Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и основные этапы развития западноевропейской политической мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политология имеет богатейшую историю. На всем протяжении человеческой цивилизации тел постоянный поиск оптимальных моделей общественного устройства, взаимоотношений личности, общества и государства. Наиболее цельной, богатой по содержанию является западноевропейская традиция политической мысли. Выделяются четыре этапа в истории западных политических учений: античные (с I тыс. до н.э. до V в. н.э.) и средневековые учения (V—XIV вв.), политические учения эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) и Нового времени (XVI- XIX вв.). Становление и развитие политической мысли в древнем мире идет параллельно с развитием государств. Там, где государственность достигает наиболее развитых форм, возникают и многочисленные политические теории. Так, образцами расцвета политической мысли Древней Греции и Древнего Рима могут служить известные политические теории Платона, Аристотеля, Цицерона. Они стали основой для развития политической науки. Древнегреческий философ Платон (427-347 до н.э.) оставил в наследство свою теорию идеального государства, изложенную им в трактатах «Государство» и «Законы». В соответствии с этическими учениями Платона о душе индивид состоит из трех начал (элементов): умственной деятельности, сферы чувств и физических желаний. Политическое управление по Платону — результат умственной деятельности, требует умственных способностей; армия — чувственно-волевой элемент нации; экономика находится на службе у желаний. Этим трем началам, согласно учению Платона, соответствуют и три основные добродетели: умственной деятельности мудрость, сфере чувств — мужественность, физическим желаниям — воздержанность. Государство у Платона состояло из трех равных по численности сословий: наделенных мудростью философов, мужественностью воинов, воздержанностью трудящихся (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Социальная структура общества по Платону
В государстве Платона, которое не имело аналогов в реальности, «каждый делал свое». Философы призваны управлять государством, воины охранять, и те и другие освобождены от всяких забот о материальной жизни, не занимаются производительным трудом, живут за счет государства, не имеют семьи и частной собственности. По мнению Платона, подобный социальный статус философов и воинов необходим для того, чтобы оградить их от всяких низменных страстей, использования властных полномочий в личных целях. Кроме того, как утверждает мыслитель, семья ведет к образованию собственности, не позволяет нацелить всю энергию философов на процесс управления, а воинов отвлекает от ратных подвигов и подавляет боевой дух солдат. Подобными методами в идеальном государстве Платона должно было быть покончено с таким варварством, как государственная коррупция и казнокрадство. Как видим, эта утопия не была оторвана от действительности. В обязанности третьего сословия (земледельцы, ремесленники, купцы), наделенного такой добродетелью, как воздержанность, проявляющейся в благоразумии, рассудительности, умеренности в материальных желаниях, сбалансированности в доходах, входило занятие общественно-производительным трудом, забота о материальных нуждах общества. В его руках находилась экономика. Земледельцы, ремесленники и купцы могли иметь частную собственность и семью, но экономическая умеренность была самым лучшим началом их добродетели - воздержанности. Жизнь в идеальном и справедливом государстве Платона строго регламентирована, основана на разделении труда и специализации сословий, организована на разумных и справедливых началах, без экономических крайностей, при сбалансированности в доходах, проникнута религиозным духом. В платоновской теории разделения труда гражданское население не вовлекается в политический процесс. Это удел элиты. Платон определяет аристократию как лучший способ правления. «Пока в государствах не будут царствовать философы... до тех пор... государствам не избавиться от зол», —• утверждал мыслитель [3, с. 275]. Платон первый указал на взаимосвязь политики с социальными процессами (разделением труда, появлением классов, неравенства). В проекте идеального политического устройства Платона государство функционирует не ради человека, ачеловек живет для государства. Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 322 до п.э.) в произведениях «Политика», «Афинская политика», «Этика» положил начало политической науке об общественной жизни. По его мнению, общество − устоявшийся тип общения людей. Он определял человека как существо разумное, нравственное, общественное, политическое. Аристотель не разделял государство и общество. Он считал, что политика представляет собой возможность для всех пользоваться властью и подчиняться ей во имя достижения общественного блага и счастья. Власть государства над свободными людьми у Аристотеля основывается на умении этих людей управлять и подчиняться. Гражданином является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению. Государство — это конституционное общество, в котором закон является высшей властью. Источник закона — коллективная мудрость всех граждан. Аристотель высказал мысль о верховенстве закона и равенстве граждан перед законом. Мыслитель первым отмечает разделение власти в светском государстве по профессиональным функциям (власть, обсуждающая государственные вопросы, правительственная власть, судебная власть) и тем самым предвосхищает идею о необходимости разделения властей. Большое значение Аристотель придавал форме государственного правления, понимая под ней организацию государственной власти. В основу классификации формы правления он кладет такой критерий, как количество властвующих, количество людей, имеющих власть: монархия и тирания (правление одного); аристократия и олигархия (правление немногих); полития и демократия (правление многих). Монархия, аристократия, полития, по мнению Аристотеля, «правильные» (легитимные) формы правления, остальные (тирания, олигархия, демократия) — «неправильные», извращенные (нелегитимные). Критерий «правильности» — цель правления: достижение общественного блага или личной выгоды. При «правильных» формах правления, как утверждает Аристотель, власть имущие преследуют общее благо: мудрый и добродетельный король заботится о подданных как о своих детях; аристократия — правление родовой знати, немногих лучших, богатых во благо многих; полития — власть лучшего, богатого большинства, это правление среднезажиточных, бескорыстных и компетентных людей, чьи идеи и добродетель распространяются на всех. По мнению Аристотеля, она сочетает в себе лучшие качества монархии, аристократии, демократии и обладает наибольшей устойчивостью. «Неправильные» формы правления, по мнению мыслителя, ориентированы на благо властвующих. Общее благо подменяется личной пользой. Правитель-тиран устанавливает свою власть насильственным путем и думает только о личной выгоде. Олигархия правление небольшой группы людей в интересах личного обогащения. Это правление непомерно богатых, незаконно разбогатевших семей, которые вкладывают средства в собственное потребление, а не в производство чего-либо. Для них личное обогащение является главным показателем социального успеха. Согласно мнению Аристотеля, демократия является «неправильной» формой правления, потому что в ней владычествуют бедные в интересах бедных. Во времена Аристотеля бедные составляли большинство населения. Низшие классы плохо управляют общественными делами, жаждут личной пользы и наслаждений. Это правление своенравного, ничем не сдерживаемого большинства. С такой оценкой демократии Аристотелем (наставника Александра Македонского) полностью согласиться невозможно (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Формы правления по Аристотелю
Форма правления по Аристотелю зависит не только от экономической и социальной сфер, но и от географического фактора, климатических условий. Аристотель выступал защитником прав человека, моногамной семьи, частной собственности, которую считал справедливой и эффективной, побуждающей человека добросовестно трудиться. Платон и Аристотель заложили основу для дальнейшего развития политической науки. Знаменитый римский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в политических сочинениях «О государстве», «О законах», «Республика» естественные причины образования государства, как и Аристотель, находил в общественной сущности, «общежительной» природе человека. Государство — «достояние народа». Лучшей формой правления считал «смешанное государственное устройство», сочетающее в себе элементы монархии, аристократии и демократии. Он первым проследил переход людей от естественного права к государственному. До образования государства, по мнению Цицерона, в основе согласия между людьми лежали Присущие человеческой природе качества — разум и справедливость. На них основывалось естественное право сложившиеся до образования государства неписанные и не обладающие принудительной силой этико-нравственные нормы и принципы поведения людей. По мнению Цицерона, естественное право (возникло в I тыс. до н.э.) — это разумные, постоянные, вечные моральные положения, соответствующие природе человека, распространяющиеся на всех людей, выполнение которых основывалось на внутреннем нравственном приказе и чувстве долга. По его утверждению законы государства должны основываться на естественном праве, а их содержание соответствовать интересам народа. Согласно Цицерону, «благо народа — высший закон». Соответствие писаных законов природным является мерой их правильности. Закон распространяется на всех людей, перед законом все равны, подчинение закону всех является условием свободы: «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными». Данные мысли Цицерона впоследствии развились в понятие «правовое государство», у истоков которого он стоял. Важнейший вывод, к которому пришла античная и римская политическая мысль, — построение лучшего общества возможно, и сделать это можно с помощью человеческого разума, знаний и воли. Уже в Древнем мире возникло стремление осмыслить государство как результат человеческой деятельности, «достояние народа» (Цицерон), понять политику как процесс регулирования социальных отношений, исходя из интересов людей и их объединений. В Средневековье (V-XV вв.) политическая мысль была сосредоточена в основном вокруг вопроса о происхождении государственной (светской) и духовной власти, их взаимоотношениях, соподчинении (приоритете) и компетенции. Крупнейший христианский мыслитель римлянин Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) в работе «О граде Божием» говорит о безусловном приоритете церкви над государством, верховенстве религиозных норм над правовыми. Власть государя, объясняет он, регулирует поведение и деятельность людей в их временном земном существовании и сама является временной. Уже поэтому она должна подчиняться божьей власти, направляющей вечную жизнь. Святой Августин обосновывает мысль о том, что земное (светское) государство только тогда имеет право на существование и может быть названо именем государства, если оно признает Бога, служит Господу. По убеждению Августина, всякое земное государство несовершенно. Град Земной — это мир зла и сатаны и приобретает, как сказано в Библии, облик зверя Левиафана — змея страшного, чудовища морского. Град Божий — мир Добра и Бога. «Истинным» бытием верующих является Царство Господне. Августин, оправдывая государство христианское, а не государство вообще, пришел к огосударствлению самого Божьего Града, небесного рая. Теория Августина нацелена на построение Царства Божьего, Града Божьего на земле как модели совершенного государства. Он заложил основы для учения о правомерности (легитимности) борьбы с государством несправедливым и неправедной властью. Средневековый философ Фома Аквинский (1225-1274) в работах «Сумма теологии», «О правлении государей», развивая учение о государстве, также оправдывал вмешательство церкви в дела светской власти. По утверждению Ф. Аквинского, светская власть должна находиться под контролем церкви, подчиняться власти духовной и следовать христианским заповедям. Церковь решает, соответствует ли власть государя Богу, служит ли она божьим предписаниям. Он ярый сторонник теократической идеи поглощения политической власти религиозной. Философ так определяет компетенцию властей: назначение государства заключается в том, чтобы устраивать жизнь земную, телесную. Светской власти принадлежат лишь тела людей, но не их души. Над душами властвует церковь. Фома Аквинский считается основателем теологии как теоретической науки. Некоторые мыслители Средневековья выступали в защиту светского государства и светской власти, против сосредоточения духовной и светской власти в руках церкви. Таким образом, первое крупное разделения власти на политическую и религиозную сопровождалось длительной борьбой. Она не завершилась для многих государств и обществ и ныне. На Западе спор решился в пользу светской власти. К концу Средневековья завершается эволюция взглядов от божественных до человеческих, земных представлений о государстве, власти, соотношении разума и веры в области государственной жизни. Дальнейшее развитие политической мысли происходит наконкретно-историческом фоне эпохи Возрождения (XIV − XVI вв.), которой принято называть исторический период, связанный с разложением феодализма и появлением первых ростков капиталистических отношений. Классиком политической теории эпохи Возрождения по праву считается итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работе «Государь» он обосновал концепцию светского государства. Государство — явление естественное, а не божественное, это плод человеческого разума и опыта. Макиавелли относится к тем политическим мыслителям, которые причины появления государства связывают с несовершенной, эгоистической природой человека. По его мнению, государство есть особый аппарат или механизм, посредством которого можно установить (в том числе и с помощью принуждения) порядок и мир в обществе. Макиавелли разделяет общество и государство. Государство особая, отличная от общества, структура власти. Теоретик сформировал концепцию циклического развития государственных форм. Выделив шесть форм государства, которые периодически сменяют друг друга, он рассматривает три из них (тиранию, олигархию, анархию) как «дурное во всех отношениях», а о трех других (монархии, аристократии, демократии) говорит, что они «хороши сами по себе». Наилучшей формой государства Макиавелли считает смешанную, воплощение которой видит в республике, сочетающей в себе достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Макиавелли поставил свое учение о власти па службу государю. Он излагает механизм властвования. Приводит многообразные методы борьбы за власть, способы удержания власти, использования ее. Дает рекомендации, советы, способные принести практическую пользу властителю: быть мудрым, хитрым и сильным, «притворщиком и лицемером», не быть верным данному слову, малодушных — использовать, честолюбивых — опасаться, подданных — ласкать или уничтожать и т.п. Для государя лучше, если его боятся, чем любят. Религия должна служить интересам государства и правителя. Политический мыслитель изложил свою точку зрения о соотношении морали и политики. Древнегреческие мудрецы были ярыми приверженцами нравственной, моральной политики. По Макиавелли, если политик будет руководствоваться только критериями морали, то его политика может оказаться безрезультатной. Если же политическая цель поставлена во имя и во благо государства, то ее достижение допускает и отступление от моральных норм. В этом случае государь просто обязан действовать в ущерб данному слову, забыв о милосердии, доброте и благочестии. Политический расчет, цель оправдывают средство. Отсюда возникает дилемма итальянца: при исполнении нравственного долга не достигаются политические результаты; при исполнении долга в политике не остается места для морали. Тогда Макиавелли делает следующий вывод: если следование и тому, и другому долгу одновременно невозможно, то неизбежен выбор между ними, и политик, естественно, выбирает политику. Исполнение им политического долга само по себе становится нравственным и этически обоснованным. Подобной точки зрения значительно позже придерживался и английский философ Иеремия Бентам: «То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали». Макиавелли, верно, уловил противоречивую природу политики. Политика, основанная на пренебрежении норм морали, впоследствии стала определяться не совсем точным термином «макиавеллизм». Проблема соотношения политики и морали является одной из самых сложных в политологии, хотя и не относится к неразрешимым. Новое время (XVI--XIX вв.), вместившее в себя переход от феодализма к капитализму, положило начало очередному этапу развития политической науки. Французский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596) в главном сочинении «Шесть книг о государстве» причиной появления государства считает естественную потребность людей жить сообща. Во времена Бодена власть над людьми сочеталась с властью над вещами. Боден разделил власть на отправляемую как суверенитет и отправляемую как собственность. Это большая заслуга мыслителя, так как сосредоточение в одних руках власти и собственности не способствует прогрессу общества. К сожалению, и сегодня в отдельных странах разделительная линия между властью и собственностью почти не проглядывается. До Ж. Бодена суверенитет как право на независимую высшую власть принадлежал исключительно властителю — монарху. Носителем суверенитета Ж. Боден считает государство. Он автор теории государственного суверенитета. По мнению Ж. Бодена, без суверенитета нет и не может быть государства. Теорию суверенитета Ж. Бодена не раз называли «свидетельством о рождении» современного государства. Государство, но мнению Бодена, складывается под влиянием географического фактора. Он сформулировал теорию влияния климата на тип государства, права, нравственный облик, политическое поведение каждого народа, его склонность к тем или иным видам деятельности. Считал также, что человеческое общество прогрессирует. Ж. Боден выступил против разделения властей, отмечал положительную роль абсолютизма и защищал идею наследственной монархии, ограниченной законами. Родоначальником теории о договорном происхождении государства считается английский мыслитель Томас Гоббс (1 588 1679). Появлению государства по Гоббсу предшествовало первобытное или естественное (догосударственное, доправовое) состояние общества, которое он характеризует в своей работе «Левиафан». В естественном состоянии не было ни собственности («природа дала все вещи всем людям»), ни права, ни обязанностей. Люди жили по не писаным законам. Они были основаны на разуме, нравственности и желании их исполнять. Таких естественных законов Гоббс насчитывает двадцать. Последним был закон против пьянства. Вся совокупность естественных законов, указывает Гоббс, может быть сведена к одному общему правилу: «Не делай другому того, чего не желаешь самому себе». Естественные законы, пишет Гоббс, не обладали принудительной силой, не являлись обязательными. Они не в состоянии были гарантировать человеку безопасность. По причине эгоистической природы человека большинство людей было готово в любой момент (исходя из гордости, мести, корыстолюбия, соперничества, жажды славы и т.п.) нарушить веления закона. Положение человека в естественном состоянии, заключает Гоббс, «не может быть ничем иным, как войною всех против всех, и во время этой войны у всех есть право на все, даже на жизнь другого человека». В естественном состоянии «человек человеку — волк». Конец естественному состоянию по Гоббсу наступил тогда, когда забота о самосохранении привела множество людей к осознанию необходимости учредить государство и вручить ему (в лице монарха или совета) свои права, судьбу и власть. Общественный договор означал переход от естественного состояния общества с его естественными законами к гражданскому, т.е. к государственно-организованному правовому существованию. Гоббс считается создателем европейской теории о государстве. Взгляды Гоббса на общество и государство были проникнуты антидемократизмом и авторитаризмом. Он рассматривает государство как единственно возможный институт, способный обуздать человеческие пороки и установить общественный порядок. Гоббс отождествляет государство с насилием, террором и жестокостью. По его мнению, общество, где «человек человеку — волк», где идет «война всех против всех», требует суперсилы, неограниченной власти всемогущего чудовища («пожирающего людей целиком») — Левиафана, имя которому — государство. Лучшей формой государства он считал абсолютную монархию. Все должно быть подчинено государственной власти, контролироваться и регулироваться ею. Власть должна держать всех в страхе и вправе использовать силу и любые средства, какие сочтет нужными для того чтобы заставить подданных подчиняться. Других способов преобразования природного тела в политическое, по мнению Гоббса, нет. В учении Гоббса содержится идея «отчуждения» государства, т.е. вывода его из-под контроля общества и превращения в государство-зверя, государство-монстра, чуждую для граждан деспотическую силу. В работе Гоббса просматривается прообраз будущего тоталитаризма. Многие его последователи и сегодня являются сторонниками доминирования силыи страха в наведении порядка в обществе. Своеобразно трактует Гоббс и понимание свободы. По его мнению, свобода состоит в том, что человек вправе «...делать то, что он хотел бы...», «разрешено все, что не запрещено», т.е. там, где не предписано никаких правил, считает философ, человек свободен действовать или не действовать согласно собственному усмотрению. Однако, если те или иные общественные отношения еще не регулируются законом (закон всегда отстает от жизни), то это не означает права делать все, что захочешь, действовать по принципу «все дозволено». Следует жить по законам, а не по понятиям. В XVI- XVIII вв. в разных районах Европы начали появляться абсолютные монархии. В ряде стран они установили свою власть над церковью, ограничили деятельность парламентов, сохранившихся со времен средневековья. В XVIII в. стало ясно, что величайшую угрозу для подданных несет уже само государство, ничем неограниченная монархическая власть. «Ответом» на это стало наполнение теории о происхождении государства новым содержанием. Выдающимся мыслителем того времени был английский философ Джон Локк (1632-1704). По Локку до возникновения государства отсутствие обязательных для всех законов, органов, которые могли бы решать споры между людьми и наказывать их за преступления, порождало множество конфликтных ситуаций. Особенно часто нарушались естественные права человека на свободу и собственность. В силу этих причин, а также общежительной природы человека (желание жить вместе) люди добровольно договариваются учредить государство. Джон Локк считается родоначальником либерализма, одним из его идеологов. Согласно общественному договору Локка, государственная власть ограничена, имеет свои пределы. Люди отчуждают от себя только какую-то равную для всех долю изначально принадлежавших им свобод и прав (право издавать и исполнять законы, вершить правосудие), оставляя другие основные права и свободы в сфере своей компетенции. Исполнение отчужденных прав осуществлялось в интересах народа и вменялось в обязанность государству. У государства есть правовые обязанности, но нет прав, которыми обладает народ. Важнейшей обязанностью государства являлось обеспечение права каждого на жизнь, свободу и собственность. У Локка государство вообще есть государство услуг, «государство-слуга». Утверждая приоритет человеческой личности, ее прав и свобод, Локк впервые поставил личность выше общества — государства (последние понятия им не различались). Джон Локк является одним из первых теоретиков конституционного государства. В конституционном государстве власть функционирует на основе закона. Законы создаются в интересах народа (правит народ), и нет ничего выше закона (правит закон). Народ — главный источник, носитель и верховный суверен политической власти — вправе отменить или изменить закон. Локк высказал мысль о легитимности государственной власти. Законная власть, утверждает мыслитель, опирается на «согласие тех, кем управляет». Локк в дополнение к идее, разработанной в античной, римской и средневековой теориях о суверенности исполнительной власти, которая делегируется монарху и правительству народом, уже в Новое время высказал мысль о суверенности и законодательной власти, которая делегировалась представителям народа в парламенте самим народом. Народ уполномочивает законодательную власть создавать для него законы, каких требует общее благо. Так возникли идеи представительной демократии, договорных взаимоотношений народа и законодательной и исполнительной властей. Философ высказал мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства. Суть идеи подчинения государства праву состоит в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Высшая власть принадлежит закону. Властвуют не лица, а правовые нормы. Это означало переход общества от управления аппаратом к управлению законом. Приоритет давался праву. По мнению Локка, «осуществление власти мимо права» есть тирания. Данные идеи Локка впоследствии были положены в основу концепции о правовом государстве и гражданском обществе.
Обосновывая систему конституционализма, Локк впервые в Европе высказал мысль о разделении властей. Государственная власть, по его мнению, должна быть распределена между тремя институтами. Право принимать законы возлагалось на представительный орган власти — парламент (законодательная власть). Претворять законы в жизнь, считает философ, подобает монарху и министрам (исполнительная власть). Федеративная (союзная) власть занимается международной политикой. По мнению Локка, государство не является вечным атрибутом общества. XVIII в. положил начало эпохе Просвещения, характеризующейся бурным развитием политико-правовой идеологии. Именно в это время начала оформляться система конституционализма: во Франции и США появились первые конституции. Зачинателями Просвещения во Франции были Вольтер и Монтескье. Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) (1694 1778) выступал против феодально-абсолютистского произвола и религиозного фанатизма. Вольтер является автором отдельных идей и положений просветительской идеологии. Он верил, что разум освободит человека: чем люди просвещеннее, тем они свободнее. Во времена Вольтера из 24 миллионов французов грамотных насчитывалось не более миллиона. Новое состояние общества он связывал с развитием науки и ремесел, овладением гражданами профессиональными знаниями, мечтал о дне, когда управлять обществом будут философы, близко подошел к идее разделения властей. Вольтер выступал за равенство всех людей перед законом и судом, отмену сословных привилегий, наделение индивида широкими демократическими правами и свободами (свободой вероисповедания, печати, слова, собраний, передвижения, правом на судебную защиту и др.). Вольтер — величайший моралист, противник дегуманизации общественных отношений, выступал за возвращение в политику морали, овладение гражданами элементарными нормами нравственности. Прирожденное влечение человека к злу и анархии можно нивелировать, поменяв взгляды людей, воспитав в человеке высокие гражданские чувства. XVIII в. вошел в историю как век Вольтера. С этого времени значение гуманистических начал, человеческих идеалов и ценностей в политических доктринах возрастает. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) впервые на основе материалистического понимания природы и общества обосновал влияние географической среды (климата, почвы, рельефа местности, величины территории) на общество, государство и право, политическое поведение людей. Это явилось предтечей геополитики. По убеждению философа, источниками социальной борьбы в обществе является противоположность имущественных интересов людей. Монтескье высказал мысль о способах сохранения единства больших по размеру стран: небольшим государствам подобает быть республиками, средней величины — монархиями, обширным — деспотиями. Продолжая разработку идей либерализма, начатую Дж. Локком, Монтескье сводит функции государства к поддержанию порядка и охране свободы и имущества граждан. Он культивировал идею верховенства закона, обязательности его для всех, всеобщего правового равенства людей. «Народ... с одной стороны, — монарх, с другой же, — он является подданным», «или все должны управлять каждым, или каждый всеми». Монтескье утверждал, что политика не может выступать вне морали и закона. Он так же, как и Дж. Локк, стоял у истоков развития учения о правовом государстве и гражданском обществе. Монтескье — автор авторитетнейшего в XVIII в. труда «О духе законов», в котором дана характеристика трем основным типам правления: монархии, деспотии, республике. Республика у него выступает в двух формах — аристократической и демократической. Лучшей формой правления, по мнению, Монтескье, является аристократическая республика власть монарха, уравновешенная конституцией и правлением лучших представителей народа. Философ обозначил важнейшие социально-политические и морально-психологические границы свободы. В отличие от Гоббса у Монтескье «свобода есть право делать все, что дозволено законами», а не то, что хочется. Все должны действовать в рамках закона, и никто не может быть принужден делать то, к чему его не обязывает закон. Он перестраивает фразу Гоббса следующим образом: «все, что не воспрещено законом, то дозволено, запрещено все, что не разрешено законом». Этот гуманистический постулат Монтескье навечно закреплен в статье 5 Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Монтескье является родоначальником европейской классической теории разделения властей. Философ делит государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Эти три власти должны обладать необходимой самостоятельностью, независимостью друг от друга, активно взаимодействовать, дополнять, сдерживать и. уравновешивать друг друга. Равновесие между властями обеспечивается у Монтескье специально созданной системой «сдержек и противовесов». Теория разделения властей Локка и Монтескье стала доктринальной основой ряда конституционных актов США, Франции и других стран. Просветитель впервые проанализировал проблему, с которой сталкиваются специалисты и политики при разработке конституции: с одной стороны, как установить сильную и эффективную власть, способную управлять, с другой – сохранить широкие демократические права и свободы граждан; как совместить демократию и свободы, определить допустимую степень и характер государственного вмешательства в частную жизнь индивида. Эта проблема и сегодня возникает при разработке всех конституционных законов. Идея цивилизованных отношений между обществом, государством и личностью на долгие годы увлекла представителей политической мысли. Свой вклад в ее разработку внесли Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель. Французский политический философ Жан Жак Руссо (1712 – 1778) в своих знаменитых книгах «рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» и «Об общественном договоре» дает наиболее демократическое и революционное толкование теории общественного договора. Он указывает на противоречивый характер исторического развития. Согласно Руссо, имущественное неравенство породило политическое. После приватизации собственности последовала приватизация власти. С возникновением государства, заключает великий француз, имущественное неравенство дополнилось политическим. Власть над вещами стала сочетаться с властью над людьми. Он призывает: «Назад, к природе!», настаивает на праве народа вернуть себе и свободу, и собственность. Свергнув деспотов, народ, по мнению Руссо, заключают подлинный общественный договор, отвечающий воле всего народа, и уже на более высокой ступени возвратятся к равенству и свободе. Общественный договор Руссо (в отличие от Гоббса) – это образец не силового, а диалогически демократического способа самоорганизации общества. Носителем суверенитета у Руссо является не властитель или государство, а сам народ. На смену божественному суверенитету цезарей и государства пришел народный суверенитет. Концепция суверенитета Руссо исходит из принадлежности всей власти народу, осуществления власти в интересах народа и самим народом. Руссо - сторонник непосредственной демократии, прямого правления народа и противник представительных институтов. У него и законодательная власть осуществляется самим народом. В больших государствах по объективным условиям это неосуществимо. Другим важным вкладом мыслителя в политическую теорию является его концепция всеобщей воли — выражение того, чего требует общественная польза. По Руссо сущностью общей воли является не единогласие всех членов общества, достижение которого в принципе невозможно, а участие всех в голосовании. Общая воля определяется через референдум, который большинством голосов сводит все воли граждан в единую волю. Всеобщая воля отражает интересы всех людей (народ никогда не ошибается), и она становится законом для всех. Добровольное, сознательное подчинение закону, установленному людьми, и есть свобода, утверждает Руссо. Это не индивидуальная (так как мнение меньшинства или отдельной личности не учитывается), а коллективная свобода, согласование свободы (голосования) и повиновения (общей воли). Он согласен с Аристотелем и Монтескье, что народ - это и властитель, и подданный одновременно. Руссо видел четкое различие гражданина и человека. Признавал гражданином только того, у кого «общественные (государственные) дела берут верх над личными». Если для Локка самая большая ценность - это личность, то для Руссо — государство. Руссо — ярый сторонник политического равенства и равенства всех перед законом. Как и Монтескье, он пытается решить проблему подчинения человека государственной власти и одновременно сохранения им личной свободы. Философ выступает против поляризации богатства и нищеты. Уже в XVIII в. Руссо поставил вопрос о легитимности принимаемых законов, которая обусловлена волеизъявлением народа. Правительство по Руссо остается легитимным лишь в том случае, если оно не превышает полномочий, делегированных ему народом, и строго выполняет его законы. Ж.Ж. Руссо, как и Ж. Боден и Ш. Монт
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.016 с.) |