Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественные организации и движения в политической системе: их место, роль, типология, функции

Поиск

 

В настоящее время можно выделить две наиболее рас­пространенные формы объединений граждан: общественные движения и общественные организации. Общественное дви­жение — структурно неоформленное массовое объединение граждан для достижения социально значимых интересов и целей. Как правило, общественное движение имеет широ­кую социальную базу, т.е. опирается на самые различные классы, группы, слои и отличается многочисленностью.

Общественная организация — основанное на членстве добровольное объединение граждан для совместной деятель­ности по защите и достижению их интересов и целей, изло­женных в программе и уставе. В отличие от общественных движений общественные организации имеют специализиро­ванный персонал управления, прошедший соответствующую подготовку, характеризуются наличием четкой струк­туры, программы, устава, постоянного членства.

Общественные движения и общественные организации —|обязательный элемент современной политики. Из всех политических институтов они ближе всего к реальной, повседнев­ной, будничной жизни людей. Не претендуя на прямое учас­тие в управлении государством, они опосредуют отношения граждан с властью. Отличая многообразие общественных организаций и движений, следует остановиться на их типологии.

По социальному признаку общественные формирования делятся на рабочие, крестьянские, национально-освободи­тельные и др.; по половозрастным признакам — на детские, молодежные, женские, движение пенсионеров и т.д.; в зави­симости от сфер деятельности — на экономические, полити­ческие, социальные, движения в сфере досуга и отдыха, религии, науки и культуры; по профессиональному призна­ку — на движения врачей, учителей, военных, адвокатов, ученых и т.п.; в зависимости от степени и формы организа­ции — на стихийные и недолговременные, слабо организо­ванные, высокоорганизованные; в зависимости от их отно­шения к существующему строю — на консервативные, ре­формистские, революционные, контрреволюционные; по спо­собам и методам действий — на насильственные и ненасиль­ственные; по участию в процессе принятия решений — на пра­вящие, оппозиционные; по территориальному признаку — на городские, региональные, государственные, международ­ные; по численности — на массовые или малочисленные и др.

Общественные организации и общественные движения вы­полняют в политической жизни общества, следующие функ­ции: представительство и защита интересов и потребностей тех или иных слоев населения; политическая социализация личности (помогают гражданину найти свою социальную ни­шу, приобщиться к организации, обрести сторонников и еди­номышленников); артикуляция и аккумуляция интересов различных социальных групп («мы хотим перемен»); социаль­ная интеграция (объединение людей вокруг социальных проб­лем и целей); мобилизация (организация широких обществен­ных акций по решению отдельных социальных проблем); обеспечение посредничества и обратной связи между гражда­нами и властью; поиск, моделирование и испытание новых, нетрадиционных форм социальных связей; удовлетворение индивидуальных потребностей и склонностей.

Доминирующим типом общественных объединений яв­ляются группы интересов и группы давления. Члены обще­ства взаимосвязаны отношениями, отражающими их самые разные интересы. Основателем этой теории является амери­канский ученый Артур Бентли (1870 1957), он отмечает: «Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Групп без интереса не существует...», ради интересов они соз­даны и действуют. Свои группы по интересам создают пред­приниматели, наемные работники, потребители, экологисты и др. Группы интересов — это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реа­лизации своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Их способ действий — убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о своих потребностях и взглядах, организация акций в под­держку своих интересов (митинги, забастовки и т.п.). Это хо­рошо структурированная часть гражданского общества. За­дача органов власти считаться со всеми. По тому, какие соз­даны возможности волеизъявления, свободного выражения групповых интересов, как они трансформируются во власть, согласуются и реализовываются властью, можно судить о степени демократичности политической системы.

Группы давления — это самодеятельные организации, стремящиеся реализовать свои интересы или интересы той или иной общности людей, чьи позиции они отстаивают, пу­тем воздействия на власть и принимаемые ею решения. Группы давления действуют на двух различных уровнях: прямое давление на власть и непрямое — на общественность.

Прямое давление на власть бывает очень эффективным и может быть скрытым и открытым. Открытое давление — это деятельность, официально признаваемая, иногда даже пуб­личная. Примерами такой деятельности являются создание автономных законопроектных ассоциаций, совещательных, консультативных институтов, учреждений профессиональ­ной экспертизы, которые постоянно сотрудничают с предста­вительными и исполнительными органами, а также с раз­личными звеньями государственной администрации. В со­став этих институтов наряду с представителями властей и специалистами входят внештатные консультанты и экспер­ты групп давления. Экспортные комиссии и центры, обще­ственные палаты, собрания постепенно будут замещать не­когда прямые функции парламентов и публичных институ­тов государства.

Примером скрытого давления на власть является лоб­бизм (от англ. lobby — кулуары, коридор). Этот специфиче­ский институт возник в США в 60-х гг. XIX в. и означал по­купку голосов депутатов парламента в коридорах конгресса перед принятием законов. В настоящее время лоббизм — не­посредственный нажим (в том числе и закулисный) на цен­тры власти с целью в чьих-либо интересах скорректировать государственные решения при их разработке, принятии и исполнении. Деятельность лоббистов легализована, она проявляется в снабжении членов парламента и правительства информацией, статистическими материалами, аналитиче­скими записками, содержащими политические интересы различных групп, которые они хотели бы согласовать с влас­тью и реализовать в принимаемых властью решениях. Тех­ника скрытого давления на власть сложная. Примерами скрытой деятельности являются угрозы, коррупция, под­куп, оказание ответственным лицам незаконных услуг, благ, льгот, финансовая поддержка политических партий и их из­бирательных кампаний, предоставление высшим чиновни­кам, законодателям при принятии соответствующих реше­ний необъективной, усеченной информации и сообщений, готовых текстов законопроектов, организация, инспириро­вание массовых писем и телеграмм, содержание которых от­вечает интересам групп давления.

При непрямом воздействии на общественность группы давления в целях формирования общественного мнения, к которому власть всегда прислушивается, используют два способа: с одной стороны, пропаганду, с другой — насилие. Посредством пропаганды они мобилизуют общественное мне­ние в поддержку своих требований, используя для этого соб­ственную печать, рекламные кампании, а также другие по­слушные и зависимые от них СМИ. В качестве мер насилия прибегают к организации блокирования общественных ма­гистралей, бойкота выборов, забастовок (пилотов, авиадис­петчеров, лифтеров в небоскребах, машинистов метрополи­тенов) и др. Создавая, конструируя подобным способом об­щественное мнение, организуя массовые протесты, группам давления удается с помощью этого навязать власти свою точ­ку зрения, преобразовав отстаиваемые интересы и требова­ния в управленческие решения власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.009 с.)