Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая модернизация Республики БеларусьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Республика Беларусь осуществляет системную модернизацию общества. Со времени принятия Конституции (1994 г.) в республике сложилась собственная белорусская модель общественного развития. Государство и общество приобрели стабильность. В 2007 г. Беларусь впервые вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, опередив по этому показателю все государства СНГ. Каковы основные задачи модернизации Республики Беларусь на современном этапе? В 2006 г., обращаясь к народу и Парламенту, Президент А.Г. Лукашенко поставил новую цель — вывести нашу страну в число высокоразвитых европейских государств, совместными усилиями сделать Беларусь действительно сильной и процветающей страной [2, с. 1]. Какие политически значимые действия, имеющие сознательный, целенаправленный характер, предпринимаются в республике по достижению указанных политических целей? Какие политические решения являются их основой и непосредственной причиной? Важнейшим условием поступательного развития Республики Беларусь является переход к качественно более высокому уровню государства. Предстоит реализация политических решений и конкретных действий по приближению власти к народу, формированию эффективных институтов государства, его трансформации по принципу «государство для народа», действующего от имени общества и в его интересах. В этих целях проводятся мероприятия по совершенствованию структуры, функций, механизма работы государственных институтов. Новый этап государственного строительства предусматривает повышение качества и культуры управления, эффективность, прозрачность, подконтрольность гражданам властных структур, внедрение государственных стандартов, информационно-коммуникационных технологий, дальнейшую гармонизацию деятельности разных ветвей власти. Реализуются меры по укреплению общественной безопасности и дисциплины, дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата, внедрению эффективных методов работы с населением, повышению роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения, проведению аттестации государственных служащих на предмет освоения новых форм и методов управления, их соответствия морально-этическим стандартам и нормам поведения. Добровольное делегирование властных полномочий представителям народа в институтах государства самим народом уполномочивает государственную власть функционировать от имени и в интересах народа. Ход политической модернизации в Беларуси связан с выдвижением государства на передний план общественных преобразований. В республике укрепляются политические процессы становления и развития институтов и отношений гражданского общества. Важнейшие вопросы стали решаться только через прямое волеизъявление граждан (референдумы, выборы, всебелорусские народные собрания), что характерно для демократических государств. Национальная модель гражданского общества опирается на местные Советы депутатов, профсоюзные, молодежные, ветеранские и женские организации, политические партии. Вместе с другими участниками политического процесса они призваны обеспечивать связь народа с органами власти, вовлекать граждан в активное государственное и гражданское строительство, осуществление контроля. Дальнейшее продвижение республики по пути гражданского общества, которое пока находится не на высокой ступени организации, связано с увеличением членства и повышением активности всех общественных институтов (к количеству — качество), включением граждан в политический процесс, ростом их самодеятельности, инициативы, организованности, гражданской и правовой сознательности и ответственности. Нужна сильная легальная оппозиция (ни одно общество не может развиваться бесконфликтно), опирающаяся на свой народ, работающая на конструктивной основе в рамках Конституции и закона в интересах страны и народа. С 2009 г. при Администрации Президента функционирует Общественно-консультативный совет с участием оппозиции. Определены принципы взаимоотношений государства с гражданским обществом. Президент страны А.Г. Лукашенко справедливо расценивает государство и общество как две составляющие единого целого, которые взаимосвязаны по принципам партнерства и сотрудничества. По его убеждению отправная точка в отношениях государства и гражданского общества — необходимость сохранения и укрепления единства белорусского народа, а принцип, лежащий в основе их взаимодействия, — не вместо, а вместе. «Давайте возводить правовое государство вместе...», — призывает Президент страны [8, с. 3]. Приоритетная роль государства просматривается также в социально-экономической и духовно-идеологической области. Сущность и направленность модернизации в экономической области предусматривает либерализацию и открытость экономики, совершенствование на научной и инновационной основе отраслевой и технологической структуры производства. Огромная роль в модернизации страны отводится науке. Предстоит перейти к экономике инновационной, ресурсосберегающей, конкурентоспособной, превратить экономику страны в самую совершенную и мощную в мире. По рейтингу Всемирного банка за 2008, 2009 гг. Беларусь заняла четвертое место среди стран, которые наиболее активно реформируют экономику. Основная направленность модернизации в социальной области — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, доведение благосостояния народа до уровня европейских стандартов. В духовной области — обновление и обогащение интеллектуального и творческого потенциала людей, их всестороннее и гармоничное развитие. Стране нужна модернизация не только техники и технологий, но и сознания, изменение стиля и методов работы. Президент страны А.Г. Лукашенко отмечает: «Успех белорусской модели развития заключается в оптимальном сочетании сильной государственной политики, ориентированной на человека, и трудового вклада каждого жителя Беларуси во благо своей страны. Мы ставим и решаем задачи, достойные XXI в. Но на какие бы грандиозные планы мы не замахивались, в центре внимания забота о простом человеке, о процветании Родины — благополучие всех» [2, с. 1]. В развитии политической модернизации в Республике Беларусь явно доминируют эволюционные мотивы. Реформы проводятся с соблюдением конституционных, правовых процедур, с учетом общественного мнения. Их содержание, эффективность реализации во многом зависят от воли и качеств президента. Политическая модернизация характеризуется институционализированным, легальным участием в нем граждан, их законопослушанием, гражданским повиновением. Насилие применяется лишь при нарушении отдельными гражданами норм законности и правопорядка. Характер современной политической модернизации в республике свидетельствует о ее постепенном переходе к постиндустриальному обществу. Тест
1. Политический процесс — это: а) последовательная смена происходящих в обществе общественно-политических событий, действий, поведений; б) борьба и соперничество различных общностей людей г) процесс формирования новой колониальной системы; д) формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы. 2. Политический процесс: а) слагается из действий людей и коллективных воль; б) осуществляется во времени и пространстве; в) характеризуется динамизмом и постоянной изменчивостью; г) несет в себе случайность, событийность, вероятность, д) протекает бесконфликтно. 3. Структуру политического процесса составляют: а) субъект (власть) и объект (социальная среда) процесса; б) средства, методы, ресурсы, исполнители процесса. 4. Вставьте пропущенное: Политическая — это комплексный общественно-политический процесс, в ходе которого традиционные и индустриальные общества реализуют инновационные модели общественного устройства развитых государств в целях преодоления своей отсталости и перехода в постиндустриальные общества.
Вопросы для повторения
1.Что такое политический процесс? 2.Определите структуру политического процесса. 3.Назовите виды политических процессов. 4.Назовите основные стадии политического процесса. 5.Раскройте содержание процесса принятия и реализации управленческих решений. 6.Каковы сущность политической модернизации, ее критерии и типы? 7.Охарактеризуйте процесс формирования теории политической модернизации и ее основные направления: либеральное и консервативное. 8.Охарактеризуйте процесс политической модернизации в Республике Беларусь.
Литература
1.Государство для народа. Доклад Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на третьем Всебелорусском народном собрании // Сов. Белоруссия. — 2006. — 3 марта. 2.Государство для народа, а человек — на благо своего Отечества. Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь // Звязда. — 2006. — 24 мая. 3.Грядущее информационное общество / А.А. Лазаревич [и др.]. — Минск, 2006. 4.Жеребкин, М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования / М.В. Жеребкин. — М., 1999. 5.За сильную и процветающую Беларусь: материалы Всебелорус. народ, собр. 18 мая 2001 г. — Минск, 2001. 6.Категория политической науки / под ред. Д.Ю. Мельви ля. — М.,2002. 7.Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноябр 1996 г. и 17 октября 2004 г. — 2-е изд. — Минск, 2007. 8.Край, сердцем хранимый. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на встрече со студентами и преподавателями БГУ // Сов. Белоруссия. — 2008. — 14 февр. 9.Мясникович, М. Беларусь в контексте глобализации / М. Мясникович // Обозреватель. — 2000. — № 2. 10.Независимая Беларусь — наш достойный и надежный дом. Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь // Сов. Белоруссия. — 2007. — 25 апр. 11.Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы // Звязда. — 2006. — 24 февр. 12Политическая и социокультурная трансформация в белорусском обществе: материалы Респ. науч.-практ. конф.,Минск, 17 нояб. 2006 г. / Ин-т парламентаризма и предпринимательства; отв. ред.: В.А. Божанов, А.В. Горелик. — Минск, 2006. 13.Соловьев, А.И. Принятие государственных решений: учеб. пособие / А.И. Соловьев. — М., 2006. 14. Шимов, B.JI. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы / В.II. Шимов. Минск, 2003.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.008 с.) |