Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные отношения и внешняя политика государствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Свойственное государствам и народам стремление к благосостоянию побуждает их распространять свое влияние и за пределами своей территории − в международных отношениях, так и во внешней политике. Международные отношения (МО) — авторство в изобретении термина принадлежит И. Бентаму — особый род общественных отношений, складывающихся как результат взаимодействия разных народов по реализации их интересов и целей за пределами государственных границ. Международные политические отношения — это отношения между странами и народами по поводу их положения в системе мировых связей, мировом сообществе. В отечественной и российской политологии международные отношения определяются как совокупность идеологических, политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных, иных связей и взаимоотношений, складывающихся между странами и народами при реализации их интересов и целей на мировой арене. Виды международных отношений делятся по сферам общественной жизни на идеологические, политические, экономические, социальные, научно-технические, культурные, военно-стратегические и др.; на основе взаимодействующих участников на межгосударственные, межпартийные, отношения между различными международными организациями, отдельными социальными группами, производственными коллективами и др. На основе геополитического критерия выделяют такие виды международных отношений, как глобальные (общепланетарные), региональные (европейские, азиатские и т.п.), субрегиональные (например, взаимоотношения стран Карибского бассейна) и двухсторонние. С точки зрения напряженности международные отношения бывают стабильными и нестабильными, равноправными и неравноправными, основанными на содружестве или конфликте, доверии или вражде. В зависимости от взаимодействий государств друг с другом выделяют три вида международных отношений — отношения, основанные на балансе сил, с одной стороны, и на балансе интересов с другой, и переходные отношения, характерные для бывших стран третьего мира. Основные принципы МО зафиксированы в Уставе ООН и других общепризнанных международных документах (декларациях, конвенциях, пактах): принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательств во внутренние дела друг друга; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов; принцип нерушимости границ и территориальной целостности государств; принцип равноправия и самоопределения народов; принцип всеобщего уважения прав человека. Структуру международных отношений можно представить в виде трех составляющих: субъекты международных отношений, объекты международных отношений, нормативно-правовая база, на основе которой строятся отношения между субъектами. Главными субъектами международных отношений на государственном уровне являются: • национальные (суверенные) государства и союзы, коалиции, межгосударственные объединения, системы государств (например, Евросоюз, СНГ, Союз Беларуси и России и др.); • международные правительственные и межправительственные организации (их более 250): универсальные (ООН), межрегиональные и региональные (Совет Европы, ОБСЕ, ЕврАзЭС и др.), специализированные (Евроатом, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и др.); • военно-политические союзы и блоки (НАТО и др.). Участниками международных отношений на негосударственном уровне выступают: • международные неправительственные организации (их более 22,5 тыс.), в том числе имеющие статус и функции мировых, многонациональных институтов (Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация демократической молодежи, Мировой Совет женщин, Международный Красный Крест, Международная федерация но правам человека и др.), и международные неправительственные организации со статусом и функциями национальных, внутренних институтов (Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО, Общество белорусов мира «Бацькаўшчына», Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Союз поляков Беларуси. Организация освобождения Палестины и др.); • международные производственные, финансовые, профессиональные и иные ассоциации, общества, движения и объединения (ТНК, организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), движение «АнтиНАТО», Ассоциация Европейских университетов, ФИФА, Международная ассоциация политической науки, Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», города-побратимы и др.); • конкретные личности и индивиды (исторические, политические деятели, занимавшие или занимающие руководящие должности в политической системе общества; личности, которые своей деятельностью и выдвинутыми ими идеями о казали заметное влияние на развитие международных отношений, например лауреаты Нобелевской премии мира, религиозные деятели), рядовые граждане. Объектами международных отношений являются мировое сообщество в целом, его проблемы и пути их решения я также цели и интересы, которые складываются между участниками во всех видах международных отношений. Именно интересы в глобализирующемся мире объединяют или разъединяют народы и государства, заставляют их сотрудничать или конфликтовать. Международные отношения своими чертами и особенностями отличаются от других общественных взаимосвязей. Несмотря на то, что международные отношения распространяются на все сферы жизни, они выступают прежде всего как отношения политические. В системе международных отношений отсутствует единое ядро власти и управления, не существует единого легитимного центра принуждения. Международная политическая жизнь полицентрична, децентрализована. Решения подавляющей массы международных институтов имеют характер рекомендаций и юридически не обязательны для их членов. Следует отметить и такую особенность международных отношений, как их стихийность и возрастание на современном этапе роли их негосударственных участников. Поведение государств на мировой арене зависит от формируемой ими международной системы. Понятие «система» определяется как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. В политической науке широко известны биполярная, мультиполярная, равновесная, имперская международные системы. В биполярной системе МО господствуют два наиболее мощных государства (например, США и СССР). Это система МО с двумя центрами силы. Если же сопоставимой с ними мощи достигают другие державы, то система трансформируется в мультиполярную. В равновесной системе, или системе баланса сил, несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая чрезмерные претензии друг друга. Наконец, в системе МО имперского тина господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью (размерами территории, уровнем вооружений, экономическим потенциалом, запасом природных ресурсов и т.п.). В начале XX в. мир был дополярным (равновесная система), до Второй мировой войны — четырехполярным (мультиполярная система), после Второй мировой войны в течение 45 лет (до 1989 г.) биполярным (двухполюсным). С 1990-х гг. мир явно стал монополярным, сложилась международная система имперского тина. США превратились в самую могущественную державу на планете. Система международных отношений находится в постоянном сложном и противоречивом развитии. Основные тенденции и закономерности современных международных отношений: 1) рост взаимозависимости государств и народов, становление единого целостного мира. Это проявляется в интернационализации, интеграции, глобализации национальных экономических, социальных, политических, культурных, информационных и иных процессов, превращении международных отношений в подлинно всемирные отношения; 2) рост интеграционных процессов в мире осуществляется при одновременном пробуждении и развитии национального самосознания народов. Построение гуманного миропорядка разворачивается в направлении обеспечения каждому народу права свободного выбора пути своего развития; 3) усложнение международных отношений. Увеличение количества и многообразие негосударственных участников международных взаимодействий выводят МО из-под контроля государств, они становятся менее стабильными, предсказуемыми и управляемыми; 4) выдвижение в центр международных отношений глобальных проблем, повышение роли субъектов МО в их решении; 5) наличие объективных возможностей и предпосылок для регулирования МО на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Современные международные отношения развиваются в направлении их демократизации и гуманизации; 6) трансформационный, переходный характер современных международных отношений, становление новых международного порядка, мироустройства, системы международных отношений. Большинство стран мира исходят из убеждения, что миропорядок XXI в. должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, реальном равноправии всех субъектов МО, взаимном уважении и сотрудничестве. В создании нового миропорядка ставка делается на многополюсный вариант развития МО. Тенденция преодоления деструктивной однополярности мира набирает силу. Монополярный мир неизбежно будет сбалансирован. Внешняя политика государства во многом определяет характер международных отношений. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. Таким образом, внешняя политика — это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации. Что же такое национальные интересы? Данный термин в научный оборот ввел американский политолог Ганс Моргентау (1904-1982). Он относил его не к «нации-этносу», а к «нации-государству». Обеспечение национального интереса составляет цель внешней политики любого государства, входит в его основную функцию. Национальный интерес есть выражение ключевых потребностей народа в выживании и разностороннем развитии, реализация которых позволяет ему занять достойное место в мировом сообществе. Все цивилизованные страны своими национальными приоритетами считают обеспечение безопасности, суверенитета, территориальной целостности, создание благоприятных внешних условий для развития, повышение материального и духовного уровня жизни населения, защиту определенных политических, экономических и иных позиций в мировом сообществе. Следовательно, национальный интерес есть адекватность внешней политики государства потребностям общества, поэтому внешняя политика - это сфера столкновений, конфликтов и примирений национальных интересов различных государств. Внешнеполитическая деятельность может выражать, не выражать или неадекватно выражать национальные интересы. Внешняя политика выполняет общие для всех государств функции: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую. Охранительная функция внешней политики направлена на обеспечение безопасности, территориальной целостности, суверенитета страны, защиту прав и интересов государства и его граждан в международных делах. Представительно-информационная (переговорная) функция заключается в деятельности представительных органови институтов государства за рубежом но формированию международного общественного мнения, оказанию влияния на политические круги тех или иных стран, изучению внешнеполитических процессов, накоплению и обработке достоверной информации о состоянии международных дел, ее анализу, доведению данной информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций. Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде на международной арене философских, политических, экономических, социальных и других национальных ценностей и преимуществ общественной системы и образа жизни конкретного государства. Одной из специфических функций внешней политики является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Торгово-организаторская функция внешней политики направлена на повышение международной конкурентоспособности отечественного производства, расширение экспорта товаров, поиск выгодных займов и инвестиций, торговых сделок, контрактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий для эффективного функционирования национальной экономики. Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств и методов: информационно-пропагандистских, политико-дипломатических, экономических, военных. Средства массовой информации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты. Они формируют у международной общественности чувства симпатии и дружелюбия по отношению к одним государствам, а в случае необходимости — гнев, осуждение (и т.п.) по отношению к другим. Пропагандистские средства внешней политики используются также с целью завуалировать истинные интересы и намерения государства на международной арене. Примеров тому история знает множество. Важнейшим политическим средством внешней политики является дипломатия — официальная деятельность должностных лиц и институтов государства (служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств) по осуществлению внешней политики за рубежом. Это искусство разрешения международных проблем мирными средствами. Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления. Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния, наличия военных баз, ядерного оружия. От уровня обороноспособности зависит положение любой страны на международной арене. Официальными субъектами внешней политики являются государства в лице их представительных учреждений (парламентов), исполнительно-распорядительных органов (правительств), а также должностных лиц: глав государств, парламентов, правительств. Все они избираются непосредственно народом (прямым или непрямым голосованием) и таким образом получают право на определение, формирование и проведение внешней политики от его имени. Выборность субъектов позволяет большинству граждан влиять на качество внешней политики, ее направленность,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.61 (0.009 с.) |