власть. Возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре означает иметь двойную власть согласно афоризмам, «кто владеет ин­формацией, владеет миром», «кто управляет информацией, управляет миром». В настоящее время эффективность ис­пользования информации в политических целях многократ­но усилилась. Современные масс-медиа произвели настоя­щую революцию в политических отношениях и способах со­циального управления миром.

Можно уверенно утверждать, что СМИ, оказывая влияние на политические процессы, про­цедуры выработки и принятия важных решений, их пропа­ганду и реализацию, играют не последнюю роль в поддержа­нии политической системы, а также государственности в це­лом, особенно в период кризисов. Роль информационных факторов неуклонно возрастает и в мировой политике. Та­ким образом, СМИ приобрели значительную власть. Облада­ние СМИ властью, влияние СМИ на власть приводят к медиа­тизации политики, политической жизни. Политизация СМИ и медиатизация политики достигли высокого уровня.

Место и роль СМИ в структуре власти и обществе зависят от содержания и направления государственно-информацион­ной политики, ресурсов масс-медиа, от того, в чьих руках они находятся, от состояния общества, степени развития его гражданских, правовых институтов, остроты социальных и других конфликтов. Чем развитее общество, тем незави­симее СМИ. Степень рациональной автономности структур коммуникаций является признаком демократизации обще­ства.

Государственно - информационная политика есть дея­тельность по регулированию процессов производства, хране­ния, передачи и пользования информацией в интересах лич­ности, общества и государства. Она направлена на защиту национальных интересов в информационной сфере, обеспе­чение информационной безопасности, внутренней и внеш­ней политики государства, развитие основ гражданского общества, реализацию конституционных прав и свобод челове­ка в области получения информации и пользования ею. Госу­дарственно-информационная политика обеспечивает духов­ное возрождение народа, сохранение и укрепление нрав­ственных ценностей общества, традиций, пропаганду патри­отизма и гуманизма, развитие культурного и научного по­тенциала страны. В настоящее время остро стоит вопрос о необ­ходимости медиаобразования населения, его компьютерной грамотности, прежде всего молодежи. Это позволит преодо­леть новый вид неравенства людей — информационное.

Информационная власть использует рациональные и ир­рациональные методы воздействия на сознание и поведение людей. Рациональным является воздействие на чувства, ра­зум (рассудок, интеллект, ум) человека. Это воздействие предполагает честное, прямое обращение к людям, их осоз­нанному критическому мышлению. Иррациональным назы­вается воздействие, которое воспринимается без непосред­ственного чувственного восприятия и рационального раз­мышления. Иррациональное влияние на сознание и поведе­ние людей носит скрытый характер и реализуется через воз­действие на эмоции, психику, подсознание человека. Обыч­но иррациональному воздействию придается негативный смысл.

Современные СМИ активно используются для полити­ческого манипулирования — скрытого рационального и ир­рационального воздействия на социальное сознание и пове­дение людей с целью принудить их действовать или бездей­ствовать вопреки собственным интересам. Манипулятивный арсенал СМИ достаточно широк. Методов, приемов инфор­мационно-психологического воздействия на сознание и пове­дение людей специалисты насчитывают свыше четырнадца­ти. Именно манипулятивные технологии СМИ являются са­мыми перспективными методами борьбы за власть. Лассуэлл назвал СМИ новым властным институтом манипулирования умами массовой аудитории.

В демократических государствах информационная дея­тельность является объектом правового и морального регу­лирования. СМИ, будь то государственные, общественные или частные, в соответствии с правовыми нормами предназначены обеспечивать право граждан на получение, хране­ние и распространение полной, достоверной и своевременной информации обо всем спектре политических событий. Они призваны способствовать консолидации общества, коорди­нации его интересов. Не должны допускать противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание, пропаганду насилия, жестокости, аморальности, антиобщественного поведения. Те, кто используют информа­ционные технологии, несут ответственность за вред, кото­рый последние могут причинить.

От полноты информированности населения, качества и доступности информации, степени доверия к СМИ, соблюде­ния моральных и правовых норм работниками масс-медиа, содержания политико-коммуникационного воспитания граждан как потребителей информации зависит и уровень инфор­мационной культуры самих СМИ.

 

Тест

 

1.СМИ выполняет функции:

а) информирования; г) цензуры;

б) критики и контроля; д) социализации.

в) мобилизации;

2.Вовлечение СМИ в политический процесс означает:

а) их социализацию; в) мобилизацию;

б) монополизацию; г) политизацию.

3.Обладание СМИ властью, их влияние на власть приводит:

а) к политизации СМИ;

б) разделению властей;

в) изменению конституционного строя;

г) медиатизации политики.

4.Вставьте пропущенное:

Сложный многогранный институт по сбору, обработке, анализу социально значимых сообщений о событиях и явле­ниях в природе и обществе и их доведению с помощью специ­альных технических средств до общественности — это опре­деление (запишите аббревиатурой).

 

Вопросы для повторения

1. Каковы сущность, структура и функции СМИ?

2. Опишите место и роль СМИ в современном политичес­ком процессе.

3. Что такое медиатизация политики и политизация СМИ?

4. Охарактеризуйте сущность государственно-информа­ционной политики.

Литература

1.Егоров, А.Н. СМИ Республики Беларусь как субъект поли­тического процесса / А.Н. Егоров // Белорусская политология: многообразие в единстве: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гродно, 22-23 мая 2008 г.: в 2 ч. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол.: В.Н. Ватыль (отв. ред.) [и др.]. — Гродно, 2008. — Ч. 1.

2Лазаревич, АЛ. Глобальное коммуникационное общество / А.А. Лазаревич. — Минск, 2008.

3.Судоргип, О А. Новая роль информационного пространства в XXI веке / О.А. Судоргин // Власть. — 2009. — № 1.

4.О средствах массовой информации: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2008 г., № 427-3 // Звязда. — 2008. —- 1 жн.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.008 с.)