Политические решения и их роль в общественном развитии. Традиционные и инновационные подходы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические решения и их роль в общественном развитии. Традиционные и инновационные подходы



 

Политические решения — главная, центральная состав­ляющая политического процесса. Выделяют три этапа про­цесса принятия решений: подготовительный (формулиро­вание и анализ проблемы); этап постановки целей и задач политического действия (выбор модели); этап реализации. Разработка, принятие и выполнение политико-управленче­ских решений зависят от компетенции, личного опыта, интуи­ции управляющих, политического режима, формы правле­ния и территориально-государственного устройства, уровня централизации (децентрализации) верховной власти, взаи­модействия партийных и государственных структур, реали­зации принципа разделения властей, развития форм общест­венного контроля за деятельностью государственного аппа­рата и т.д.

Процесс принятия политических решений сопровождается соблюдением политических технологий: совокупности научно обоснованных последовательно применяемых проце­дур приемов, способов деятельности, направленных на наи­более оптимальную реализацию намеченных целей и задач.

На различных уровнях власти самыми распространенны­ми формами подхода к принятию управленческого решения являются компромисс и голосование. Для плюралистичес­кой организации власти характерны консенсусная техноло­гия принятия и реализации управленческих решений, рас­средоточение ответственности, политическая активность пра­вящей элиты. Коллективные решения, как правило, отлича­ются большей взвешенностью, компетентностью. Их недо­статком является чересчур медленная реакция на проблемы, требующие быстрых решений, незамедлительного реагиро­вания Отрицательное влияние на принятие решений кол­лективными органами оказывают также корпоративные свя­зи, групповщина. Последние могут сорвать процесс приня­тия решения.

В отличие от коллективных органов должностные лица несут персональную ответственность за принимаемые реше­ния, лично заинтересованы в достижении целей. Вместе с тем при принятии управленческих решений они подверже­ны разнообразным влияниям, давлению со стороны лобби, оппозиции, СМИ, групп интересов и др. Им невыгодно зани­маться принятием непопулярных решений, способных нега­тивно сказаться на имидже. Они беспокоятся и за свою ком­петентность, а потому боятся принимать сколь-нибудь серь­езные решения.

Принятию оптимальных решений способствуют структу­ры интеллектуальной поддержки (советники, помощники, консультанты).

Принятие политических решении — процесс сложный, рисковый характеризуется низкой просчитываемостью ре­зультатов, высокой социальной ценой ошибочных действий. Принятое политическое решение окончательно формируется в писаных законах, указах, постановлениях и др.

Для реализации политического решения должны быть определены источники и объем необходимых ресурсов, план практических действий для исполнения решения, временные параметры (сроки, этапы), ответственные лица и струк­туры.

Процесс реализации решения сопровождается изданием соответствующих директивных, правомочных актов. Данные акты облекаются в определенные формы выражения. В них указывается, когда начинать, что предлагать, как действо­вать, чтобы достигнуть намеченной цели. Они должны обла­дать определенной адресностью, предусматривать исполни­телей, технический персонал, материальное обеспечение дея­тельности всех лиц (занятых в этом процессе), их ответствен­ность за исполнение (неисполнение) решений.

На содержание политического процесса на этапе реализа­ции власти могут использовать различные средства достиже­ния цели. Выбор стратегии реализации решений может быть основан на популизме (прямая апелляция к общественному мнению, непосредственная опора на массовые настроения), элитизме (принятие и осуществление политических реше­ний на всех этапах — дело избранных), консерватизме (ис­пользование традиционных форм и методов политического урегулирования), радикализме (достижение цели путем при­менения принуждения, насилия, прямого давления), демо­кратизме (настроенность политических сил на сотрудниче­ство, «снятие» антагонизмов, применение консенсусных ме­тодов, переговоров, согласований, компромиссов, других ци­вилизованных процедур, принципов при воплощении управ­ленческих решений в жизнь).

Однако политический процесс реализации решения, как правило, не проходит гладко. Это может быть связано с от­сутствием средств, высокой степенью сопротивления оппо­зиции, неудачными действиями властей, упущением време­ни и др. Если решение не осуществляется, то, видимо, про­изошла ошибка в оценке ситуации и следует что-то менять: либо решение, либо исполнителей. Избежать дестабилиза­ции системы управления помогут сбор информации о первых результатах в достижении целей, отслеживание промежу­точных результатов, корректировка принятых решений при выявлении расхождения целей и средств их достижения, применение санкций.

Предварительной и конечной оценкой полученного ре­зультата занимаются институты, которые создаются специально для осуществления контролирующей деятельности. Прежде всего, это службы это службы (ведомства) контроля, ревизии, проверки, экспертизы, надзора, имеющиеся в государственном аппарате. Осуществляется контроль и со стороны граждан, который квалифицируется как контроль снизу. Контроль за реализацией управленческих решений осуществляется через выборы, референдумы, отчетно-перевыборные кампании, выявление общественного мнения, издание нормативных актов и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.005 с.)